Секция «Литература»




Скачать 36.87 Kb.
НазваниеСекция «Литература»
Дата публикации12.04.2013
Размер36.87 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Культура > Литература

«Гимназические чтения»


Секция «Литература»

Тезисы

к работе «Гроза в поэтическом мире И.С.Тургенева»

Автор Сергеева Надежда Сергеевна, ученица 8 класса МОУ «Гимназия № 1 города Белово», занявшая 1-ое место в 13 гимназической научно – практической конференции исследовательских работ учащихся «Поиск. Открытие. Творчество», 1-ое место во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги - 2008».

Научный руководитель Святобог Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы

В книге М.Н.Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной…» [1, с.291] перечислены поэты, в чьем творчестве появляется образ грозы: Б.Л. Пастернак, Ф.М. Тютчев, А.А. Блок,

Я.П. Полонский, М.Ю. Лермонтов, Н.А.Заболоцкий. Однако и у И.С. Тургенева есть три стихотворения, в которых запечатлена картина грозы: «Гроза», «К ***», «Гроза промчалась» (1844-1846 гг.) [2, с.99, 100, 110].

Цель данной работы - изучение образа грозы в поэтическом мире И.С. Тургенева и сравнение с образами грозы в творчестве Н.А.Заболоцкого, Я.П.Полонского и Б.Л. Пастернака.

Задачи исследования:

  • проанализировать образ грозы в стихотворениях - И.С.Тургенева «Гроза промчалась», «Гроза», «К ***»;

  • проанализировать образ грозы в стихотворениях - Н.А.Заболоцкого «Гроза»; Я.П.Полонского «Зной - и все в томительном покое…», «Узник»; Б.Л.Пастернака «После грозы»;

  • сравнить изображение образа грозы в творчестве И.С.Тургенева со взглядом на это явление природы поэта 19 века, близкого друга И.С.Тургенева, Я.П.Полонского;

  • сравнить изображение образа грозы в творчестве И.С. Тургенева, поэта 19 века, и поэтов 20 века Н.А.Заболоцкого и Б.Л. Пастернака.

Новизна данной работы заключается в том, что никто не сравнивал образы грозы у И.С. Тургенева, Н.А. Заболоцкого, Я.П. Полонского и Б.Л. Пастернака. Все исследователи, изучавшие лирику этих поэтов, не рассматривают образ грозы в подобном ракурсе.

Актуальность работы заключается в возможности сравнить, в каких образах находило эстетическое воплощение такое природное явление, гроза, у поэтов 19 и 20 веков.

Исследование строится на сравнении стихотворений И.С.Тургенева «Гроза промчалась», «Гроза», «К***» со стихотворениями Н.А. Заболоцкого «Гроза», Я.П. Полонского «Зной - и все в томительном покое…», «Узник» и Б.Л. Пастернака «После грозы».

В работе были использованы следующие исследовательские методы: наблюдение, сравнение, описание.

Мы пришли к следующим выводам. И.С. Тургенев обращается к описанию грозы и рисует своеобразное очищение природы после неё в стихотворении «Гроза». В стихотворениях «Гроза промчалась» и «К***» автор прямо касается послегрозового времени. Стихотворения И.С. Тургенева отличаются сдержанностью в использовании выразительных средств, но в них можно увидеть и эпитет, и сравнение, и метафору. Их смысл заключается в одухотворении явлений природы, в непосредственной связи с человеком. Ветер в его стихотворении «Гроза промчалась» «тихо дышит», лист «тихо плачет», в стихотворении «К***» воздух «звучен и душист». В стихотворении «Гроза» листья «болтают», трава «обмылася».

Я.П.Полонский в стихотворении «Узник» рассматривает картину грозы, как символ свободы, «отпущение грехов», позволяющее забыть «позор его цепей», несущее долгожданные перемены в жизни, вселяющее надежду. А в стихотворении «Зной – всё в томительном покое…» он показывает грозу через чувства и ощущения «чуткой лилеи». Эти два стихотворения объединяет не сама гроза, а ее томительное ожидание.

Гроза Н.А.Заболоцкого же приобретает мистический смысл, имеет языческую окраску, предстает в виде девы, повелительницы природы, в том числе и человеческой. Зарождение грозы видится ему, как зарождение мысли, первые громы, как первые слова. Стихотворение появляется во вдохновенных муках творчества, словно новорожденное дитя, приходит в этот прекрасный мир.

Б.Л.Пастернак в стихотворении «После грозы» показывает процесс творчества. Для него «природа – один из образов, даже синонимов жизни, лицо мира», а гроза не грандиозное явление, не божественный символ, не языческая повелительница, а средство для демонстрации превосходства человеческого разума в его творческом проявлении над силами природы.

В результате исследования мы увидели, что образ грозы выявляется у каждого автора по-своему, так как гроза – явление масштабное, грандиозное, всеобъемлющее. В творчестве Б.Л.Пастернака мы отметили, что есть обращения к этому образу даже в любовной лирике, что может служить поводом для дальнейших исследований творчества Б.Л.Пастернака.


Библиография


  1. Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака. Монография [Текст] / В. Альфонсов. – Л.: Сов. Писатель, 1990. – 368с.

  2. Заболоцкая, Е.В., Македонов А.В., Заболоцкий Н.Н. Воспоминания о Н.Заболоцком: [Текст] / Е.В. Заболоцкая. – М.: Советский писатель. 1984. – 464с.

  3. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста [Текст] / Ю.М. Лотман – Л., 1972.

  4. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст] / Д.М. Магомедова – М., 2004.

  5. Масленикова, З.А. Портрет Бориса Пастернака [Текст] / З.А. Масленикова – М.: Сов. Россия, 1990. – 288с., 8 л. Ил.

  6. Полонский, Я.П. Лирика; Проза [Текст] / Я.П. Полонский. - Сост., вступ. Ст. и ком. В.Г.Фридлянд; Ил. Ю.К.Бажанова. – М.: Правда, 1984 – 608с., ил.

  7. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 15 томах. Том 11: Пьесы. Стихотворения [Текст] / И.С. Тургенев. - Примечания Ю.Рыбаловой. – М., 1998.

  8. Эпштейн, М.М. Природа, мир, тайник вселенной…: Система пейзажных образов в русской поэзии. [Текст] / М.М. Эпштейн. – М., 1990, стр. 291.

  9. Эткинд, Е. Разговор о стихах [Текст] / Е. Эткинд. – М., 1970

  10. Ямпольский, И.Г. Поэзия И.С.Тургенева [Текст] // И.Г. Ямпольский. – М., 1970 – стр. 5- 59.

Похожие:

Секция «Литература» iconБюллетень Европейского Суда по правам человека Европейский Суд по...
По делу «Дементьев против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека (Первая Секция), заседая Палатой в составе
Секция «Литература» iconЛитература 7 класс Зачетная работа№2 Содержание
Литература: учебник – хрестоматия «Литература 7 кл» Автор В. Я. Коровина м «Просвещение»
Секция «Литература» iconЛитература Диск «Школа Кирилла и Мефодия. Литература в 9 классе»
Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин «Литература» 5кл
Секция «Литература» iconСекция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического...
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества
Секция «Литература» iconЛитература, 2002 екция Тема Сущность, цели и задачи мерчендайзинга
Литература: И. А. Рамазанов «Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе», изд. Деловая литература, 2002
Секция «Литература» iconДоклад: Русская литература 20-х веков Русская литература
Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников
Секция «Литература» iconЛитература итальянского Ренессанса. Литература немецкого Возрождения....
Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация)
Секция «Литература» icon400 электронных библиотек (начало списка)
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Секция «Литература» iconСписок бесплатных электронных библиотек с указанием направленности от nedorazvmenie
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Секция «Литература» iconЛитература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»
«Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница