«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев)




Скачать 221,59 Kb.
Название«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев)
Дата публикации14.09.2013
Размер221,59 Kb.
ТипКлассный час
pochit.ru > Культура > Классный час
Личностно-ориентированный классный час: характерные черты, технология подготовки и проведения

 

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной  работы, как классный час. С этой целью обратимся к публикациям известных ученых и выпишем из них определения этого понятия. В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:

1.     «Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И. Болдырев).

2.     «Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич).

3.     «Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия» (Е.В. Титова).

4.     «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным» (Л.И.Маленкова).

5.     «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П. Созонов).

6.     «Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» (Л.В. Байбородова).

К перечню определений ученых можно добавить еще одно – обобщенный вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство из них под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Исходя из названных и других определений классного часа, мы постарались выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:

-         во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

-         во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

-         в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет не только общие, но и отличительные черты;

-         в-четвертых, это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Не случайно такие ученые, как Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, В.П. Созонов, называют эту форму воспитательной работы часом классного руководителя.

Перечисленные сущностные характеристики стали для нас основой при разработке своего варианта определения понятия «классный час». Итак, мы полагаем, что классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1)    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2)    усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3)    формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4)    содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5)    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Получение ответа на эти вопросы позволяет педагогу более уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно-ориентированного классного часа. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением четвертой задачи, т.е. с содействием становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей. Конечно, деятельность по подготовке и проведению такого классного часа может быть направлена на достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с решением задачи-доминанты по развитию субъектности, индивидуальности и креативности ребенка.

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический компоненты классного часа. В ходе опытно-экспериментальной работы мы попытались выявить отличительные черты личностно-ориентированного классного часа. Они представляются очевидными, если сравнить данный вид классного часа с традиционным (табл. 1).

таблица  1.

 

^ Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

 

Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности

Содержательный

Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся



Организационно-деятельностный

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения

Оценочно-аналитический

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

 

После описания основных компонентов личностно-ориентированного классного часа целесообразно начать разговор о технологических аспектах его организации.

Сначала в алгоритме совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

 

1)    составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2)    уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3)    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

4)    индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5)    составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6)    проведение классного часа;

7)    анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

 

Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.

Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на существующие в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса. Например, учитель школы-лаборатории № 18 г. Пскова Т.А. Федорова, проводящая учебно-воспитательную работу с учащимися коррекционного класса, составила в дневнике классного руководителя следующую таблицу:

 

Поле поддержки индивидуального развития  учащихся

Ф.И.О.

Основные проблемы учащихся

Формы, приемы и метод







Поле поддержки индивидуального развития  учащихся

Ф.И.О.

Основные проблемы учащихся

Формы, приемы и методы коррекционной работы

Наблюдаемые изменения

учебные

личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта потенциальных возможностей учащихся

 

Имя учащегося

^ Особенности формирования потенциалов личности

Индиви-дуальная работа

Познава-тельный

Ценност-ный

Коммуни-кативный

Эстети-ческий

Физичес-кий




 

 

 

 

 

 

 

 

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

1.     Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:

Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?

На кокой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?

Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2.     Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Самая главная проблема в нашем классе – это …

Больше всего меня волнует проблема …

Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как …

3.     Составление цветограммы «Почва». На классной доске мелками зеленого, желтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхний (зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую очередь; в средний (желтый) – то, что следует обсудить во вторую очередь; в нижний (красный) – то, что можно обсудить еще позже.

4.     Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

5.     Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.

6.     Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и использует ее при составлении тематики классных часов.

1.     Методика «Памятник проблеме века». Творческим группам школьников предлагается определить самую острую проблему жизни классного сообщества и
«соорудить» посвященную ей живую скульптурную композицию

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй шаг – уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью применения методик экспресс-опроса учащихся.

На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика, которую псковские педагоги члены творческой группы назвали «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т.п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой или «кучи малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.

Третий шаг – выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. Разработанная известным советским ученым И.П.Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными – в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и способов организации коллективной деятельности и общения. В школах – экспериментальных площадках первые личностно-ориентированные классные часы проходили в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, литературной гостиной, диагностической игры. Наиболее часто ион проводились в учебных кабинетах, значительно реже местом их проведения становились лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор, краеведческий музей. Будет уместным заметит, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступали следующие целевые ориентиры:

-         содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

-         побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

-         выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

-         содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

-         способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Например, в подготовительной работе к классному часу «Мир моих увлечений. Я – филателист» сочетались приемы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности. Успешное проведение этого классного часа во многом зависело, с одной стороны, от того, насколько Сергей К., увлекающийся филателией, сможет подготовить интересное представление своего хобби и коллекции почтовых марок о спорте, а с другой – от того, насколько умело и творчески сумеют разработать и воплотить свой замысел творческие группы учащихся «Викторина», «Реклама», «Сюрприз». Первой группе предстояло организовать викторину об отечественных достижениях и героях спорта, изображенных на марках, второй группе – предложить несколько вариантов участия одноклассников в рекламных роликах (паузах) о филателии и спорте, а третьей – пригласить на классный час руководителя клуба филателистов из городского Дома детского творчества. Разумеется, что не остается без дела и классный руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.

Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Выступая категорически против  классного часа как формы воплощения монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний учащимися своего личного мнения, мы считаем неприемлемым и спонтанно-стихийный вариант организации классного часа, проводимого без какой-либо подготовительной работы.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1.     Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2.     Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3.     В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4.     Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5.     Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. На наш взгляд, в сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

Шестой шаг – проведение классного часа. Во вступительной его части классному руководителю важно обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию. Для этого в начале классного часа и на последующих его этапах необходимо использовать приемы и методы актуализации («вызова») субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения.

Главное назначение основной части – это создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести мини-конкурсы с творческими заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития школьников. Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании. Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся. Опытный учитель начальных классов Л.А. Павлова из Покровской средней школы при проведении классного часа – диагностической игры «Путешествие по лабиринтам памяти» пять раз создавала для своих воспитанников ситуации выбора. Например, чтобы выйти из «Тупика крепких рук и быстрых ног», учащийся мог выбрать игровые задания различного уровня сложности:

а) самое трудное задание – вспомнить правила игры, которую в прошлом учебном году организовали учащиеся класса для дошкольников, - и провести ее со зрителями (задание находилось в красном конверте, оценка его выполнения – 5 очков);

б) задание немного проще – вспомнить упражнения для формирования правильной осанки и разучить их со зрителями (оно находилось в желтом конверте, оценка – 4 очка);

в) самое легкое задание – сделать 10 отжиманий в упоре лежа (оно находилось в зеленом конверте, оценка – 3 очка).

^ Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности  и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий. В этой связи представляет интерес педагогический прием, используемый заслуженным учителем России В.Н. Щербаковой. За 2-3 минуты до окончания классного часа она предлагает ученикам определить задание самому себе. Данный прием направлен на получение эффекта последействия классного часа, на стимулирование индивидуальной деятельности детей по самообразования и самовоспитанию.

Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют различные схемы, формы, методы и приемы анализа и оценки эффективности классного часа и проведенной работы по его организации. Творческая группа псковских педагогов (руководитель М.А. Александрова) решила пополнить арсенал аналитических средств и разработала критериальный аппарат, специально предназначенный для выявления результативности личностно-ориентированного классного часа. В качестве эпиграфа к своей методической разработке члены группы избрали слова А.С. Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Такой эпиграф подобран не случайно, ведь содержание разработанных критериев эффективности классного часа они постарались раскрыть посредством афоризмов, пословиц и поговорок, известных поэтических строк (табл. 2).

Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи-принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа

 

^ Перечень критериев

Содержательная характеристика критериев

Пословицы и поговорки

Афоризмы

^ Поэтические мысли

1. Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

Мой стакан невелик, но пью из своего стакана (Альфред де Мюссе)

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею … (Ю. Левитанский)

2. Комфортность, благоприятный психологический климат

Тот дом богат, в котором лад

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо» (Н.А. Добролюбов)

Великолепен мир, судьба сюрпризна,

И хочется звенеть, как бубенцу … (Г. Столбов)

3. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Живет лишь тот, кто творит

Дети – это цветы. Нельзя … требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В.М. Дорошевич)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее (Е. Евтушенко)

4. Обогащенность жизненного опыта учащихся

Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит

Его пример другим наука. (А.С. Пушкин)

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет (С. Маршак)

5. Духовно-нравственная ценность

Где свято не пето, там и хоровода нету

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А.П. Чехов)

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма.

(А. Блок)

6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

В хорошей артели всяк при деле

Не родственные связи создают друзей, а общность интересов (Демокрит)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

По идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомниться.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется

(Н. Рыленков).

 

Похожие:

«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) icon1. Классный час является одной из составных форм организации воспитательной...
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое...
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconМетодические рекомендации о роли классных часов в работе классного руководителя. Классный час
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной...
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconУтверждено
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое...
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconКлассный час на тему «Моё будущее.»
...
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconМетодика проведения классного часа Классный час является прямой формой...
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики...
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconРодительские собрания одна из наиболее распространенных и традиционных...
Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Но сегодня детские дошколь­ные учреждения...
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconСочинение один из видов работы по развитию речи в школе и одна из...
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconРекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо
Реализация единой методической темы – одна из форм организации методической работы мо
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconКлассный час «Я эту землю Родиной зову!»
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
«Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев) iconПояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических...
Среди инструментов этого процесса может и должен быть по нашему мнению, классный театр — одна из наиболее наглядных форм художественного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница