«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине




Скачать 114,98 Kb.
Название«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине
Дата публикации11.09.2013
Размер114,98 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Тема урока «Чудный храм». Подготовка к сочинению - описанию по картине

С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Задачи урока:

Обучающие:

Способствовать формированию умения переноса знаний с одного объекта (текста о памятнике архитектуры) на другой объект (картину);

Формировать умение использовать цитаты в тексте собственного сочинения;

Активизировать лексику учащихся, связанную с описанием памятника архитектуры.
Развивающие:

Развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся;

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

Развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Воспитательные:

Воспитание чувства любви к родному языку, к своей Родине, чувства гордости за свой народ, его культуру и историю

Воспитание уважительного, бережного отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества;

Обогащение эстетического восприятия.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация «Чудный храм» Подготовка к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Форма урока: круглый стол

Используемые методы и технологии: частично-поисковый метод, элементы проблемного обучения, эвристическая беседа, ИКТ

^ Ход урока.

1Мотивация. Объявление темы урока. Слайд

2. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом к уроку. Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова К. Бальмонта и Б.Чичибабина

Работа с эпиграфом к уроку.

1.Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть, Слайд

Но нельзя о прошлом позабыть. К.Бальмонт

- Как вы понимаете смысл высказывания? (^ Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)

- Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (^ Памятники истории и культуры

-Об одном из таких замечательных памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь. Слайд со словами
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг
- Какими чувствами проникнуты строки? (Чувством восторга, восхищения перед удивительной красотой храма)

- Каковы же цели нашего урока? (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).


^ 3. Актуализация знаний. Защита презентаций обучающихся.

-Церковь Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена . Сегодня мне будут помогать мои ассистенты, которые приоткроют завесу тайны и расскажут о церкви с поэтичным названием

1) Выступление Иванова Юрия «Церковь Покрова на Нерли»

2) Выступление Хайруллиной Анастасии «Встреча с чудным храмом»

^ 4. Подготовка к сочинению. Учитель: Как видите, храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Многие русские художники, преклоняясь перед сказочной красотой церкви, запечатлели ее на своих полотнах. (Слайды) Осетров в книге «Живая Древняя Русь» писал: «Трудно сказать, когда храмом лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года»

Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»
-«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С.Герасимов (^ Слайды)
3 ассистент. Краткий рассказ о художнике Родился Сергей Васильевич Герасимов в 1885 году в древнем русском городе Можайске, где впервые им были прочитаны строки Пушкина, Некрасова, Чехова, Островского, открылась красота русского зодчества и живописи, были услышаны лирические голоса природы. Отец его был простым кожевником, но отличался тягой к прекрасному, много читал. Именно он привил сыну любовь к высокой культуре. Первым плодотворным этапом на пути в искусство было поступление Сергея Герасимова в Строгановское училище(1901-1906. Оно воспитало в начинающем художнике уважение к русской культуре, к народному искусству, познакомило с великими мастерами античности и Возрождения. В 1906 году он поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Художник С.В.Герасимов любил людей и свою родину. У С.В.Герасимова очень много пейзажей, изображающих малую Родину, - родной город Можайск и его окрестности. Он рисовал Подмосковье в разные времена года. . Среди таких работ «Сирень в цвету»(1955), «Начало апреля»(1952), «Вечер»(1950). Часто на его пейзажах можно увидеть изображение старинной башни или крепостной стены, деревянную церквушку, руины собора, часовенку. Увидев белокаменный храм на Нерли, восхищенный ее красотой, в 1953 году Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.Слайд

^ 5. Предварительная беседа по картине. Проверка домашнего задания.

Итак, мы будем работать над картиной С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.

- ^ В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

- Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

  1. - В центре картины Герасимова мы видим белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она - композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты)Удачные примеры записываем

Проверим, как вы справились с д/з; составили предложения , используя выразительные средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой, белокрылая чайка, манит к себе, летит, живет века, как свеча, как чудо

(предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями). Примеры; 1) Белокаменный храм Покрова на Нерли – удивительное создание древнерусского зодчества. 2) Это настоящее счастье – увидеть красивейший храм Покрова на Нерли. 3) Маленькая легкая церковь, построенная на Нерли, стоит уже более 8 веков. 4) Храм этот необычайной красоты, светлый, устремленный ввысь. 5)Чудный храм Покрова на Нерли стоит на высоком холме, окруженном речными водами и заливными лугами. 6) Белокаменный храм на Нерли, возвышаясь на холме, привлекает к себе внимание.

  1. -Молодцы, ребята! А теперь познакомимся с высказываниями известных искусствоведов, историков, возьмем за образец и сравним с вашими материалами



  1. ^ Групповая работа с текстами.

Прочитайте несколько высказываний, которые описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств? Работа сопровождается музыкой (Шопен «Апрель мечты») Релаксация

1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. Л.Д.ЛюбимовСлайд

(Автор первого отрывка говорит о церкви так, как будто она вырастает из окружающей её природы. Он сравнивает храм со свечой, устремлённой вверх. Для него храм – воплощение изящества, ясности и красоты, причём красоты совершенной, сопоставимой с искусством Древней Греции).

2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. слайд

Ю.С.Рябцев

(Ю.С.Рябцев называет церковь «белокаменным чудом». Он тоже говорит об окружающей храм природе: о поле, холме, озерце… Говорит не только о самом храме, но и его отражении в воде. Автор отмечает стройность силуэта церкви, её лёгкость, невесомость. В его описании появляется красивое и необычное сравнение церкви с невестой в подвенечном платье.)

3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут. слайд

Н.Н.Воронин

(В последнем тексте подчёркивается изящество, лёгкость, красота церкви, Автор сравнивает её с невестой в подвенечном наряде. Но самое главное – чувство счастья, о котором говорит автор, при виде этого чуда архитектуры.)

- Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то общее во всех текстах, что их объединяет?

(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство)

^ Как можно использовать материал? (Как эпиграф, цитаты в форме прямой речи)

Церковь на картине

- Вновь обратимся к картине Герасимова «Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал? (Использует цвет - много светлых, спокойных красок, через свет – светлый фон, через композицию - церковь в центре картины, хотя и расположил ее художник вдали, на заднем плане, так, что основное место на картине занимает природа. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как, изображая его, художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх луковицы – всё это словно вытягивает церковь вверх. Церковь отражается в воде, она сливается с белыми облаками. Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой..)

-^ Храм представляет собой единое целое с окружающей её природой. Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.

Природа на картине

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками

_Художник изображает исторический вид церкви или современный?

^ Картина отражает современный вид церкви; мы видим фигурки людей на переднем и заднем плане картины, лодку у берега, дым, идущий из трубы)

Вывод: Значит, на картине соединены воедино рукотворное чудо архитектуры, возведённое безвестными мастерами, и вечная природа, земное и небесное, история и современность. Прошлое и настоящее нашей родины.

-Какое настроение вызывает у вас это соединение в одной картине? Какие чувства вы испытываете?

(чувство гордости за свой народ и его культуру; на душе спокойно, меняются люди, идут года, а церковь стоит всё такая же прекрасная и величавая; чувство умиротворения и покоя, понимаешь, что всё плохое пройдёт, всё хорошее будет стоять вечно)

- Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?

(этот человек очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)

Рабочие материалы в помощь учащимся слайд

^ 4. Составление плана к сочинению (по группам) Предлагается памятка и шаблон. Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( о её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)

О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?

План к сочинению

1. Вступление.

……………………………………………………………………………..
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.


………………………………………………………………………..

б) ………………………………………………………………………….

в)………………………………………………………………………………..

3. Заключение.

……………………………………………………………………………

Анализ плана. Проверим себя Слайд

1. Вступление.
Место картины в творчестве художника. (История храма)
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
Белокаменное чудо в центре картины.
б) Величественная красота.
в) Единство и гармония с природой.
3. Заключение.
Жизнь в веках. (Мое впечатление от храма)


^ 5. Творческая работа учащихся. Отзыв в книге отзывов и предложений.
- Остается не так много времени до конца урока, и мне хочется, чтобы вы поделились своими мыслями о чудном храме, запечатленном Герасимовым. Представьте, что вы посетили храм. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, оставьте записи в книге отзывов и предложений.

Пример. Сегодня я увидела необыкновенный храм Покрова на Нерли. Его красота меня поразила. Он, как белый лебедь, стоит на холме в окружении чудесной природы. Нельзя было без волнения трогать древние камни храма, которым уже 8 веков! Очень красивый храм, удивительное место! Я никогда не забуду сегодняшний день!

^ Музыка. «Шопен» (Зачитывают 2-3 примера)

6. Рефлексия. Ребята, зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли? (Ответы)

^ 7. Вывод по уроку. Подтверждением ваших слов служат замечательные строки Б.Чичибабина:

Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, -
Вот и с Вечностью сведались: Слайд со словами
И возносит, и знобит… 

Б. Чичибабин

Сегодня мы попытались приобщиться к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы, живущие на хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.

Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)

-_Что еще полезного вы нашли на уроке? (Расширили свой кругозор, развили речь, пополнили словарный запас. Учились писать сочинение о памятнике культуры.)

^ 8 . Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение «Чудный храм», используя материалы урока

В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.


Похожие:

«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconТема: Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" в 5 классе Цель урока
А. И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать...
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconТема учебного занятия
Тема учебного занятия. Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconПодготовка к сочинению по картине А. Лактионова "Письмо с фронта"
Сегодня мы познакомимся с картиной Александра Ивановича Лактионова “Письмо с фронта”, с талантом художника в изображении важного...
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconПлан-конспект урока по русскому языку в 7 «Б» классе «Подготовка...
Цели: продолжить работу над формированием художественного мышления на уроках развития речи, обогащением словарного запаса учащихся;...
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconСочинение-описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег»
Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения по картинам русских художников
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconУрок по развитию речи
Тема: Подготовка к сочинению в жанре эссе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconТема урок
Урок Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в унт, дрл и в литературе 18 века"
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconКонспект урока русского языка в 11 классе
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста задания С1 контрольно-измерительных материалов на экзамене в форме...
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconАпостола андрея первозванного храм в люблине
Архангела гавриила храм, великомученика феодора стратилата храм (антиохийское подворье); 10100 Архангельский пер. (Телеграфный пер.),...
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине iconСочинение по картине" сочинение "
Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница