Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред




Скачать 71.11 Kb.
НазваниеПедагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред
Дата публикации08.05.2013
Размер71.11 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Культура > Анализ
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос. научн.-практ. конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред. И.Ф.Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – Ч.2. – 228 с., с.74-78.
Профессиональная компетентность в области речевого и лингвистического развития детей как обязательный результативный компонент педагогического образования

В.Н.Макарова,

г.Орел, ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

В педагогической науке утвердилось мнение, что речевое развитие ребенка представляет собой ядро формирования личности. Язык и речь рассматриваются в философии, педагогике, психологии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, З.М.Истомина, Г.Д.Кириллова, А.Р.Лурия, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.). Учитывая уникальную роль языка в становлении личности, социализации ребенка, приобщении его к культурным ценностям, необходимо обеспечить грамотное педагогическое сопровождение процесса усвоения языка в дошкольном детстве и на последующих этапах.

Анализ самого феномена «речевое развитие ребенка» и процесса управления им, тех проблем, которые в настоящее время существуют в обучении языку и речи, приводит к выводам о необходимости специальной подготовки педагогов к работе по речевому и лингвистическому развитию детей.

В современной системе педагогического образования подготовка к речевому и лингвистическому развитию детей не выделяется в отдельное направление, не определяет квалификацию выпускников учреждений педагогического образования. Однако эта подготовка обуславливает во многом успешность их педагогической деятельности, так как обеспечивает формирование стержневых компонентов профессиональной готовности.

Считаем необходимым подчеркнуть, что подготовка педагогов строится на общей гуманитарной базе в логике становления и развития личности воспитанников и собственной неповторимой индивидуальности воспитателей. В этом контексте, с одной стороны, педагог призван обеспечить целенаправленное и методически грамотное воздействие на процесс усвоения ребенком родного языка в целях его оптимизации и развития речевой деятельности детей как необходимого условия их социализации и успешности обучения на всех этапах дошкольного и школьного образования. С другой стороны, обязательной составляющей профессиональной подготовки педагога любой квалификации является формирование его речевой деятельности, собственных речевых способностей, готовности к речевому педагогическому общению с воспитанниками, умений содержательно и методически грамотно строить речевое взаимодействие с детьми, используя речь как инструмент педагогического воздействия.

Таким образом, особенности речевого развития детей, сложность и важность процесса усвоения родного языка ребенком, значимость грамотного педагогического управления этим процессом позволяют утверждать, что подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей должна иметь (и реально имеет) свою специфику как в содержании, так и в способах ее реализации, а в процессе профессионального становления педагога следует обеспечить формирование обязательной составляющей его профессиональной готовности – профессиональной компетентности в области речевого и лингвистического развития детей.

Необходимость актуализации и разработки проблем теории и практики профессиональной подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей на современном этапе определяют следующие факторы:

    • существование негативных явлений в речевом окружении подрастающего поколения, усваивающего родной язык, которое диктует необходимость целенаправленного воздействия специально подготовленного взрослого, способного нивелировать влияние неблагополучного речевого окружения ребенка;

    • проявления небрежного отношения к языку в педагогической среде, наличие недостатков в речи педагогов, типичная причина которых заключается в несовершенстве школьного обучения родному языку и недостаточном внимании к речевой подготовке в профессиональной школе;

    • возрастание необходимости и осознание в обществе важности воспитания у граждан подлинной гражданственности и патриотизма, развития стремления к сохранению и развитию национальной культуры, ценностей родного языка, усиления внимания к изучению языка как великого достояния народа;

    • обогащение научных представлений об онтогенезе речи, о эффективных способах влияния на речь, подходах к обучению языку и речи, диктующее необходимость обновления содержания обучения в профессиональной школе.

С учетом современных тенденций развития образования подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей рассматривается в контексте компетентностного подхода, являющегося гуманитарным в своей основе, поскольку он связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только как узкого специалиста, но и как личности. Сделав анализ различных взглядов на определение базовых понятий компетентностного подхода, считаем целесообразным и обоснованным рассматривать компетенции как содержательные элементы образования, некий стандарт, содержащий требования к готовности выпускника, заданную норму подготовки человека, а компетентность – как владение компетенцией, включая личностное отношение к ней, как реальный уровень образования, достигнутый обучающимся. В связи с этим профессиональная компетентность в области речевого и лингвистического развития детей рассматривается нами как уровень образованности педагога и сформированности его профессионально-личностных качеств, позволяющий находить оптимальные средства педагогического воздействия на речь воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей овладения родным языком, обеспечивать речевое и лингвистическое развитие детей в соответствии с требованиями образовательных стандартов, учитывая условия социальной среды. Структура профессиональной компетентности в области речевого и лингвистического развития детей представляет собой комплекс профессиональных компетентностей (ценностно-смысловой, коммуникативной, культуроведческой, лингвистической, методической) как результатов усвоения соответствующих компетенций, а также профессионально-личностных качеств как характеристик умственной и эмоционально-волевой сторон личности педагога, влияющих на продуктивность профессионально-педагогической деятельности в указанной области.

Набор компетенций, усвоение которых позволяет педагогу решать задачи речевого и лингвистического развития детей, является одинаковым для всех уровней непрерывного профессионального образования, так как подготовка педагогов в системе непрерывного профессионального образования на всех его уровнях и независимо от статуса образовательного учреждения строится на общей методологической установке – ценности человеческой личности, понимании самоценности детской речи. Педагог независимо от уровня своего образования должен быть подготовлен по обязательному кругу вопросов теории и практики развития речи. Изменяются и могут варьироваться степень осмысления, глубина понимания, «проникновения» в проблемы развития речи, а также ценностно-смысловые и мотивационные установки личности педагога в зависимости от его подготовленности, уровня образования, педагогического опыта, опыта личностных переживаний.

Анализ теоретических источников показал, что в арсенале преподавателей учреждений системы непрерывного педагогического образования имеется литература, отражающая вопросы профессионального обучения теории и методике развития речи детей всех возрастных этапов дошкольного и школьного образования. В большей степени изучены вопросы подготовки учителей к обучению родному языку и развитию речи школьников (Л.И.Айдарова, С.Ф.Жуйков, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, С.И.Львова, А.К.Маркова, Т.Г.Рамзаева, М.С.Соловейчик, Л.П.Федоренко и др.); формирования коммуникативных умений, речевой культуры, качеств речи учителя (О.А.Батурина, А.А.Евтюгина, В.А.Кан-Калик, Е.Г.Кашина, И.Ф.Комогорцева, А.А.Леонтьев, Л.П.Лунева, Д.В.Макарова, Н.П.Мартинович, И.И.Мельникова, А.В.Мудрик, А.А.Позднякова, Л.А.Савенкова, Е.А.Смирнова, Л.Р.Хасанова и др.). Исследования в области профессиональной подготовки педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста немногочисленны, выполнены в рамках кандидатских диссертаций (Н.А.Дунаева, В.Н.Макарова, Г.Ф.Шабаева и др.). Следует признать, что специальных теоретических исследований, комплексно рассматривающих подготовку педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей и профессиональную компетентность в этой области как результирующую единицу образования, не проводилось.

Таким образом, следует констатировать, что, несмотря на разносторонность выполненных исследований и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, они не исчерпывают проблему подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей и она не получила своей завершенности. В связи с этим становится целесообразным определение концептуальных оснований решения проблемы как одного из новых научных направлений.

В качестве основополагающих положений, на которых базируется концепция, могут выступать следующие:

  • ценность языка как носителя и транслятора культуры народа, уникального способа передачи человеческого опыта и средства познания окружающего мира;

  • значимость воспитания ребенка на родном языке, средствами родного языка;

  • отношение к детской речи как к самостоятельному образованию, подчиненному своим собственным законам, требующему глубокого изучения и понимания;

  • признание самоценности и уникальности ребенка и его речи как стержня психического развития;

  • признание роли специального обучения речи как творческого процесса, осуществляемого в рамках деятельностного и коммуникативного подходов, необходимость учета в образовательной работе индивидуальных особенностей речи с ориентацией на зону ближайшего развития;

  • направленность педагогического общения взрослого с ребенком на установление эмоционального контакта с ним, диалогического взаимодействия;

  • необходимость овладения педагогами способами речевого общения с воспитанниками, являющегося основным средством и условием решения всех образовательных задач;

  • зависимость успешного решения образовательных задач от сформированности умений педагога пользоваться речью как педагогическим инструментом, от развития его речевых способностей;

  • включение в процесс профессионального становления педагогов в качестве обязательного компонента формирование и совершенствование профессиональной компетентности в области речевого и лингвистического развития детей.

В заключении заметим, что формирование профессиональной компетентности в области речевого и лингвистического развития детей осуществляется в целостном педагогическом процессе, является результатом обучения, воспитания и самообразования, происходит на протяжении всей индивидуальной образовательной траектории профессионального становления и совершенствования педагогического мастерства.

Похожие:

Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconРоссийской Федерации Краснодарский университет мвд россии Новороссийский...
Всерос науч практ конф., 23-24 сентября 2010 г. / М-во внутр дел рф, Краснодар ун-т мвд россии, Новорос фил. Краснодар ун-та мвд...
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconПрограмма курса методология истории д филос н., проф. Антипов Г. А. Новосибирск 2004
Методология как рефлексия предельных оснований научного познания. Философия и методология. Философия и наука. Методология науки и...
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconПедагогика как наука
Тема: Педагогика как наука. Основные понятия. Структура педагогических наук. Авторитарная и гуманистическая педагогика
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconИнститут философии российское философское общество секция «теория...
Лощилин А. Н. (сост и отв ред.), доктор философских наук, профессор Французова Н. П., доктор философских наук, профессор Мялкин А....
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconВопросы к зачету по правоведению для студентов 3 курса рггму
Теория государства и права базовая юридическая наука. Её предмет и методология
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред icon1. Религиозная антропология как наука. Ее предмет, задачи, методология и структура

Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconТема 1 Педагогика как общественная наука. Её предмет и место в системе...
...
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconТеория и практика гештальт-терапии на пороге XXI пека ответственный...
Т 11 /Отв ред. М. П. Аралова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост гос ун-та, 2001. 142 с
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля 2010г.): в 2 ч./ отв. Ред iconОпубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12–13...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница