Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу




НазваниеЛитература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу
страница1/9
Дата публикации23.08.2013
Размер1,04 Mb.
ТипЛитература
pochit.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тихонова О.Г.

Дошкольникам о музейной культуре



Музей – это храм, где живут музы. Всегда ли родители, педагоги, и музейные работники знают, как правильно приобщить дошкольников к духовным и материальным ценностям, созданным человечеством. В книге предпринята попытка показать сложности этой работы и пути их преодоления.

Содержание




Предисловие

Музей, его виды и функции


Формы научно-просветительской деятельности

музея

Портрет специалиста, готового к ведению музейной

работы с дошкольниками

Пути взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и музея

Этапы музейной работы с дошкольниками

Содержание тематических циклов

Дидактические игры и упражнения

Домашний музей

Литература



^ Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу

Предисловие

Если бы летом 1973 года, вам пришлось прогуливаться по центру Москвы, то вы непременно натолкнулись бы на огромную очередь. Очередями в то время мало кого можно было удивить. Однако, это была особенная очередь. Она протянулась на несколько километров и заканчивалась у дверей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Люди, стоящие по несколько часов в этой очереди, хотели только одного – хотя бы раз взглянуть на полотно великого Леонардо «Мона Лиза». В ходе многочасового ожидания люди знакомились.

Все разговоры были, конечно, об удивительной женщине, которая чем-то поразила Леонардо да Винчи. Он скопировал в ее образе мудрость всех женщин земли, всего мироздания. Кажется, что она владеет какой-то вечной тайной.

Я очень хорошо помню то волнение, которое охватило меня (да, наверное, и не только мне) перед дверью, ведущей в выставочный зал. Казалось, что картина знакома до мельчайших подробностей, до последнего мазка, так четко запечатлелось в памяти.

И все-таки встреча с картиной оказалась неожиданной. В представлении она всегда рисовалась огромной до монументальности. Ну почти как полотно А. Иванова «Явление Христа народу». А оказалась не большой. Однако, ощущение монументальности оставалось.

Самое сильное впечатление той музейной встречи – это не улыбка Джаконды, а ее взгляд. Он встречает тебя при входе и провожает до выхода. Взгляд заинтересованный и одновременно равнодушный, насмешливый и грустный.

По прошествии многих лет не забылись удивительные минуты общения с Моной Лизой Джокондой.

Вместе с тем все время возникает вопрос «Почему для одного музей – это путешествие с открытиями и приключениями, а для другого – тяжкая обязанность присутствия на мероприятии?».

Именно по прошествии многих лет приходит осознание того, что обладая богатейшей музейной культурой, мы, взрослые не знаем как ввести ребенка в пространство музея и не понимаем зачем ему это нужно.

Книга, которую вы держите в своих руках, поможет ответить на эти и многие другие вопросы.

В основу работы по ознакомлению дошкольников с экспозициями музеев положены принципы системности, научности и доступности. Ведущим приемом определена игра.

В книге раскрываются не только содержание и система работы дошкольного образовательного учреждения и музея, но и предлагается профессиограмма специалиста, подготовленного к ведению музейной работы с детьми дошкольного возраста.

В этой книге не только специалисты дошкольники и специалисты музеев найдут необходимую информацию, но и домашние педагоги, гувернеры и родители.

Давно уже в современном обществе назрела проблема, которую кратко можно определить как «Музей и образование». При беглом взгляде на проблему может показаться её несостоятельность и надуманность. Действительно, музей до сих пор направляет свои усилия на реализацию одной из ведущих своих функций – научно-просветительскую. Усилия многих специалистов привели к тому, что от традиционных экскурсий музеи перешли к использованию и других интересных форм. К ним могут быть отнесены: музейные уроки, праздники, клубы, передвижные экспозиции, специальные детские музейные площадки и др. Да и образование не остаётся в долгу. Педагоги регулярно стараются приобщать детей к музейной культуре, организуя просмотры экспозиций в День знаний, в каникулярный период и т.п. Однако, всегда ли такие посещения бывают полноценными, а главное, действительно образовательными. С сожалением приходиться констатировать, что планируемые педагогами и музейными работниками познавательный материал не всегда усваивается детьми, поскольку, чаще всего, работа носит фрагментарный, несистематический характер. И это только одна сторона проблемы.

Вторая сторона проблемы связана с тем, что в большей мере вся музейная работа ориентированна на школьников. Материала, который бы демонстрировал особенности работы с аудиторией дошкольников, крайне мало.

И, наконец, в третьих, дошкольные образовательные учреждения и музей делают ещё только первые шаги к сближению и пониманию.

Таким образом, становится понятным, что обозначенная проблема является многогранной, сложной и требующей разрешения.

В данной книге автором предпринята попытка освятить некоторые грани проблемы и показать пути взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея.

Автор выражает глубокую благодарность за помощь и плодотворное сотрудничество Хозяиновой М.Н., старшему научному сотруднику Орловского музея изобразительных искусств; Глебовой Н.М., заведующей МДОУ № 74; Зинаковой Т.А. и Шеховцовой А.М., воспитателям МДОУ № 74; Налётовой И.И., методисту МДОУ № 62; Телепиной Л.А., экс-методисту МДОУ № 80 и воспитателям этого же дошкольного учреждения Омельчено Л.И. и Абрамовой Л.В.

^ Музей, его виды и функции
Слово музей – в переводе с греческого museion означает храм, в котором живут музы – храм муз.

Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Создание музейных экспозиций тесно связано с частным коллекционированием. Первоначальное накопление произведений искусств происходило в храмах, дворцах знати и правителей страны. Одной из первых музейных экспозиций, содержащейся на средства государства, принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III в. до н. э. двумя первыми государями из династии Птоломеев. Александрийский музей был своеобразным научно-образовательным учреждением, в структуру которого входили: знаменитая Александрийская библиотека, астрономическая обсерватория, высшая школа, анатомический театр и некоторые другие учреждения. Александрийская библиотека содержала уникальное собрание произведений греческой литературы и науки, переводной восточной литературы – всего около 700 тыс. свитков (томов). Однако, во время осады Александрии Юлием Цезарем, основные фонды библиотеки погибли. Вместе с разрушением библиотеки в IV в. до н. э. Прекращает свое существование Александрийский музей.

Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В это же время создаются естественно-научные музеи и собираются предметы, связанные с географическими открытиями. В XVIII в. открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей при монастырях и церквах. Широко известны коллекции Киево-Печерской лавры, Софийского собора в Новгороде. В оружейной палате Московского Кремля с XVI века ведется систематическое коллекционирование оружия и драгоценностей. Первый русский научный музей был основан в 1714 году Петром I в Санкт-Петербурге. Петербургская кунцкамера приняла первых посетителей в 1719 г.

В экспозициях музея были собраны редкие и диковинные вещи, а сотрудники этого музея должны были вести образовательную работу. Постепенно стали образовываться музеи, посвященные военным доблестям Русского оружия. К таким музеям относятся музеи в Феодосии (1811 г.) и в Одессе (1825 г.). Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

Выделяют три типа музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Таблица 1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconСофье Степановне Козыревой маме моей посвящаю эту книгу Введение
Марксизм-ленинизм как направление философской, экономической и политической мысли и практики постепенно становится достоянием всего...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconС глубочайшей любовью и нежностью посвящаю эту книгу моей жене Бонни...
С глубочайшей любовью и нежностью посвящаю эту книгу моей жене — Бонни Грей. Ее любовь, ранимость, мудрость и сила помогли мне стать...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconМоей Маме – комсомолке 20-х годов посвящаю
Очень много гадалок от Ванды до наших восторженных левых патриотов предсказывают России грядущее Великое Возрождение. Да, есть нечто...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconХидео Кодзима Наташа Романенко
Я посвящаю эту книгу, рассказывающую о произошедшем на Шадоу Мозес, всем тем, кто противостоит тирании ядерного оружия. И ричарду...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconУмберто Эко Как написать дипломную работу Пер с ит. Е. Костюкович...
Любой научный дав эту книгу дипломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой ученый, проработав эту книгу, избавится...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу icon-
Я посвящаю эту книгу моему брату Уэйду, — пусть тебе живется счастливо! — и моим родителям. Хэрри и Джойс, — с глубокой благодарностью...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу icon-
Я посвящаю эту книгу моему брату Уэйду, — пусть тебе живется счастли­во! — и моим родителям. Хэрри и Джойс, — с глубокой благодарностью...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconКнига шестая
Эту книгу я посвящаю человеку, который не является моим другом или учителем. Это просто мыслящий и ищущий человек, который оказал...
Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconХочу сказать спасибо моей семье и друзьям за то, что сделали эту...

Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу iconЯ посвящаю эту книгу Уильяму; рожденный с Солнцем в Раке и Луной...
Перед вами — первая книга по астрологии, которая позволит вам самостоятельно составить личный гороскоп и использовать его в течение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница