Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство




НазваниеКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство
страница1/5
Дата публикации07.09.2013
Размер0,79 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
pochit.ru > Культура > Календарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» №1679
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

_________________________________________________________________________________________________________________________

г. Москва, ул. Новопетровская д. 1а

контактные телефоны: (495) 450-3080, 459-4043, 450-8926 факс: (495) 459-3064

E-mail: coe1679@mail.ru

______________________________________________________________________________________________________________

«УТВЕРЖДАЮ» «Согласовано»

Директор ГБОУ

«Школы здоровья» Зам. директора по УВР

ЦО № 1679 Зенина Л.А.

Просвиркин В.Н.

Образовательная программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 5,6,7,8 классов

Программа Б.М. Неменского

Учитель Шевела Е.А. 2012-2013 учебный год.


2012-2013г.

^ Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
^ Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

1 год обучения (5 класс)

Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне.

-уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности

.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Формулировать проблему, познавательную цель, используя специальную терминологию. Социальная компетентность, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.

• дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для учащихся:

– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства»-8ч.

Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве»-8ч.

Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 10ч.

Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 9ч.
Программа рассчитана на 34 часов.

^ Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Оснащение урока. Программный минимум

Кол-во уроков

.Календарные сроки.Домашнее задание

^ 1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства»

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей

б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества

в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность

Основные понятия: Солнечные диски дерево жизни , символы

1


Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»

2-3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. «Творческая работа « работа «Вот мой дом»

а) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора

б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре

в) Развить творческую и познавательную активность

г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе.

Народное искусство, декор, изба

2

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

4-5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.

а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении

б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков

в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки.

Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент

2

Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.

6- 7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Творческая работа «Проходите в избу»

а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой

б) Развить творческую и познавательную активность

в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе)

г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта

д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре

Интерьер

2

Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров

8

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.

а) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера

б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус

в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.

Архитектура, дизайн, мода

1

Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)

^ 2 четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»

9-12

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи

б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории.

в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью

г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

4

Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово

13- 16

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово

а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре

в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

Промыслы, ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, керамика

4

Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме

^ 3 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»

17-18

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.

а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся

г) Прививать интерес к русскому народному творчеству

Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы

2

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

19

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум)

а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса

б) Обработка навыков и умений при работе с тканью

в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов

г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности

Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы

1

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

20

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент»

б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.

в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Символика вышивки, орнамент

1

Подбор материала о современной моде

21

Русский костюм и современная мода

а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды

б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности

в) Прививать интерес к русской национальной культуре

Мода, дизайн

1

Сбор иллюстративного материала по народным праздникам

22-23

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум)

а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории

в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе)

Хоровод, масленица

2

Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»

24

Народные промыслы родного края (урок-конференция)

а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием

б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами

в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов

г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления

д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории

Художественные промыслы, ремесла (краеведение)

1

Народные промыслы нашей страны

25-26

«Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)

а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей

б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие

в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству

г) Активизация творческого потенциала учеников




2

Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта

^ 4 четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»

27

Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта

б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Костюм, символика цвета

1

Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции

28-29

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика

а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции

б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Чернофигурные и краснофигурные вазы

2

Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм

30

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья

а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья

б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории

Костюм, стиль

1

Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»

31-32

О чем рассказывают гербы

а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них

б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей

в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны

г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Символы, эмблема, герб. История человеческого общения, экономика.

2

Художественные материалы

33

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем

б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов

в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами

Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества

1

Художественные материалы

34-35

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)

а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

Подведение итогов учебного года. Игры, викторины

2

Художественные материалы
  1   2   3   4   5

Похожие:

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconРабочая учебная программа по учебной дисциплине «изобразительное искусство» 1 класс
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconТематическое планирование по изобразительному искусству Программа...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconПрограмма основного общего образования по изобразительному искусству
Программы общеобразовательных учреждений «изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. Под руководством и редакцией...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconРабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету...
Фгос, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», что позволяет обеспечить требуемый...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconРабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения начальное общее, 1 4 классы
...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе По программе Б,М. Неменского, Изобразительное искусство iconПрограмма по изобразительному искусству пояснительная записка
Рф «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента апн ссср,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница