В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност




Скачать 108,91 Kb.
НазваниеВ. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност
Дата публикации25.08.2013
Размер108,91 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Развитие творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства.
Ум ребенка – на кончиках его пальцев
В.И.Сухомлинский


Творчество - способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

Истоки творческих сил человека восходят к детству.

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития умений эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности..

Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:

  • Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

  • Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.

  • Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, и др.), разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.

  • Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции,

  • Развивать интерес к изобразительной деятельности.


Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы... Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают.

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени.

Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности.

Ребёнок увлечён тем, что делает, при этом он чувствует себя раскрепощённым, свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях царит атмосфера веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость от его достижений. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - больше с ними наблюдай, рисуй и импровизируй.

. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. И мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов, строить свою диалогическую и монологическую речь. Сколько удивления, радости и восторга в глазах ребят каждый раз, когда на занятиях мы знакомимся с новым приёмом. В начале работы использую рифмовки, помогающие запомнить названия и последовательность выполнения некоторых приёмов изобразительной деятельности.

С помощью рисунка ребенок передает свое настроение и радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе

^ Рисование ладошкой

Вдруг исчезли кисточки у ребят.
Чем же будем мы теперь рисовать?
Не печальтесь, девочки, не печальтесь, мальчики,
Есть у нас помощники - наши ладошки и пальчики.

ПМИ: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.

СПИ: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
^ Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)

ПМИ(перечень материалов и инструментов): мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.

СПИ (способ получения изображения): ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

^ Восковые мелки (свеча) + акварель
Отложу я кисточку и возьму свечу,
Ею нарисую всё, что захочу.
А потом, как в сказке, прямо на глазах
Краски всё проявят для меня и вас.

ПМИ: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

СПИ: ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
^ Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

ПМИ: картон или плотная бумага любого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки использовать не рекомендуется).

СПИ: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

^ Кляксография обычная

ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и больше).

СПИ: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются

^ Кляксография с трубочкой

ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и более), трубочка (соломинка для напитков).

СПИ: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»)

ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.

СПИ: ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.

^ Рисование жесткой полусухой кистью

ПМИ (перечень материалов и инструментов): жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.

СПИ (способ получения изображения): на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

^ Монотипия предметная

На весь рельеф предмета краску нанесу,
Поскорей просохнуть я ей помогу.
Лист сырой бумаги прижимаю я,
Вот и монотипия яркая моя.

ПМИ: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

СПИ: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения и каждый раз так же складывая лист.

^ Монотипия пейзажная

ПМИ: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

СПИ: ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

^ Оттиск смятой бумагой
Нет чётких очертаний, всё плавно, невесомо.
И царство подводное станет нам знакомо,
Увидим мы далёкий космический пейзаж.
Размытый рисунок завораживает нас.
ПМИ: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

СПИ: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Набрызг

ПМИ: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.

СПИ: ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, — краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, чтобы его работа всем понравилась. Если не получилось - не беда, получится в следующий раз. Для создания ребёнком выразительности художественного образа, на занятиях по изобразительному искусству я использую музыкальное сопровождение.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных приемов позволяют сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.

Предметно–практическая деятельность – благоприятная среда для развития творчества и в других сферах.

Уроки технологии 3класс. Изучая тему «Отражение времени в искусстве», дети должны изготовить мешочек и вышить узор. Так как мое хобби –вышивка крестом, я решила научить детей вышивать более сложные рисунки. Это занятие развивает глазомер, мелкую моторику рук и эстетический вкус. Были куплены наборы для вышивания, и ребята приступили к работе, погружаясь в мир творчества и фантазии. Дети так увлеклись, что вышивали на переменах, после уроков. Самые трудные схемы достались Даниэлю («левша») и Давыдову Антону (мальчик пришел на повторный курс обучения). Несмотря на мои опасения, они справились с работой на «отлично»! Родители Антона были приятно удивлены увлечением Антона. Он старался быстро и аккуратно выполнить домашнее задание и скорее приступить к любимому занятию.

А сколько творчества, фантазии у ребят при изготовлении декораций, костюмов при подготовке к праздникам и инсценировании литературных произведений.

^ Руки учат голову,
Затем поумневшая голова учит руки,


а умелые руки снова способствуют развитию мозга. ( И.П.Павлов)

Творческие способности дети проявляются и на уроках русского языка, литературного чтения. Все сочинения и стихи помещаем в папку «Искорки нашего творчества».

Выдержки из сочинений ребят «Что значит быть творчески самостоятельным человеком».

-Это значит быть успешным, петь, рисовать, танцевать, творить и побеждать. Воплощать свои мечты, мысли в реальность. Своими руками делать что-то новое. Открывать дверь в новый творческий мир всем людям. Сделать жизнь интересной, веселой, счастливой, дружной и загадочной. (Жалыбина Лина)

-Это человек, который создает что-то новое в искусстве. он творит наяву и любит фантазировать, вкладывает свою душу, свое сердце и передает свое настроение. Творческий человек в обычном видит необычное. Он раскрашивает свою жизнь яркими красками, выйдет из любой ситуации победителем. (Асламова Кристина)

-Творчески самостоятельный человек творит жизнь своими руками. Он всегда найдет выход из любой, даже самой трудной, ситуации и будет иметь большой успех. Этот человек всю жизнь будет что-то творить и его талант не уймется до старости. Но и старые люди очень талантливые, потому что прожили целую жизнь и многому научились. (Рубачёв Витя)

- -Это значит быть успешным, трудолюбивым, любопытным, быть удивительным человеком! Ещё уметь многое делать, быть грамотным, прежде всего, быть Человеком! (Пенькова Лера)

«Я думаю, человек должен быть самостоятельным, начатое дело доводить до конца, воплощать свои замыслы , должен иметь хорошую работу». (Малышев Славик)

Человек - творец своей судьбы. (Албычева Виолетта)

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с родителями детей. И, как показала практика, чем теснее взаимосвязь учителя и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу и от родителей, что для него очень важно.

Описанные виды работ не обязательны на каждом уроке и не исчерпывают всего многообразия заданий, развивающих творческие способности учащихся и их интерес к учебе. Однако святая обязанность учителя – каждый урок сделать творческим, увлекательным и доступным для своих учеников, не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребенка.

А материал учебников Образовательной системы «Школа 2100» благоприятен для такой деятельности.

Похожие:

В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconТема Философские представления о социальных качествах человека
Обязательные понятия темы: индивид, индивидуальность, личность, воля, свобода, разум, чувства, деятельность, творчество
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconУрок это тоже акт творчества. Именно творчество делает урок живым
В каждом виде деятельности человека присутствует творчество. Ведь, в конечном итоге, именно творчество определяет нам успех, нашу...
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност icon«Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем,...
«Господин из Сан Франциско». Как и Эйнштейн, Бунин считает, что ценность человека состоит в том, что он сделал для общества, а не...
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconИнформация о проведении районной конференции в рамках Фестиваля «Наука. Творчество. Развитие»
С целью активизации творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников, вовлечения их в исследовательскую и иную...
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconДеятельность человека, ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconМетодические рекомендации для учителя музыки Песенное творчество Звезды и «Созвездие»
«Творческая активность учителя – главное условие развития творческой и познавательной деятельности учащихся на уроке музыки»
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconВопросы к зачёту по логике творчества
Понятие «творчества». Творчество как способность, позиция, процесс, деятельность, продукт. 1
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност icon7. 1: Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений...
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconПознавательная активность младшего школьника
Творчество человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает...
В. И. Сухомлинский Творчество способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личност iconПояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта...
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря, которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница