Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики»




Скачать 183,24 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики»
Дата публикации11.04.2013
Размер183,24 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа

Программа дополнительного образования

«Танец - союз творчества и эстетики».

Кружок «Виолетта»

Руководитель – Бадругина О.В.
Пояснительная записка
Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования средней школы и рассчитана на прохождение курса в режиме творческого объединения. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Программа «Танец — союз творчества и эстетики» модифицирована и составлена на основе типовой программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошкова.

Чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей является такой вид искусства, как танец. Танец как синтетический вид искусства сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность.

Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию.

Образовательной областью данной программы является искусство. По своей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хореографии. А по тематической направленности - художественно-эстетическая.

Программа «Танец - союз творчества и эстетики» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки типовой программы, с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.

Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы, если он пойдет по ступеням данного образования.

Цели обучения: способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей учащихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.

Задачи обучения: расширять общекультурный кругозор обучающихся; овладеть практическими умениями и навыками в области хореографии; развивать индивидуальные творческие способности обучающихся; развивать творческое воображение; развивать коммуникативные качества личности; прививать учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими.

^ Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.

Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.

^ Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.

Занятия группы проходят два раза в неделю по два академических часа с десятиминутной переменой. В год - 144 часа.

Основным условием приема является желание учащихся.

В программу введен раздел «Ритм-класс» для детей младшего возраста. Для детей этого возраста характерны специфические психологические особенности (рассеянное внимание, утомляемость, быстрая усталость), поэтому ритмика, а это частное чередование одного движения с другим, смена музыкального темпа, настроения, делает занятия не скучными, а насыщенными и интересными.

На занятиях «Ритм-класс» на первых этапах следует выделить движения ног, так как импульсы от ходьбы, бега, прыжков получает все тело.

Занятия «Ритм-класс» развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус.

^ Постановочная работа.

Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива, каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна
ориентироваться на формирование художественных взглядов и
представлений участников. Важнейшей задачей педагога в процессе

постановочной работы является воспитание у учащихся творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.

Основные этапы последовательности подхода к постановочной

работе:

1. Дать общую характеристику танца:

  • рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);

  • рассказать сюжет танца.




  1. Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).

  2. Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).

  3. Разучивание движений танца.

Танцевальная импровизация.

Развитию у ребенка творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствуют занятия на тему -т.е. танцевальная импровизация.

На занятиях по импровизации можно рассматривать две ситуации:

  1. Педагог задает определенную тему.

  2. Ребенок самостоятельно выбирает тему.

Задача педагога - побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.

^ Учебно-воспитательная работа.

Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность , и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.

Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.

Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог -родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.

^ Условия реализации программы.

Занятия хореографического коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном классе.

Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио-и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления концертных костюмов, аудио- и видеокассеты.

^ Учебно-тематический план занятий первого года обучения

№ п/п

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Учебно-тренировочная работа

14

1

13

2.

Танцевально-художественная работа













Репетиционная работа

18

2

16




Этюдная работа

18

2

16




Танцевальная импровизация под музыку

6

1

' 5

3

Учебно-воспитательная работа










4

Организационная работа

5

1

4

5.

Ознакомительно-познавательные мероприятия,

4

1

3

6.

Волшебство музыки

3

1

2




Итого

68

9

59

^ Учебно-тематический план занятий второго года обучения

№ п/п

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Репетиционная работа

24

2

22

2

Постановочная работа

26

5

23

3

Танцевальная импровизация

6

1

5

4

Учебно-воспитательная работа

4

4

-

5

Организационная работа

5

-




6

Музыка в танце

5

j

2




Итого

68

13

55

^ Учебно-тематическая план занятий третьего - четвертого года обучения

№ п/п

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Репетиционная работа

60

-

63

2.

Постановочная работа

60

-

63

->

j.

Танцевальная импровизация

13

2

11

4.

Учебно-воспитательная работа

5

2

т

J

5.

Организационная работа

2

-

2

6.

Музыка в танце

10

2

8

7.

Концертные выступления

6

0

6




Итого

156

6

150

Содержание программы по годам обучения Учебная программа занятий первого года обучения



Тема занятия

Цель

1

2

3

1

Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная; умение пройти под музыку

Изучить виды ходьбы. Учить ходить под музыку в зависимости от ее вариаций

2

Проучивание ритмического рисунка

Вызвать интерес к простукиванию ритмического рисунка посредством игры педагога с детьми

л

J

Бег (легкий, стремительный, широкий)

Изучить виды бега. Отработать технику бега в такт музыке

4

Танцевальный шаг (с носка на пятку)

Изучить правильное исполнение техники танцевального шага, отработать выворотное положение ноги

5

Танцевальный шаг (с носка на пятку)

Продолжать отрабатывать исполнение техники танцевально шага

6-7

Марширование танцевальным шагом

Учить детей ориентироваться в пространстве

8

Игра-упражнение, основанная на прыжках

Развивать у детей прыгучесть, учить прыгать легко, мягко приземляться

^ Упражнения на ковриках

9

Работа стопы и коленного сустава

Учить детей разрабатывать стопу, сокращая и вытягивая подъем

10

Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепление мышц пресса

Обучать детей правильной постановке ноги, отрабатывать подъем ноги на 45 градус

11



Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону)

Учить правильно держать спину при наклонах, отрабатывать умения растяжки

12

Упражнения «бабочка»: ноги согнуты в коленях,отведены в сторону

Отрабатывать умение детей растягивать мышцы паха. Отработать маха ноги

13

Махи ноги вперед поочередно на 45градусов -90 градусов. Упражнение лежа

Отрабатывать силу маха ноги

14

Растяжка ног (вперед, в сторону)

Учить правильной растяжке мышц ног, закреплять навыки умения растягиваться

15-16

Упражнения на полу (шпагат)

Продолжать отрабатывать технику растягивания ног.

^ Этюдная работа

43-45

Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

Учить детей образности, артистичности

46-50

Танцевальные композиции, построение на шаге польки с сочетанием шагов-подскоков, деми плие, подъемов на полупальцы

Закрепить навыки проучен-ног материала в законченную форму (танцевальной композиции)

51-54

Танцевальная композиция в русском характере, построенная на разных видах шагов, полуприседаниях, поворотах, наклонах корпуса

Закрепить навыки проученного материала в законченную форму (танцевальной композиции)

^ Танцевальная импровизация

55-56

«Как птицы летают»

Развить у ребенка творческие способности. Обратить внимание детей на то, что во время полета птица выглядит иначе, чем когда передвигается по земле или сидит на ветке

57-58

«Станцуем музыку». Импровизация движений под музыку одним учащимся и повтор этих

Развить умение детей видоизменять движения в соответст-




движений другими

вии с музыкальным сопровождением

59

«Снег кружиться». Задающая движения и рисунки хода снежинка ведет остальных детей за собой

Учить детей построению рисунков (круг, полукруг)

60

«Скорый поезд». Машинист ведет за собой состав, меняя темп и рисунки хода

Развить умение детей перестраивать с одного темпа на другой, учить умению строить рисунки танца (прямая диагональ)

^ Учебно-воспитательная работа

61-62

Родительское собрание в начале учебного года, в середине учебного года, в заключение учебного года

Познакомить родителей с задачами, целями коллектива. Познакомить родителей с намеченным творческим планом коллектива

63-64

Открытый урок в середине учебного года, в конце учебного года

Показать умения и навыки хореографии, приобретенные детьми за время первого года обучения

65-66

Самостоятельная работа детей с целью оказания помощи друг другу

Воспитывать в детях чувство трудолюбия, коллективизма

67-68

Организационное занятие по санитарно-гигиеническим нормам (тесты). Прослушивание музыкального материала

Воспитывать в детях аккуратность в себе, аккуратное, бережное отношение к окружающему их миру

^ Учебная программа занятий второго-четвертого года обучения



Тема занятия

Цель

1

2

3

^ Репетиционная работа

1-14

Диагональные вращения, крутка с подскоком

Отработать четкое исполнение движения

15-19

Растанцовка. комбинации из движений

Учить соединять движения в




характерного танца, крутки, поклоны

комбинации, работать над выразительностью

20-34

Разучивание движений постановочного танца




35-60

Закрепление и повторение разучиваемых

Отработать технику




движений

исполнения движения

^ Постановочная работа

1-12

Объединение движений в комбинации

Учить разбивать танец на блоки

13-18

Рисунки танца

Учить пониманию построения рисунков танца

19-26

Объединение блоков и рисунков в законченную форму -

Учить творческому подходу к работе




танец

над танцем

27-30

Работа над образом

Учить выразительности и артистичности

3 1 -33

Работа над эскизами костюмов

Приобщить детей к сотворчеству

34-38

Репетиции в костюмах

Приобщить детей к сотворчеству

39-60

Генеральные репетиции. сдача готовой

Учить соединять техническое




постановочной работы

исполнение с артистичностью

^ Танцевальная импровизация

1-6

Придумать движения, раскрывающие характер

Вызвать интерес к




разучиваемого танца

сотрудничеству с педагогом

7-13

Составить композицию из проученных движений

Учить составлять композиции'

^ Учебно-воспитательная работа и организационная работа

1

Выбор оргкомитета коллектива

Учить детей самоуправлению

2

Правила по технике безопасности

Напомнить о санитарно-гигиенических нормах

3-5

Самостоятельная работа детей по оказанию помощи друг другу

Продолжать воспитывать в детях чувство ответственности и трудолюбия

6-11

Концертные выступления

Показать рост детей в творческом исполнительном мастерстве

^ Музыка в танце

1-10

Прослушивание музыкального произведения перед постановкой. Анализ музыкального произведения. Музыка -ключ для раскрытия художественного образа (беседа), музыкальный характер - выразительность

Формировать

эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения

^ Прогнозируемые результаты

Предмет содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков учащихся, что создает основу для целостного развития личности.

Настоящий курс опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на уроках в общеобразовательной школе. Он является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике.

Учащиеся должны освоить понятия «ритм», «счет», и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом учащиеся должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы.

Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

К концу учебного года учащиеся должны:

  • уметь двигаться в такт музыке;

  • иметь навыки актерской выразительности;

  • уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;

  • знать позиции рук и ног;

  • танцевать все основные виды танцев, предложенные программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.

Список литературы

  1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.

  2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.

  3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.

Похожие:

Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconПрограмма дополнительного образования «Массовый танец»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие»
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconРабочая программа курса «Ритмика и танец» Педагог дополнительного...
Программа разработана Беловой Т. В., педагогом дополнительного образования Тюльганского цдод, направлена на раскрытие способностей...
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconРабочая программа дополнительного образования детей кружка «Студия изобразительного творчества»
«Студия изобразительного творчества», составлена на основе программы первого года обучения «Художественный образ и законы творчества»....
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconНастоящий Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Вом на основании постановления главы администрации города Заринска от 13. 11. 1998 №628 как муниципальное учреждение дополнительного...
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности мбоу дод «дом детского творчества»
Детей «Дом детского творчества» (далее – Дом творчества) базируется на нормативно-правовых документах: Закон об образовании, Типовое...
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconОсновная образовательная программа дополнительного образования детей...
Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconПубличный отчет о деятельности Муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр...
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconМетодическая разработка «доброта это солнце» интеллектуально-развлекательная...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей идринский дом детского творчества
Программа дополнительного образования «Танец союз творчества и эстетики» iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Характеристика социума, в котором функционирует Дом детского творчества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница