Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…»




Скачать 91,44 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…»
Дата публикации22.10.2013
Размер91,44 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Козлова Н.Н. 217-499-596

Урок литературы в 11 классе
«Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…»

(По поэме С.Есенина «Чёрный человек»)

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек.

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего.

С.Есенин
Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина

  • Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы

  • Развитие навыка анализа поэтического текста


На сегодняшнем уроке, который является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина, мне бы хотелось поставить перед вами не столько учебные цели, сколько нравственные. Очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
Звучит стихотворение С.Есенина «Моя жизнь»
В 1913 году в письме к Марии Бальзамовой юный Есенин размышлял о жизни: «Есть люди, которые с тоскою проходят свой жизненный путь…Дух их тоскует и рвётся к какому-то неведомому миру», но «жизнь идёт не по тому направлению, и люди, влекомые её шумным потоком, не в силах сопротивляться ей… Я не могу так жить, рассудок мой туманится…»

Любимый Есениным Гоголь предупреждал: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна в лирике С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922г.); «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922г.); «Цветы мне говорят – прощай…» (1925г.). (Если позволяет время, стихи могут быть прочитаны на уроке заранее подготовленными учениками).
Звучит стихотворение в исполнении учителя «Не жалею, не зову, не плачу»
1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Козлова Н.Н. 217-499-596
Из этих настроений и родился «Чёрный человек», над которой С.Есенин работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

Работа с Интернет-ресурсами
Расскажите об истории создания произведения. Как ценили критики эту поэму?

(www.school-collection.edu.ru)
Эпизод из к/ф

(Сцена в туалете. Погашен свет, гром, молния. Есенин видит в зеркале Чёрного человека).
Чтение поэмы учителем.

(задание перед прочтением: подчеркнуть слово чёрный в поэме)
^ Вопросы после прочтения

  1. Ваши впечатления?

  2. Кто такой чёрный человек?

(дьявол, двойник, галлюцинация пьяного человека)

Причина болезни поэта не в «осыпающем мозги алкоголе», а в его собственной душе.

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

Разговор пьяного человека перед зеркалом с самим собой. Но тема стороннего взгляда на себя встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости:

С каждым годом я становлюсь чужим

И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела.

(1916)

Прядите, дни, свою былую пряжу,

Живой души не перестроить ввек.

Нет!

Никогда с собой я не полажу,

Себе, любимому,

Чужой я человек.

Мотив «двойника» довольно распространён как в фольклоре, так и в литературе. Это тень, уходящая от человека и ведущая самостоятельную жизнь. (Андерсен «Тень», Достоевский, чёрт Ивана Карамазова).

Двойник литературного героя, принимающий то или иное обличье, как правило, - это воплощение тёмной, «чёрной» стороны души самого человека, дьявольской.

Где-то плачет

Ночная зловещая птица.

Деревянные всадники

Сеют копытливый стук.

Вот опять этот чёрный

На кресло моё садится,

Козлова Н.Н. 217-499-596
Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.
Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»:

  • противоположный белому, нечистый

  • название дьявола

  • нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку


Показательно и количество употреблений этого определения в тексте поэмы.
Подсчитайте, сколько раз вы подчеркнули слово «чёрный»?
13 раз. Чёртова дюжина.

Почему? Давайте этот вопрос оставим пока открытым.
Итак, поэма открывается тягостным признанием:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен…

Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам.
Что представляет собой поэма?
Поэма построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой.
О чём же этот разговор?
«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение.
Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.
Так кто же Чёрный человек?
^ Работа в группах (1 ученик набирает ключевые слова из ответов групп на заготовленные заранее слайды. Учитель редактирует, затем производится запись в тетрадях)

1 группа

  1. Проследите по тексту, чего больше глаголов или имён?

  2. В какой форме употреблены глаголы (в настоящем времени, прошедшем или будущем)?

Следовательно, можно сделать вывод:

Действие поэмы развёрнуто в … времени.

  1. Чёрный человек – это прошлое или настоящее?

(Обратите внимание, глаголы какого времени часто встречаются в его речи).
Козлова Н.Н. 217-499-596

^ Записи в тетрадях

Поэма почти лишена на грамматическом уровне действия: глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало – поэма номинативна. Здесь представлена картина.
Действие поэмы развёрнуто в настоящем времени.

Чёрный человек – это скорее прошлое. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени.

Неважно, какой ты сейчас или будешь потом, вот в прошлом ты…

Чёрный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности.
2 группа

Найдите противопоставления в поэме

  1. Цвет

  2. Образ родины (Страна самых отвратительных/Громил и шарлатанов», но «…»)

  3. «Книга жизни» («Мерзкая», но «..»)

  4. Образ Чёрного человека (глаза)


Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме?

Чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной и белой»: «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов», но «в декабре в той стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли и планы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка (у Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка – олицетворение божественного начала, образ «гостя» - демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» - не лицо, а лик!) А финал тёмен – скандальный поэт.
Это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.

Легенда о зеркале.

Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой.
Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочёл следующие слова: «просите и дастся вам». Пустынник усомнился, и желая удостовериться, что всё ли получить может, что захочет, пошёл к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась немало и потом сказала: « Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если захочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принёс бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла». Это желание было высказано царевною ещё в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошёл искать такую вещь. Долго ходил он по лесам, наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил ответ: «Почтенный старче! Сжалься на моё страдание, ибо я уже несколько лет заключён в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь». Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключённого, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, о которой говорила царевна. Заключённый обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил чёрта. Дьявол в скором времени принёс к нему зеркало, которому старец, взяв в руки,

Козлова Н.Н. 217-499-596
чрезвычайно подивился, но когда увидел себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снёс к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своём прегрешении в том, что взымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал. (Кирьянов, с. 71-72)
Записи в тетради

Противопоставления

  • Чёрный – белый

  • «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов» - «в декабре в той стране снег до дьявола чист»

  • Книга жизни «мерзкая» - в ней «прекраснейшие мысли и планы»

  • Глаза Чёрного человека – глаза желтоволосого мальчика



Борьба двух тем: света и тьмы. Проблема выбора человека. Свет и тьма разведены в поэме не только эмоционально, но и ритмически.
Определите размер (задание всему классу)

  1. 1, 11, 12 и 13 строф

  2. речь Чёрного человека

  3. «…Не знаю, не помню,

В одном селе,

Может, в Калуге,



С голубыми глазами».


Записи в тетради


  1. 1, 11, 12, 13 строфы – анапест

  2. Речь Чёрного человека – ударник

  3. «В одном селе…» - дольник



Ударник (акцентный стих) – форма тонического стихосложения, стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется (обычно 0-4 слога). Самые употребительные размеры 4- и 3-ударный.


На протяжении всей поэмы ритмический лад нарушается.
3группа

Есть ли отличия в описании Чёрного человека в 1-ой и 2-ой частях поэмы? Найдите их.
Отличия в описании Чёрного человека
Козлова Н.Н. 217-499-596
В первой части Чёрный человек почти бесплотен. Правда, он садится на кровать, «водит пальцем по мерзкой книге», гнусавит, читает, бормочет, глядит в упор, передаёт свои мысли. То есть он описан через действия. Во второй части Чёрный человек упоминается лишь дважды, но зато описание его конкретизируется:

Вот опять этот чёрный

На кресло моё садится,

Приподняв свой цилиндр

И откинув сюртук.
Он уже не «бормочет», а «хрипит», а сам «всё ближе и ближе клонится». Он уже не просто читает книгу жизни героя, а открыто издевается над ним:

Ах, положим, ошибся!

Издёвка сменяется ностальгической картиной детства героя: «жил мальчик…», Чёрный человек дразнит утерянной навсегда праведной дорогой. И снова издёвка:

И вот стал он взрослым,

К тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в Чёрного человека трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение. Рассвет обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «Месяц умер…».
^ Записи в тетрадях

Чёрный человек в первой части почти бесплотен (описан через действия)

во второй части – конкретизируется.
Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти? (Риторические вопросы)
Эпизод из к/ф

(заключительная серия, приход Чёрного человека)
Вопрос о Чёрном человеке: кто он?

Может, символ внешнего представления о лирическом герое поэме, характеризующий не столько поэта, сколько отношение к нему его окружения.
Изучили творчество С.А.Есенина. Кто же он: хулиган, каким представляла его пролетарская критика, или человек, надевший на себя маску хулигана, чтобы отгородиться от жестокого мира?
Звучит песня «Отговорила роща золотая»
Домашнее задание

Подготовить презентацию «Мой Есенин»

Похожие:

Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconТематическое планирование 11 класс
Составить не­большой текст, опираясь на од­но из высказы­ваний: «Самая великая сила на Земле мысль человеческая» (Ф. Абрамов), «Неясность...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconУрок литературы в 9 классе Тема: М. А. Шолохов: страницы биографии. Рассказ «Судьба человека»
Урок построен на основе технологии развития критического мышления, цель которой – обеспечить развитие мыслительных навыков посредством...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconКонтрольные вопросы 153
В результате мы оказываемся в ситуации, когда у нас есть социология, в которой мало настоящей учебной литературы, и у нас есть учебная...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconУрока: Обучающие
...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconУрок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя"
Урок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя". Критика "общественного договора" Ж. Ж. Руссо. Мораль...
Урок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» iconЗакон 1 никогда не затмевай господина
Это самая аморальная, самая скандальная, самая циничная и самая правдивая книга о власти, начиная с незамысловатой
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница