Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия»




Скачать 115,05 Kb.
НазваниеУрок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия»
Дата публикации12.09.2013
Размер115,05 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Урок истории в 6 классе

Культура русских земель в XII – XIII веках

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Педагогическая технология – технология деятельностного метода

Оценка педагогической ситуации: Возраст учащихся, тема урока и подготовленность учащихся предполагает самостоятельную поисковую деятельность, способствует усвоению полученных знаний, позволяет провести само и взаимоконтроль

Формы работы: группового взаимодействия

Цели урока:

Обучающие:

  • Обеспечить усвоение учащимися особенностей культуры русских княжеств

  • Познакомить с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи, литературными произведениями XII – XIII веков,

  • Формировать умение соотнести текст исторического источника с текстом учебного материала

Развивающие:

  • Формировать внимание, память, навыки адекватной самооценки и способа самоконтроля

Воспитывающие:

  • Воспитывать гордость к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

  • Пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства русских земель, чувства уважения к их творцам.

^ Цели для учащихся:

Знать памятники архитектуры, живописи, литературные произведения.

Уметь по характерным признакам определять эпоху.

Уметь использовать материал исторических источников в своих ответах

План урока

  1. Особенности культуры XII – XIII веков:

1.1. Литература.

1.2. Зодчество.

    1. 1.3. Живопись.

2. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Основные понятия:

Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.

Канон – правило

Уникальный – исключительный, единственный в своем роде.

Оборудование:

  • Слайдовая презентация

  • Муз. фрагмент из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”.

  • Фотографии храмов

  • Раздаточный материал (на столах у учащихся)

Ход урока

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.


(Звучит муз.фрагмент А.Бородина)

1. Мотивация

- Ребята, составим синквейн на тему культура.

(например, Культура - ___ русская, богатая,___

Восхищает, учит, воспитывает ______

Я люблю, хочу знать эту культуру изучаю______

Гордость)

Как трактует словарь Ожегова понятие культура

КУЛЬТУРА - совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей. (на слайде)

-О чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? ( О культуре) Совершенно верно, о русской культуре 12-13 веков.

- Что мы изучаем в рамках культуры? - памятники архитектуры, живопись, литературные произведения.

- То есть все то, что создано умом, талантом, руками народа
Для изучения этих культурных ценностей мы и создадим 3 группы.
^ Инструкция. Это группа литературоведов, руководитель группы Данилин Максим, должна ответить на вопросы задания.

Группа - знатоки зодчества, руководитель – Иванов Максим, дадут характеристику памятникам архитектуры.

Группа искусствоведов, руководитель – Андрецова Евгения, познакомит нас с иконами.

^ 3. Самостоятельная работа учащихся в группах.

1) на представление материала дается 5-7 минут. Во время представления каждой группой своего материала, вы должны внимательно слушать, для того чтобы заполнить таблицу.

( Документы «Поучения детям» Владимира Мономаха, «Слово» Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу, «Слово о полку Игореве», Церковь святого Георгия в Ладоге, церковь Спаса на Нередице под Новгородом, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова Богородицы на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, Дмитрий Солунский, икона «Богоматерь Владимирская». Икона «Ангел Златые власы»)

Вопросы для Литературоведов:

1. Объясните, что такое летопись.

  1. Когда появилась первая летопись, и кто ее автор?

  2. Каковы особенности летописания Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли?

  3. Что такое поучение?

  4. Можно ли применять наставления Владимира Мономаха в наше время?

  5. Что такое слово?

  6. «Слово» Даниила Заточника.

  7. Какое произведение самое яркое и известное в литературе ХII-ХIII вв. вы можете назвать?


Вопросы для Знатоков зодчества

Характеристика памятников архитектуры

  1. Что такое зодчество?

  2. Название храма.

  3. Дата возведения храма, если известно.

  4. Характеристика внешнего вида.

  5. Сохранился ли до наших дней?


Вопросы для Искусствоведов:

  1. Название иконы.

  2. История написания иконы.

  3. Где находится в настоящее время икона?

  4. Твои впечатления от иконы.


Слово учителя: после распада государства и до монгольского нашествия литература продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. С 12 века начинается новый период в истории русского летописания.

Предоставляем слово первой группе. (Ответы учащихся).

^ Заполнять таблицу на доске пойдут …

-Какой можно сделать вывод о литературе 12-13 веков - ответ учеников.

- Литературоведы рассказали много интересного. Какие литературные жанры вы занесли в свои таблички? Кто думает по-другому? У кого по-другому?

(запись на доске)

1) летописание – запись происходивших событий, составленных по годам;

2) поучения – наставление;

3) слово – торжественное и поучающее обращение.

^ Вывод учителя: Русь в середине 12 века раскололась на 15 самостоятельных земель-княжеств, поэтому все авторы призывали своими произведениями к единению государства.

-Слово предоставляется группе знатоки зодчества

Ученики знакомят с памятниками архитектуры - церковью Спаса на Нередице под Новгородом, Успенским собором во Владимире, с церковью Покрова богородицы на Нерли, с Дмитровским собором.

  1. Успенский собор был построен во Владимире на крутом берегу Клязьмы при Андрее Боголюбском. Он выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде – 32м. Собор богато украшен внутри: полы выложены плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

  2. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Была выстроена в 1198г по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича на его загородном дворе. Несмотря на свои небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые шероховатые стены, единственное украшение храма – аркатурный пояс под куполом. В годы Вов церковь была превращена в руины. В настоящее время она восстановлена, однако внутреннее убранство и росписи стен погибли.

  3. Церковь Покрова Богородицы на Нерли построена Андреем Боголюбским в 1166г после кончины любимого сына. Поражает своей утонченностью и стройностью форм. Это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Церковь украшена 33 рельефными изображениями. Это выдающийся памятник не только древнерусской, но и мировой архитектуры.

  4. Дмитриевский собор во Владимире. В годы правления князя Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) был построен новый дворцовый храм – Дмитриевский собор. Более 500 фигурок людей, птиц. Зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера. Резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне, а иногда и каменным ковром.

^ Какой вывод можете сделать о памятниках архитектуры?

Вывод учителя: Всё строительство на Русской земле вели русские мастера. Храмы, возведенные мастерами, были уникальны, неповторимы, единственны в своем роде.

- Какие названия храмов вы занесли в свои таблички?

- К началу 12 века дорогая мозаика вытесняется фреской. До нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире. Икон12 века сохранилось мало, но среди них имеются подлинные шедевры.

^ Слово предоставляется 3-ей группе – Искусствоведам, которые познакомят нас с иконами.

Сообщение ученика. На иконе «Дмитрий Солунский» изображен воин и мученик, умерщвленный при императоре Диоклетиане за приверженность христианству и почитаемый как покровитель воинства и славян. На его троне знак князя Всеволода Большое Гнездо. В правой руке Дмитрий держит меч – символ княжеской власти. Предполагают, что это портретное изображение самого князя. Всеволод помимо языческого имени носил христианское – Дмитрий.

К новгородским иконам относится икона «Ангел Златые власы», привлекающая лиризмом образа и светлым колоритом. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма.

Сообщение ученика. Название иконы «Богоматерь Владимирская» связано с ее долгим пребыванием во Владимире. По преданию, икона написана евангелистом Лукой, была в Иерусалиме, Константинополе, затем в Киеве, откуда Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир. Это икона – Умиление- милующая, самый проникновенный образ, передающий ласкание матери и ребенка

Ваш вывод:

Вывод: Русские художники, пренебрегая канонами, вносили в произведения авторскую манеру письма. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали славянские черты.

- Названия каких икон внесли в таблички?

Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя. В развалинах лежали церкви и монастыри. Погибли иконы, церковная утварь. Почти полностью прервалось летописание. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство. Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

Таким образом, в период политической раздробленности русская культура переживала подъем. Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру. Именно в культуре ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.
^ Задание №1. Давайте проверим, сможете ли вы соотнести произведение, имя его автора, основные идеи.


Автор

Название произведения

Основные идеи произведения

А) Владимир Мономах

Г) «Слово о полку Игореве»

Ж) Размышления об идеальном князе- защитнике всех обездоленных, который сможет преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны

Б) Даниил Заточник

Д) «Поучение детям»

З) Призыв к князьям прекратить усобицы и распри, от которых страдает Русская земля, объединиться против ее врагов

В) Неизвестный автор

Е) «Слово», «Моление»

И) Наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг

^ Ответы: АДИ, БЕЖ, ВГЗ

Проверим результат.

Учитель помещает на доске фотографии храмов, их названия и таблички, рассказывающие об особенностях храма.

^ Задание 2. Найдите названия храмов и сведения, рассказывающие об особенностях храма.


Название храма

Особенности храма

1. Успенский собор во Владимире

1. Храм стал самой высокой постройкой на Руси, его высота достигла 32м.

^ 2. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом

2. Храм расписан фресками, на одной из которых изображен великий князь Владимирский Ярослав – отец Александра Невского.

3. Церковь Покрова Богородицы на Нерли

3.Андрей Боголюбский построил эту церковь после кончины любимого сына.

4. Дмитриевский собор во Владимире

4. Стены этого храма украшены каменной резьбой с изображением свыше 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ и невиданных растений.

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на «лестнице знаний» (первая ступень - плохо понимаю новый материал, вторая ступень – понимаю, но нужно еще поработать, третья – все понимаю, все получается).

Что нового узнали, открыли для себя? Чем бы вы дополнили синквейн культура, если бы вы говорили о культуре 12-13 веков?

(Культура__ богатая, разнообразная, самобытная, духовная___ восхищает, удивляет, учит, западает в душу ____ гордость, красота).
^ Инсценировка фрагмента сцены Игоря с войском после солнечного затмения

Я знаю, что ребята приготовили домашний сюрприз.

(2 ученика инсценируют фрагмент сцены Игоря с войском после солнечного затмения)

1. Но, взглянув на солнце в этот день, 2. Вспала князю эта мысль на ум-

Подивился Игорь на светило: искусить неведомого края,

Середь бела дня ночная тень И сказал он, полон ратных дум,

Ополченья русские накрыла… Знаменьем небес пренебрегая:

3. «Копие хочу я преломить С вами, братья голову сложить

^ В половецком поле незнакомом Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

Идем на брань с врагом Руси! Идем на ханов половецких!»

Учитель: Дурное предзнаменование небес сбылось: поход оказался неудачным, дружина Игоря после трех дней неравной битвы была разбита, а сам Игорь оказался в плену у половцев.

Но не описание этого похода является целью автора, а его размышления о судьбе Русской земли. Он призывает русских князей прекратить распри, как и вся культура 12-13 веков призывала народ русский к единению.
Учитель: параграф 16. Подготовиться к историческому диктанту по теме.

Вопросы для Литературоведов:

1. Объясните, что такое летопись.

  1. Когда появилась первая летопись, и кто ее автор?

  2. Каковы особенности летописания Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли?

  3. Что такое поучение?

  4. Можно ли применять наставления Владимира Мономаха в наше время?

  5. Что такое слово?

  6. «Слово» Даниила Заточника.

  7. Какое произведение самое яркое и известное в литературе ХII-ХIII вв. вы можете назвать?


Вопросы для Знатоков зодчества
Характеристика памятников архитектуры


  1. Что такое зодчество?




  1. Название храма.




  1. Дата возведения храма, если известно.




  1. Характеристика внешнего вида.




  1. Сохранился ли до наших дней?


Вопросы для Искусствоведов:

  1. Название иконы.

  2. История написания иконы.

  3. Где находится в настоящее время икона?

  4. Твои впечатления от иконы.


Вопросы для Искусствоведов:


  1. Название иконы.




  1. История написания иконы.




  1. Где находится в настоящее время икона?



  1. Твои впечатления от иконы.






Похожие:

Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира) Оборудование
Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок истории в 7 классе. Тема урока «Ярослав Мудрый»
Цели урока: закрепить знания учащихся о первых русских князьях, их деятельности
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок русского языка в 5 классе Тема: «Антонимы» Тип урока
Км школа. Орфографический тренажёр (Раздел «Словообразование», урок №6) – индивидуальная работа
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно...
Оборудование: Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона, гонг, деньги (игровые)
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconВолхове Икона «Битва новгородцев с суздальцами»
До открытия берестяных грамот историки располагали лишь тремя чудом сохранившимися листами пергамена XII – первой трети XIII в с...
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» icon-
Урок исследование. Данный урок проводится в 11 классе. Продолжительность урока – 2 часа. Может быть проведен как занятие элективного...
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок по истории России в 10-а классе «Русская культура XIV-XV вв»
...
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок 43. Своеобразие природы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового)
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках Тип урока урок «открытия» iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница