Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры»




Скачать 224,31 Kb.
НазваниеРабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры»
Дата публикации14.09.2013
Размер224,31 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ставровская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

«Утверждаю» Рекомендовано

Директор МОУ Ставровской средней рабочей группой по введению ФГОСТ

общеобразовательной школы Собинского протокол №____

района от «_____» __________2010 года

__________________ Никишина Л.А.

Приказ №_____ от «___» _______2010г.

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

кружка

« Путешествие в мир народной культуры»

(духовно-нравственное направление)


Срок реализации программы: 4 года

Программа рассчитана на детей 7-11лет

Автор: Сироткина Л.И., учитель

начальных классов

п. Ставрово

2010 год

«Мир русской народной культуры».
Пояснительная записка.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
Обоснование выбора изучения народной культуры.
Этот выбор сделан не случайно:
1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:
— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
— сплочение коллектива;
— органичное включение родителей в воспитательный процесс;
— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

^ Цель дополнительной образовательной программы:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
^ Задачи дополнительной образовательной программы:
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
— воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
— создание условий для формирования коллектива и развития личности в нём
.Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей 7-10 лет, на 4 года. В течение их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём.


^ Учебно – тематический план.


Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Природа

6 ч.(3 ч.теория,

3 ч.практика)



3 ч.( 2ч т.,1 ч.п.)

4 ч. ( 2ч.т.,2ч.п.)

4 ч.( 2ч.т.,2ч.п.)



Семья

5 ч. ( 2ч.т.,3ч.п.)

2 ч.(1ч. т., 1ч.)

7 ч.(3ч.т.,4ч.)

5 ч.(3ч.т.,2ч.)

Народные праздники

14 ч.(6ч.т.,8ч.)

7ч.(3ч.т.,4ч.ч.)

4 ч.(1ч.,3ч.)

1 ч.(1ч.)

Народные игры

4 ч. ( 4ч.пр.)

6 ч.(6ч.пр.)

5 ч.(5ч.пр.)

1 ч. (1ч.)

Народные ремёсла, игрушки.

3 ч. (1ч.т.,2ч.п.)

7 ч. (2ч.т.,5п.)

7 ч.(3ч т.,4ч.п.)

6 ч.(2ч.т.,4ч.)

Русский фольклор

2 ч.( 2ч.пр.)

9 ч.( 2ч.т..7п.)

7 ч.(2ч.т.,5ч.п.)

5 ч.(2ч.т.,3ч.п.)

Историческое прошлое нашего народа










12 ч.

(6ч.т.,6ч.п.)

Всего 34 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч.

Первый год обучения
Сюжет года «Где жить – тем и слыть»
1-й раздел. В гостях у матушки-Природы.
1. «О чём рассказала рябинка». 3 часа
Знакомство с задачами объединения, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. (Вводное занятие: «Человек и природа»). Прогулка по микрорайону. Ищем приметы осени в природе, собираем листья и рябину. Рисуем осенний парк.
Практическая работа : сбор осенних листьев, плодов, семян; рисование.

Форма занятий: рассказ, беседа, экскурсия, выставка рисунков.

Вид деятельности: познавательная, художественно-творческая.
2. «Тётушка Акулина рассказывает…» 2 час.
Собираем с родителями пословицы, приметы об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.

Практическая работа: сбор материала, изготовление самодельных книжек.

Форма занятий: беседа, работа в группах.

Вид деятельности: познавательная, трудовая, проблемно-ценностное общение.
3. «Весёлая карусель». 3 часа.
Мастерим поделки из природного материала. Учим и играем в старинные детские игры.

Практическая работа: изготовление поделок, игры.

Форма занятий: работа в группе, самостоятельная работа, игра.

Вид деятельности: игровая, трудовая, проблемно-ценностное общение.
4. Ключевое дело: «Что осенью соберёшь, с тем и зиму проживёшь». 2 час.

Праздник . Варианты: «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей».

Практическая работа: заучивание наизусть, изготовление поделок.

Форма работы: беседа, праздник.

Вид деятельности: трудовая, досугово-развлекательная.
5. «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник – 12 ноября.) 3 час.
Развешиваем кормушки для птиц, собираем ранее заготовленный для них корм. Подводим итоги, получаем задание на зимний период.

Практическая работа: изготовление кормушек.

Форма работы: коллективная, групповая.

Вид деятельности: познавательная, трудовая, проблемно-ценностное общение.

2-й раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники».
1. Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика. 3 часа.
Совместно с библиотекой читаем сказки о животных (разных народов), сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. Лепим фигурки животных для рождественского стола.

Практическая работа: чтение книг, заучивание наизусть, лепка.

Форма работы: беседа, экскурсия, коллективное дело.

Вид деятельности: познавательная, худож.творчество, игровая.

2. Народный праздник «Коляда». Зимние святки. 3часа.
Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей). Готовим вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участвуем в рождественской ярмарке.
Практическая работа: учим наизусть, изготовление масок, костюмов, украшений.

Форма работы: Рассказ, беседа, работа в группе.

Вид деятельности: познавательная, худож.творчество, проблемно-ценностное общение, трудовая.
3. Ключевое дело: «Пришла Коляда». 1 час.

Разыгрываем обряд колядования (колядуем в школе, у соседей, у одноклассников).
Практическая работа : чтение стихов, пение колядок.

Форма работы: праздник

Вид деятельности: досугово-развлекательная.
3-й раздел. Тепло домашнего очага.
1. «Человек без роду – что дерево, без корней». 2час.
Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.

Практическая работа: беседа, сбор материала об истории рода.

Форма работы: поисковая.

Вид деятельности: познавательная.

2. «Семейный сад». Выставка в классе.1 час.
Представляем своё дерево рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

Практическая работа : подготовка выставки.

Форма работы: выставка, рассказ

Вид деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая..
3. «Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.3час.
Строим горку, катаемся на санках с горы, лепим снежную крепость и «берём её». Подводим итоги этого этапа игры, получаем задание на следующий этап.
Практическая работа: катание с горок, лепка из снега.

Форма работы: игровая.

Вид деятельности: игровая.
4-й раздел. Сокровища бабушкиного короба.
1. Мастера и умельцы. 2час.
Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о разных народных промыслах России.
Практическая работа: поиск пословиц о труде.

Форма работы: рассказ, беседа, поисковая.

Вид деятельности: познавательная, игровая.

2. Город мастеров. 3 час.
Учимся рукоделию, готовимся к выставке.
Практическая работа: лепка, аппликация.

Форма работы: самостоятельная.

Вид деятельности: худож.творчество, трудовая.

3. Ключевое дело: «Мамин праздник».2час

Подготовка к празднику. Проведение праздника.
Практическая работа: подготовка стихов, пословиц, поговорок. Изготовление подарков.

Форма работа: поисковая, праздник.

Вид деятельности: худож.творчество, досугово-развлекательная.
4. Богатство земли Владимирской.2 час.
Отправляемся на экскурсию в музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.
Практическая работа: подготовка сообщения.

Форма работы: экскурсия.

Вид деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.


Второй год обучения

Сюжет года «Вслед за солнышком живём»
1-й раздел. Осень.
1. «Мир глазами наших предков». .1 час.
Знакомимся с понятием народной культуры, с тем, что предстоит сделать.

Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.

Практическая работа: игры наших предков.

Форма работы: рассказ, беседа.

Вид деятельности: познавательная, игровая.

.

2. Спортивный праздник. 2 час.
Русские народные игры, состязания, забавы.

Практическая работа: игра.

Форма работы: игровая.

Вид деятельности: познавательная, игровая.

3. «Осенние вечёрки». Осенний праздник. 3 час.
Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование на осенних вечёрках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины», «Капустки», «Покров» и др.

Практическая работа: подготовка к празднику, изготовление элементов народного костюма,

атрибутов праздника.

Форма работы: поисковая, практическая.

Вид деятельности: познавательная, трудовая, худож.творчество.
4. «Тётушка Арина рассказывает». 2 час.
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут они о жизни людей в далёком прошлом?

Практическая работа: подбор материал.

Форма работы: заучивание наизусть, театрализация.

5. Мастерская детских народных игрушек. 3 час.
Знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки к выставке.

Практическая работа: изготовление игрушек.

Форма работы: Беседа, выставка.
6. «У медведя во бору». Игротека. 3 час.

Разучивание старинных детских игр.

Практическая работа: разучивание игр, использование их на переменах.

Форма работы: игра.
7. Ключевое дело: «У Козы-Дерезы».1 час.
Конкурс «Русские народные игрушки».

Практическая работа: изготовление игрушек.

Форма работы: конкурс.

2-й раздел. Зима.
1. «Здравствуй, Зимушка-Зима». Школьный праздник. 1 час.
Подведение итогов осеннего путешествия. Рассказываем и показываем, чему научились. Встречаем зиму. Получаем задание для зимнего путешествия.

Практическая работа: показ игр поделок.

Форма работы: рассказ, беседа.
2. «В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам. 1 час.
Организуется в библиотеке. Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков?

Практическая работа: чтение сказок.

Форма работы: викторина.
3. «Праздник сказок». 1 час.
Встречаемся с героями сказок. Отвечаем на их вопросы. Помогаем разобраться в трудных ситуациях.

Практическая работа: ответы на вопросы, рассуждения.

Форма работы: праздник_ встреча с героями сказок.
4. «Готовимся к зимним святкам». 2 час.
Знакомимся с праздником. Разучиваем колядки.

Практическая работа: заучивание наизусть.

Форма работы: беседа, рассказ.
5. «Мастерская Деда Мороза». 3 час.
Готовим украшения, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки.

Практическая работа: изготовление украшений, подарков.

Форма работы: коллективная.
6. Ключевое дело: «Зимние святки». 1 час.

Практическая работа: проведение праздника « Зимние святки»

Форма работы: праздник.
7. Готовимся к Масленице. 3 час.
Разучиваем масленичные песни, приговоры.
Конкурс фигур из снега.
«Богатырская застава» - спортивные состязания.
Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях.
«Ой, блины, блины, блины…» – дегустация.
Приносим приготовленные совместно с родителями блины и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов.

Практическая работа: разучивание наизусть, лепка из снега, угощение блинами.

Форма работы: состязание, игра, беседа, рассказ, дегустация.
8. Ключевое дело: «Прощай, Масленица». Праздник.1 час.

Практическая работа: проведение праздника.

Форма работы: праздник.

3-й раздел. Весна.
1. «Великий пост всем прижмёт хвост».2 час.
Уроки и обычаи Великого поста.

Практическая работа: подборка блюд на Великий пост.

Форма работы: беседа.
2. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная. 2 час.
Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. Разучиваем весенние заклички.

Практическая работа: прослушивание муз.произведений, пение песен, разучивание закличек.

Форма работы:
3. Ключевое дело в классе: «Встреча Весны». 2 час.
«Печём» жаворонков. Поём заклички для весны. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну.

Практическая работа: лепка, пение, украшение деревьев.

Форма работы: игра.
4. «Что было, что будет». Подведение итогов. 1 час.

Форма работы: беседа.
5. Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!» 1 час.
Зелёные святки.

Практическая работа: подготовка и проведение праздника.

Форма работы: праздник.


Третий год обучения
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела»
1-й раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир.
1. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. 2 час.
Знакомство с содержанием работы на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем.

Практическая работа: подбор пословиц и поговорок.

Форма работы: игра-викторина.
2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство». 2 час.
Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика

Практическая работа: изготовление магических украшений.

Форма работы: беседа, рассказ.
3. «Волшебный мир ремёсел». Праздник.1 час.
Практическая работа: подготовка к празднику.

Форма работы: праздник.
4. Мастерская народных ремёсел. 3 час.
Знакомимся с народными ремёслами. Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов.

Практическая работа: изготовление и роспись поделок.

Форма работы: беседа, экскурсия в музей.
5. «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай». 2 час.
Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.

Практическая работа: знакомство со старинными обрядами.

Форма работы: рассказ, беседа.
6. «Обряды и обычаи». 2 час.
Подготовка театрализованного представления на заданную тему.

Практическая работа: инсценирование старинных обрядов.

Форма работы: инсценировка.
7. «Балаган». Театрализованное представление. 1 час.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

Практическая работа: инсценирование старинных обрядов.

Форма работы: театрализованное представление.
8. Ключевое дело: «Рождественская ярмарка-выставка».1 час

Практическая работа: подготовка и проведение ярмарки-выставки.

Форма работы: ярмарка-выставка.
2-й раздел. Весна.


  1. Встречаем весну.2час.

Весенние заклички. Народные приметы, обычаи.

Практическая работа: разучивание весенних закличек, знакомство с народными приметами, обычаями.

Форма работы: беседа, игры.
2.« Милости просим, птицы».2час.

Народные праздники и связанные с ними обычаи.

Практическая работа: подготовка праздника.

Форма работы: беседа, праздник.
3.Праздник птиц.1 час.

Изготавливаем и развешиваем скворечники.

Практическая работа: изготовление скворечников.

Форма работы: праздник.
3-й раздел. Жизнь человека в доме и мире.
1.«Шурин, брат, сват…». 2 час.
Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.

Практическая работа: подготовить рассказ о семье.

Форма работы: беседа, поиск.
2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». Уроки этической грамматики.1 час.
Внутренний строй большой семьи. Место в нём каждого.

Практическая работа: рисование на тему « Семья».

Форма работы: самостоятельная.
3. «Семейно-бытовые обряды». Урок этической грамматики. 2 час.
Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

Практическая работа: подготовить рассказ о семейных традициях.

Форма работы: поисковая.
4. «В гостях у скоморохов». Игротека.3 час.
Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим задания к празднику-хороводу.

Практическая работа: разучивание песен.

Форма работы: коллективная.
5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Праздник-хоровод.1 час.
Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

Практическая работа: хороводные игры.

Форма работы: праздник-хоровод.

6. Готовимся к фольклорному фестивалю. 4 час.
Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление.

Практическая работа: разучивание песен, игр.

Форма работы: фестиваль.
8. Фольклорный фестиваль.1 час.
Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.

Подведение итогов года.

Практическая работа: пение песен, исполнение танцев, инсценировка сказок.

Форма работы: фестиваль, конкурс.

Четвёртый год обучения
Сюжет года «Живи для людей, поживут люди для тебя»
1-й раздел. Многообразие культуры России и культура края.
1. «Где жить, тем и слыть». 3 часа.
Знакомство с содержанием работы на этот год.
Заглянем в историю посёлка Ставрово. Вспомним имена известных людей.

Экскурсии в школьный и поселковый музеи.

Практическая работа: узнать какие знаменитые люди живут или жили по-соседству.

Форма работы: поиск, экскурсия, рассказ.
2. «Ума палата». Экскурсия в музей, библиотеку. 3 часа.
Знакомимся с костюмом своего края.

Практическая работа: найти изображения народного костюма Владимирской губернии.

Форма работы: поиск, экскурсия.
3. «Мастерская Марьи-искусницы». 3 часа.
Готовимся к выставке-конкурсу на лучшую модель русского народного костюма. Это может быть эскиз – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма.
Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма.

Практическая работа: изготовление народного костюма, книжки-малышки.

Форма работы :выставка- конкурс.
4. Викторина знатоков народного костюма. 3 час.
Группы представляют свои работы, организуется выставка моделей в классе. Проводится викторина. (Загадки, ребусы, кроссворды, Поле чудес и т.д.).

Практическая работа: организация выставки.

Форма работы: викторина, выставка.
5. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.3 час.
Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).

Практическая работа: прослушивание песен, былин, знакомство с разными жанрами песенного искусства.

Форма работы: беседа, рассказ.


  1. «Русский народный костюм». Выставка-конкурс. 1 час.

Практическая работа: подготовка костюма.

Форма работы: выставка-конкурс.

2-й раздел. «Не продажное, а заветное».
1. «Моя семья». Клуб интересных встреч. 1 час.
Организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества».

Практическая работа: подготовка к встрече с родителями.

Форма работы: клуб интересных встреч.
2. Творческая мастерская. 2 часа.
Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д. Тема: «Моя семья в истории страны».

Практическая работа: подготовка фото, рисунков, сочинений, рассказов.

Форма работы: презентация своей работы.
3. «Родословное дерево». Выставка работ. 1 час.

Практическая работа: подготовка выставки.

Форма работы: выставка.


  1. «Праздник семьи». 1 час.

Практическая работа: проведение праздника семьи.

Форма работы: праздник.
3-й раздел. «Откуда Русская земля стала есть…»
1. Заочное путешествие по русским городам. 5 час.
Москва, Новгород и др. Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.

Практическая работа: подготовка материала о городах.

Форма работы: по группам.
2.«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал. 2 час.

.

Ключевое дело в классе. Группы представляют работу.

Практическая работа: подготовка к устному журналу.

Форма работы: устный журнал.
3. Путешествие по городу Владимиру.3 час.

( Заочное путешествие – 1 час, экскурсии – 2 час.)

Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.

Практическая работа: знакомство с неизвестным городом Владимиром.

Форма работы: экскурсии, беседа, рассказ.
4. Ключевое дело: «Колесо истории». Театрализованная игра-викторина. 1 час.

Практическая работа: подготовка к игре.

Форма работы: игра.
5.Подведение итогов работы «Что было, то видели, что будет – увидим». 1 час.

Практическая работа: подготовить собранный материал.

Форма работы: беседа, рассказ, презентация.

^ Предполагаемые результаты

Результаты 1 уровня: приобретение школьниками знаний о родной природе, обычаях, праздниках русского народа. Знакомство с русским фольклором, народными играми.

Результаты 2 уровня: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду.

Результаты 3 уровня : школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, охраны памятников культуры, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде.

Эффективность игры-путешествия оценивается по следующим критериям:
— знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
— охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;
— развитие личности учащихся;
— удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;
— нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры);
— степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.

^ Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • метод наблюдений за изменениями в природе;

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, прослушивание музыкальных произведений.);

  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают игры, экскурсии, практическая работа по изготовлению различных поделок, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей.

Большинство заданий и действий выполняется коллективно, в группах, в паре. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Литература:

  1. Низова Г.Ю. Наши праздники. Изд-во Макарьев-Решемский монастырь 2001г.

  2. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. Изд-во Азбука 1998г.

  3. Елизарова Е.М., Калейдоскоп увлекательных мероприятий. Изд-во Учитель 2008г.

  4. Лысаков В.Г. 1000 загадок. Изд-во Сталкер 2006г.

  5. Лалакин Н.Д. На собинских берегах Клязьмы. Изд-во СЛОВО 2005г.

  6. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Изд-во Отчий дом 2004г.

  7. Шевченко Л.Л. Православная культура. Книга первая. Издат.Совет Русской Православной Церкви 2004г.

  8. Шевченко Л.Л. Православная культура. Книга вторая. Издат.Совет Русской Православной Церкви 2004г.

Похожие:

Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа внеурочной деятельности кружка «Наш край»

Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconПрограмма «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших...
...
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (гражданско- правовое направление)
Рабочая программа кружка составлена на основе программы Бобкова Н. Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению...
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка»
Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы Л. В. Петленко, В. Ю. Романова «Удивительный мир слов»,...
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа Волохатюк Людмилы Викторовны, учителя начальных...
Рабочая программа курса «Развивайка» составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О. Холодовой, /...
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа внеурочной деятельности (культурно-познавательное...
Программа кружка "Клуб юного читателя является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление...
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш дом»
Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века
Рабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры» iconРабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе для кружка «Истоки» Программу
Российской Федерации, малой Родине, историей создания и назначением Вооружённых Сил Российской Федерации на современном этапе, сюжетно-ролевых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница