Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс)




Скачать 155,36 Kb.
НазваниеПрограмма воспитательной работы «шанс» (10 11 класс)
Дата публикации25.08.2013
Размер155,36 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

Программа

воспитательной

работы
«ШАНС»

(10 – 11 класс)

Программу подготовила классный руководитель 10 «А» класса Ушкова О.Г.

2009-2011гг.
«Главная задача человека –

дать жизнь самому себе, стать тем,

кем он является потенциально».

Э.Фромм:

  1. Пояснительная записка.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности, способствовать его развитию, создавать условия для его самодвижения. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Я исхожу из того, что гимназисты старших классов гимназии к моменту перехода на высшую ступень учебы в школе обладают достаточно сформированными убеждениями, навыками жизнедеятельности в коллективе. Они запрашивают такие виды деятельности, которые предоставляют возможность усваивать различные социальные роли, проявлять лидерские качества, организаторские умения и навыки, умение подчиняться и требовать, опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения и навыки, выражать активную творческую позицию при умении самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, требуют навыков организации и проектирования собственной деятельности.

Таким образом, учитывая высокий уровень социальной активности учащихся 10 «А» класса, разработана программа «Шанс», рассчитанная на два года, которая направлена на формирование основных ключевых компетентностей учащихся - ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, обеспечение самореализации и самоопределения в обществе, создания комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся.

В процессе воспитательной работы с классом разработаны система мероприятий, направленных на целостное формирование личности гимназиста-выпускника гимназии.

Первый этап программы включает в себя анализ вновь созданного класса, мониторинг уровня развития коллектива, выявление зон активной работы и приложения особых усилий.

Второй этап – определение основных векторов-доминант воспитательного процесса, основных форм работы на предстоящий период, формирование проектно-творческих групп учащихся.

Третий этап – осуществление двухлетней программы воспитания выпускника гимназии, отвечающего запросам времени, обладающего положительной «Я-концепция»: я-могу, я-нужен.

^ 2. Цель программы: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота, достойного выпускника гимназии, владеющего обладающую ключевыми компетентностями, успешного и конкурентоспособного.

^ 3. Воспитательные задачи программы заключаются в формировании у гимназиста-старшеклассника:

1). Гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.

2). Необходимых моральных ориентиров, так называемых “простых норм нравственности”, а также высших социально-нравственных качеств; развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности или стиля мышления.

3). Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.

4). Эстетических критериев и ценностей.

5). Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии, сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.

6). Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости; дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации.

7). Формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности; воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

^ Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

  1. комплексного анализа воспитательной работы в предыдущие годы;

  2. данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности;

  3. учета возрастных особенностей учащихся;

  4. изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;

  5. коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.

  6. компетентностного подхода в формировании личностных качеств учащихся, обеспечивающих им возможность успешной социализации.

^ Принципы воспитательной деятельности.

1.Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.).
2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) –реализация коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).
3. Принцип успешности (умение делать). Основные понятия - ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).
4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.
5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.

6.  Принцип социального закаливания направлен на формирование умения жить и выживать в группе, адаптироваться в социуме, обладать и пользоваться общественно необходимыми навыками и знаниями, прилагать определенные усилия для совершения правильного выбора в сложных ситуациях.

Методы воспитательной деятельности:

- деятельностный метод

- групповой метод – работа в разных группах на основе ротации и свободного выбора

- метод тренингов – психологических, направленных на переосмысление Я-концепции и социальных, направленных на социализацию учащихся в социуме.

- метод «деловой игры»

- метод «творческого выполнения задач»

- метод «увлечения весельем»

- метод наблюдения;

- метод коллективного анализа деятельности, размышления;

- метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

- метод тестирования и анкетирования.
^ Компоненты воспитательной деятельности:

К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести векторы –доминанты:

  1. «Вызов» - перешагнуть через себя, бросить вызов, преодолеть зашоренность, средовый нажим.

  2. «Барьер» - противодействие массовым асоциальным процессам, профилактика поведения.

  3. «Инициатива» - генерирование идей и поиск возможностей их воплощения.

  4. «МИГ» - малая инициативная группа дает возможность внести посильный вклад в реализацию общего дела, найти дело по душе, ранжирование деятельности, ротация социальных ролей.

  5. «Граница» - расширение освоенного мира (класс-гимназия-город-область)

Общее содержание программы и направления работы совпадают с направлениями воспитательной работы гимназии «Мир во мне. Мир вокруг меня» или «Я-человек»: «Я в окружающем мире» (Ценностно-смысловая компетенция. Социальная компетентность.); «Самосовершенствование в познавательной и творческой деятельности» (Учебно-познавательная компетенция. Информационная компетенция.);

«Саморазвитие в самоуправлении» (Коммуникативная компетенция. Компетенция личностного самосовершенствования.); Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков.

Содержание программы

Раздел I. «Я в окружающем мире».

Человек и мир вокруг него . Человек – мера всех вещей. Ценности жизни. Смысл жизни и цели человечества. Человек – индивидуальность (мои цели, моя мечта, направленность, ведущие качества личности, способности, темперамент, умение управлять собой). Правила и стиль жизни. Позиция. Круг общения. Программа жизни (10 заповедей человечности). Человек и его судьба. 5 точек опоры (природа, культура, дело, окружающие люди, Я сам – как ценность).

^ Человек и экология. Космология и человек. Биосфера. Планеты и человек. Экологическая безопасность. Планета – дом человека. Ум, гражданственность и воля человека в сохранении жизни на земле. Красная книга планеты.

Здоровье. Здоровье – красота человека. Знание своего физического развития. Личная физическая культура. Развитие выносливости. Саморегуляция в поведении, самотренировка. Спид: медико–биолого-социальные аспекты болезни. Алкоголизм – социальное зло.

^ Безопасное поведение. Здоровый образ жизни. Осмотрительность в знакомствах, связях и делах; уход от втягивания в различные компании т.п. Человек в экстремальных ситуациях (природных, социальных, внутриличностных). Источники антропогенных опасностей. Приемы самозащиты. Планирование семьи. Интимная безопасность личности.

^ Мир дома твоего. Мужское и женское начало семьи. Дружба. Влюбленность. Что нужно для семейного счастья.

Формы работы:

Классные часы – размышления: Чего нельзя купить. Как пережить несчастье. Отцы и дети. Заповеди семейной жизни.

Диспут: Прогресс и ненасилие.

Деловая игра – конференция «Защита от манипуляций».

^ Пресс – конференция «Гармония физического и психического».

Дебат: Цель оправдывает средства?

Тренинги: Письмо инопланетянам. Я – особенный (позитивная самооценка). Знай свои обязанности и свою ответственность. Как стать и быть звездой. Стандарты правильного поведения. Умей сказать «нет» (адаптивное безопасное поведение в ситуации риска).

^ Сочинение – размышление: Мой мир и я.

Практикумы: Философия преуспевающих. Письмо – протест.Криминальное поведение. Три аргумента об отношениях с родителями. Брачное объявление. Брачный контракт.

^ Этюды : Достоин ли я быть мэром. Семейное благополучие. Семейная педагогика.

Вечер: Выступление агитбригады «Новое поколение выбирает».

Встречи: Встречи с представителями муниципалитета, правоохранительных органов, учреждений культуры и здравоохранения.

^ Раздел II. Самосовершенствование в познавательной и творческой деятельности

Непрерывное образование – требование рынка. Рыночные отношения и человек. Какой человек требуется рынку. Конкурентноспособный и преуспевающий человек, какой он. Основные компетенции учащихся. Формирование социальной грамотности. Деловая направленность личности. Мировоззрение – интеллектуальный компас человека. Свобода и образование.

^ Культура самообразования. Саморазвитие. Самообразование: смена ролей. Мышление – процесс творческий. Творческий портрет класса.

Профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение человека (профессиональная ориентация, знания о себе, о профессии, включенность в социально-значимую деятельность, профессиональные пробы, формирование программы – плана профессиональной карьеры). Социальная деятельность учащихся. Социальное творчество школьников. Азбука рынка. Человек и его дело. Социально-экономическая деятельность и экономические отношения. Азбука права. Свобода воли и ответственность.

Формы работы

Классный час: Азбука рыночной экономики. Профессиональное становление и карьера. Этика деловых и межличностных отношений. Молодежь, права и обязанности. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Упражнения: Тест: «Умозаключение», Как строить доказательства. «Анализ и синтез». Скорость мыслительных процессов.

^ Юридические чтения: Твои права, твой долг.

Философский стол: Свобода, воля и ответственность.

Дебаты: свобода «от» и свобода «для».

Дискуссия: Человек на планете Земля – хозяин? Гость? Завоеватель? Легко ли быть молодым?

^ Игры: РЭИМ. Портфель потребителя. Диалог с веком. Суд над пороками людей. Суд над наркоманией. Встреча в верхах. Ты ищешь работу.

Вечер политического вопроса.

Практикум: Как избежать безработицы. Как быть принятым на работу. Правила запоминания. Имидж и этикет делового человека.

^ Дни открытых дверей в учебных заведениях.

Деловой клуб «Твой выбор» (встречи с деловыми людьми).

Спектакли.

Раздел III. Саморазвитие в самоуправлении

Демократизация школьной жизни. Что такое демократия: ценности и ее современные проблемы. Демократическое образование. Демократизация школьной жизни. О защите прав субъектов школьной жизни. Взаимодействие учителей и старшеклассников – фактор развития личности, развивающее взаимодействие. Атмосфера в школе, стиль и тон ее жизни. Нормы взаимоотношений. Свобода и право в школьной жизни. Социальная деятельность и социальное творчество старшеклассников.

Формы работы

Классные часы: О человеке, демократии и государстве. Твои главные социальные роли. Молодежные организации: задачи, принципы, деятельность. Курс «Самосовершенствование личности (по Селевко Г.К. X-XI кл.).

^ Классные собрания: Наши права и свободы. Ответственность. Социальная самозащита. О гражданской позиции. Противоречия и конфликты: пути их разрешения.

Практикумы: Самохарактеристика. Я и мой коллектив. Программа моей жизни. Тренинг по конфликтологии.

Дискуссии: Равноправие в школе: реальность или миф. Школьные правила: за и против.

Диспуты: Что значит быть современным?

Деловая игра: Если бы я был директором, завучем, учителем.

^ Школьное законотворчество: Устав школы. Кодекс ученика. Правила школьной жизни. Модель развития школьного ученического коллектива. Договор о сотрудничестве с педагогическим коллективом.

^ Социальные пробы: Участие в выборах президента и министров. Дежурство по школе. Традиции школы. Школьные заповеди. Коллективное планирование.

Агитбригада «Я выбираю жизнь».

Раздел IV. Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков.

Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков. Участие семьи в воспитании. «Комендантский час». Психологический климат в семье. Права и обязанности родителей и детей.

Формы работы.

Собрания. Закон и ответственность. Профессия, которые выбирают наши дети.

Лекции.

Консультации с психологом.

Совместные походы.

Прогнозируемые результаты:

  • Положительная учебная мотивация и успешная учеба;

  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;

  • приобщение к исследовательской деятельности и участие в конференциях и конкурсах;

  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе и сплочение его;

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • расширение кругозора;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы;

  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя;

  • Формирование выпускника нового поколения - САМОстоятельног и САМОдеятельного, понявшего свою САМОценность, достигшего САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации и отвечающего требованиям времени.

Нормативная база

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.

  3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р).

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422).

  5. Программа воспитания «Мир во мне. Мир вокруг меня» или «Я-человек» МОУ «Борисоглебская гимназия №1».

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».


^ Оптимальные формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива и самоуправление в нем:

На момент окончания 9 класса, класс был в целом очень активный, с количеством лидеров, превышающим 50 %, высоким уровнем соревновательности и ответственности, быстрым темпом реагирования на общешкольные и городские мероприятия. Согласно социометрическому мониторингу лидеры по личным качествам – Красильникова П., Ушков А., Агаева К., Трифонова Е., Черныхов А., по учебной деятельности – Понкратова Т., Жалнина В., Мокшанцева Д.; по деловым качествам – Ушков А., Понкратова Т., Агаева К., Черныхов А. Согласно мониторингу уровня воспитанности, высокая степень воспитанности у 14 учащихся – Агаева К., Ведутенко А., Петрова Т., Понкратова Т., Трифонова Е., Ушков А., Черныхов А. Ценностные ориентации сформированы. Основные цели, которые хотят достичь в жизни - любовь (16), хорошие друзья (15), уверенность в себе (13), активная жизнь (12), красота (12), счастливая семейная жизнь (12). Среди личностных качеств наиболее ценными являются жизнерадостность (17), ответственность (16), воспитанность и честность (15). Социальная зрелость также достаточно высока. Высокий уровень – у 14 учащихся.

Состав класса сохранился на 73 %, поэтому можно предположить, что основные принципы работы с классом будут продолжены и дальше.

В первую очередь актуальными являются активные формы работы, в которые вовлекаются от 50 до 80% учащихся, требующие высокой степени применения творческого начала, социальной значимости для школы и города. Особым успехом пользуются проектные формы работы – социальные и творческие. Над их реализацией работает практически весь класс, так как они позволяют вовлечь учащихся в разные виды деятельности – от оформительской до презентационной.

Мотивация на учебную деятельность в старших классах должна стать приоритетной. Запланирован постоянный мониторинг участия гимназистов в Научно-исследовательском обществе, системе дополнительного образования, внешкольных образовательных учреждениях. На основе учета участия учеников в конкурсах, конференциях, олимпиадах составляется рейтинговый лист, являющийся открытым.

Сотрудничество с родителями класса должно стать приоритетным, учитывая возраст и перспективы экзаменов. Общение поддерживается постоянно по телефону, до сведения родителей доводятся успехи и недочеты в учебе и поведении учащихся в письменной форме. Родителей планируется привлекать к участию во внеклассной жизни их детей через организацию совместных классных часов, участию родителей в походах и экскурсиях. Планируется провести опрос интересующих родителей вопросов, связанных с воспитанием их детей. По индивидуальным запросам организуется работа школьного психолога с отдельными учениками.

Участие учащихся в жизни социума не сводится только к отдельным школьным и городским мероприятиям. Планируется участие класса в городских мероприятиях – играх КВН, клубе «Что? Где? Когда?», фестивале «В движении», участию в проекте «Газета в образовании», участию в организации жизнедеятельности «Республики Добра» в качестве руководящего и организующего начала. Таким образом, класс является основой школьной команды КВН, команды клуба «Что? Где? Когда?». Опрос показал, что большая часть учащихся стала членами Научно-исследовательского общества «Искатель».

Профориентационную работу планируется вести по «Дневнику профессионального самоопределения старшеклассника», который содействует самоопределению учащихся, активизации их самопознания, будущему построению карьеры, позволяет проводить рефлексивный анализ происходящих изменений с учащимися.

Воспитательная работа ведется по программе «Самосовершенствование личности» Селевко Г. – «Управляй собой» (10 класс) и «Реализуй себя» (11 класс).

Анализ результативности воспитательной работы планируется проводить с учетом опросов мнения учащихся, анализов результативности участия класса в работе школы, рейтинга класса среди классных коллективов.

Похожие:

Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
В школе воспитательная работа осуществлялась на основании плана воспитательной работы школы на учебный год, планов воспитательной...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconАнализ воспитательной работы школы за 1 полугод
В начале года были поставлены цели и задачи воспитательной работы, составлен план. Цель: Создание в школе воспитательной среды, способствующей...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012учебный год
Целью воспитательной работы в этом учебном году было: создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Исходя из...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconПлан воспитательной работы школы на 2011-2012 учебный год Базовая
Базовая тема воспитательной работы: создание образовательно– воспитательной среды для формирования духовно-нравственной, интеллектуальной,...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconГуйтор Дмитрий Томасович Личная информация
В организации: тоо "фирма шанс", ООО "издательский дом "шанс", г. Санкт-Петербург
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconАнализ учебно- воспитательной работы (итоги участия в выставках,...
«Системный подход воспитательной работы с коллективом группы как условие инновационной деятельности классного руководителя», «Воспитание...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconВесенний шанс Диалог двух сердец
Помню, что хотел только одного- чтобы она не замолкала, чтобы не исчезла, как видение. В голове стучало: " это мой шанс, мой единственный...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconАнализ эффекти вности воспитательной работы в школе
Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) iconАнализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
В соответствии с поставленными целями и задачами составлялось планирование воспитательной работы в классе. Анализируя результаты...
Программа воспитательной работы «шанс» (10 11 класс) icon1. 1 Воспитательная работа осуществляется на основе Устава образовательного...
Концепция воспитательной работы содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница