Урок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина". 11- класс




Скачать 80.92 Kb.
НазваниеУрок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина". 11- класс
Дата публикации28.08.2013
Размер80.92 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок

Урок литературы с применением ИКТ на тему "Любовная лирика С.А. Есенина".

11- класс

Подготовила учитель русского языка и литературы Кудрина Е.Н.




Цели:

  • Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;

  • Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал;

  • Воспитывающая: пробудить интерес к лирическим стихотворениям.

^ Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока

II. Новый материал.

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
С.А.Есенин


1 слайд

2 слайд (тема)

3 слайд (цель)

^ 1. Слово учителя.

Какое место занимала тема любви в творчестве Есенина?

Для Сергея Есенина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Особенности этого яркого чувства индивидуальны и зависят от личности поэта. Но в то же время они обусловлены временными предпосылками. Философ Н.Бердяев считал: "Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии".

4 слайд.

Каков лирический герой Есенина?

Лирический герой отражает личные переживания поэта, связанные с теми или иными событиями его жизни. Он страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди.

Давайте попытаемся понять, как Есенин чувствует и как выражает в слове Любовь.

Он любил всегда, многих, по-разному.

^ 2. Адресаты любовной лирики.

5 слайд.

6 слайд.

Сообщение ученика о Ш.Н.Тертерян

Замечателен цикл стихов "Персидские мотивы". В основе цикла - поездки Есенина по Азербайджану. Главная особенность стихотворений - поэтизация чувства любви, светлого и прекрасного. Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты. В них тема любви сближается с основной темой лирики Есенина - темой Родины. Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян)- армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл "Персидские мотивы", который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-1925 гг.

"Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком" (из воспоминаний Л. И. Повицкого).

^ Первая учебная ситуация

Карточка №1

1. Прослушайте стихотворение

7 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ!" в исполнении актёра Юрия Богатырёва

2. Как обращается поэт к Шаганэ? Каково настроение лирического героя?

3. Приведите примеры яркой образности, метафоричности языка поэта.

4. Выпишите из стихотворения эпитеты, сравнения, метафоры.

5. Попытайтесь раскрыть смысл понравившейся фразы.

6. В чём своеобразие стихотворения? Что изменилось в настроении лирического героя? Какие строки помогли вам это понять?

Шаганэ Тертерян (Тальян) увлекалась поэзией Есенина. Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал из её домашней библиотеки книги (например, "Армянскую антологию" в переводе В. Брюсова), а, расставаясь, подарил ей свой поэтический сборник "Москва кабацкая" (1924), сопроводив дарственной надписью: "Дорогая моя Шаганэ, // Вы приятны и милы мне. С. Ееенин". Отголоски всего этого можно найти в "Персидских мотивах", посвященных Шаганэ ("Спой мне песню, моя дорогая, // Ту, которую пел Хайям" и др.).

В одном из стихотворений, посвященных ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ:

^ Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.


"На тебя она страшно похожа..." Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки, "страшно похожей" на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение "Собаке Качалова"? Не о той ли, "что всех безмолвней и грустней", вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла "Персидские мотивы"-"Никогда я не был на Босфоре..."?

^ Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар.
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.


Продолжая поиск, изучим письма Есенина, написанные в период создания "Персидских мотивов". Может быть, они прольют свет на загадку и помогут выяснить, о ком "думал" и "скучал" поэт.

Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Г. А. Бениславской.

^ 8 слайд

Сообщение ученика о Г.А.Бениславской

Изучение мемуарной литературы, связанной с жизнью и творчеством поэта, позволяет установить, что Галина Артуровна Бениславская (1897-1926) - журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти, работала в московской газете "Беднота". Интересна её родословная: по матери - грузинка, по отцу - француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ.

Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за
письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи.

"Батум, 12 декабря 1924 г.

Галя милая! Очень болен и потому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуми. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите... Продавать мои книги можете, не спрашивая меня. Надеюсь на ваш вкус в составлении..."

"Батум, 20 декабря 1924 г.

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало... Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не
не этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха, Я понял, что такое поэзия..." '

В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она и решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его "близких, что, безусловно, позволило поэту' сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему "ангелу-хранителю".

Друг Есенина, поэт-имажинист Вольф Эрлих вспоминает, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: "Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая!.. Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!"

"Там, на севере, девушка тоже, // На тебя ;она страшно похожа..."

Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из "Персидских мотивов" идёт о Галине Бениславской. Но вернёмся к стихотворению "Собаке Качалова". "Ты за меня лизни ей нежно pyкy // За все в чём был и не был виноват..."

Наверняка найдутся ребята, которые засомневаются в том, что и эти строки имеют прямое отношение к Галине Бениславской.

"Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством".

И только известие о женитьбе Есенина на внучке Толстого -

С. А. Толстой - заставило разорвать отношения с ним. Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны "вешки", о которых писал Вольф Эрлих, а новые найти было далеко не просто.

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя довелось.

("Я помню, любимая, помню...", 1925).

Брак с С. А. Толстой не был для Есенина счастливым.

В декабре 1923 г. произошла трагедия в гостинице "Англетер". За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья".

Почему Есенин вручил своё последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому_ ли, что был уверен, что он покажет его Галине Бениславской.

Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение.

Через год после смерти поэта (3 декабря Л 1926 г.) Галина Бёниславская застрелилась на его могиле, оставив записку: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.

^ Вторая учебная ситуация

Карточка №2

9 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Я помню, любимая, помню...", в исполнении актёра Сергея Никоненко

1. Прослушайте стихотворение

2. Какие интонации преобладают?

3. Отметьте особенности поэтического языка.

4. Какие слова повторяются чаще всего и несут в себе основную идею написанного?

10 слайд

Отличительные черты стихотворения:

  • углубление психологического анализа чувства;

  • звучание мотива разлуки и потери;

  • постижение жизни

12 слайд, 13 слайд

Сообщение ученика о Миклашевской

Августа Леонидовна Миклашевская актриса Камерного театра

По мнению исследователей поэзии Есенина, именно ей посвящён цикл его стихов "Любовь хулигана".

Читаем в её воспоминаниях: "Есенин дорог душой своей щедрой. Щедрый на дары был. Мне вот бессмертие он подарил: Самое лучшее качество Есенина - искренность. У него в стихах душа живая бьётся, плачет, радуется, смеётся, озорничает: Как в жизни, так и в стихи выплеснулось:"

"Как-то Есенин позвонил мне и ждал с номером журнала, в котором были стихи. Так было и со следующими публикациями.

В кафе вошёл Сергей. Увидел нас, сразу вышел. А через несколько минут сразу вошёл, подошёл к нам и положил передо мной огромный букет цветов. Молча положил. И удалился. Букет на коленях моих лежал:"

^ Аудиокнига. Звучит стихотворение "Заметался пожар голубой..." в исполнении актёра Юрия Богатырёва.

Третья учебная ситуация

Карточка №3

1. Прослушайте стихотворение

2. Какой основной мотив стихотворения?

3. Как умеет любить хулиган?

4. Отметьте особенности поэтического языка.

14 слайд

Зарубежные маршруты С.Есенина

Ещё одна страница в жизни Сергея Есенина - Айседора Дункан.

Увидев на концерте танец Айседоры, Есенин мечтал о знакомстве. Их знакомство произошло на литературном вечере у художника Камерного театра Якулова: ":Она приехала в красном шелковом хитоне и, войдя в зал, усталым взором обвела присутствующих. В углу, на низкой софе, она увидела кудрявую голову блондина, юноши поразительной красоты, смотревшего на нее странными, блистающими желтоватым отливом глазами.

^ Сообщение ученика об Айседоре Дункан

15 слайд

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

^ Подумай и ответь:

Какие лики любви открывает читателям поэт?

Каков собирательный образ любимой женщины в творчестве С.Есенина?

16 слайд

Вывод: любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.

17 слайд

Задание:

Выберите наиболее понравившееся стихотворение.

Обоснуйте свой выбор. Подготовьте анализ стихотворения.

18 слайд

19 слайд

Тест по лирике любви С.Есенина

Определите жанр стихотворения "Письмо к женщине"

а) мадригал

б) элегия

в) ода

г) послание

2. Кто является адресатом стихотворения "Я помню, любимая, помню..."?

а) Айседора Дункан

б) Шаганэ Нерсесовне Тальян

в) Галина Бениславская

г) Августа Миклашевская

3. Кому посвящён поэтический цикл "Любовь хулигана"?

а) Галине Бениславской

б) Августе Миклашевской

в) Зинаиде Райх

г) Айседоре Дункан

Сколько стихотворений о любви вошло в цикл "Персидские мотивы"?

а) 17

б) 15

в) 14

г) 16

Определите художественный приём в выделенной строке.

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синей.

а) олицетворение

б) аллегория

в) гипербола

г) эпитет



III. Подведение итогов урока.

Какую роль в жизни Есенина играла любовная лирика?
IV. Д/з. читатать и анализировать поэму «Анна Снегина».

V. Оценки.

Похожие:

Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconУрок литературы в 11 классе. Тема : Любовная лирика Сергея Есенина
Тема : Любовная лирика Сергея Есенина. Цели : Дать обзор любовной лирики С. А. Есенина, показать её красоту и многообразие
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconОбраз матери в творчестве С. Есенина. Любовная лирика
Вот и сегодня перед нами приоткроется еще одна сторона жизни Есенина- его отношение к женщине, матери, любимой. Героинями нашего...
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconУрок-семинар на тему: «Любовная лирика А. А. Ахматовой»
Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения)
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconТема урока: «Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина»
Методические материалы к уроку русского языка и литературы с применением икт в 11 классе
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconБилет №4. Вопрос 1 Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 4...
Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений по выбору учащегося)
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconУрок по информатике и икт на тему
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconТема: Любовная лирика Ф. И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)
Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для...
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconУрок литературы «Тема Родины в творчестве Есенина»
Цель: Кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта С. А. Есенина. Показать значение творчества С. А. Есенина для русской...
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconТема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь»
Урок литературы, 11 класс Учитель Скосырева Л. В. Первая квалификационная категория
Урок литературы с применением икт на тему \"Любовная лирика С. А. Есенина\". 11- класс iconУрок литературы. Лирика Ф. И. Тютчева (10 класс, 2 часа)
Цель: Познакомить учащихся с Тютчевым – поэтом, философом и певцом русской природы, раскрыть сложность и глубину его драматических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница