Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане»




Скачать 104.39 Kb.
НазваниеУрока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане»
Дата публикации12.08.2013
Размер104.39 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Культура Византии

Цели: познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозайке, иконописи.
Понятия: икона, иконопись, мозайка, фреска, смальта, темпера

Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь»

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане»

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Исторические условия развития культуры Византии.

2. Образование, научные знания.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

^ 1. Исторические условия развития культуры Византии.

— Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

^ Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

Византия становится наследницей античной культуры.

Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

^ 2. Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.

В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется составить таблицу «Научные знания в Византии».




^ Научные знания в Византии




Математика

Медицина

Химия

География

История

Введено бук-

В XI веке в

Изобретен

Составлялись,

Исторические

венное обо-

Константи-

«греческий

чертились

сочинения

значение в

нополе при

огонь» - смесь

карты, планы

составлялись

алгебре.

монастыре

из нефти и

городов.

на основе

Эти знания

была открыта

смолы.

Путешест-

документов,

нашли при-

больница.

Применялся в

венники со-

личных на-

менение в

Для обучения

сражениях на

ставляли опи-

блюдений,

астрономии,

медицине

море и на

сания стран и

рассказов

строительст-

создано ме-

суше.

народов.

очевидцев.

ве, исчисле-

дицинское










нии сбора

училище.










налогов.

Составлены













пособия по













медицине.










Учитель задает следующие вопросы:

—Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

— Что способствовало развитию истории как науки в V-VI1 вв.?

Учащиеся могут дать примерно такие ответы:

- Войны, торговля, мореплавание.

- Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

^ 3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.

Архитектура

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 64).

—Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

Рассказучителя:

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении-барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе в объеме материала учебника (с. 63-64).

Мозаика

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.

Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой.

При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации «Византийская мозаика» в учебнике (с. 66).

Иконопись

Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.

В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.

Икона

Картина

Икона - откровение Божие. Мировоззрение иконописца -мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное.

Картина - это творческий образ, созданный фантазией художника, он является формой передачи его собственного мировоззрения. Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера.




Кисть иконописца бесстрастна:

Картина

эмоциональна, она

личные эмоции не должны иметь

принадлежит

духовному миру ху-

места.

дожника.




Икона - средство для общения с

Картина -

- место для общения с

Богом и святыми.

автором и его

идеями.

Для иконы характерна обратная

Картина

построена по законам

перспектива.

прямой перспективы.

Учитель должен пояснить следующее: основное отличие стилистики иконы от реалистической картины - принцип изображения пространства. (Для примера надо показать учащимся репродукцию любой картины.) Для лучшего понимания прямой и обратной перспективы надо нарисовать или показать учащимся изображение железнодорожного полотна.


Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива.

Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева -береза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань - паволоку.

Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

Темпера - краска, сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия, составленная из воды и яичного желтка.

Слой четвертый - защитный - натуральная олифа.

Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь».

Эта икона была создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление - самый лирический образ Богородицы.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее: Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нем матери.

Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.

Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это дает представление о содержании образов и стиле письма.

Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темными красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой скорби и потому так душевно близок всем.

Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так как он находится на заре своей жизни.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство - великая материнская любовь.

^ 4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными традициями

III. Закрепление изученного на уроке.

— Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

— Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.

— Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. Итог урока.

Д.з. §7, тпо §7 все задания с.23-24.


Похожие:

Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconУрока: комбинированный. Цели урока
Цели урока: Формирование системы знаний по теме «Реформы Петра I», обеспечение адаптации к индивидуальным особенностям учащихся,...
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconУрока : Актуализация и систематизация знаний
Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся из школьного курса о понятии процента
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconУрока: Оргмомент. Актуализация знаний по теме «Завоевания Карла Великого...
...
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconУрок «История в металлах, металлы в истории» Ход урока
Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconКаковы характеристики системы знаний в средневековой Европе?
В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь)....
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconХод урока Актуализация знаний
Совершенствовать знания, умения, навыки в создании таблиц и способах форматирования таблиц
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconРазработка урока геометрии в 8-м классе по теме "Площади многоугольников"
Образовательные: создать условия для закрепления знаний, умений и навыков учащихся по теме «Площади многоугольников», обобщения и...
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconУрока : Русь и Византия Методическая тема урока: совершенствование...
Проанализировать вклад Византии в становление и укрепление основ государственности на Руси
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconКонспект инегрированного занятия в старшей группе Цель: расширение,...
Цель: расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»; обучение установлению связи взаимодействия...
Урока I. Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане» iconМетодическая разработка урока географии (9 класс, 2 часа) по теме «Электроэнергетика»
Ванного урока географии в 9 классе по теме «Электроэнергетика», рассчитанного на 2 часа. На уроке создаются условия для использования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница