Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания»




Скачать 264,58 Kb.
НазваниеДоклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания»
Дата публикации12.08.2013
Размер264,58 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Культура > Доклад
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания».

Добрый день, уважаемые коллеги!

С целью развития творческой инициативы учащихся в нашей школе созданы особые центры – Творческие площадки социального проектирования как средство реализации Программы воспитания.

Прежде чем приступить к работе, в 2007-2008 уч. году мы провели в школе диагностическое исследование. Анализ результатов анкетирования показал: 40 % учащихся не удовлетворены досуговой деятельностью, до 60 % имеют ситуативно-негативное отношение к знаниям, лишь 51 % удовлетворены спортивно-физкультурной деятельностью. Низок рейтинг предметов музыки, изобразительного искусства, технологии.

Проведённое исследование доказало необходимость создания ^ Творческих площадок социального проектирования.

Творческие площадки социального проектирования – это разновозрастные группы детей и взрослых, объединенных общими интересами, занимающихся социально-значимой деятельностью. Задача таких площадок – помочь детям найти сферу реализации своей личности, дать ребёнку возможность проявить свои способности в том или ином деле, области творчества.

Главная цель творческих площадок – формирование и саморазвитие личности ученика, который будет ориентирован на социальный успех как на результат личного стремления найти дело своей жизни, отвечающее социальным ожиданиям общества. Иными словами, деятельность ученика в творческих площадках позволит ученику осознать, что он нужен обществу, что он добьётся успеха в той или иной области деятельности.

Таким образом, включение школьника в процесс творчества предполагает деятельность. Принципиально важна социальность творчества, то есть его общественный характер- значимость творчества для окружающей среды, социума: класса, школы, а главное, для микрорайона. Таким образом, творческие площадки социального проектирования открывают для ребят возможность уже в школе получить опыт личного социального успеха.

Возможности творческих площадки социального проектирования в достижении новых результатов заключаются в их ориентации на решение проблем всех учащихся школы независимо от возраста, меры успешности в учебной деятельности.
Исходя из того, что каждый человек талантлив, мы предлагаем различные направления, или области деятельности, где ребёнок может осознать свою значимость, успешность, мастерство. Чем больше направлений, тем легче каждому полнее реализовать себя, занявшись своим делом. Творческие площадки социального проектирования открывают для ребят возможность уже в школе получить опыт личного социального успеха.

Принципы работы творческих площадок таковы:

  • Принцип креативности: руководитель поощряет творческую активность детей, создавая «ситуацию успеха», при которой каждый ребёнок реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность;

  • Принцип адаптивности: «…стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными возможностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения в среде» (Е.А.Ямбург)

  • развития: целостное развитие школьника и готовность его к дальнейшему развитию

  • психологической комфортности, гуманности: гуманистическая направленность, ориентация на развитие личности учителя и ученика. Любовь к жизни, любовь к ученику

  • демократичности: предоставление ученику и учителю свободы выбора различных форм работы

  • деятельности: учащийся – не пассивный наблюдатель, а активный участник творческого процесса

В сентябре 2008 г. в нашей школе было дано начало локальному эксперименту «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство формирования ценностного отношения к Человеку, Отечеству, Знаниям».
Целью данного исследования является разработка теоретических основ и методическое обеспечение деятельности ТПСП как средства формирования ценностного отношения к «Человеку, Отечеству, Знаниям».

Реализовать эти цели призваны следующие задачи:

  1. Разработать модель деятельности Творческих площадок социального проектирования.

  2. Разработать и внедрить программу факультативного курса «Подготовка школьников к проектной деятельности».

  3. Проверить экспериментальным путём результативность выбранных направлений.

В ходе подготовки этого эксперимента было разработано научно-методическое сопровождение, которое состоит из следующих разделов:

  1. Программа локального эксперимента

  2. Программа факультативного курса «Подготовка школьников к проектной деятельности»

  3. Научно-диагностическое сопровождение эксперимента: критериальная карта воспитанности учащихся, уровневые характеристики воспитанности учащихся по возрастным группам, методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, методика изучения социализированости личности учащегося, изучение сформированности творческих способностей учащихся.



Нами разработана модель деятельности ТПСП (перед вами на слайде). ТПСП включают в себя: эстетически- художественное направление, базой для которого являются Социальный театр «Волшебный край», театральная студия «Мозаика», хореографическая студия и мастерская «Керамика». Для детского объединения учащихся начальной школы «Умка» базой являются такие отряды: «Непоседы», «Почемучки», «Знайки», «Умники и умницы». Для ТПСП «Мыслитель» базой являются Научное общество учащихся «Истоки» и «Академия нескучных наук». И так далее.
Мы знаем, что проектная деятельность не является новшеством, многие школы, отдельные педагоги занимаются разработкой тех или иных проектов. Но анализ соответствующей литературы позволил сделать вывод: мы включаем детей в проектную деятельность, не готовя их к этому. Именно поэтому нами предусмотрен факультативный курс

«Подготовка детей к проектной деятельности» (показать на схеме).


«Непоседы» (1 класс)




Театр «Волшебный край» (5-11 кл.)


«Почемучки» (2 класс)





Театральная студия «Мозаика» (1-4 кл.)




«Знайки» (3 класс)



База


«Умники и умницы» (4 класс)

Хореографическая студия (5-7 кл.)




Мастерская «Керамика» (1-6 класс)




База

База





НОУ «Истоки» (5-11 класс)

ТПСП

(эстетическо-художествен-ное направление)

База



«Академия нескучных наук»(1-4 кл.)






ТПСП

«Мыслитель»


ТПСП «Умка»

(начальная школа)

Творческие площадки социального проектирова-ния

Т

ПСП

МОУ СОШ № 42





ТПСП

(спортивно-оздоровитель-ное направление)

ТПСП

(«Человек в социуме»




База





База



Волейбольная секция



Баскетбольная секция

Детско-взрослая переговорная площадка по социо-культурным проблемам(9-11 кл.)



Секция настольного тенниса

Факультативный курс «Подготовка школьников к проектной деятельности»


Деятельность ТПСП будет эффективна при таких условиях:

  • Разработана модель деятельности творческих площадок социального проектирования;

  • Разработаны критерии и методы диагностики личностного развития школьников;

  • Школьники включены в различные виды деятельности,, способствующие формированию ценностного отношения школьников к «Человеку, Отечеству, Знанию»


В настоящее время активно работают школьный социальный театр «Волшебный край», ведётся преподавание факультативного курса «Подготовка школьников к проектной деятельности», создано Детское объединение «Умка», целью которого является воспитание в детях лидерских качеств средствами артпедагогики.

В процессе реализации локального эксперимента мы предполагаем следующее:

  • положительную тенденцию в личностном росте школьников;

  • социальную активность учащихся;

  • положительную тенденцию в профессиональном росте руководителей творческих площадок (новые формы сотрудничества; владение новыми технологиями; постоянное самосовершенствование и самообразование).

Спасибо …

Музыка Диск 1, № 8

Театр (Слайд 1. Заставка). Рассаживайтесь удобнее, начинаем занятие.

I. Пролог. Уважаемые коллеги! Пожалуйста, скажите, знакомо ли вам понятие «Социальный театр»? Что вы об этом знаете?

Слайд 2.

(Что такое социальный театр?)
Учитель.

Во многих учебных заведениях, Домах творчества работают театральные студии, театральные кружки, призванные развивать творческие способности детей, приобщать их к искусству.

Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей - это чудесная возможность присвоения себе изменённой действительности. Через игру, лицедейство дети с помощью театра постигают мир человеческих отношений. Через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, через познавательный интерес дети обогащают свой духовный мир. В этом огромном потенциале сила театра как синтетического искусства. В нашей школе создан театр «Волшебный край», социальный театр. (Слайд 3)
Социальный театр – (слайд 4)
это театр, совмещающий элементы сказкотерапии, психодрамы и драмотерапии:


^ 1)Проигрывание выдуманных и реальных ситуаций, многовариантность завершения жизненных и воображаемых ситуаций,

2) «проверка действием» множества межличностных взаимоотношений и, как следствие этого,

3)«…процесс воспитания внутреннего «Я» ребенка, развития его души, приобретение им знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы»
Цели работы нашего театра несколько иные, чем у традиционного театра:

  • подготовить детей к совместной творческой работе в группе;

  • разделить понятия «жизнь» и «театр», оставив понимание их диалектической взаимосвязи и взаимовлияния;

  • оказать помощь в приобретении навыков социального поведения через проигрывание социальных ролей; развивать артистические навыки


(в психодраме такой театр получил название «ПЛЕЙБЕК - Театр»

Плейбек-Театр» – это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актеров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность).

Главное в социального театре... даже не искусство! Важно - помочь детям раскрыться, выявить свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия.

(Слайд 5).

Через игру ребенок (да и мы сами) учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учится искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Ребёнок, «проживая себя данного и другого» в определённой роли, готовится к реальной жизни.

Конечный итог социальных сценок, спектакля – катарсис.

(Слайд 6). Катарсис – – термин «Поэтики» Аристотеля; «очищение духа» при помощи сострадания; в более широком смысле – «очищение духа» при помощи театрального действа
(Слайд 7). Что такое классический театральный катарсис?

Те­атральный катарсис — это совместно приобретенный опыт, но не опыт общности. И наоборот, групповой катарсис в социальном театре — это опыт сообщества, возникающий благодаря Со-дейст­вию и Со-переживанию участников группы подлинной судьбе реального члена группы.

В социальном театре дети проигрывают социальные роли, как бы «примеряют» их на себя, потом происходит обсуждение сценок.
(Слайд 8).Социальные роли — это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реа­лиями жизни, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой ста­тус, то есть роли стереотипны. Прекрасной иллюстра­цией этому служит восклицание французов при кончине короля: «Le roi est mort. Vive le roi!» \Король умер. Да здравствует король!

Дети приобретают навыки публичного поведения и решения конфликтов. Таким образом происходит социальная адаптация детей.

В качестве самого изве­стного примера можно процитировать отрывок из коме­дии Шекспира «Как вам это понравится»: (Слайд 9).

«Весь мир театр.

В нем женщины, мужчины все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.
Надо заметить, что наш театр не готовит детей к профессиональной актёрской карьере. Проигрывая различные ситуации, сценки, спектакли, мы «проверяем действием», говоря словами Кипниса, множество межличностных взаимодействий (Слайд 10): Я и Товарищ, Я и Другой, Я и Родители, Сильный и Слабый, Враг и Друг ….

Таким образом, социальный театр помогает детям устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и миром взрослых.

(Слайд 11).

Принципиальным отличием действа в социальном театре является обязательность ролевой взаимосвязи: личность –группа, малая группа- социальная группа, социум – общество- и их обратная проекция на личность как на субъект.

На занятиях мы стремимся дать участникам театральных действий чувство безопасности, свободу выбора, свободу общения.

Дети не всегда могут открыто рассказать о своих проблемах, возникших вопросах, им трудно выйти на откровенный разговор.

Но дайте им возможность уйти в игру, как будто спрятаться за «образом – маской», – и он раскроется. (Слайд 12).

По словам Оскара Уайльда, «Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду».
Как это у нас происходит?

(Слайд 13)

В практической работе это :

  • Театральные разминки,

  • разогревы (упражнения на мышечный разогрев, на развитие творческого мышления, фантазии, умение мыслить абстрактно, образно;

  • упражнения на спонтанность, актёрскую пристройку (здесь мы используем технику «обмен ролями», предложенную Морено Якобом Леви), проигрывание ситуаций, сценок и т.д.)

(Слайд 14) Техника «обмен ролями» (по теории Морено): проиллюстрировать её можно таким примером из семейной жизни: маленький Ганс не желает ложиться спать. Уговоры матери пробуждают у него упрямство. В ответ на это мать начинает ругаться. Ребенок плачет. В этот момент отец, знакомый с психодраматическими тех­никами, предлагает поменяться ролями. Маленький мальчик тут же превращается в уговаривающую, ругаю­щуюся мать, тогда как мать играет упрямого Ганса. Слез как не бывало. Через какое-то время после обмена роля­ми оба исполнителя возвращаются в свои естественные роли — мама в роль матери, а Ганс в роль ребенка, — и мать снова уговаривает своего сына лечь спать. Ганс, улыбаясь, отправляется в спальню.

Техника «обмен ролями» - это этап ролевого развития, «стадия познания "Ты"».

(Слайд15.)
В своих социальных ролях человек не только дейст­вует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и развивает самого себя.

(Слайд16.)

Работа нашего тетра-это трудная трасса. Основной знак на этой трассе: «Осторожно! Человек!» ^ Шаг за шагом мы с детьми через искусство постигаем истины жизни.

Шаг первый - Шаг навстречу (знакомство, цепочка упражнений на мышечный разогрев, так называемый «Экшн», например: «Качели», «Упрямый осёл», «Круг и Я» и т.д.)

^ Шаг второй - «Ступенька к творчеству» (театральные разминки, упражнения на развитие образности, символики, креативности, например, такие:«Чудо-стул», «Ширма превращений», «Испорченный телефон», «Перекати-поле», «Фото-шоп». Эти занятия предлагает нам М. Кипнис в книге «Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения»);изучение навыков актёрского мастерства, актёрские тренинги, такие, как «Сценическое движение», «Искусство речи», «Мимика и жесты на сцене»)

^ Шаг третий – «От жизни – к театру» (просмотр спектаклей, зрительские конференции, беседы, дискуссии, лекции, сценарно-режиссёрские разработки, практическая работа с избранной сценой)

^ Шаг четвёртый – «Круг жизненных историй» («Я - талантлив!» - проигрывание ситуаций, сценок, постановка миниатюр, миниспектаклей, пьес, мюзиклов, музыкальных сказок, музыкально-поэтических композиций социальной направленности) – это процесс познания взаимосвязей повседневной жизни.

Итак. Смотрим, например, шаг третий. В практической работе с избранной сценой нужно:

  • определить основные направления развития конфликта в избранной сцене

  • создать сценарный план, определить количество и состав участников сцены

  • «перевести» рассказ в театрализованную сцену, организовать короткую репетицию

  • определить путь разрешения сцены

Материалом для сценок может служить какое-либо небольшое художественное произведение, жизненный случай, рассказ стороннего лица, рассказ на основе услышанного и т.д.

Зачем проигрываются сценки для самих актёров, сказано выше.

А какой интерес они представляют для зрителей? (Слайд17.)
Проигрывание социальных сценок призвано:

  • Вызвать игрой актёров эмоции зрителей, их сопереживание и ощущение сопричастности проблеме;

  • Подвести зрителей к готовности выйти на сцену и реализовать на практике личную вовлечённость в действие, дав им право сыграть свой вариант решения конфликта(или проговорить свой вариант решения конфликта);

  • Добиться по возможности инсайта(«озарения» - момента понимания истины) и катарсиса(эмоционального очищения) как базы для приобретения положительного опыта

Надо добавить, что актёрами в социальном театре на момент определённой сцены, спектакля и т. д. могут стать и сами зрители. (Слайд18.)
По этому поводу –умные мысли

(Слайд19.)

Умные мысли

То, что пережито, проделано и обсуждено на занятиях - лучше всего прочего наполнено смыслом.

Г.Лейтц

…каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Самое высшее наслаждение - сделать то, чего, по мнению других, вы не сможете сделать.

У. Бэджот

Не бойся ошибок! Может быть, одна из них приведет тебя, как Колумба, к открытию Америки.

Михаил Генин

...хотеть не достаточно, надо действовать.

В. Гете

А сейчас немного передохнём . \\Музыкальная пауза. Диск 1, № 3

  1. «Вовлечение в игру.


Итак. Сейчас мы с вами в социальном театре «Волшебный край».

(Слайд20.)

Шаг 1. «Шаг навстречу»

На слайде (и читает голос за кадром, со слайда):

Хорошая разминка – это не только подготовленные к работе мышцы, разгорячённые лица. Это ещё и приподнятое настроение, ощущение общности. В ходе разминки пытаемся организовать встречу КАЖДОГО с КАЖДЫМ . Это ещё не партнёрство. Но это уже контакт, это уже встреча)
- Начали (ведущий –учитель приглашает детей и гостей некоторых).

На слайде (и читает голос за кадром, со слайда):

Разогрев. Упражнение «Импульс»: цель – мышечный разогрев и расширение контактов, взаимодействие, сотрудничество.

Ведущий. Встаньте вкруг, взявшись за руки. Почувствуйте пожатия, благодарящие за то, что вы рядом, ободряющие пожатия. А сейчас – задание. По часовой стрелке нам нужно передать рукопожатие. Как это делается? Я пожимаю руку соседу слева, он как можно быстрее передает пожатие своему соседу, и цепочка должна будет продолжиться, пока моё пожатие не вернётся ко мне с правой стороны. Когда я почувствую от соседа рукопожатие – импульс – пройден полный круг.(Время - не более 5 секунд). Начали!

(Музыка Диск № 1, песня 9). А теперь против часовой стрелки!

(Если команда не укладывается в установленное время, ободряем её и предлагаем улучшить время в очередной попытке).
Упражнение «Ходьба»: Быстро двигайтесь по комнате. Я называю разные предметы, цвета, людей… Задание: услышав мои слова ведущего, как можно быстрее дотроньтеся до названного объекта, цвета, человека.

Пол!...окно…Чёрный цвет…Блондинка… парень в клетчатой рубашке…

девочка – зритель …ручка двери… Так. Спасибо всем. Успокоили дыхание. Расслабились!
(Слайд21.)

Шаг 2. «Ступеньки к творчеству»

(и читает голос за кадром, со слайда):

Упражнение на развитие образности «Чудо-стул».

Это упражнение способствует созданию атмосферы творческого соперничества, создаёт предпосылки для включения механизмов образности, символики, креативности. Упражнение несложное, но зато - игра эффектная. Ищем необычные способы применения обычных вещей.

Ведущий :Договоримся, что жизнь со всеми заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же сейчас- пространство воображения и театра. А в мире театра возможно всё.

Вот, к примеру, я взяла в руки самый заурядный – обычнее не бывает- стул. В той жизни, за «окном», это приспособление для сидения, предмет мебели. А в театре…

И вот сейчас я превращаю чудо-стул в…(с этими словами я тащу стул как тележку в супермаркете, заполняя по пути воображаемыми товарами с полок, или взбираюсь на него, как на вершину горы, и обозреваю окрестность. Или надеваю его себе на голову, как корону, и иду гордо, кланяясь «придворным». Затем я вовлекаю в игру детей или зрителей, предложив им продолжить превращение стула(например, стул- детская коляска. Девочка кладёт на стул «ребёнка», качает «его», беззвучно напевая колыбельную.

^ Задаю вопрос: «Во что мы превратили стул силой воображения? – В тележку, вершину горы, корону, коляску. А как вы это поняли, ведь не было сказано ни одного слова? Что помогло? Совершенно верно, фантазия создала из стула друге образы, и я сразу изменила к прежнему предмету своё отношение, воспринимая его в новом образе.

III. Ход игры

(Слайд22.)

Шаг 4. Круг жизненных историй.

Ведущий :Несколько занятий были посвящены проблеме социального успеха. Не секрет, что часто детям трудно ориентироваться в жизни, найти себя в коллективе, в каком-либо дел, т.е. обрести некий социальный успех. Кто может добиться социального успеха? Как его добиваться?

^ ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

Предлагаем вам фрагменты занятий

Сценка 1. «Главное, чтобы костюмчик сидел?..»

(Выносится«Главное, чтобы костюмчик сидел?..»

^ Ведущий : Обычный город, обычная школа, обычный 7 класс.

Явл 1.Катя (особая внешность) сидит и готовит дома уроки. За ней забегают друзья, зовут на дискотеку в школе.

- Катя, пойдём на дискотеку !

-

Она: Какая дискотека, столько уроков! Нет, нет! Мне ещё надо подготовить доклад по биологии. Да и не в чем, вы вон какие модные!

Друзья: Ну, Катерина Тарасовна, совсем скоро заучишься!

Вадим: Нет, нет, пускай готовится, завтра что-нибудь эдакое выдаст!

Явл 2. В классе. Все побежали посмотреть цирковое представление, Катя сидит и читает энциклопедию. Забегает Егор .

Егор: Катька, ну пойдём, отвлечёшься от учёбы.

Катя: Нет, много уроков. Мне учить надо.

Егор: К-как с тобой скучно: уроки, уроки!
Вбегает модница Валя.

Валя: Ты что!? Вся жизнь так и пройдёт – в учёбе! Катя, и что у тебя за причёска?! И эта кофта! Фи!

Вот я вчера получила диплом «Мисс модница»

Катя: Ну, да , я не модная. Но это не главное, правда? Я …думаю…знания помогут мне в жизни. У меня такие мечты, такие планы…

Валя: Ха!(Напевает): Главное что? Главное что? Главное, чтобы костюмчик сидел! (Вертится, прихорашивается).

Табличка: «Занавес»
Голос за кадром. ^ Прошло 10 лет

Табличка: «Занавес»

Смена декораций (стол, Рекламное агентство, за столом молодая красивая дама Екатерина Тарасовна. Табличка «Директор рекламного агентства»

Явление 3.

Секретарь: Екатерина Тарасовна, к Вам посетитель.

Входит Валя.

Валя: Извините, я к вам на приём. Хотела бы у вас работать. Мои документы у вас.

Е.Т.(рассматривает документы, опустив голову, т. к. плохо видит) Да, образование – среднее, опыта работы по нашему профилю нет. Кем работали? Так: нянечкой в детском саду, диспетчером в такси, рабочей на мясокомбинате…

Встаёт, идёт к Вале.

- Извините, не могу предложить вам работу.

Валя: Катя, это ты?

Катя: Валя?!

Немая сцена.

Обсуждение.

Работа со зрителями.

  • Знакома ли вам ситуация, показанная в 1-й части?

  • Прокомментируйте увиденное

(1.Катя серьёзно занималась учёбой, у неё была цель - хорошо учиться, чтобы потом устроиться на хорошую работу. А другая девочка учиться не старалась, она думала, наверное, что и так устроится в жизни, ведь она модная, симпатичная.)

  • Скажите, легко ли было Кате среди сверстников?

  • Почему? Помешало ли ей это добиться в жизни успеха?

  • Скажите, важны ли знания в наше время?

(ответ: Знания очень важны. Без них не обойтись современному человеку.

  • Мог ли быть иной финал события? Если да, как вы его видите?

  • Из предложенных вам пословиц подберите те, которые выражают главную идею нашего разговора. Зачитайте их.

Каков характер, таковы и поступки.

Тот человек пустой, кто полон самим собой.(про Валю)

Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души.

Через тернии – к звёздам. (это про Катю)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Успеха достигает только тот, кто прилагает к этому массу усилий.

Внешне хороша, да в жизни тяжела. ( про Валю)

Цена человеку – дело его.

Не всё коту масленица.
^ Вывод ведущего. Да, Кате было тяжело среди сверстников, у них не было общих интересов. Катя усердно училась, а вот со сверстниками общалась мало. Но жизнь многое расставляет по местам. Умный человек много может добиться. Главное – всегда стремиться к своей цели. Катя добилась в жизни успеха. И здесь определяющим факторами явились не внешние данные человека, а его знания и внутренние качества.


^ Сценка 2. «Рыжая»(«Дразнилка»)
Саша. Длинноногая, длинноногая!

Девочка. Никакая я не длинноногая.

Обсуждение.

Работа со зрителями.

  • Знакома ли вам подобная ситуация? Приведите похожие случаи из вашей жизни (не только с ситуацией «дразнилка»)

  • Какова ваша реакция на увиденное?

  • Оцените действия мальчика-дразнилки. Почему он так поступал?

(ответы детей: хочет, чтобы на него обратили внимание\претендует на роль лидера в классе\

  • Почему ему приятно, когда другим плохо?

(ответы детей:не умеет сочувствовать другим\ не уважает других детей, характер у мальчика очень скверный, мальчик злой)

  • Почему дети стали объектами насмешек, нападок, издевательств?

(Оветы детей:

- у них необычная внешность (заметные шрамы, веснушки ,необычный цвет волос и т.д.);

- они тихие и слабые, не умеют за себя постоять;

- такие дети неопрятно одеты;

- они не не умеют общаться;

- они не понимают юмора, воспринимают всё прямо

-


  • А как повела себя Рыжая? Её поведение правильное?

Какой способ общения с Дразнилкой она выбрала? Права она?

  • Как поступили бы вы, окажись в подобной ситуации на месте Рыжей?

Да, она просто не обращала внимания на то, что её дразнят.

Она отнеслась с улыбкой ко всему, это никак не ожидал Дразнилка


  • Из предложенных вам фраз подберите те, которые характеризуют действия Дразнилки.

Хочет, чтобы на него обратили внимание.

Ему трудно общаться с детьми

Хочет почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Каков характер, таковы и поступки.

Внешне очень красив, а другие нет
^ Вывод ведущего. Есть дети, которые хотят добиться лидерства, успеха среди сверстников. Но знаний особых нет, ни в спорте нет достижений. Значит, как обратить на себя внимание, чтобы боялись, чтобы уважали? А вот именно так, как мальчик Саша в нашей сценке. Зачинщиками подобного рода ситуаций могут быть:

- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих");

- дети , не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

- дети, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Похоже, что Саше не столько важно разозлить, обидеть детей, которых он дразнит, сколько привлечь внимание одноклассников, стать хоть на короткое время лидером.

- Что посоветовали бы вы детям, которых другие дразнят, унижают? Как реагировать на выходки подобных дразнилок?

(Ответы детей:

не обращать внимания \ уметь постоять за себя\побить\попросить помощи у взрослых)

А какой совет дадите Саше?

(Ответы детей: Изменить себя! Ко всем людям относиться с уважением.

Саша живёт в обществе и должен уважать других. Тогда дети с ним будут дружить.).

Ведущий. А я бы в работе с такими детьми использовала технику «Обмен ролями».

Общий вывод ведущего. Да, всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Мы с вами живём в обществе, поэтому должны уважать других людей. Каждый человек достоин уважения просто потому, что он человек. Да, это очень трудно - понять другого человека, построить с ним нормальные отношения. В одном фильме героиня сказала такую фразу: «И кто сказал, что жизнь прекрасна? Она зубаста!»

Так что же, ребята, делать?
Добиваться успешности, меняться!

^ ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

Предлагаю вам 7 секретов успешности

(Слайд23, 24.)

Секрет № 1: социального успеха достигает тот, кто целенаправленно приобретает необходимый объём знаний и стремится к достижению поставленной цели.

Секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде.

^ Секрет №3: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно.

Секрет № 4: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников.

^ Секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих.

Секрет № 6: социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации.

^ Секрет № 7: научитесь не пасовать перед трудностями. Верьте: мечты сбудутся.

У Светланы Емельяновой есть такое стихотворение, послушайте

(Слайд25.)

Кто в этом чёрно-белом мире я?

В какой из птиц живёт душа моя?

Быть может, сломано крыло

И уж лететь мне не дано?

Возможно, чувствую себя я одинокой?

А может, с кем-то я пою вдвоём,

Иль наслаждаюсь я свободою широкой,

Или забочусь о гнезде своём?

Вот чудо: в каждой птице – Я!

Как многогранна жизнь моя.

^ ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

Финал. Устали? Наше занятие мне хочется закончить упражнением

«Цепочка» (музыка Диск № 1, мелодия № 10)

Ведущий (приглашает детей и гостей). (Спокойным голосом): Закроем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте руки ладонями вперёд на уровне пояса. Так мы определим, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжайте движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе ещё невидимого партнёра и продолжаем ходьбу. Итак, мы все соединились в одну цепь.

- Встреча за встречей, и вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надёжность рук! Пожалуйста, откройте глаза.

Поблагодарите своих соседей справа и слева за сотрудичество!

( приглашённые из зрителей садятся на место)

А артистов попрошу поблагодарить публику за внимание.(Артисты кланяются и уходят )

^ IV. Рефлексия – «Маски»:

У нас с вами – театр. Пожалуйста, наденьте ту маску, которая соответствует вашему настроению после занятия.

^ Методические рекомендации после занятия

Социальный театр в школе – явление достаточно новое, трудное, но очень интересное, так как уже в школе дети учатся решать социокультурные проблемы. Трудности состоят в том, что литературу по этому воросу собирали по крупицам(мы предлагаем вам список наиболее интересных работ). Материал для сценок мы берём из нашей шольной жизни . У нас есть особая группа детей, коррепонденты, которые и собирают материал для будущих занятий. Жизнь каждой школы индивидуальна, и поэтому у вас будут совсем другие темы для обсуждения.

На нашем занятии мы хотели средствами социального театра рассмотреть ситуации, связанные с проблемами отношений детей между собой. Для этого мы програли сценки, обсудили их, сделали выводы. Конечный итог таких занятий можно увидеть только через определённое время, не сразу, так как взаиотношения детей формируются в течение всего периода обучения.

Согласно возрастной психологии, учащиеся 6-7 классов обращают внимание именно на такие проблемы вопросы, о которых мы рассказали. Для школьников 5-6 класов можно взять какой-либо сюжет из передачи «Ералаш»,сделать импровизацию на его тему и идею, изменив характер действия и основные сюжетные линии. Старшеклассников,конечно, волнуют сложные социальные проблемы жизни школы, семьи, страны.

Мы вам предложили такую форму, вы, если будеет проводить подобные, внесёте свои корректтивы.




Похожие:

Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconПопова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская...
Эти идеи отражены в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconГ. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы
Тема: исследовательская и проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей...
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconМетод проектов как современная технология социализации обучающихся
В процессе освоения методики социального проектирования подростки – авторы проектов и участники их реализации учатся видеть трудности...
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconОтчёт по реализации программы здоровья за 1 четверть 2011-2012 учебного года
Осуществлял свою деятельность школьный охранно-оздоровительный Совет по реализации программы «Здоровье»
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconВопросы к экзамену по курсу «Теория обучения и воспитания»
Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconЛекция №1 «Теоретические основы социального проектирования»
В последние годы проектная деятельность стала формой получения финансовой поддержки, источником инноваций для учреждений социально-культурной...
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconПрограмма «Школы социального проектирования и самовыражения и самореализации...
Человека Культуры, имеющего гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconМодель внеурочной деятельности для реализации основной образовательной...
Внеурочная деятельность в рамках реализации фгос ноо – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной,...
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconОтчетные материалы
Авторская программа разработана в рамках областной программы Реализации Инновационных процессов (рип) на тему «Социальное партнерство...
Доклад «Деятельность Творческих площадок социального проектирования как средство реализации Программы воспитания» iconТехнология проблемно-диалогического обучения как средство развития...
Технология проблемно-диалогического обучения используется как средство развития этих компонентов, поскольку обеспечивает высокое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница