Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида»




Скачать 191,6 Kb.
НазваниеТема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида»
Дата публикации14.09.2013
Размер191,6 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Выступление на педсовете от 30 03 12г.
Тема: «Нравственное развитие личности - важнейшее условие

успешной социализации обучающихся воспитанников

СКШИ 8 вида»
Я.А.Каменский

«Пренебрежение воспитанием есть гибель

людей, семей, государств и всего мира»

Нравственное развитие личности в современном мире остается одной из главных проблем воспитания молодого поколения. В соответствии с федеральным государственным стандартом каждой школе дано право разрабатывать свою программу, которая должна определять содержание образовательно-воспитательного процесса сроком на пять лет. В связи с этим программа « Воспитания» СКШИ претерпела некоторые изменения, были внесены коррективы по всем подпрограммам: «Здоровье», «Работа с родителями», «Дополнительное образование», «Каникулы», проект « Культура поведения» и по требованию Министерства образования была запланирована разработка и внедрение в ближайшее время еще одного проекта «Сопровождение, ориентация, социализация – СОС».

Все программы и проекты имеют свои цели и задачи, ценностные установки и основные направления, которые содержат духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, совместную деятельность СКШИ, родителей и общественности и планируемые результаты. Школа призвана формировать в своих воспитанниках основные человеческие качества: нравственность, творческий потенциал, гражданственность, приверженность национальным духовным традициям в соответствии с культурными особенностями.

Не следует забывать, что семьи воспитанников СКШИ в большинстве своем неблагополучные, а общество на сегодняшний день претерпело такие «культурные»,в кавычках, изменения и часто по своему трактует духовный идеал, искажая тот, который формирует школа.


Также неправильно считать, что нравственное развитие личности относится только к внеклассной и внешкольной деятельности, все вопросы нравственности и морали нужно решать, прежде всего, в процессе преподавания учебных предметов. Доктор педагогических наук Мухин М.И. в своих трудах отмечает, что уже в Остромировом евангелие, написанном в 1056году, воспитание ставилось во главу угла, а образование было частью воспитания. Решение обозначенной задачи связано с осознанием того, что воспитание осуществляется не только за счет внеклассных и внешкольных мероприятий, а преимущественно в процессе усвоения знаний, т.е. на уроке. В связи с этим, вся система образовательно- воспитательного процесса тесно взаимосвязана со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью на основе общешкольного планирования.

План работы школы- интерната включает в себя не только организацию и проведение мероприятий по различным направлениям, но также отчетность и контроль по реализации принятых решений. Так, 25 марта 2011года был проведен педсовет по теме: «Внеурочная образовательная деятельность, направленная на формирование нравственно- гражданских качеств у обучающихся воспитанников СКШИ 8 вида», на котором членами педагогического сообщества было принято решение по улучшению качества нравственного воспитания:

  1. Классным руководителям и воспитателям разработать правила поведения и ответственность за их выполнение с постоянным подведением итогов по классам и группам.

  2. Педагогам проводить работу по формированию нравственно-гражданских качеств с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Применять новые формы и приемы работы.

  3. Организовать работу по пропаганде юридических знаний среди старшеклассников, а особенно среди детей, входящих в группу «риска», с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

  4. Систематически подводить итоги по реализации проекта «Культура поведения»


Это сподвигло администрацию школы и членов методсовета продолжить отслеживание эффективности воспитательной работы в этом направлении.

Ни для кого не секрет, что дети с ОВЗ, в том числе и с нарушениями интеллекта, испытывают трудности в адаптации с социумом. Чтобы выпустить выпускников СКШИ в социум, мы обязаны вложить в них общечеловеческие ценности. Но надо заметить, что с этим с каждым годом справляться все сложнее и сложнее. Речь воспитанников изобилует нецензурной бранью и «сленговыми» выражениями, наблюдается откровенное хамство и сознательное нарушение дисциплины и где грань допустимого?

Всему этому есть достаточно много объяснений: и подростковая тревожность детей с нарушениями интеллекта, и неуверенность в собственных силах, и личностные возрастные особенности с повышенной эмоциональностью при выборе авторитетных фигур в окружении, ориентация на внешнего наблюдателя, осуществляющего внешнюю оценку. Все эти состояния внутреннего психического дисбаланса наших воспитанников, наличие внутренних конфликтов, проявляются в системных нарушениях поведения одних и тех же детей (Грудина П., Абрамов С., Поздняков И., Кузнецов Ст., Ушкевич С., Гиря Д., Широков К., Филиппов А., Арбузов Ж., Войчук С., Боровской Д., Таврин Вл., Трунов С., Серебрянников С., Шереметьев Д., Шестопалов Р., Беленков А., Медведев С., Бабич И. и т.д.)

Их не так много, но в силу своего диагноза с тяжелыми эмоционально-волевыми нарушениями педагогической коррекции без вмешательства медицинской и правовой помощи эти дети поддаются с большим трудом и лишь на короткий период. Часто в стенах школы можно услышать слова: «Надо что-то делать!».

Что сделали мы?

Выполняя решение педсовета прошлого года, расскажу о проведенной работе в направлении нравственного развития личности обучающихся СКШИ. В системе ведется работа по выполнению плана мероприятий с целью профилактики правонарушений при тесном взаимодействии классных

руководителей, воспитателей ГПД и интерната с социальным педагогом Гагариной Н.Ф. и заместителем директора по воспитательной работе Стоговой И.И.

^ Анализ результатов профилактической работы

в сравнении с 2010-2011годом:

Мероприятия

1 полугодие 10-11г.

1 полугодие 11-12г.

1. Программа «Всеобуч»- рейды в семьи с привлечением инспектора ОДН



16 посещений



18 посещений

2. День инспектора

1 раз в неделю

Не проводится

(сокращение должности)

3. «Совет профилактики»-1 раз в неделю


15 заседаний/51 уч-ся.


15 заседаний/82 уч-ся.

4.Клуб «Подросток и закон»

2 заседания

2 заседания

5. Участие 9-х классов в анкетировании районного масштаба

20 учащихся
«Нет наркотикам!»


18 учащихся
«Стоит ли в жизни пробовать все…»

6. «День здоровья»

Не проведен- карантин

23.09.11г.-105 уч-ся 5-9 классов (из них 16 уч-ся гр. «риска»)

7. Письменные обращения в поселковые администрации с целью воздействия на родителей.


6 обращений



8 обращений

8.Родительские собрания

1(общешк-е)-68 родителей /45%

1( по классам) – 73 родителя /53%


1(общешк-е)-62 родителя/43,9%

1( по классам)-86 родителей/60%

9.Представление материалов на КДН

10 раз

11 раз

10.Материал на ЛРП

2 раза (Петуховы, Коробкин В)

1 раз (МартыненкоИ.)

11. Индивидуальные консультации для родителей

По журналу учета

2 консультации

связи с родителями

2 консультации

12. Проект «Культура поведения»

Количество уч-ся

64

Неудовлетв- ное

27

с прим. поведением:

72

поведение:

20

13. Индивидуальная работа кл. руководителей с уч-ся гр. «риска»

Положительный

49,7%

Отрицательный или

50,2%

результат:

57,7%

кратковременный:

42,3%

14. ВШУ и ОДН

ВШУ- 29 уч-ся

Из них ОДН- 14уч-ся

ВШУ-26 уч-ся

Из них ОДН-14 уч-ся

15.Вовлечение в кружки

31,2% уч-ся гр. «риска»

57,6% уч-ся гр. «риска»

16. Правовое просвещение

----------------------

Подготовлен материал к оформлению стенда о правах и обязанностях уч-ся.


План мероприятий по итогам 1 полугодия выполнен, по всем пунктам прослеживается повышение качественных показателей. Тем не менее, проблема снижения уровня коммуникативной культуры учащихся сегодня волнует многих педагогов школы. Именно коммуникативная культура является основой общей культуры личности, помогая создать ее внутренний мир.

В связи с этим в школе- интернате реализуется проект «Культура поведения», который подразумевает воспитание трех компонентов в совокупности: культуры чувств, культуры мышления и культуры речи. К сожалению, в семьях родители эмоциональной культуре практически не учат своих детей, часто просто не придают значения развитию эмоциональной сферы
своего ребенка. А ведь эмоции, как известно, влияют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Организацию работы по проекту «Культура поведения» считаю важной, так как она включает в себя коллективные творческие дела, проведение совместных мероприятий и классных часов, в том числе родительских собраний и самое главное – слияние душ педагогов и воспитанников при подготовке к ним. (слайд- шоу проведенных мероприятий в рамках реализации проекта «Культура поведения»).

На них педагоги и воспитанники говорили о любви, дружбе, эмоциональной поддержке, взрослые учились слушать и видеть своих учеников в разных ситуациях, узнавать каковы их чувства и потребности, отмечать уровень создания единого коллектива и взаимодействия в нем. Все говорили разными способами, иногда даже самыми неожиданными и креативными ( Вайзерова Е.А., Щуревич Ю. А., Холодова М.И., Рожкова О.В., Коржуева Т.В., Горькова М.В., Ковальчук А.В., Лежнева Т.Л. и др.), но о самом главном- воспитании потребности уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Американский психолог Генри Чемпен в своей книге «Пять языков любви» дает следующие советы по воспитанию моральных качеств:

  • Больше используйте слова поощрения. Мы редко хвалим детей, подмечая только их ошибки. Результаты этого печальны. Уже на следующей неделе попробуйте хвалить ребенка хотя бы 2 раза в день.

  • Уделяйте детям необходимое время для общения. Оно нужно, чтобы проникнуть в их внутренний мир. Не жалейте на это времени.

  • Не увлекайтесь подарками, иначе они потеряют всякий смысл, а у детей сформируется ложная система ценностей.

  • Мы постоянно помогаем детям, но в очередной раз, когда вы сделаете для ребенка что-нибудь очень важное, скажите, что вы делаете это, потому что хотите ему помочь.

  • Общаясь с детьми, используйте прикосновения. Всем детям необходима ласка, но важно найти к каждому индивидуальный подход, учитывать возраст и темперамент.

Считаю эти советы актуальными и в работе с нашими воспитанниками, так как важно помнить, что они, как и все люди, не умеют читать чужие мысли, и мы педагоги должны говорить им о том, что для нас важно, что для них важно, если хотим найти общий язык с ними.

Продолжая работу по окультуриванию межличностных отношений среди учащихся с интеллектуальными нарушениями в образовательно-воспитательном процессе, членами педагогического сообщества было принято решение начать разработку правил поведения в своем каждом маленьком коллективе и мер ответственности, проанализировать их эффективность, чтобы в дальнейшем руководители М/О классных руководителей и воспитателей выбрали оптимальные варианты для всех возрастов и категорий учащихся, создавая единый вариант для школы- интерната. Понимая необходимость данной проблемы, значительные трудности в связи с нарушением интеллекта у учащихся, многие педагоги подошли к этой работе профессионально и качественно: Братанова Т.А., Рыжова В.И., Дугаева О.А., Селина Е.Е., Лаврова Е.П., Огнянникова О.С., Цимбалюк М.В., Кистерко С.И., Погодаева Ю.А., Друщий А.А., Вайзерова Е.А., Аюпова С.П., Кириченко В.Д., Горькова М.В., Лежнева Т.Л., Холодова М.И., Коржуева Т.В., материалы других педагогов требуют вдумчивого анализа и доработки, чтобы правила работали на результат.

Исходя из анализа представленных материалов, можно сказать, что работа в этом направлении началась. Тем не менее видно, что вся психо-коррекционная работа с учащимися с нарушением интеллекта эффективна лишь в возрастном периоде с 1 по 6 класс, и то наблюдаются проблемы. Начиная с 7 по 9 класс- поведении учащихся резко ухудшается. Это период полового созревания, обусловленный спецификой нарушений интеллектуальной недостаточности: не критичностью, трудностями адекватного оценивания своих возможностей, неустойчивостью нервных процессов возбуждения и торможения. Поэтому важно разработать единые правила, которые смогут обусловливать оптимизацию культуры общения и поведения. Всем педагогам необходимо добиться сплочения, благоприятной атмосферы в своих коллективах, изменить отношение учащихся класса, группы друг к другу, с противоречивых - на положительные, изменяя психологический климат. Право на обобщение, анализ и выработку единых правил поведение для детей с нарушением интеллекта предоставляется руководителям методических объединений классных руководителей и воспитателей, с представлением их на итоговом педсовете.

Возвращаясь к вышесказанному, еще раз делаю акцент на то, что воспитание – это целостный процесс, включая обучение. Говорить о морали и нравственности на уроках и занятиях можно по разному: повелевая, поучая, беседуя, играя. На совместном М/О учителя Лаврова Е.П., Ковальчук А.В. о различных методах воспитания на уроках. Подводя итог сказанному ими, необходимо утвердить в сознании то, что в процессе беседы или игры ребенок без сопротивления усваивает то, что подчас не удается объяснить словами и доводами. Формы работы не новы, но их необходимо включать как в воспитательную, так и в учебную деятельность:

- беседы;

-рассказы с нравственными проблемами;

- вопросы, в ответах на которые проявлялись бы отношения к заданной проблеме;

- знания о способах поведения в создавшейся ситуации и о сформированной нравственной норме;

-сказки – как лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе;

-искусство (музыка, живопись, поэзия) – основа духовного развития (о чем мечтали, что хотели сказать авторы произведений);

- творчество – творить на уроках и занятиях, раскрывая свой внутренний мир в стихах, сказках, рисунках, ручных работах, заставить поверить ученика в собственные силы, самовыражение;

-незаконченный рассказ - обучать делать нравственный выбор, обосновывая свое решение:

- ролевые игры – бесценный вклад в нравственное развитие школьников;

В старших классах это те же беседы, но уже с элементами дискуссии, где задача учителя подводить подростков с нарушением интеллекта к решению собственных проблем посредством обсуждения на уроке нравственно- этических тем. Урок или занятие, где ученики вступают в живое обсуждение, получается наиболее успешным. Именно дискуссии больше запоминаются подросткам, так как учитель не поучает, не назидает, а является собеседником. Если учитель выражает заинтересованность в прояснении противоречий между взглядами и мнениями, то ученики приобретают способность сравнивать опыт других людей, со своим собственным, начинают понимать точку зрения другого человека, и аргументировано отстаивать собственные позиции. По мнению психологов, не следует критиковать убеждения школьников или влиять на их суждения: подростки быстро чувствуют вторжение в их личный мир, сразу теряя интерес к продолжению дискуссии. Важно не подвергать их сомнению, а подводить к позитивным итогам обсуждаемой темы с помощью альтернативных идей и примеров. Благодаря общению и диалогу, подростки из пассивного слушателя превращаются в активного мыслителя, у них развивается речь, внимание, осознанность нравственно- этических представлений.

Все перечисленные формы работы и многие другие, педагоги школы успешно применяют в своей работе, но результаты воспитания часто отсрочены во времени и не быстры в проявлении, необходимо запастись терпением и бесконечной способностью объяснять и прощать ребенку неудачи и слабости. Причем, учителя сами должны быть носителями соответствующей духовно- нравственной культуры, традиции, а не транслировать детям новомодные общепринятые выражения.

Острая проблема нравственного воспитания и подготовки к жизни учащихся с ОВЗ переплетается с организацией трудовой подготовки в условиях СКШИ и их социализацией. Учебные программы способствуют более успешному освоению рабочих профессий, помогают ориентироваться в обществе и в быту, помогают строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Но в русле концепции федеральных государственных стандартов образования коррекционное образовательное учреждение обязано обеспечить психолого- педагогическую поддержку профориентации школьников, формировать жизненные и профессиональные планы, оказывать помощь в личностном, социальном и профессиональном самоопределении при отслеживании результатов в течение 5 лет. В этом году, по запросу края, администрацией школы уже была отправлена информация о занятости выпускников СКШИ 8 вида за три последних года.




СК

ОУ

Кол-во

Продол

обуче

жают

ние

Тру

устр

до-

-во

Не

не



ра

уч

при

бо

ат

чи

та

ся

на

ют,







Годы

учебы

Всего/

Инв

ПУ/

инв

Всего/

инв

Куда

Кем/

инв

Всего/

инв

Вы

бы

ло

за

пре

де

лы кра

я

За

му

же

ст

во/

инв

Сос

тоя

ние

здо

ро

вья

Другое

1.

КГБ

08/

09

21/

1инв

15/1

15\1

3/-

3 цзн

2/-

-/-

-/-

-/-

1 осужден




СКОУ

09/

10

28/

3инв

20/3

20/3

5/-

3 цзн

2 сез.

раб.

-/-

-/-

-/-

2инв по здо

ровью

1 умер




СКШИ8в №16

10/11

31/

2инв

27/-

27/-

2/-

2 цзн

-/-

-/-

-/-

2инв по здоровью

-/-

На основании этого предлагаю вам модель проекта «СОС-сопровождение, ориентация, социализация» с целью взаимодействия педагогов школы в социализации учащихся.

^ Модель проекта «СОС – сопровождение, ориентация, социализация».




Компонент

7, 8 классы


9 класс

1 этап

2 этап

1.

Психолого-педагогическое сопровождение.


Профориентация


Профконсультирование

2.

Социально-профессиональная ориентация.


Водно-ознакомительные занятия


Ориентационно-диагностические занятия

3.

Предметная подготовка.

Компенсация пробелов предметной подготовки

Дополнительная предметная подготовка

4.

Воспитательный процесс.

Ориентация

Самоопределение

5.

Выпуск

(Кл. руководители)

Отслеживание, сопровождение

(в течение 5 лет)


Цель: Формирование коммуникативных и познавательных компетенций, поддержка и помощь в освоении социального опыта.
Задачи: 1. Спроектировать модель выпускника СКШИ 8 вида.

2. Составить и реализовать план просветительской

профориентационной работы с родителями.
Основные этапы.
1.Психолого-педагогическое сопровождение.

- катамнестические сведения учащихся (Психолог, соцпедагог).

- медицинские заключения о состоянии здоровья учащихся

(медработники).

- рекомендации школьного ПМПк.

- результаты диагностики сформированности личностных качеств

и профессиональных умений учащихся на разных этапах

обучения и выпускных классов (кл.рук-ли, уч. труда).
2.Социально-профессиональная ориентация.

- изучение предпочтения учащихся и их родителей в

приобретении специальности.(кл.рук-ли, восп-ли)

- организация профессиональной и летней трудовой практики

(учителя проф.-трудового обучения, соц. педагог).

- создание условий, обеспечивающих всех участников

образовательного процесса (администрация).

- разработка конспектов уроков, занятий по профориентации

учащихся (учителя проф.-трудового обучения, воспитатели,

кл. руководители).
3.Предметная подготовка.

- учет индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и

способностей учащихся (учителя проф.-трудового обучения,

кл. руководители).

- личностная успешность учащихся, личностное становление и

развитие (учителя проф.-трудового обучения).

- профессиональная успешность (развитие практических

трудовых умений, готовность к выбору профессии).
4.Воспитательный процесс.

- педагог – как активный помощник и консультант (все педагоги

школы).

- формирование коммуникативных и социальных

компетентностей у учащихся (учителя, воспитатели, соц.

педагог).

- социальная успешность – обеспечение вхождения в социальное

окружение и плодотворное участие в общественной жизни

(кл. руководители, воспитатели, соц. педагог).
5.Выпуск.

- наличие взаимодействия с профтехучилищами края (кл.

руководители, учителя проф.-трудового обучения, соц.

педагог).

- ориентированность на конечный результат, согласованность

учащихся и родителей в принятии решений (кл. руководители,

соц. педагог).

- владение выпускниками потоками профориентационной

информации (кл. руководители, воспитатели, учителя проф.-

трудового обучения).

- отслеживание обучения и трудоустройства учащихся в течение

5 лет, информирование учащихся 7 – 9 классов (кл.

руководители, учителя проф.-трудового обучения, соц. педагог).
Результат: Стимулирование мотивации учения в процессе профессионально-трудового развития учащихся СКШИ 8 вида, самореализация выпускников.

Окончательный вариант проекта, с внесенными изменениями и планом его реализации, будет представлен руководителями методических объединений трудового обучения, классных руководителей и воспитателей с целью утверждения на итоговом педагогическом совете.
Возможно, такое взаимодействие поможет активизировать внутренние силы обучающихся, повысить коммуникативную культуру, уровень самосознания. Кризис подросткового возраста связан с повышенными требованиями к ним со стороны взрослых и сверстников, а у самих подростков – с потребностями познать самого себя как личность. Их мнения о нем определяется не только успехами в учении, но и умениями соблюдать принятые среди подростков законы. Необходимо побуждать их сравнивать себя с успешными выпускниками, формируя ценностные ориентации, закрепляя устойчивые образы правильного поведения. Многократный комплексный подход к процессу воспитания нравственности с помощью единых требований выполнения правил в режиме мониторинга даст возможность своевременно реагировать на происходящие изменения, сделать учащихся педагогически управляемыми и предвидеть возможные результаты.

Зам.директора по ВР И.И.Стогова

Похожие:

Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» iconПрограмма предпрофильного курса для учащихся 9 класса. Тема: «Анализ...
В современном обществе человек- вольно или невольно-постоянно сталкивается с текстовой информацией, которую он должен уметь воспринимать...
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» iconЗанятость воспитанников и привлечение подростков к участию в социально-значимой...
Уществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. По-мнению Шиловой М. И., в процессе социализации...
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» icon678126 Республика Саха (Якутия), Олекминский район, с. Дельгей, ул. Школьная, д. 2
Методическая тема, над которой работает школа – «Подготовка обучающихся, обладающих комплексом ключевых компетенций для успешной...
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» icon«Воспитание толерантности как условие успешной социализации личности»
Формирование основ которого необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия...
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» icon1. Данные об учреждении
Опыт разработки и реализации социальных проектов как условие успешной социализации школьников
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» iconПрограмма развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала...
Создание организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» iconПрограмма развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала...
Создание организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» iconI. Основные цели, задачи и принципы воспитательной системы
Именно поэтому целью моей воспитательной системы является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся,...
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» iconПсихологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова...
Факторов, способствующих успешной социализации школьников, безусловно – множество. Но мне бы хотелось остановиться лишь на двух,...
Тема: «Нравственное развитие личности важнейшее условие успешной социализации обучающихся воспитанников скши 8 вида» icon«Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница