Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы»




Скачать 170.11 Kb.
НазваниеРабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы»
Дата публикации18.09.2013
Размер170.11 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»
Рабочая программа

по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство
«ХУДОЖНИКИ - УМЕЛЬЦЫ»

Составитель программы

Голубева Ирина Александровна

воспитатель МБДОУ детский

сад «Тополёк»

Мамонтовский район


с. Костин Лог

2011 год


Пояснительная записка

Рабочая программа «^ «ХУДОЖНИКИ - УМЕЛЬЦЫ»- это комплексная программа по ознакомление детей с народными промыслами России, является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
^ Цель программы:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное

декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

  • Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;

  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.


Направления работы:

  1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.

  2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.



Индивидуальная работа с детьми:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.

  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.
^ Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

^ Этапы работы:

Образовательный процесс делится на два этапа:

I этапПодготовительный.

Задачи:

  • Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

  • Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

  • Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

  • Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.



^ Тематическое планирование


№ п/п

Тема


^ Нетрадицион-ная техника

Содержание

Октябрь

1

Путешествие по народным промыслам

Экскурсия в Русскую горенку детского сада.



Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

2

«Знакомство с нетрадиционными техниками изображения».




Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.

3

Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

4

Рисование + конструирование.

«Барышни-франтихи».

Рисование тычком, ватными палочками.

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

Ноябрь


5

Рисование + конструировании.

«Изготовим дымковских артистов для настольного театра»

(коллективная работа).

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки».

6

Филимоновские свистульки.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Ватные палочки, перышко.

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

7

Лепка «Филимоновские олени и коровки»




Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.



8

Рисование «Филимоновский табунок».

Ватные палочки, перышко

Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Декабрь


9

Каргопольские легенды.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

10

Лепка

«Волшебная Птица-Сирин».





Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).


11

Рисование

«Сказочная птица».

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

12

Золотая Хохлома.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Ватные палочки, «тычки».

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.



Январь


13

Рисование

«Шарфики для козлят»

Ватные палочки, «тычки».

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

14

Рисование

«Украсим теремок для зверей»

(коллективная работа).

Ватные палочки, «тычки».

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

15

Веселый Городец.

Рассказ об истории промысла.

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Рисование пальчиками, «тычком»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

16

Рисование

«Сарафан для Матрешки»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Февраль


17

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

18

Сине-белое чудо Гжели.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.




Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

19

Лепка «Гжельские фигурки».


Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

20

Рисование «Роспись фигурок».

Ватные палочки, «тычки».

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Март


21

Русская матрешка.

Экскурсия в мини-музей детского сада.




Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

22

Лепка «Все они матрёшеньки,

все они милашеньки...»

Ватные палочки, «тычки».

Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

23

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками.

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

24

Павлово-Посадские платки и шали.

Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.




Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Апрель


25

Рисование

«Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа).

Батик холодный, «тычки».

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика.


26

Народные промыслы родного края.




Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.


27

Рисование «Украшение орнаментом одежды».

Штампы, печатки.

Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.


28

Рисование

«Украшаем сумочку узором»

Цветной клей.

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей.



^ Работа с родителями.

-индивидуальные консультации;

-беседы и рекомендации;

- папки-раскладки, информационные стенды;

- показ открытых занятий;

-выпуск газеты «Сделай сам»;

-семинары-практикумы;

-выставки детского творчества;

- анкетирование по вопросам художественного развития детей.
^ Предполагаемый результат:

  • Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

  • Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;

  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

  • Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.


^ Формой подведения итогов:

участие детей в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду, в создании Больших книг «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка».

^ Мониторинг результативности реализации программы


  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

  • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

  • Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

  • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

  • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

  • Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;

  • Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.


  • Способность рисования по замыслу;

  • Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

  • Отсутствие изобразительных штампов;

  • Уровень воображения, фантазии;

  • Использование в работе разных способов лепки.



Методическое обеспечение


  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

  2. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.

  3. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. Изд-во Художник РСФСР 1975.

  5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

  6. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

  7. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

  10. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.

  11. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

  12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

Похожие:

Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconПлан Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры...
Формы и методы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» icon«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»
Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconПроект «Акция. Ребенок и Взрослый» для детей старшего дошкольного...
Включение детей дошкольного возраста в совместную общественно- полезную деятельность через организацию и проведение акций
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconПояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное...
Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному...
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconПоложение о проведении викторины «Хочу все знать!» среди детей старшего дошкольного возраста
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения окружной викторины среди детей старшего дошкольного возраста мдоу...
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconРабочая программа По изобразительному искусству 5-9 класс
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных...
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconРабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) №8 муниципального...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconРабочая программа педагога
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,...
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» iconМетодическая разработка Тема: «Организация работы с родителями по...
Организация работы по системе сотрудничества доу с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Рабочая программа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «художники умельцы» icon«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»...
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница