Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации»




Скачать 151,5 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Особенности повседневной коммуникации»
Дата публикации12.04.2013
Размер151,5 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Культура > Элективный курс


Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации»

филологическое направление, немецкий язык, 10-11 класс
Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения профильной подготовки 10-классников в обучении по филологическому направлению гуманитарного профиля. Курс рассчитан на 34 часа (1-2 часа в неделю)

Ц е л ь ю данного курса является обеспечение уровня владения немецким языком, необходимого для адекватного общения с носителями языка в типичных коммуникативных ситуациях повседневной жизни, а также в некоторых других сферах общения.

Данный курс направлен на:

  • создание условий для развития у учащихся коммуникативных навыков;

  • знакомство с лингвострановедческим материалом;

  • развитие способности к межкультурной коммуникации, необходимой для успешного овладения немецким языком;

  • формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению немецкого языка;

  • развитие творческих способностей, умения работать в группе над проектом.

Данный курс является профильным и углубляет знания, речевые умения и языковые навыки и повышает коммуникативную компетенцию учащихся.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • понимать на слух или извлекать информацию по теме из текста (глобальное, поисковое, селективное чтение и аудирование);

  • комментировать и сравнивать языковые ситуации;

  • высказывать свое отношение к представленной проблеме и обосновывать свое мнение;

  • объяснять причинно-следственные связи4

  • дискутировать;

  • вести ситуативную беседу;

  • интерпретировать страноведческую информацию;

  • понимать и использовать в речи идиоматические выражения.

Критериями успешности по элективному курсу являются:

  • степень развития интереса к немецкому языку;

  • степень развития речевых умений и языковых навыков;

  • степень развития коммуникативной и межкультурной компетенции

Результативность отслеживается по данным критериям на основе наблюдений, анкетирования, собеседования, тестов. Формой отчетности является зачет по темам.

Содержание программы

Данные курс состоит из 15 тем, в процессе изучения этих тем происходит углубление и расширение содержания базовой программы средней школы по немецкому языку и развитие лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся; рассматриваются такие лингвострановедческие понятия как повседневные рутины и языковые ритуалы, феминизация языка, прагматические ошибки, языковые табу и современные языковые тенденции4 изучаются нормы поведения, формы и способы обращения, вербальные и невербальные сигналы, жесты, непосредственное и опосредованые формы общения, идиоматические и фразеологические единства.

Большое внимание уделяется сопоставлению культур, ментальным различиям, влиянию стереотипов мышления на коммуникацию и обучению правильному поведению в межкультурных конфликтных ситуациях.

Как неотъемлемая часть повседневной коммуникации изучается интернет, электронная почта, язык SMS-сообщений

Программа построена на материалах Гете-Института, Inter Nationes, Deutsche Welle, Konkrete Poesie, используются аутентичные тексты, видеоматериалы «Video im Deutschunterricht», аудиоматериалы «Deutsche im Alltagskommunikation»

Тематический план



тема

содержание

часы

1

Alltagsroutinen und Sprachrituale

Языковые рутины и их функции; речевые ритуалы, их структура, функции, применение; способы начала и завершения коммуникации

2

2

Kulturelles Wissen

Страноведческие знания в повседневной коммуникации; прагматические ошибки; проблемы отличий культур; нормы поведения в германии в различных ситуациях

4

3

Du oder Sie?

Формы обращения. Допустимые и недопустимые формы, их значение

2

4

Maskulin oder Feminin

Феминизация в языке, корректные обращения, парные формы

2

5

Kontakte knüpfen

Ритуальные рамки общения в прямой коммуникации, функции вербальных и невербальных сигналов

3

6

Telephongespräch

Особенности ведения разговора по телефону

2

7

Briefkontakte

Требования к оформлению и содержанию писем

1

8

Internet und e-mail

Специфика общения в чатах, Е-mail, поиск информации в интернете

2

9

Höfligkeitsformen

Выражение вежливости, коммуникативные ошибки

3

10

Idiomatische Wendungen, Sprichwörter, Redensarten

Значение и употребление идиоматических выражений, фразеологизмов, крылатых слов и т. д.

2

11

Interkulturelle Missverständnisse und Konfliktsituationen

Влияние социальных и культурных условий на семантизацию слов; типичные правила поведения; конфликт культур

4

12

Klischees – typisch Deutsch

Межкультурная коммуникация, стереотипы мышления и их влияние на коммуникацию

2

13

Gesten

Значение невербальной коммуникации

1

14

Tabu – ja oder nein?

Табуированные темы и выражения в зависимости от коммуникативной ситуации

1

15

Videostunde

Просмотр видеосюжетов разного характера – реклама, документальный, художественный фильмы

2

16

Test




1




итого




34

Литература


  1. Behal-Thomsen H. Typisch deutsch?.- Berlin/München: Langenscheidt, 1993;

  2. Biechele M., Padros A. Didaktik der Landeskunde.- Berlin: Langenscheidt, 2003;

  3. Brandi M-L. Video im Deutschunterricht.- Berlin: Langenscheidt, 2000;

  4. Hallo, Nachbarn!/ von L.Antonova, H. Preitung.- M: Mart, 1997;

  5. Lüger H-H. Routinen und Rituale in der Alltagskommunikation.- Berlin: Langenscheidt, 1997;

  6. Neuner G. Kulturkontraste im Deutschunterricht.- München: Judicium, 1986;

  7. Weimann G. Kulturverstehen im Deutschunterricht.- Berlin: Langenscheidt, 1993;

  8. Weinrich H. Lügt man im Deutschen wenn man höflich ist?.- Mannheim: Bibliographisches Institut, 1986;


Технологическая карта




тема

Языковые навыки

Речевые умения

лексика

грамматика

аудирование

чтение

монолог

диалог

письмо

1

^ Alltagsroutinen und Sprachrituale

Речевые клише

Эллиптичес-кая конструкция

Диалог «Звонок на вокзал»

Handke ‘”Ich möchte nach Stock”










2

Диалоги из «DiAK»

Garfinkel “Kriesenexperiment”




Инсцени-ровка, моделиро-вание по схеме

Заполне-ние схемы

3

^ Kulturelles Wissen

Besuchen – с точки зрения разн. культур, Schwein haben

Субьектно-объектные отношения




Konkrete Poesie; Wiemer,Dikmen, Daniels

Анализ текстов




Анкета

4

Haddad




Обсуждение схемы разговора




Таблица

5

DiAK

Mebus, Subik, Haddad

Соц. опрос и обсуждение

Продолже-ние диалогов – разрешение спорных моментов




6

Просмотр видеофильма «Dagmar», обсуждение

7

Du oder Sie?




Косвенная речь




Marktfrau und Komissar

обсуждение

Im Seminar




8




Zimmer

Интерпрета-ция языковых примеров

Vergleich

Du oder Sie – анкета L122

9

^ Maskulin oder Feminin

Коррект-ные обраще-ния

Словообразование




Примеры из Tromel-Plotz

Обсуждение карикатуры из “Die Zeit”







10

Assymetrie

Объявления в газетах




дискуссия

Эссе

11

^ Kontakte knüpfen

Таблица




DiAK

Beile “Abschied”










12

Video “Anmache”+ “Nachbar”, обсуждение

13







Игра-конгресс

Инсцениро-вание по схемам

Итоговая таблица

14

Telephongespräch

Телефон-ная лексика




DiAK

“das personliche gesprach und das Telefonat”







Схема

15







Объявления в газетах




Звонки




16

Briefkontakte

Канце-лярская лексика

Konjunktiv




Bewerbung, письма Siemens, таблица клише







Bewer-bung

17

^ Internet und

e-mail

Компью-терная лексика




Практические занятия в интернет-центре, либо имитация по программе

Net-meeting

18

19

Höfligkeitsformen




Imperativ, Konjunktiv

DiAK

Ein Freund kommt

обсуждение




Aufforde-rung

20

Höflich oder unhöflich

Сравнительная диаграмма нем+анг







Русский в диаграм-ме

21




Übungen zum Gebrauch des Imperativs




Инсцени-ровка




22

^ Idiomatische Wendungen, Sprichwörter, Redensarten

Крылатые слова, выраже-ния, идиомы и т.д.

История и значение идиом: die Hosen anhaben, jemanden an den Pranger stellen, Trau keinem ueber dreissig,

in D-d luegt man wenn man hoeflich ist, leben wie Gott in Frankreich usw

23

Hopfen und Malz verlieren, nur bis zur haechsten Kirchturmspitze sehen, die Kirche im Dorf lassen, wie ein begossener Pudel, sich pudewohl fuelen

24

^ Interkulturelle Miss-verständnisse und Konflikt-situationen




Modalverben




Critical incidents L53

Liebesbrief L70

Обсуждение

Haus

Опрос Suchen & Finden L73




25




“Nein, danke”, Interkulturelle Konfliktsituayionen










26




Kinder, Ampeln, Teutonen L110







Коммен-тарий

27




Verhalten-Rituale 8 Gewohnheiten L12

обсуждение




Glueck-zahlen

28

^ Klischees – typisch Deutsch

Интерна-ционализ-мы







Das alles kommt mir so spanisch vor

Обсуждение карикатуры Typisch Deutsch L97







29







Stereotypen L99,100,101

Grenzen




дискуссия

Kreatives Schreiben

30

Gesten

Чтение, обсуждение по темам “Andere Laender – andere Gesten”, “Kuesse”, “Zaelen”

31

^ Tabu – ja oder nein?

Групповое обсуждение, дискуссия по результатам анкеты “Verhalten – Rituale & Gewohnheiten” и сопоставление с собственной культурой

32

Videostunde

Просмотр и обсуждение видеосюжетов “Ein ganz normaler Morgen”, “Thyringen”

33

Просмотр и обсуждение рекламного ролика “Frolic”, художественного фильма “Moritz, lieber Moritz”

34

Test

По пройденным темам



Похожие:

Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс по теме "химия в повседневной жизни"
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс «Введение в егэ (русский язык)»
Егэ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами...
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс «Мир расчетных задач»
Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время....
«Генетика человека» в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах. В связи с этим был составлен элективный курс...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconПрограмма элективного курса «Компьютерная графика»
Л. А. Залогова. «Компьютерная графика. Элективный курс» Серия: Элективный курс Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации» iconЭлективный курс по математике «Проценты на все случаи жизни» для...
Элективный курс предназначен для реализации на 1-2 курсах колледжа (10-11кл). Данный курс направлен на удовлетворение познавательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница