Подготовка к олимпиаде по обществознанию




Скачать 235.54 Kb.
НазваниеПодготовка к олимпиаде по обществознанию
страница1/3
Дата публикации13.04.2013
Размер235.54 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Типовые задания на знание терминологии

(подготовка к олимпиаде по обществознанию)
1. Перед вами таблица. В первой её колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.


^ Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Священная власть»

Социальная структура




«Противопоставление»

Власть




«Власть немногих»

Формы правления



«Святыня, благочестие, набожность»

Духовная сфера


«Искусственно сделанное»

Культура



«Обработка, возделывание»

Преобразование окружающего мира



«Движение вперед»

Социальное развитие



«Неделимое»

Социальные отношения



«Твердый отпечаток»

Социальное взаимодействия



«Род»

Социальные отношения




Ответ:

^ Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Священная власть»

Социальная структура

Иерархия - способ построения, организации сложных систем.

«Противопоставление»

Власть

Оппозиция - организованная группа, противостоящая по оценкам, программе, политике правящей элите.

«Власть немногих»

Формы правления

«Власть немногих» - форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных


«Святыня, благочестие, набожность»

Духовная сфера

Религия - одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью

«Искусственно сделанное»

Культура

Артефакт - рукотворный предмет, изучаемый археологией


«Обработка, возделывание»

Преобразование окружающего мира

Культура - это все, что создано человеком.



«Движение вперед»

Социальное развитие

Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

«Неделимое»

Социальные отношения

Атомизация - обособление индивидов друг от друга вследствие распада социальных и личностных взаимодействий между ними. Чаще всего происходит в переходные периоды исторического развития, во времена кризисов и катастроф…

«Твердый отпечаток»

Социальное взаимодействия

Стереотип - нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно.

«Род»

Социальные отношения

Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.


^ 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«…в эпоху глобализации (1) национальное государство (2) постепенно теряет все классические атрибуты собственного суверенитета (3). Оно уже не может не только проводить независимую эмиссионную (эмиссия – 4) и бюджетную (бюджет – 5) составляющие, но и защищать собственное культурно-информационное пространство и поддерживать высокий уровень национальной идентичности. Под флагом «прав человека» оно ограничено в своем праве осуществлять юридический контроль над собственными гражданами (6)» (из книги: Т.Ю. Сидорина, Т.Л. Полянников «Национализм: теории и политическая история». М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006).

Задание: Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

Ответ:

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Суверенитет - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Эмиссия - выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

^ 3. Учёный должен грамотно писать понятия и термины и знать их значения. Впишите вместо пропусков правильные буквы и дайте определение.

Д…мп…нг –

…манс…пация –

Ф…лькл…р –

Д…скр…м…нация –

Пр…ф…ренция –

М…рч…ндайз…нг –

Кл…р…кализм –

К…нфр…нтация –

Т…л…рантность –

Пр…в…легия –

Социальная стр…т…фикация-

Ш…в…низм -

Д…в…рс…фикация-



^ Ответ:

Демпинг – продажа товаров по бросовым ценам; эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным; фольклор – народная культура; дискриминация – умаление прав какой-либо группы в силу их национальности, расы и т.д.; преференция – льгота, преимущество; мерчандайзинг – подготовка товаров к продаже в розничной торговле, клерикализм – стремление обеспечить ведущую роль церкви в политике; конфронтация – противоборство, противопоставление; толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; привилегия (лат. Privilegium) — исключительное право, личное право, преимущество; социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов; диверсификация (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта. Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. Интенсификация (фр. intensification, лат. intensio напряжение, усиление) — процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства. Прецеде́нт (от лат. praecedens — предшествующий) — случай или событие, имевшие место в прошлом и служащие примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Девиа́ция — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный) — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии. Прерогатива - преимущественное право вообще; исключительное право осуществлять какую-либо деятельность, принадлежащее определённому государственному органу или должностному лицу; право кого-либо на какие-либо действия; преимущество, которым кто-либо обладает перед другими. Прести́ж (от фр. prestige, первоначальное значение — обаяние, очарование, от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств) — известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Экстравага́нтность — стремление быть необычным, желание выделиться из толпы.

^ 4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильные буквы вместо пропусков.

1) С _ Ц _ _ ЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

2) К _ Р _ У _ ЦИЯ - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

3) Д _ СКР _ М _ НАЦИЯ - умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

4) СУВ _ Р _ Н _ ТЕТ - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

5) П _ Ц _ _ ИЗМ - антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны.

6) П _ С _ _ МИЗМ - представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т. п.); настроения безысходности, неверия в будущее.

7) _ _ РА _ ХИЯ - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

8) Д _ Ф _ ЦИТ - недостаток, нехватка чего-либо; товар, которого нет в достаточном количестве.

9) Т _ Т _ Л _ Т _ РИЗМ - политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства.

10) _ С _ _ МИЛЯЦИЯ - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
Ответ:

1) СОЦИАЛИЗАЦИЯ

2) КОРРУПЦИЯ

3) ДИСКРИМИНАЦИЯ

4) СУВЕРЕНИТЕТ

5) ПАЦИФИЗМ

6) ПЕССИМИЗМ

7) ИЕРАРХИЯ

8) ДЕФИЦИТ

9) ТОТАЛИТАРИЗМ

10) АССИМИЛЯЦИЯ
^ 5. Прочитайте данные определения обществоведческих понятий и напишите соответствующие термины.

1) Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Ответ: _______________________________________________________________

2) Расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

Ответ: _______________________________________________________________

3) Процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.

Ответ: _______________________________________________________________

4) Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Ответ: _______________________________________________________________

5) Признание людьми личных и деловых качеств человека.

Ответ: _______________________________________________________________

6) Процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.

Ответ: _______________________________________________________________

7) Снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту.

Ответ: _______________________________________________________________

8) Передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.

Ответ: _______________________________________________________________

9) Бросовый экспорт, продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства); одно из средств конкурентной борьбы за внешние рынки.

Ответ: _______________________________________________________________

10) Ввоз товаров в страну из-за границы.

Ответ:

1) Гуманизм

2) Анализ

3) Инфляция

4) Брак

5) Авторитет

6) Инфляция

7) Девальвация

8) Приватизация

9) Демпинг

10) Импорт
6. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды (если не повторяются дважды в ряду). Вы можете добавлять только предлоги, изменять слова по падежам и числам.

1. Познание, знание, содержание, соответствие, полученный, объект.

2. Принимаемое, знание, ложное, истинное.

3. Которая, владелец, акция, прибыль, часть, выплачивается.

4. Который, товар, покупатель, готов, определенный, купить, цена, количество, вид, определенный, уровень.

5. Арена, внутри, полновластие, его, международная, государство, страна, и, независимость.

6. Существование, право, явления, точка зрения, различные, и, признание, существование, жизнь, общественная.

7. Данная, специфический, другой, индивид, или, этнический, система, группа, положение, социальная, определяемое, ряд, система, экономический, профессиональный, и, для, признак.

8. Стиль, позиция, народный, широкий, масса, политическая, или, риторика, апеллирующий.

9. Продажа, продукт, предназначенный, труд.

10. Созданный, духовный, ценность, человек, и, материальный.


Ответ:

1. Соответствие полученных знаний содержанию объекта познания – истина.

2. Ложное знание, принимаемое за истинное - заблуждение.

3. Часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции – дивиденд.

4. Количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен – спрос.

5. Полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене - суверенитет.

6. Существование и признание права на существование различных точек зрения на явления общественной жизни - плюрализм.

7. Положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков - социальный статус.

8. Политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам – популизм.

9. Продукт труда, предназначенный на продажу – товар.

10. Духовные и материальные ценности, созданные человеком – культура.

  1   2   3

Похожие:

Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconПодготовка к олимпиаде по обществознанию
Под флагом «прав человека» оно ограничено в своем праве осуществлять юридический контроль над собственными гражданами (6)» (из книги:...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию icon«Общие требования к эссе по обществознанию»
Хорошая подготовка к экзамену часто зависит от рекомендаций педагога, который заинтересован в наилучших показателях работ учащихся....
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconПодготовка к олимпиаде
Участники Олимпиады проходят регистрацию (с сайта Олимпиады автоматический переход на специальный сайт тестирования) и получают подтверждение...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconПодготовка к олимпиаде по основам православной культуры
Предмет «Основы православной культуры» включён Министерством образования и науки в число школьных «олимпийских» дисциплин
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconСогласовано начальник роо
Ее важной характеристикой является осуществление мониторинга уровня обученности учащихся, обеспечение массового участия школьников...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию класса, очно-заочной (вечерней) формы обучения
Федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию (приказ от 5 марта 2004 г. №1089) и на основе Примерной программы...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию класса, очно -заочной (вечерней) формы обучения
Федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию (приказ от 5 марта 2004 г. №1089) и на основе Примерной программы...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconКак писать эссе по обществознанию
Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconПоложение об олимпиаде по общеобразовательным предметам обучающихся образовательных учреждений
Комитету по образованию (далее Олимпиада), ее организационное и методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде обучающихся...
Подготовка к олимпиаде по обществознанию iconО школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников I. Общие положении
Настоящее Положение о школьной олимпиаде составлено в соответствии с Положением о Московской областной олимпиаде школьников, утвержденным...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница