Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие




НазваниеКультурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие
страница1/12
Дата публикации13.04.2013
Размер1,52 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
pochit.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Министерство образования и науки Украины

Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Республиканское высшее учебное заведение

«Крымский гуманитарный университет»

Кафедра философии и социальных наук

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Ялта – 2008
УДК

ББК

Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О.А., канд. филос. наук. Разбеглова Т.П., кандидат философских наук.

– Ялта, 2007. - … с.

Печатается по решению научно-методического совета Крымского гуманитарного университета, протокол № ___ от___ ________ 2007 года

Рецензенты:

Содержание

Раздел I. Сущность и смысл культуры

Тема 1. Культура и культурология

1. Культурология – система знаний о культуре. Предмет, задачи, становление.

2. Происхождение и смысл термина «культура». Современные подходы к пониманию культуры.

3. Функции культуры.

Тема 2. Культура и общество
^

1. Общество как социокультурный организм.

2. Развитие общества и генезис культуры.

3. Социальное бытие культуры.


Тема 3. Семиотика культуры
1. Язык культуры.
2. Роль и функции языка в культуре.
3. Классификация языков культуры.
^
4. Знаковые системы культуры, их типология.
5. Проблема понимания и интерпретации артефактов культуры.

Тема 4. Типология культуры

  1. Понятие «тип культуры», его основные характеристики.

  2. Историческая типология культуры.

  3. Религиозно-этническая типология культуры.

  4. Региональные культуры: «Восток» и «Запад», «Север и Юг».

  5. Цивилизации, их типология.


Раздел II. Структура и содержание культуры

Тема 5. Структурно-смысловая организация культуры

1. Структурная модель культуры.

2. Структура культурного пространства

3. Культурные сценарии.

Тема 6. Сферы культуры

1. Духовная культура.

2. Социальная культура.

3. Технологическая (материально-техническая) культура.
Раздел III. Динамика культуры

Тема 7. Основы и механизмы социокультурной динамики

  1. Понятие социокультурной динамики

  2. Временные параметры социокультурных изменений

  3. Механизмы социокультурной динамики.

Тема 8. Концепции социокультурного развития.

1. Циклические модели социокультурных макродинамических процессов

2. Волновые модели социокультурной динамики

3. Эволюционные модели социокультурной динамики

4. Синергетическая модель развития культуры
^



Тема 1. Культура и культурология



1. Культурология – система знаний о культуре. Предмет, задачи, становление.
Культурология в настоящее время – это самостоятельная научная дисциплина, изучающая культуру. Вместе с тем, явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, история, этнография, психология, социология, искусствоведение и др. Однако эти науки изучают частные области культуры. Сведение же полученных данных воедино – это задача уже иной, интегративной области знания. Долгое время ее функции выполняла философия культуры – раздел философии, изучающий культуру как феномен общественной жизни в целом. Именно философия смогла, отвлекаясь от деталей, поставить вопрос о том, что такое культура, и какую роль она играет в развитии человека и общества.

Только в ХХ веке появляется культурология как самостоятельная научная дисциплина. Основы ее были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта, поставившего задачу понять культуру как реально существующее целое и выразить его научными средствами.

В настоящее время культурология как наука находится еще в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Трудности этого процесса вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью, «расплывчатостью» самого понятия культуры. Мы различаем культуру материальную и духовную, а в них выделяем различные области (технику, науку, искусство, религию, мораль, социально-политическую и т. д.). Но, кроме того, культурой является и сама деятельность человека в этих сферах, и содержание сознания человека, строй его мыслей и чувств, способы общения и т. п.

^ Основным предметом культурологии является культура во всем многообразии ее проявлений. Прежде всего, речь идет о результатах культурной деятельности (предметах, продуктах культурного творчества – например, музыки, произведений живописи, научных теорий и т. п.).

Обобщенно, предметом культурологии является исследование культуры как специфически-человеческого способа жизни, который проявляет себя исторически, образует устойчивые формы, раскрывающие содержание и смысл человеческой жизнедеятельности. Задачей культурологии является построение «генетики» культуры, которая объяснила бы культурно-исторический процесс, могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

Важным моментом в предмете культурологии является понимание культуры как совокупного опыта человечества, зафиксированного в культурных формах и традициях, передающихся от поколения к поколению. В этом смысле культурология выступает как культурная антропология, которая изучает конкретные ценности человеческой жизнедеятельности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Становление и развитие культурологической мысли началось в эпоху Античности с появлением философии. Каждая эпоха формировала свой «образ культуры» в контексте общих философских представлений о человеке, его сущности и способе жизни. Однако следует сказать, что представление о культуре долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, было фрагментарным, т.е. культура осознавалась в отдельных ее сферах, а не как особый целостный мир человеческого бытия.

Античное представление о культуре неотделимо от понимания древнегреческими и древнеримскими философами человека как существа общественного, отвечающего требованиям общества и государства. К таким требованиям относились: культура тела, культура ума и культура духа. Совокупность этих требований и общественно признанные способы их реализации образовывали то отличительное качество бытия человека, которое, по сути, и является культурой. Античные философы Платон, Аристотель, Сократ сформировали представление о гармоническом сочетании в человеке указанных свойств и их общественном значении. Культура в античном понимании – это, прежде всего, гражданское состояние человека и общества.

Средневековый образ культуры базируется на понимании человека как творения бога, наделенного душой, что и является его отличительным свойством. Духовность, выраженная в религиозности, нравственности, - основа человеческого, т.е. культурного, состояния. По мысли Августина, человек обязан культивировать в себе духовность, творчество, и формы, в которых это находит выражение – это формы культурного бытия человека. Культура в средневековом понимании – это, прежде всего, духовное состояние.

^ Новое время раздвинуло горизонты понимания культуры и создало новые культурные образцы. В работах Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Г. Лессинга, Г. Гердера культура стала пониматься: 1) как оппозиция природе; 2) как исторический процесс, затрагивающий все человечество; 3) как общественное и общечеловеческое явление, результат развития духовной и социальной жизни; 4) проявление и одновременно цель социального прогресса. В Новое время культура – это, прежде всего, разумное и цивилизованное состояние человечества.

Культурологические теории ХХ в. очень разнообразны. Культурология, опирающаяся на философскую методологию, развивалась в контексте философских направлений – феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики (Г. Гадамер), психологической антропологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг), структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан), постструктурализма (Р. Барт, Ж. Деррида). Особое место занимают фундаментальные концепции культуры О. Шпенглера, Ф. Ницше, Г. Зиммеля, представляющие собой попытки раскрыть сущность культуры в глобальном, общечеловеческом масштабе (оппозиция апполоновского и дионисийского начал в культуре Ф. Ницше, типология культур О. Шпенглера).

^ 2. Происхождение и смысл термина «культура».

Современные подходы к пониманию культуры.

«Культура» – один из самых неопределенных терминов в научной литературе. Он отличается многозначностью, размытостью очертаний и используется в различных смыслах. В научной литературе существует несколько сотен определений культуры, практически каждый автор дает свое собственное понимание культуры. Множественность определений свидетельствует о многообразии мира культуры. Точнее, существует огромное количество явлений и сфер в жизни, к которым это понятие применимо и применяется.

В обыденной жизни и в обыденном сознании (в мире повседневности) культура предстает как некий образец, на который должно равняться, своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Здесь культура трактуется как нечто, характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающее в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение себя вести. Она понимается как сознательно применяемая форма регуляции своих действий. Широко распространено отождествление культуры с образованностью. Зачастую термин «культура» сближается с оценочной характеристикой форм внешнего поведения человека, выступает как иное название для соблюдения норм этикета.

В теоретической мысли сущность культуры осмысливается как специфически человеческий образ жизни. Это нашло выражение в латинском слове cultura (возделывание, обработка, улучшение), противостоявшем слову natura (природа). В понятии «культура» нашла выражение идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы».

Теоретическая мысль исходит из того, что понятие культуры контекстуально. Под понятием «культура» могут подразумеваться:

  • общечеловеческая культура;

  • локальные культуры;

  • этнические и национальные культуры

  • субкультуры – культуры отдельных демографических или социальных групп;

  • отдельные компоненты культуры (культура труда, быта, художественная, правовая и т.д.)

  • исторические типы культуры, охватывающие целые периоды

  • надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т.д.).

Современная культурология, рассматривая культуру как социальное явление, понимает ее в единстве трех неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельно­сти и степени развитости личности.

^ Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политиче­скую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую и др. сферы. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена.

^ Результаты социокультурной деятельности (материальные и духовные) выступают как определенные достижения (ценности). Их значение как ценностей культуры определяется интересами, потребностями человека и общества.

^ Развитие человеческой личности происходит исключительно в результате социокуль­турной деятельности, в рамках той или иной культуры. Личность выступает одновременно объектом культурного воздей­ствия (усваивает культуру) и субъектом культурного творчества (создает культуру). Иначе говоря, культура создает человека, а человек создает культуру.

Традиционно сложилось несколько исследовательских подходов к явлению культуры:

  1. аксиологический – понимает культуру как мир ценностей, совокупность лучших творений человеческого духа. Недостатком его является размытость ценностных критериев, поскольку в разных культура и обществах – разные ценности.

  2. антропологический – понимает культуру как специфически человеческое явление, раскрывающее в своих формах родовые свойства человека: разумность, духовность, способность к творческой деятельности.

  3. деятельностный – понимает культуру как способ человеческой жизнедеятельности – индивидуальной и общественной. Отражает динамический характер культуры, но не раскрывает ее системности и сущности.

  4. семиотический – рассматривает культуру через цели, средства, способы, смыслы и результаты человеческой деятельности, выраженные в артефактах культуры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009
Социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей / Составитель: к ф н. Мирошников О....
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»
Методическое пособие предназначено для студентов, изучающих теоретические основы арт-менеджмента и практику его развития в нашей...
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных...
Уголовное право: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. 52 с
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории...
Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу,2009. 33 с
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая...
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Технологический подход современному этическому...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей, зам руководителей общеобразовательных учреждений, методистов муниципальных...
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Логистика» Учебно-методическое...
Целью курса «Логистика» является формирование у студентов системного мышления при решении проблем управления коммерческими и некоммерческими...
Культурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология: учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной...
В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница