Культура Руси




Скачать 126,25 Kb.
НазваниеКультура Руси
Дата публикации11.09.2013
Размер126,25 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Тема: Культура Руси XIII-XV веков. (слайд 1)

Цель урока:

- дать характеристику основным направлениям и памятникам русской культуры XIII-XV веков.

- сформировать представления об особенностях русской культуры.
- воспитание гордости и уважения к культурному достоянию русского народа. (слайд 2)

Оборудование урока:

мультимедиа презентация, рабочие листы, выставка прикладного творчества.

Ход урока:

Проверка Д/З – тестирование. (5 мин)
Страница 1: Условия и характерные черты развития русской культуры в 13-15 веках. (историк) (з мин)


В XIII веке русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII века, оказалось, что техника строительного дела стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (баскак.сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах, встречающихся в русском прикладном искусстве.
^

Условия и характерные черты культуры XIII -XV веков. (слайд 3)

Условия развития культуры:
1.Тенденция к объединению разных земель;
2 .Активная внутренняя колонизация;
3. Важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах;
4. Создание сильного централизованного единолично управляемого государства.


^

Характерные черты культуры:


а) идея национального возрождения и государственного объединения;
б) идея национальной независимости.
в) укрепление светской, придворной культуры;
г) в рамках православной традиции зарождаются новые философские традиции.

Страница 2. Фольклор. (5 мин) (слайд 4)
Фольклорнародное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.


Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.

Многие из них составили основу литературных произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси. Более того, в ряде исторических песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против монголов.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не говоря о последовавшей каре. (слайд 5).В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшем место в истории событии. До нас дошли первые исторические песни о Щелкане (тверское восстание 1327 года против татарского баскака Щелкана, посланного золотоордынским ханом Узбеком в Тверь в качестве наместника). Песня о Щелкане уникальна во многих отношениях. Во-первых, это единственное произведение устного народного творчества, полностью посвященное не герою, а антигерою, одной из самых зловещих фигур как в русском эпосе, так и в русской истории. Во-вторых, песня о нем - самая древняя из сохранившихся народных исторических песен, отразивших борьбу с иноземным игом. В-третьих, "Щелкан Дудентьевич", как никакое другое фольклорное произведение, отражает вполне конкретное историческое событие - знаменитое Тверское восстания 1327 года. Песней о Щелкане исчерпываются наши сведения об исторических песнях XIV-XV веков.


Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко - персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII-XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.
Василий Буслаевич - русский, новгородский богатырь, который ведет себя "неправильно", то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и - в конце концов - гибнет. Василий Буслаев - единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца.

Будет Василий семи годов,

Стал он по городу похаживать,

На княжеский двор он загуливать,

Стал шутить он, пошучивать,

Шутить от шуточки недобрые

Со боярскими детьми, со княженецкими:

Которого дернет за руку - рука прочь,

Которого за ногу - нога прочь,

Двух-трех вместе столкнет -

без души лежат.
^ Страница 3. Письменность и литература. (6 мин) (слайд 6)

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. С XIV века наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

Устав – это один из типов письма кириллицы, который отличался прямым, чётким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов. Так, например, уставом написаны древнерусские рукописи ХI–ХIV веков.

По сравнению с уставом начертания букв полуустава лишены своей геометрической строгости. Прямые линии уже допускают кривизну, округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами. Становятся возможными варианты начертания одних и тех же букв у одного и того же писца: так, например, буква могла иметь до четырёх вариантов, – до пяти и так далее.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите.

В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).

Самые известные произведения литературы XIII века - "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

"Слово о погибели Русской земли" - произведение древнерусской литературы XIII века. Сопоставление "Слова" с летописями показывает, что о "погибели" Русской земли русские стали говорить после захвата Батыем Киева. По своему патриотическому и художественному содержанию близко к "Слову о полку Игореве". Оба памятника объединяет лирическое восприятие природы, общий образно-поэтический язык, сочетание "похвалы" и "плача".

Слово о погибели русской земли после смерти великого князя Ярослава:

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками не сточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". "Задонщина", автор - Софоний Рязанец ("Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая") и "Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве. (слайд 7)

"Задонщина" в списке XVII века была впервые опубликована в 1852 году и сразу была воспринята как литературное подражание "Слову о полку Игореве": отдельные ее выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения "Слова", применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле.

В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие. Жития имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. (слайд8)

Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу.

Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Например, "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии. (слайд 9)

Афанасий Никитин - тверской купец, путешественник. В 1466 году он отправился с товаром в "Ширванскую землю" на Северном Кавказе. Под Астраханью караван Никитина Афанасия был ограблен ногайскими татарами. Не желая стать за долги холопом, Никитин Афанасий "от многыя беды поидох до Индеи", куда добрался после многих тягот в 1469 году. Часто без средств и с риском для жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хозяйстве, религии, быте, природе в сочинении "Хождение за три моря", ставшем не только точным источником сведений об Индии, но и памятником древнерусской литературы, переведенным на многие языки. Обстоятельства смерти Никитина на обратном пути на родину неизвестны.

^ Страница 4. Общественная мысль. (5 мин) (слайд 10)

XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

Ересь - религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением. Наименование "стригольники" не совсем ясно, возможно объясняется тем, что среди еретиков было много священнослужителей, прошедших постриг.

Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа. В 1375 году новгородские стригольники были казнены.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. После того, как на церковном соборе 1503 года Иван III под давлением иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 году еретики были сожжены по приговору церковного собора. После этого и отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что "священство преболе царства", то теперь писал, что царя следует "почитати, а не сваритися с ним".

^ Страница 5. Архитектура. (5мин) (слайд 11)

Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV века - Москва.

Широкое развитие получило зодчество в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, менее зависимых от монгольских ханов.

В XIV — XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров экономической и политической жизни, а также развития искусства.

Традиции русского зодчества этого времени опирались на традиции архитектуры домонгольского периода.
Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве. В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в. Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье (1360—1361) (слайд 14) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля — нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. (слайд 13)

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был П с к о в. По свидетельству летописей в XV в. там строились 22 каменные церкви. Вся архитектура города носила облик крепости, стиль зданий — суровый и лаконичный, они были почти полностью лишены декоративных украшений. Общая длина стен большого кремля XVI в. составила почти девять километров.

Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. (слайд 12)

В 1366—1367 гг. по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского) были возведены стены и башни из белого камня1. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были сооружены новые храмовые и гражданские здания.
В конце XV в., во время царствования ^ Ивана III (1440—1505), началась перестройка Кремля, в которой приняли участие русские мастера из разных городов страны. Иван III пригласил также итальянских мастеров, признанных в Европе мастеров фортификационного дела — Пьетро Антонио Солари (1450— 1493), Марка Фрязина (XV в.), Алевиза Нового (конец XV — начало XVI в.). В 1485—1495 г. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни. В 1485 г. Марк Фрязин возвел первую башню Кремля — Тайницкую, названную так потому, что под ней был вырыт колодец и тайный ход к Москве-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады.

(слайды 19-20) В это же время перестраивались и соборы Кремля. В 1475 — 1479 гг. итальянским зодчим ^ Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор — по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размерам. Храм поражает цельностью пропорций, лаконизмом художественных средств, а его интерьер — высотой, простором, обилием света и воздуха. Русские летописи писали об Успенском соборе, что «та церковь чудна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию и пространством». Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

(слайды 21-22) Псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (1484— 1489), домовая церковь великих князей и церковь Ризположения (1484—1489).

(слайды 23-24) В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из отдельных строений, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487 — 1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Грановитая палата, получившая свое название по отделке главного фасада блоками белого граненого камня, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала.

^ Страница 6.Изобразительное искусство. (5 мин) (слайд 25)

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

(слайды 26-27) Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.

(слайды 28 -29- 30) Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV - первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая "Троица"), "Спас".

Самым знаменитым его произведением является икона "Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

Рефлексия - Синквейн.
Д/З


1


Похожие:

Культура Руси icon18. Культура Московской Руси
Единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы (Киев,...
Культура Руси iconУрок проект «Крещение Руси»
Формировать представление о том, как на смену языческой вере пришло христианство; показать значимость введения единой веры на Руси;...
Культура Руси iconКультура Киевской Руси 10 класс
Выявить специфические особенности и основные этапы культурно- исторического развития Руси
Культура Руси icon1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Культура Руси iconИстория России Билет №1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт древней Руси (устное народное творчество, литература,художественное ремесло, зодчество)
Культура Руси iconКультура Древней Руси
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передача
Культура Руси iconКультура и искусство Древней Руси Фольклор
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси
Культура Руси iconУрок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
Культура Руси iconТема: Культура Древней Руси. Цели
В словаре существует 8 разных толкований того, что такое культура. В историческом контексте культура определяется как определённый...
Культура Руси iconУрок всемирной истории для 7 класса Тема урока «Культура Северо-Восточной Руси XIV- xv вв.»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница