Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора”




Скачать 164,18 Kb.
НазваниеТема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора”
Дата публикации05.09.2013
Размер164,18 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Культура > Анализ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

1.1 Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора”.

1.2 Мой опыт сформировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №3” п. Ракитное. Наше образовательное учреждение имеет благоприятное социокультурное расположение ( Районный Культурно Методический Центр, Дом Детского Творчества, музей, школа искусств). Все это способствует расширению воспитательных возможностей детского сада. Становление опыта проходило в течении последних пяти лет моей работы с детьми. В течении последних четырех лет я веду фольклорный кружок “Посиделки” для старших дошкольников.

1.3 Актуальность опыта обусловлена кризисом воспитания подрастающего поколения, вызванного нарушением вековых традиций, девальвацией национальных ценностей и идеалов. Поенному так важно возродить преемственность времен и эпох, передать молодому поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, своему народу, родной земле, жизненным ценностям.

Обращение к музыкальному фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания дошкольников. Приобщение детей к основам русской национальной культуры с раннего возраста, а может быть, и с колыбели, когда у них еще только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности - важнейшая духовно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе духовность, нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, этнопедагогики.

Интерес к региональным особенностям песенных традиций как к определенному историческому типу культуры определяет актуальность темы. Именно на основе местных стилей и знания национальной песенной традиции формируется и развивается представление о нравственности и всей духовной жизни своего народа.

Это и послужило основанием для разработки данного опыта работы.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

1. потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

2. большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий формирования музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора (на основе региональных традиций народной художественной культуры Ракитянского района).

1.4 Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Д. Гилфорд, В. Лоуэнфельд, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов), психолого-педагогическая теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), теория музыкального обучения и воспитания (Н. Ветлугина, А. Зимина, К. Орф, М.Т. Картавцева).

1.5. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в комплектовании фонда фольклорно-этнографического материала, в конкретизации понятия “музыкальные способности дошкольников”, выявлении компонентов, критериев, показателей, уровней музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, разработке технологии развития музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора.

1.6. Я определила ведущие принципы своей работы:

-принцип воспитания основ общечеловеческих нравственных качеств личности:

доброты, милосердия, справедливости, трудолюбия, любви к семье, дому, родной природе, своему краю, Отечеству;

-принцип развития музыкальных, художественно-творческих и сенсорных способностей, эмоциональной сферы, образного мышления;

-принцип формирования у детей целостного восприятия мира традиционной народной художественной культуры;

-принцип организации их активного сотворчества, раскрепощенности и физического развития.

1.7. В своей работе использую следующую нормативно-правовую базу:

- Постановление “О дополнительных мерах по изучению, сохранению и развитию традициоввой народной культуры Белглродской области” (1.02.1996 за №80)

- “О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины” (4.08.1999 за №442)

- “О развитии и поддержки самодеятельного художественного творчества в области” (30.09.1999 за №531)

1.8. Новизна опыта заключается в том, что в разработке технологии развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре, в первую очередь - традиционном, Ракитянского района.

1.9. Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1.Констатирующий эксперимент включал в себя анализ исходного состояния процесса формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием эмперических (наблюдение, беседа, анализ специальной научной учебно-методической литературы).

2. Формирующий эксперимент предусматривал разработку основных критериев оценки компонентов музыкальных способностей детей; выявление среднего уровня музыкальных способностей; разработку технологии развития музыкальных способностей детей.

3. Контрольный эксперимент включал анализ эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора в аспекте динамики этого развития, апробации педагогических технологий.

Задания для выявления компонентов развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки:

Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

Детям предложено снять с голоса педагога мелодическую линию народной попевки “В огороде заинька”, “Светит солнышко”, “Ходит кот”, мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. .

Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания. Экспериментапор исполнял на инструменте “Колыбельную” в разных регистрах: высоком, среднем и низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица (низкий регистр), другую - зайчиха (средний регистр), третью - мышка (высокий регистр). В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную.

Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, слухового внимания. Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции от разных звуков в сопровождении инструмента либо снятие попевки с голоса.

Задание 4 ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу.

Детям задавался вопрос о том, какие они знают народные песни, потешки из пройденного материала. Затем давались в грамзаписи или на инструменте отрывки из этих произведений.Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию .

Задание 5 ставило целью определить наличие и развитость чувства ритма у детей.

Детям предлагалось:

- повторить хлопками заданный ритмический рисунок;

- прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой педагогом на одной ступени (например р.н.п. “Барашеньки”)

- прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой в диапазоне от двух ступеней (например “Ладушки”).

Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Детям предложено досочинить голосом окончание р. н. п. “Дождик” на заданный текст.

Задание 7 ставило целью определить у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.

Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку пляски “Барыня”.

^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
2.1. Цель моей работы: Разработать и экспериментально опробировать технологию по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами

музыкального фольклора.

2.2. В соответствии с целью определила основные задачи моей работы:

- проанализировать психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по проблеме исследования и обосновать рабочее определение понятия “музыкальные способности”;

- предоставить классификацию детского музыкального фольклора и обосновать его дидактическую роль в формировании личности ребенка;

- выделить компоненты, критерии и показатели развития музыкальных способностей у детей;

- совершенствование музыкальных способностей у дошкольников средствами музыкального фольклора.

2.3. Работу в группе младшего возраста направляю на введение детей в мир традиционной народной художественной культуры. Именно здесь происходит первое знакомство с народным календарем: зимними Святками, Масленицей, встречей ВЕСНЫ, жизнью и бытом крестьянина-земледельца, образами родной природы, растительным и животным миром края.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются слушание-восприятие, музыкальные и словесные игры. Основу музыкального репертуара составляют колыбельные песни “байки”, пестушки, потешки, несложные по мелодическому и ритмическому строю, терцовые, секундовые, квартовые интонации, которые являются первоосновой музыкального интонирования.

Подпрыгивание под песенку - одно из первых музыкально-ритмических движений ребенка - постепенно вводит его в мир хореографической пляски: притопы, хлопки, хороводный и дробный шаг.

Свистульки, ложки, колокольчики, погремушки - действенное средство ритмического воспитания и своеобразный аккомпанимент в песенках.

Детей средней группы знакомлю с основами национальной культуры. Именно на этот возраст приходится начало самостоятельности, приобретение игрового опыта, осмысление своих творческих способностей.

Основу песенного фольклора составляют те же колыбельные, считалки, заклички, небылицы, прибаутки, сказки, но с более сложной мелодической и ритмической структурой.

Рекомендуется обратить внимание детей на жанровое многообразие и отличие народных песен: плясовых, игровых, шуточных и лирических.

Практический материал (песни, игры, танцы) подбираю в соответствии с временами года.

Детей знакомлю с народным календарем (по месяцам). Им предоставляется игровое участие в праздниках и обрядах календарно-земледельчиского круга: рождественские колядки, ряжение; Масленица - проводы зимы; встреча Весны, ее закликание; весенний сев, танки и карагоды Красной горки, Семик, Троица, Ивана Купала, осенние работы по сбору урожая и заготовки впрок: капустник, рябинник, кузьминки. Осень заканчивается игрой в посиделки.

В старшем дошкольном возрасте происходит активный этап освоения народного искусства.

Углубляются сведения о праздничных датах народного календаря. В этом возрасте интерес у детей вызывает участие в национальных обрядах, связанных с обычаями, верованиями, суевериями, ряжением, обыгрыванием.

В этом возрасте дети учатся “играть” песню, выражая ее эмоционально-образное содержание и характер.

Целесообразно уделить внимание и знакомству детей с музыкально-этнографическим материалом других областей России, выявлению их региональной специфики и единства.

Свою работу строю от простого к сложному, от частного к общему, от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к активному восприятию целостного образа национальной культуры.

2.4. Начала работу с констатирующего эксперимента. Прежде всего определила, что такое “музыкальные способности”. Музыкальные способности являются специальными способностями. Однако они тесным образом связаны с общими свойствами(способностями) личности, такими как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и др., и в результате обучения развиваются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности. По мнению М.Г.Картавцевой, музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память(кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение(воссоздающее и творческое) (Картавцева М.Г., 1994, с. 30).

Природные задатки развиваются только в процессе работы над ними. Многие люди, в детстве проявившие одаренность в каком -либо виде деятельности, став взрослыми, утрачивают ее. Поэтому педагогу необходимо:

- учитывать возрастные особенности детей;

- стимулировать их творческую инициативу;

- базировать все воспитание на доступном дидактическом материале.

Операясь на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г.М. (62, с.58) разработал свою классификацию детского музыкального фольклора, которую я взяла за основу в своей работе:

- календарный фольклор. В него входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, весновки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы,приговоры насекомым, птицам, животным.

- потешный фольклор. Включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-нибудь эпизод.

- игровой фольклор. Науменко Г.М. разделил игры на три основные типологические групп: драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В спортивных играх нередко исполняются игровые примеры.

Хороводная игра построена на основе хореографических движений, в соответствии с которыми подразделяются на круговые, некруговые, хороводы-шествия. Первая группа хороводных игр характеризуется драматизированным разыгрыванием сюжета в центре круга(“Костромушка-Кострома”, “Селезень утку загонял”, “Ходя ли барень по карагоду” и т.д.). Втирая группа характеризуется делением участников на две половины, которые движутся навстречу друг другу по принципу “стенка на стенку” (“Бояре”, “Просо”). Хороводы-шествия основаны на разнообразных движениях: “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, “рядами”, “воротца” и т.д.

Таким образом, детский фольклор выступая частью быта взрослых, естественным путем включает детей в круг их серьезных хозяйственных занятий, творческих интересов, потребностей, стремления продолжать народные традиции. Воспитание у детей активности, сообразительности, воображения и инициативы нашло впоследствии свое отражение в играх, поговорках, загадках, считалках, не потерявших свое социально-культурное и педагогическое значение и в наше время.

2.5. В формировании личности ребенка фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом т.к. содержит в себе ряд функциональных нагрузок:

- познавательную,

- физического развития личности,

- импровизационно-творческую,

- организационно-деятельную.

2.6. В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 20 человек. Формирующий эксперимент начала с выявления компонентов, критериев, показателей, уровней развития музыкальных способностей детей, которые представлены в таблице 1, 2..

Дав задания 1-7 (приложение 1), провела анализ результатов по музыкально-творческим способностям детей. (приложение 3). Вывод:

1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков, необходимых погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности.

2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух. Слабо развито чувство ритма.

3. При пении не пытаются слушать себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат, захлебываясь берут дыхание.

4.У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата. Дети не умеют анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности.

5.У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о неразработанности механизмов музыкальной памяти.

В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на мой взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности,неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.

Несмотря выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков дошкольников в музыкальной деятельности при появляющемся интересе к данной деятельности дают основания предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора.

Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с разнообразными заданиями.

2.7. Исходя из вывода была разработана технология развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и осуществлено руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Дальнейший формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, заимствованных у Михайловой М.А. (приложение 2), состоящих из занятий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям.

Так же данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов:

- стимулирование детей к музыкальной деятельности;

- создание поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям;

- приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора.

Применялись все виды музыкальной деятельности во взаимосвязи и интегрировании.

Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.

Работа по развитию музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора велась в два этапа:

^ 1 этап - развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: музыкальных игр, загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

^ 2 этап - репродуктивно - творческий (11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-твореской деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков (таблица 4)

Опытно-экспериментальная работа базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.


^ Результативность опыта.

Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, мною был проведен контрольный эксперимент.

2.8. Задачи контрольного эксперимента:

- выявить динамику развития музыкальных способностей дошкольников:

- определить эффективность разработанной технологии музыкального развития детей средствами музыкального фольклора.

Контрольный эксперимент проводился по заданиям (приложение 1), но предполагалось, что дошкольники могут проявить свои музыкальные способности на другом эмоционально-слуховом уровне.

Данные результатов констатирующего эксперимента отображены в приложении 3.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, я пришла к следующим выводам:

1. Мелодический слух.

Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

2. Тембровый слух.

Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику.

3. Звуковысотный слух.

Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квинты на различные слоги.

4. Чувство ритма.

У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.

5. Музыкальная память.

Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

6. Творческие навыки.

Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии - ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

7. Музыкальное движение.

При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. 1.Науменко, Г.М.Фольклорный праздникв детском саду и школе: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции /Г.М.Науменко.-М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000-224с.

  2. Новицкая, М.Ю. Раз, два, три, четыре, пять я иду искать: книга для учителя и учащихся/ М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко.-М: Просвещение, 1995-224с.

  3. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учебно-методическое пособие /Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.Л.Макеева, О.Н.Кореканова.-- 2-е издание дополненное.- С-П: издательство “Детство-пресс”,1999-378с.

  4. Князева,О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Ф.Маханева.- 2-е издание дополненное.-С-П: издательство “Детство-пресс”, 1999-304с.

  5. Ботова, С.И.Рукотворная краса земли Белгородской: учебно-методическое пособие /С.И.Ботова, Т.А.Приставкина, А.В.Рябчиков.-Белгород: Белтипография, 2000-176с.

  6. Радынова, О.П. Баюшки -баю: сборник колыбельных песен / О.П.Радынова.-М: ВЛАДОС, 1995-294с.

  7. 7.Садовников, Д.И. Загвдки русского народа: сборник вопросов, притч и задач / Д.Н.Садовников.- Просвещение, 1986-110с.

  8. Петров, В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей: детский музыкальный фольклор / В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова.- М: ООО “Сфера”, 1998-142с.

  9. Некрылова, А.Ф. Круглый год : русский земледельческий календарь / А.Ф.Некрылова. - М: Просвещение, 1991-196с.

  10. Науменко, Г.Тридцать три сороки: русские народные скороговорки / Г. Науменко.-М6 детская литература, 1989-32с.

  11. 11. Науменко, Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №6, №7, №8, №9.- 2000-159с.

  12. Варганова,В.В. Русские народные песни./ В.В.Варганова, -М: 1988-68с.

  13. Селиванов, В.В. Год русского земледельца./ В.В.Селиванов.- М.,1987-157с.




  1. Алексеев, Э. Фольклор в контексте современной культуры./ Советский композитор. -М: 1988-95с.

  2. Аникин, В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983-225с.

Похожие:

Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconРазвитие общих и специальных музыкальных способностей у дошкольников...

Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconПознавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconРазвитие творческих способностей дошкольников средствами фольклора
«питание» души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного...
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconРазвитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста...
Инструментальное музицирование основная тенденция музыкального воспитания XXI века
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconНаименование опыта Фольклор как средство развития музыкальных способностей...
Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Очень важно, чтобы потешки, пестушки, песенки, частушки, т е все элементы...
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconКонспект музыкального занятия по ритмопластике для старшего дошкольного возраста
Цель занятия – развивать и формировать средствами музыки и ритмических движений умение ориентироваться в пространстве, развитие двигательных...
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconРазвитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного...
Иционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня, как музыкального руководителя, волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое...
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconЗанимали теперь основное мое время. Но занятия стали интересными,...
Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников в процессе эстетического освоения мира
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconТема опыта
Формирование познавательной деятельности обучающихся через развитие интеллектуальных способностей
Тема моего опыта работы “Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора” iconРоссийской Федерации Мурманский государственный педагогический институт
Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница