Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья




Скачать 58.92 Kb.
НазваниеРазработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья
Дата публикации17.08.2013
Размер58.92 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Урок МХК

Интернациональная готика

Учитель истории и обществознания

МОУ «Озёрская сош»

Панова М.Н.


Разработка урока

Тема раздела: Художественная культура Средневековья
Класс: 8 класс
Тема урока: Интернациональная готика
Цель: Расширить знания учащихся об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах.
Задачи: 1. Выделить основные этапы и черты развития готического стиля в архитектуре.

2. Проанализировать готический храм с точки зрения о мире, Боге и человеке.

3. Найти общее и особенное в готических храмах у разных народов средневековой Европы.
^ Тип урока: Урок углубления и расширения темы (третий урок по теме раздела).
Форма урока: Урок-семинар.
Материально-техническое обеспечение:

доска,

слайд-проектор,

музыка - григорианский хорал, Бах «Высокая месса» «Kyrie eleison»

слайды: 1.Собор Нотр-Дам в Шартре (или Нотр-Дам в Париже)

2. Собор Нотр-Дам в Амьене

3. Собор в Реймсе

4. Собор Нотр-Дам в Руане (или Собор Св. Петра в Бове)

5. Собор Санкт-Петер в Кёльне (Германия)

6. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (Англия)

7. Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции (Италия),

иллюстрации храмов №1, 2, 4.


Ход урока

На доске тема: «Интернациональная готика»
Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес

Души готической рассудочная пропасть…»

Осип Мандельштам
(в закрытом виде на доске: 1. Франция

2. Германия

3. Англия

4. Италия,
а также: стрельчатая арка

окно-роза, витраж

преобладание вертикали

обилие скульптур на фасаде

аркбутаны и контрфорсы)

1. Экспозиция. 5 мин.

Под музыку григорианского хорала демонстрируется ряд слайдов(№1-5)

- Что их объединяет?(- все готического стиля)

- Повторно просмотрев слайды, запишите в тетрадь те черты, по которым можно сказать, что все эти храмы готического стиля.

Повторный показ слайдов.

Выслушать ответы ( - открыть доску, соотнести свои ответы с написанными ранее и дополнить по необходимости)


2. Завязка. 5 мин.

- Но ведь при всех этих общих чертах каждый храм неповторим и своеобразен. В чём же причина или причины этой неповторимости? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос, но для начала небольшая справка: готический стиль в архитектуру Европы пришёл в ХII веке, а последние сооружения относятся к ХV веку; некоторые храмы стоились не одно столетие. За эти века готика прошла три этапа развития: (записать в тетради)

– ранняя («новая французская манера»)

- высокая («лучистая»)

- поздняя («пламенеющая»)

3. Развитие. 15 мин.

- Попробуйте, разделившись на три группы, определить какой из этих храмов и почему можно отнести к одному из этих этапов? (раздать в каждую группу иллюстрации храмов №1,2,4).

- Через пять минут каждая из групп попробует объяснить свой выбор.

(Работа в группах)

(Организация дискуссии об особенностях храмов каждого этапа)

Первая группа: - Собор Нотр-Дам в Шартре сохранил тяжёлую романскую стену с преобладанием в её членении горизонтали, романский полуциркульный силуэт аркад и оконных проёмов. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких круглых проёмов с витражами, что мало похоже на окно-розу. Вывод: данный храм был возведён на первом этапе развития готики.


Собор Нотр-Дам. Западный фасад. Париж. 12 – 14 века.
Вторая группа: - Собор в Амьене можно отнести ко второму, высокому этапу развития готической архитектуры. О чём можно судить по роскошному «лучистому» окну-розе, по глубоким перспективным порталам, по стрельчатым аркам, которые повторяются как в порталах, так и в окнах второго яруса и башнях; в более вытянутых вверх формах храма (самый высокий из готических соборов), а так же обилии скульптур на фасаде здания.


Собор в Амьене.1218-1288 г.

Третья группа: - Ярким образцом стиля поздней готики является собор Нотр-Дам в Руане, который характеризуется чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений, закрученными фигурными шпилями, похожими на языки пламени, сложностью окна-розы. Весь собор покрыт невероятным количеством стрельчатых арок, что делает его стены похожими на ажурное каменное кружево.


Л. Премацци «Миланский собор» 14-15 века.

4. Кульминация. 15 мин.

- Итак, на неповторимость облика каждого храма влияло время и развитие жизни людей, но, может быть существует ещё что-то? А что значит «Интернациональность» готики? Имеет ли она отношение к нашей проблеме?

- Посмотрите на изображения следующих храмов, которые относятся приблизительно к одному этапу развития, и выскажите своё мнение (демонстрация слайдов №4, 5, 6, 7).

(После высказываний учащихся обратить их внимание на доску с названиями стран и основными чертами готического храма)

- При повторном просмотре предположите, в какой из стран мог появиться каждый храм (повторный показ слайдов).
- Как вы думаете, какая страна больше других не приняла французскую идею готики? (после ответа дать название храма, слайд №7)

- Почему?

- Какие черты готического стиля остались?

- На основе какой художественной культуры возводились храмы в Средневековой Италии?

- По каким признакам можно об этом судить? (выделение горизонтали, треугольный фронтон, инкрустационный стиль во внешней декорации фасада, метопы дорического ордера, волюты, сцепляющие верхний и нижний объёмы).
- Храм какой страны ближе всего французским готическим традициям? (после ответа дать название храма, слайд №5)

- Что нового привнесли немецкие зодчие в храм? (замена окна-розы огромным стрельчатым окном, мелкие стрельчатые арки на контрфорсах, повторяющиеся в порталах и окнах, сильное преувеличение чувств в лицах и позах святых на порталах).
- Попробуйте найти особенность капеллы Богоматери собора Вестминстерского аббатства в Лондоне (слайд №6) (перпендикулярный стиль, простота фасада, решетчатые окна, фасад без скульптур).

5. Развязка. 5 мин.

- В результате наших исследований оказалось, что неповторимость и своеобразие готических храмов при том, что каждый есть образ мира, где всё создано по велению Божьему, заключается не только во временных рамках, но и в той земле, на которой возводился храм, в национальных традициях разных народов Европы.

- И в заключении, давайте ещё раз почувствуем «готическую душу» средневекового храма.

(Показ всех слайдов под музыку Баха «Высокая месса»)


Курс мировой художественной культуры направлен на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические ценности народов разных стран, на формирование умений понимать и оценивать творения художников разных эпох. Он должен помочь ученику ориентироваться в накопленных художественных ценностях, в мире современной культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения.

Список используемой литературы:
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре. Базовый уровень.
2. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)

Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Человек в мировой художественной культуре: учебник-хрестоматия для 8 кл. общеобразоват. учереждений /Ю.А.Солодовников. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2005.
4. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на тему художественной педагогики / А.В.Копылова. – М.: Тач Маркетинг, 2004.
5. Программа «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи возрождения» 6 – 8 классы, Ю.А.Солодовников, «Художественная культура нового и новейшего времени» 9 -11 классы. Л.М.Предтеченская.
6. Мировая художественная культура. Программа курса: 5 – 9кл.; 10 – 11кл. /Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
7. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6 – 9кл./ И.В.Кошмина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Мировая художественная культура. Программа курса:5-11кл. факультативный курс, 10 – 11кл./ В.Г.Маранцман.
9. Мировая художественная культура. Программа: 9кл. /Авторский коллектив: Н.И.Киященко, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Е.Н.Шапинская.

Похожие:

Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconУрок №1 -2 Число: Тема урока: Введение. От Средневековья к Новому времени
Тема урока: Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и новые изобретения
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconУчебника и умк: Емохонова Л. Г. Тема урока: Обобщение по теме: «Художественная...
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, карта успеха
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconРабочая программа по мировой художественной культуре (среднее (полное) общее образование)
«Мировая художественная культура» Рапацкой Л. А. 2006 г в сборнике «Мировая художественная культура. Программы курса» М., «Владос»,...
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconПрограмма курса «русская художественная культура». (7 8 класс)
Обоснование необходимости введения предмета «Русская художественная культура» в школьную программу
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconПрограмма курса «Мировая художественная культура» (10 11 классы) Составители
Курс Мировая художественная культура является необходимым для целенаправленного формирования духовных и нравственных качеств личности...
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья iconТема 12. Культура средневекового мира
Культура Средневековья это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма более общего типа культуры, выделенного...
Разработка урока Тема раздела: Художественная культура Средневековья icon12. Европейская культура эпохи Средневековья
В истории европейского Средневековья принято выделять три основных периода: V—xi вв. —раннее Средневековье
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница