Скачать 155,36 Kb.
|
МОУ «Борисоглебская гимназия №1» Программа воспитательной работы «ШАНС» (10 – 11 класс) Программу подготовила классный руководитель 10 «А» класса Ушкова О.Г. 2009-2011гг. «Главная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально». Э.Фромм:
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности, способствовать его развитию, создавать условия для его самодвижения. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Я исхожу из того, что гимназисты старших классов гимназии к моменту перехода на высшую ступень учебы в школе обладают достаточно сформированными убеждениями, навыками жизнедеятельности в коллективе. Они запрашивают такие виды деятельности, которые предоставляют возможность усваивать различные социальные роли, проявлять лидерские качества, организаторские умения и навыки, умение подчиняться и требовать, опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения и навыки, выражать активную творческую позицию при умении самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, требуют навыков организации и проектирования собственной деятельности. Таким образом, учитывая высокий уровень социальной активности учащихся 10 «А» класса, разработана программа «Шанс», рассчитанная на два года, которая направлена на формирование основных ключевых компетентностей учащихся - ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, обеспечение самореализации и самоопределения в обществе, создания комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся. В процессе воспитательной работы с классом разработаны система мероприятий, направленных на целостное формирование личности гимназиста-выпускника гимназии. Первый этап программы включает в себя анализ вновь созданного класса, мониторинг уровня развития коллектива, выявление зон активной работы и приложения особых усилий. Второй этап – определение основных векторов-доминант воспитательного процесса, основных форм работы на предстоящий период, формирование проектно-творческих групп учащихся. Третий этап – осуществление двухлетней программы воспитания выпускника гимназии, отвечающего запросам времени, обладающего положительной «Я-концепция»: я-могу, я-нужен. ^ воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота, достойного выпускника гимназии, владеющего обладающую ключевыми компетентностями, успешного и конкурентоспособного. ^ заключаются в формировании у гимназиста-старшеклассника: 1). Гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, и в том, что жизнь – высшая ценность бытия. 2). Необходимых моральных ориентиров, так называемых “простых норм нравственности”, а также высших социально-нравственных качеств; развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности или стиля мышления. 3). Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры. 4). Эстетических критериев и ценностей. 5). Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии, сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы. 6). Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости; дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации. 7). Формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности; воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям. ^
^ 1.Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.). 2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) –реализация коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.). 3. Принцип успешности (умение делать). Основные понятия - ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»). 4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям. 5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям. 6. Принцип социального закаливания направлен на формирование умения жить и выживать в группе, адаптироваться в социуме, обладать и пользоваться общественно необходимыми навыками и знаниями, прилагать определенные усилия для совершения правильного выбора в сложных ситуациях. Методы воспитательной деятельности: - деятельностный метод - групповой метод – работа в разных группах на основе ротации и свободного выбора - метод тренингов – психологических, направленных на переосмысление Я-концепции и социальных, направленных на социализацию учащихся в социуме. - метод «деловой игры» - метод «творческого выполнения задач» - метод «увлечения весельем» - метод наблюдения; - метод коллективного анализа деятельности, размышления; - метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; - метод тестирования и анкетирования. ^ К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести векторы –доминанты:
Общее содержание программы и направления работы совпадают с направлениями воспитательной работы гимназии «Мир во мне. Мир вокруг меня» или «Я-человек»: «Я в окружающем мире» (Ценностно-смысловая компетенция. Социальная компетентность.); «Самосовершенствование в познавательной и творческой деятельности» (Учебно-познавательная компетенция. Информационная компетенция.); «Саморазвитие в самоуправлении» (Коммуникативная компетенция. Компетенция личностного самосовершенствования.); Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков. Содержание программы Раздел I. «Я в окружающем мире». Человек и мир вокруг него . Человек – мера всех вещей. Ценности жизни. Смысл жизни и цели человечества. Человек – индивидуальность (мои цели, моя мечта, направленность, ведущие качества личности, способности, темперамент, умение управлять собой). Правила и стиль жизни. Позиция. Круг общения. Программа жизни (10 заповедей человечности). Человек и его судьба. 5 точек опоры (природа, культура, дело, окружающие люди, Я сам – как ценность). ^ . Космология и человек. Биосфера. Планеты и человек. Экологическая безопасность. Планета – дом человека. Ум, гражданственность и воля человека в сохранении жизни на земле. Красная книга планеты. Здоровье. Здоровье – красота человека. Знание своего физического развития. Личная физическая культура. Развитие выносливости. Саморегуляция в поведении, самотренировка. Спид: медико–биолого-социальные аспекты болезни. Алкоголизм – социальное зло. ^ Здоровый образ жизни. Осмотрительность в знакомствах, связях и делах; уход от втягивания в различные компании т.п. Человек в экстремальных ситуациях (природных, социальных, внутриличностных). Источники антропогенных опасностей. Приемы самозащиты. Планирование семьи. Интимная безопасность личности. ^ . Мужское и женское начало семьи. Дружба. Влюбленность. Что нужно для семейного счастья. Формы работы: Классные часы – размышления: Чего нельзя купить. Как пережить несчастье. Отцы и дети. Заповеди семейной жизни. Диспут: Прогресс и ненасилие. Деловая игра – конференция «Защита от манипуляций». ^ «Гармония физического и психического». Дебат: Цель оправдывает средства? Тренинги: Письмо инопланетянам. Я – особенный (позитивная самооценка). Знай свои обязанности и свою ответственность. Как стать и быть звездой. Стандарты правильного поведения. Умей сказать «нет» (адаптивное безопасное поведение в ситуации риска). ^ Мой мир и я. Практикумы: Философия преуспевающих. Письмо – протест.Криминальное поведение. Три аргумента об отношениях с родителями. Брачное объявление. Брачный контракт. ^ : Достоин ли я быть мэром. Семейное благополучие. Семейная педагогика. Вечер: Выступление агитбригады «Новое поколение выбирает». Встречи: Встречи с представителями муниципалитета, правоохранительных органов, учреждений культуры и здравоохранения. ^ Непрерывное образование – требование рынка. Рыночные отношения и человек. Какой человек требуется рынку. Конкурентноспособный и преуспевающий человек, какой он. Основные компетенции учащихся. Формирование социальной грамотности. Деловая направленность личности. Мировоззрение – интеллектуальный компас человека. Свобода и образование. ^ Саморазвитие. Самообразование: смена ролей. Мышление – процесс творческий. Творческий портрет класса. Профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение человека (профессиональная ориентация, знания о себе, о профессии, включенность в социально-значимую деятельность, профессиональные пробы, формирование программы – плана профессиональной карьеры). Социальная деятельность учащихся. Социальное творчество школьников. Азбука рынка. Человек и его дело. Социально-экономическая деятельность и экономические отношения. Азбука права. Свобода воли и ответственность. Формы работы Классный час: Азбука рыночной экономики. Профессиональное становление и карьера. Этика деловых и межличностных отношений. Молодежь, права и обязанности. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Упражнения: Тест: «Умозаключение», Как строить доказательства. «Анализ и синтез». Скорость мыслительных процессов. ^ Твои права, твой долг. Философский стол: Свобода, воля и ответственность. Дебаты: свобода «от» и свобода «для». Дискуссия: Человек на планете Земля – хозяин? Гость? Завоеватель? Легко ли быть молодым? ^ РЭИМ. Портфель потребителя. Диалог с веком. Суд над пороками людей. Суд над наркоманией. Встреча в верхах. Ты ищешь работу. Вечер политического вопроса. Практикум: Как избежать безработицы. Как быть принятым на работу. Правила запоминания. Имидж и этикет делового человека. ^ в учебных заведениях. Деловой клуб «Твой выбор» (встречи с деловыми людьми). Спектакли. Раздел III. Саморазвитие в самоуправлении Демократизация школьной жизни. Что такое демократия: ценности и ее современные проблемы. Демократическое образование. Демократизация школьной жизни. О защите прав субъектов школьной жизни. Взаимодействие учителей и старшеклассников – фактор развития личности, развивающее взаимодействие. Атмосфера в школе, стиль и тон ее жизни. Нормы взаимоотношений. Свобода и право в школьной жизни. Социальная деятельность и социальное творчество старшеклассников. Формы работы Классные часы: О человеке, демократии и государстве. Твои главные социальные роли. Молодежные организации: задачи, принципы, деятельность. Курс «Самосовершенствование личности (по Селевко Г.К. X-XI кл.). ^ Наши права и свободы. Ответственность. Социальная самозащита. О гражданской позиции. Противоречия и конфликты: пути их разрешения. Практикумы: Самохарактеристика. Я и мой коллектив. Программа моей жизни. Тренинг по конфликтологии. Дискуссии: Равноправие в школе: реальность или миф. Школьные правила: за и против. Диспуты: Что значит быть современным? Деловая игра: Если бы я был директором, завучем, учителем. ^ Устав школы. Кодекс ученика. Правила школьной жизни. Модель развития школьного ученического коллектива. Договор о сотрудничестве с педагогическим коллективом. ^ Участие в выборах президента и министров. Дежурство по школе. Традиции школы. Школьные заповеди. Коллективное планирование. Агитбригада «Я выбираю жизнь». Раздел IV. Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков. Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков. Участие семьи в воспитании. «Комендантский час». Психологический климат в семье. Права и обязанности родителей и детей. Формы работы. Собрания. Закон и ответственность. Профессия, которые выбирают наши дети. Лекции. Консультации с психологом. Совместные походы. Прогнозируемые результаты:
Нормативная база
^ На момент окончания 9 класса, класс был в целом очень активный, с количеством лидеров, превышающим 50 %, высоким уровнем соревновательности и ответственности, быстрым темпом реагирования на общешкольные и городские мероприятия. Согласно социометрическому мониторингу лидеры по личным качествам – Красильникова П., Ушков А., Агаева К., Трифонова Е., Черныхов А., по учебной деятельности – Понкратова Т., Жалнина В., Мокшанцева Д.; по деловым качествам – Ушков А., Понкратова Т., Агаева К., Черныхов А. Согласно мониторингу уровня воспитанности, высокая степень воспитанности у 14 учащихся – Агаева К., Ведутенко А., Петрова Т., Понкратова Т., Трифонова Е., Ушков А., Черныхов А. Ценностные ориентации сформированы. Основные цели, которые хотят достичь в жизни - любовь (16), хорошие друзья (15), уверенность в себе (13), активная жизнь (12), красота (12), счастливая семейная жизнь (12). Среди личностных качеств наиболее ценными являются жизнерадостность (17), ответственность (16), воспитанность и честность (15). Социальная зрелость также достаточно высока. Высокий уровень – у 14 учащихся. Состав класса сохранился на 73 %, поэтому можно предположить, что основные принципы работы с классом будут продолжены и дальше. В первую очередь актуальными являются активные формы работы, в которые вовлекаются от 50 до 80% учащихся, требующие высокой степени применения творческого начала, социальной значимости для школы и города. Особым успехом пользуются проектные формы работы – социальные и творческие. Над их реализацией работает практически весь класс, так как они позволяют вовлечь учащихся в разные виды деятельности – от оформительской до презентационной. Мотивация на учебную деятельность в старших классах должна стать приоритетной. Запланирован постоянный мониторинг участия гимназистов в Научно-исследовательском обществе, системе дополнительного образования, внешкольных образовательных учреждениях. На основе учета участия учеников в конкурсах, конференциях, олимпиадах составляется рейтинговый лист, являющийся открытым. Сотрудничество с родителями класса должно стать приоритетным, учитывая возраст и перспективы экзаменов. Общение поддерживается постоянно по телефону, до сведения родителей доводятся успехи и недочеты в учебе и поведении учащихся в письменной форме. Родителей планируется привлекать к участию во внеклассной жизни их детей через организацию совместных классных часов, участию родителей в походах и экскурсиях. Планируется провести опрос интересующих родителей вопросов, связанных с воспитанием их детей. По индивидуальным запросам организуется работа школьного психолога с отдельными учениками. Участие учащихся в жизни социума не сводится только к отдельным школьным и городским мероприятиям. Планируется участие класса в городских мероприятиях – играх КВН, клубе «Что? Где? Когда?», фестивале «В движении», участию в проекте «Газета в образовании», участию в организации жизнедеятельности «Республики Добра» в качестве руководящего и организующего начала. Таким образом, класс является основой школьной команды КВН, команды клуба «Что? Где? Когда?». Опрос показал, что большая часть учащихся стала членами Научно-исследовательского общества «Искатель». Профориентационную работу планируется вести по «Дневнику профессионального самоопределения старшеклассника», который содействует самоопределению учащихся, активизации их самопознания, будущему построению карьеры, позволяет проводить рефлексивный анализ происходящих изменений с учащимися. Воспитательная работа ведется по программе «Самосовершенствование личности» Селевко Г. – «Управляй собой» (10 класс) и «Реализуй себя» (11 класс). Анализ результативности воспитательной работы планируется проводить с учетом опросов мнения учащихся, анализов результативности участия класса в работе школы, рейтинга класса среди классных коллективов. |
![]() | Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год В школе воспитательная работа осуществлялась на основании плана воспитательной работы школы на учебный год, планов воспитательной... | ![]() | Анализ воспитательной работы школы за 1 полугод В начале года были поставлены цели и задачи воспитательной работы, составлен план. Цель: Создание в школе воспитательной среды, способствующей... |
![]() | Анализ воспитательной работы за 2011-2012учебный год Целью воспитательной работы в этом учебном году было: создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Исходя из... | ![]() | План воспитательной работы школы на 2011-2012 учебный год Базовая Базовая тема воспитательной работы: создание образовательно– воспитательной среды для формирования духовно-нравственной, интеллектуальной,... |
![]() | Гуйтор Дмитрий Томасович Личная информация В организации: тоо "фирма шанс", ООО "издательский дом "шанс", г. Санкт-Петербург | ![]() | Анализ учебно- воспитательной работы (итоги участия в выставках,... «Системный подход воспитательной работы с коллективом группы как условие инновационной деятельности классного руководителя», «Воспитание... |
![]() | Весенний шанс Диалог двух сердец Помню, что хотел только одного- чтобы она не замолкала, чтобы не исчезла, как видение. В голове стучало: " это мой шанс, мой единственный... | ![]() | Анализ эффекти вности воспитательной работы в школе Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной... |
![]() | Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год В соответствии с поставленными целями и задачами составлялось планирование воспитательной работы в классе. Анализируя результаты... | ![]() | 1. 1 Воспитательная работа осуществляется на основе Устава образовательного... Концепция воспитательной работы содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной... |