Роль религии в формировании и развитии духовной культуры




Скачать 115,4 Kb.
НазваниеРоль религии в формировании и развитии духовной культуры
Дата публикации05.09.2013
Размер115,4 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.Духовная культура.

Для того, чтобы определить роль религии в формировании и развитии духовной культуры, необходимо разобраться с понятием «духовная культура». Это понятие сегодня употребляется очень часто, при этом смысл его достаточно размыт, вследствие чего не очень понятно, что собственно надо формировать и развивать. Поэтому начнем с того, что дадим определение духовной культуры.

В последнее время в связи с активным использованием понятия информации в общественных науках стал использоваться информационный подход к понятию «культура». Согласно этому подходу, культура – это «наследственная память» общества. Она представляет собой совокупность знаний или информации, которой обладает человечество на данный момент и которая передается от поколения к поколению. Другими словами, культура – это накопленный опыт человечества в самых разных областях своей деятельности, зафиксированный с помощью языка на самых разных носителях (в книгах, в произведениях искусства, в зданиях и сооружениях, в традициях как стереотипах поведения) или просто передающийся с помощью устного языка последующим поколениям.

К этому необходимо добавить еще один важный момент. Поскольку возникновение и развитие человечества не является случайным и стихийным процессом, а проходило под руководством Высших Сил, то культура изначально формировалась с их помощью. На заре своей истории необходимые знания давались человечеству из Высшего Источника, а уже потом люди сами стали добавлять в «культурную копилку» человечества свой опыт и самостоятельно приобретенные знания.

Таким образом, культура – это то же самое, что и генетический код для нашего физического тела. В нем заключена самая главная информация, без которой формирование и развитие физического тела невозможно. Даже малейшая ошибка в генетической информации приводит к серьезным нарушениям в работе физического тела. То же самое происходит и с обществом, если необходимая для его развития культурная информация теряется со временем или искажается. Общество в этом случае начинает развиваться неправильно и вместо того, чтобы эволюционировать, начинает деградировать.

Опираясь на данное понимание культуры вообще, определим понятие «духовная культура». Очевидно, что всю культуру в целом можно разделить на материальную и духовную культуру. Материальная культура – это накопленный опыт и знания освоения и совершенствования внешней среды, окружающей человечество. Соответственно, духовная культура – это необходимая для человека информация и накопленный опыт по освоению и совершенствованию себя самого.

Это деление культуры обусловлено двойственной природой самого человека, который одновременно живет в двух мирах – внешнем и внутреннем мире: в мире своей души, своих мыслей, чувств, желаний, волевых устремлений и т.д. И это такой же сложный и таинственный для нас мир, как и внешний. Поэтому с древних времен человечество получало необходимые знания об этом мире и указания о том, как управлять своим внутренним миром и совершенствовать его. К этой информации постепенно добавлялся собственный опыт совершенствования своего внутреннего мира.

Итак, духовная культура – это совокупность знаний и опыта по освоению и совершенствованию внутреннего мира человека.

^ 2.Роль религии в формировании духовной культуры.

В течение длительного времени роль религии в формировании духовной культуры была приоритетной. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

  1. Во-первых, совершенствование самого человека или формирование духовной культуры является главной целью всех религий. Религия всегда отвечала за эту сторону жизни человечества, а если и вмешивалась в другие сферы (например, в социальную жизнь), то всегда с точки зрения того, как это способствует внутреннему совершенствованию человека;

  2. Во-вторых, особенность религии заключается в том, что духовные учения, лежащие в основе различных религий, были получены из Высшего Источника. Пророки являлись, как правило, лишь «каналами» для передачи необходимой информации человечеству. История возникновения самых разных религий всегда описывает, как тот или иной пророк общается с Богом или Богами и выполняет их волю. Этим религия отличается от науки и искусства, которые являются плодом деятельности исключительно человека. Именно это обстоятельство придает особую значимость религии, т.к. через учения пророков человечеству дается «опережающая» информация, которая сразу воспринимается с большим трудом и на освоение которой человечеству нужны века. Поэтому все известные нам сегодня религии – и буддизм, и христианство, и ислам были отвергнуты современниками и получили признание спустя века.

^ Каким образом религия формирует духовную культуру человека? В религии всегда использовались два универсальных метода:

- теоретическое объяснение, результатом которого должно стать формирование правильного мировоззрения;

- практическое применение полученных знаний, результатом которого должно стать умение управлять своим внутренним миром.

Формирование мировоззрения.

Формирование правильного, т.е. соответствующего реальности, мировоззрения – первое условие развития духовной культуры человека. Невозможно эффективно управлять собой и развивать свои внутренние способности, если представления о себе изначально не соответствуют реальности.

Специфика религии заключается в том, что она объясняет, как устроен мир и человек с учетом тех аспектов реальности, которые человек не может воспринимать в своем обычном состоянии. В этом и заключается «опережающий» характер религиозной информации. Она дает более широкое представление о реальности, чем способен воспринимать обычный человек, и с учетом этого объясняет, что представляет собой сам человек и как он должен развиваться.

Если мы отвлечемся от частных отличий различных религиозных учений друг от друга, то можно увидеть весьма целостную и органично взаимосвязанную картину мира, в которой ясно определено место человека, цель и смысл его жизни.

Кратко сформулируем основные положения религиозной картины мира:

  • мир, в котором мы живем, возник не случайно. Причина возникновения мироздания имеет совершенную и разумную природу и недоступна для познания человека. Однако человек может познавать ее через сотворенные ею создания, через понимание высокой сложности, организованности, порядка и гармонии нашей Вселенной.

  • для того чтобы создать наш мир, эта Причина создает помощников или посредников, представляющих собой некие абстрактные принципы, силы или высших разумных существ, богов, которые непосредственно осуществляют творение Вселенной и жизни в ней. Это представление вводит принцип Иерархии мироздания, согласно которому человек лишь одно из разумных существ во Вселенной, причем не самое высокоразвитое, и поэтому должен с уважением и вниманием относится к знаниям, идущим из Высшего Источника;

  • Вселенная – это очень сложная система, состоящая не только из нашего, доступного восприятию человека, мира. Она состоит из разных видов материи, как вещественных, так и невещественных. Другие виды материи образуют другие миры с другими характеристиками и с другими, населяющими их, формами жизни. Чаще всего, их называют духовными мирами или одним духовным миром. Следовательно, наш мир и известные нам формы жизни не единственные во Вселенной. Тот факт, что они недоступны для восприятия человека, не является основанием для утверждения их полного отсутствия;

  • жизнь есть соединение материальной формы с духовным принципом, который только и может дать форме необходимую силу жизни. Именно поэтому с точки зрения многих религиозных учений все материальные формы во Вселенной являются живыми, несмотря на то, что движение и изменение многих из них незаметно для человека. Это движение может осуществляться слишком медленно (минеральное царство) или слишком быстро (мир духовных сущностей). Однако неспособность человека заметить это движение не свидетельствует о том, что оно вообще отсутствует;

  • развитие жизни во Вселенной осуществляется циклически, т.е. состоит из этапов или стадий, в течение которых существуют благоприятные условия для тех или иных форм жизни, благодаря которым они благоденствуют и постепенно эволюционируют. По истечении определенного времени условия изменяются, причем часто быстро и неожиданно, что приводит к гибели порой вообще всего живого. Завершение каждого цикла имеет большой духовный смысл. Это, своего рода, проверка того, что было достигнуто за прошедшее время. Многие религиозные учения считают, что завершение цикла не является завершением жизни вообще. Каждый раз жизнь возрождается вновь, в новых условиях и в новых формах, приспособленных к ним;

  • сущность человека бессмертна, совершенна и, чаще всего, называется духом. Это «божественная искра», которая оживляет тело человека, с точки зрения многих учений, тождественна духовной сущности любой другой формы жизни. Человек – одно из многих созданий, оживленных божественным духом, и отличается от них лишь степенью его проявления. Помимо физической, вещественной природы человек обладает невидимой, невещественной природой, которая достаточно сложна и содержит ряд посредников между духом и телом. Вне зависимости от количества этих посредников (одна душа или много «тонких тел» или принципов), все религии согласны в том, что человек представляет собой целостное существо, содержащее одновременно и самое высшее, божественное, и самое низшее, животное, начала;

  • главная задача пребывания человека в нашем мире заключается в том, что его дух должен научиться управлять сложной психической структурой человека. Если говорить просто, то человек должен научиться управлять своими мыслями, чувствами, желаниями, и волей. Все религии утверждают, что в пределе своего развития человек должен стать богоподобен, т.е. не только управлять собой, но и направлять свои способности на служение Общему Благу. В этом и будет заключаться проявление Духа в человеке и его господство над телом, чувствами и разумом.

  • важное место в религиозной картине мира занимает смерть. Все религии утверждают, что пребывание души человека на земле временно. Рано или поздно душа расстается с инструментом своей деятельности – физическим телом и отправляется туда, откуда она и пришла в наш мир. Момент разделения души и тела и есть смерть человека. Это важный момент в духовном развитии человека, т.к. означает завершение определенного этапа в этом развитии. Подавляющее большинство религий говорит о «суде», который ожидает душу после смерти тела. Это означает, что душа должна «представить» свои изменения и достижения, совершенные за период жизни. Именно этими достижениями определяется ее дальнейшее существование. Несмотря на различия в представлениях о формах этого существования (признание теории реинкарнации или вечной жизни в раю или в аду), все религии согласны в том, что его характер определяется деяниями, совершенными человеком в течение жизни.

Таким образом, религиозное мировоззрение определяет длительную перспективу существования человека, выводя ее за пределы данной жизни. Это позволяет ему правильно определить жизненные ценности и приоритеты, понять, что действительно важно в этой жизни и от чего будет зависеть дальнейшая судьба его души, отбросить несущественное и сосредоточиться на главном.

Религиозная практика.

Вторым условием формирования духовной культуры является развитие практических умений по управлению своим внутренним миром. Для этого в религии существует два уровня религиозной практики, отличающиеся степенью своей сложности:

  1. освоение нравственных норм поведения в обществе;

  2. ритуальная практика.

^ Освоение нравственных норм – это самый простой, доступный для всех верующих уровень религиозной практики. Человек стремится подчинить свое поведение определенным правилам, которые обеспечат его гармоничное сосуществование с другими людьми. Все религии формулируют примерно одинаковый набор этих правил: запрет на убийство и воровство, осуждение лжи, пустой болтовни, измены своему супругу или супруге и т.д. Многие религии также считают грехом стремление к богатству и выдвигают в качестве идеала скромную жизнь.

Приучая себя подчиняться этим правилам, человек приобретает первые навыки управления собой.

^ Ритуальная практика – это более сложный уровень религиозной практики, которым занимаются не все последователи того или иного учения, а только служители культа и монахи. Суть ее заключается не только в проведении ритуалов в храмах, но и в определенном образе жизни, который предполагает освоение специальных практик: медитации в буддизме, длительной молитвы в христианстве и исламе, состояния транса в шаманизме и т.д.

Освоение этих состояний предполагает очень длительную и тщательную работу над своим внутренним миром: развитие умения контролировать свое состояние сознания, концентрировать мысли, развивать в себе определенные чувства и желания (например, желание служить Богу), убирать ненужные мысли и желания, а также тренировать волю в этом процессе. В каждой религии сложилась своя оригинальная система достижения этой цели, но результат этого процесса, каким бы путем мы не шли, всегда будет одинаковый. В этом тоже проявляется единство всех религий.

Таким образом, каждая религия представляет собой целостную систему формирования и развития духовной культуры человека. Когда в обществе отсутствует религия, то ее функции в полном объеме не может заменить ни одна из других сфер деятельности человека, и общество начинает деградировать в духовном плане.

^ 3.Современное состояние религии и проблемы духовного развития человечества.

Очевидно, что в современном обществе религия утратила свое приоритетное положение, что незамедлительно сказалось на общем состоянии духовной культуры людей. Можно выделить несколько причин падения роли религии в современном мире:

- во-первых, у религии появился серьезный конкурент – наука, которая к ХХ веку стала занимать господствующее положение в обществе и, соответственно, влиять на формирование мировоззрения людей. Научная картина мира существенно отличается от религиозной картины мира, т.к. в течение длительного времени (до начала ХХ века) в ней отсутствовало все, что не может непосредственно наблюдаться и восприниматься человеком. Поэтому научная картина мира включала только материальный мир и, соответственно, самого человека рассматривала только с точки зрения его материальной, телесной структуры. Наука использовала государственную систему образования для распространения своих представлений, вследствие чего авторитет религии у новых поколений сегодня весьма невысок.

На наш взгляд, сегодня есть все основания для решения этой проблемы, т.к. наука второй половины ХХ – начала ХХ1 века обратилась к изучению не воспринимаемых человеком видов материи. Очень многое в современной научной картине мира аналогично религиозным представлениям. Необходимо это показать и донести в ясной и понятной форме до широких слоев населения. Но, к сожалению, представители существующих религиозных конфессий или равнодушны к этому процессу сближения науки и религии, или хотят увидеть в науке подтверждение только их, конфессиональных представлений. Если они этого не видят, то просто оставляют без внимания те или иные достижения науки.

- во-вторых, религия в современном мире остро столкнулась с проблемой глобализации. В связи с взаимопроникновением национальных культур, активным общением людей и перемещением их по планете сегодня нарушилось региональное распределение религий. Раньше каждый большой регион имел свою господствующую религию (Европа – христианство, Ближний Восток – ислам, Дальний Восток – буддизм, а также каждый народ имел свои национальные верования). Сегодня практически везде по соседству проживают представители разных верований. Но вместо того, чтобы искать основу для объединения и консолидации усилий, религии начали борьбу за привлечение людей на свою сторону и против нетрадиционных для данного региона верований. Явно об этом ничего не говорится, но неявно такая работа проводится везде, используя все средства массовой информации, агитации и пропаганды, где-то государственный ресурс. Это хорошо видно на примере развития православной церкви в нашей стране за последние 20 лет. Эта «борьба за паству» между конфессиями также не приводит к росту авторитета религии в обществе.

Идея поиска общего между различными религиями, а, тем более, объединения религий, мягко говоря, не пользуется популярностью в среде религиозных деятелей. Поэтому этот процесс идет очень медленно. Можно привести пример с Организацией Объединения Религий, созданной при ООН в 2000 году. Если в Индии уже к 2006 – 2007 годам было создано более 60 «кругов общения» - первичных организаций, куда входят представители разных религий, то в России на тот момент была всего одна такая организация, в г. Москве. В 2008 – 09 годах была создана еще одна организация в г. Новосибирске.

Очевидно, что это две ключевые проблемы, без решения которых религия не сможет вновь стать ведущей сферой по формированию духовной культуры населения. Религии должны объединяться друг с другом, чтобы преодолеть межрелигиозную нетерпимость и конфликты, а также религия должна объединяться с наукой для того, чтобы формировать единое мировоззрение. Это два главных условия для восстановления статуса религии в обществе и ее полноценного влияния на формирование духовной культуры населения.

Похожие:

Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconПеречень примерных вопросов, выносимых на экзамен (зачет) по учебному курсу
Роль религии в формировании культуры общества. Главные элементы религии, как социального института
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconТема урока: Роль религии в жизни общества. Цели урока
Дидактическая: подвести учащихся к осознанному пониманию роли религии в современном мире, т е развить представление о ее значении...
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconКонстантин Дмитриевич Ушинский
Считая роль религии в формировании общественной мо­рали положительной, он выступал в то же время за независи­мость науки и школы...
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconВ целях сплочения духовной элиты человечества, объединения разрозненных...
Приносим свои глубочайшие извинения тем, кому эта информация пришлась не по адресу, т е по ошибке. В столице Казахстана в г. Астана...
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconВ последние годы особенно остро встала проблема выживания общества...
Ности XXI века сегодня, пожалуй, трудно переоценить. Его роль определяется, прежде всего, огромным значением самой науки «Химия»...
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconУрок начинается с музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник»
«оттепели»; определить особенности духовной жизни советских людей; раскрыть противоречивость и ограниченность провозглашенной свободы...
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconЧто такое философия?
Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифо­ло­гии, религии, науки и философии
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconФеномен религии как один из аспектов духовной культуры человеческого общества
Локтионова Галина Владимировна – заведующая лабораторией Института гражданской защиты Уральского горно-геологического университета,...
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры icon«Оттепель» в духовной жизни советского общества»
Цель урока : формирование представления о роли идеологии в развитии культуры и искусства
Роль религии в формировании и развитии духовной культуры iconПроверка домашнего задания. Вопросы и задания: «Первейший среди афинян»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница