Тексты к уроку




НазваниеТексты к уроку
страница1/6
Дата публикации08.08.2013
Размер0,49 Mb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4   5   6
Уроки 53 - 64

Урок 53. Сравнение жанров «потешка» и «скороговорка»




ТЕКСТЫ К УРОКУ

Тексты русских народных потешек и скороговорок




Примечание .Важен быстрый темп урока, чтобы дети. не скучали.
У. Вы уже познакомились с некоторыми жанрами устного народного творчества. Помните ли, с какими именно? Послушайте три произведения и определите жанры.
1

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол перевыколоколовать.

2

Иван, Иван, вырывай бурьян,

Чтоб росла морковка,

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка,

Сладкая да крепкая,

Чтобы вырос огурец

Длинноусый молодец.

3

На дворе - трава,

На траве - дрова,

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не руби дрова

На траве двора.
^ Д. Первое и третье - скороговорки, а второе - потешка.

У. Молодцы, узнали тексты, определили жанры. А может быть, вы не только узнали знакомые тексты, но и еще кое-что заметили?

Д. Скороговорка про дрова у нас была немного другая:
На дворе - трава,

На траве - дрова,

Не руби дрова:

На дворе - трава.
^ У. Правильно. А почему так получается? Почему существуют варианты одного и того же произведения?

Д. Потому что это устное народное творчество. Скороговорки передаются из уст в уста, и каждый новый автор может внести что-то свое.

^ У. А какой вариант труднее для произношения?

Д. ...

У. Хорошо, угадать-то вы угадали, но не доказали. А как можно доказать, к какому жанру какое произведение относится, что вам может в этом помочь?

^ Д. Схемы жанров.

У. Давайте сравним схемы жанров скороговорки и потешки. Откройте схемы в своих тетрадях. В чем их сходство? В чем различие?

Дети с помощью учителя обосновывают отнесение текстов 2 и 3 к определенным жанрам, выясняют их сходство и различие.
^

Сходство жанров


1. Это художественные произведения, но у них есть прикладные задачи - учить чему-то.

2. Жанр определяется задачей. Задача «диктует» самый главный «ведущий» уровень, который в первую очередь «работает» на ее решение.

3. Построение художественной формы - от верхних уровней к нижним. Уровни одинаковые: картина жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма.
^

Различие жанров


1. Задача потешки - весело учить малыша жестам, навыкам. Поэтому ведущий уровень - слова-команды для жестов. Есть еще и нелитературный уровень - разные жесты, управляемые словами.

Задача скороговорки - весело учить чистоте произношения. Поэтому ведущий уровень - звуковой рисунок.

2. Картина жизни (КЖ) в потешке тоже «работает» на жесты - тесно связана с действиями героев.

3. Построение КЖ в потешке может иметь несколько частей. Обычно о построении мы говорим, когда имеем дело с текстом, а текст - это всегда несколько предложений. Правда, иногда потешку записывают одним предложением. Это происходит потому, что сама потешка исполняется устно, она не имеет «авторских» знаков препинания. И когда собиратели народного творчества записывали ее у исполнителей, то старались в своей записи с помощью знаков препинания показать, как исполнитель исполнял потешку: делал ли он паузы длиннее или короче. Так что в потешке знаки препинания выбираются довольно свободно.

Скороговорка всегда состоит только из одного предложения, потому что у нее задача - скоро говорить, и если несколько предложений соединены в одно и отделены друг от друга запятыми, то можно быстро сказать, а если внутри скороговорки будет стоять точка, то это уже знак паузы, а пауз, остановок скороговорка как жанр не допускает. Хотя некоторые собиратели иногда и ставят точки внутри скороговорки. Но если в скороговорке нет нескольких предложений, это не значит, что в ней нет КЖ. Есть, конечно, но нельзя ее разделить на части.

4. Особенность построения предложений в потешке - повтор слов, одинаково построенных предложений.

Особенность построения предложений в скороговорке - повтор слов и их сочетаний, затрудняющих произношение.

5. Слова в потешке - слова-команды для жестов и слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Слова в скороговорке - однокоренные и со сходным звучанием, такие, которые затрудняют произношение.

6. Звуковой рисунок, как и в каждом художественном тексте, помогает выразительности, красоте звучания. Звуковой рисунок может строиться как звукоподражание, так, что читатели могут «услышать» звуки, характерные для КЖ. А могут быть такие звукосочетания, которые помогают создать определенное настроение, передать впечатление от той или иной КЖ. У звукового рисунка в скороговорке есть еще и особая задача - повтор, «концентрация» трудных звуков (для маленьких), труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).

У. Потешка про Ивана существует в двух вариантах. Сравните их с точки зрения красоты звучания. Какая больше нравится? (Перечитывает текст 2 и читает его вариант.)
Иван, Иван, ты коси бурьян,

Пусть взойдет морковка,

Величиной с мутовку,

И взойдет репка,

Желтая и цепкая,

Да поспеет огурец,

Самый важный молодец.
^ Итог обсуждения. Первый вариант звучит красивее, потому что в нем есть закономерный повтор звуков – [ А ], [ Р ], [ Р' ], [ Л ], [ Л' ]. Звуковой рисунок не только подчеркивает красоту звучания, но и помогает представить картину жизни. Он помогает почувствовать крепость морковки, репки, ощутить сладость морковки, вкус «длинноусого огурца».

А вот потешка, в которой можно услышать «звучащую» картину жизни:
Тара-тара-тара-ра!

У крыльца растет трава.

Я колю, колю дрова!

Я колю на чурочки,

Гори огонь в печурочке.

Я колю на плашки

Для сестры Дуняшки.

Гори, гори жарче, печь!

Будет Дуня пышки печь!
В этой потешке повтор звуков [ РА ], [ К'И ] помогает передать звук колки дров, а в конце повтор шипящих звуков подчеркивает шипение огня в печи.

В заключение учитель еще раз акцентирует внимание детей на взаимосвязи уровней внутри жанра, на том, как уровни "работают" друг на друга и все вместе на решение задачи жанра.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Тексты к уроку icon"Я знаю пять профессий "
Оборудование: презентация к уроку, презентации учеников “ Спецназ”, “Моя мама – бухгалтер” (приложение 1), тексты для чтения о профессиях...
Тексты к уроку iconЕсенина поют…
Но самое главное, мы сами учимся создавать собственные тексты. Сегодня мы будем анализировать тексты и собирать материал для создания...
Тексты к уроку iconТексты к уроку
Алексей Константинович Толстой – блестящий придворный, приближенный царя Александра II и разносторонний литератор. Его перу принадлежат...
Тексты к уроку iconУрок 11. Сонеты Шекспира. Акцентное вычитывание лирических текстов...
Прочитать в учебнике фрагменты трагедии «Ромео и Джульетта» (желательно прочитать пьесу целиком) и написать отзыв о трагедии
Тексты к уроку iconТексты к уроку
«жить» сказочные герои. В одном герои волшебных сказок, в другом герои сказок про животных, в третьем герои бытовых сказок. Домики...
Тексты к уроку iconУрок по литературе в 7 классе
Оборудование к уроку: портрет В. Распутина, тексты повести В. Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по...
Тексты к уроку iconУроку. Тема урока: Подросток в группе
Слайдовая презентация к уроку отражает не ход урока, а развитие коллектива. Она составлена на основе фотографий из архива классного...
Тексты к уроку iconУроки литературы в 11 классе
С. А. Есенина. Тексты сообщений предлагаются только слабым учащимся, поэтому в сценарии урока представлены примерные тексты сообщений....
Тексты к уроку iconПрезентация к уроку Ход урока
Оборудование: портрет А. А. Фета, записи на доске, распечатки стихотворений Фета для анализа (раздаточный материал), презентация...
Тексты к уроку iconТребования к современному уроку
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница