Скачать 270,27 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристенская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
^ Грачёвой Татьяны Ивановны, II квалификационная категория по учебному предмету «Изобразительное искусство» 8 класс 2011 - 2012 учебный год Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе:
^ . Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы основной школы. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Одна из главных целей преподавания искусства – развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. В основу представляемого предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса положены следующие принципы:
Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Программа дает возможность различного углубления каждой темы – в зависимости от конкретных условий. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений ^
^ Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Рабочая программа ориентирована на 35 часов из расчета 1 час в неделю. На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16 ч. На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 19 ч. Формы организации учебного процесса:
Формы контроля ЗУН (ов);
Требования к уровню подготовки учащихся. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 8-го класса предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. VIII класс — посвящен изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, ор-ганизующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. В результате обучения изобразительному искусству обучаемые 8 класса должны: знать: - как анализировать произведения архитектуры и дизайна; - о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; - особенности образного языка конструктивных видов искусств, единство функционального и художественного начал; - основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. уметь: - гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников; - передать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни. - конструировать объемно-пространственные композиции; - моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; - работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; - конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную и глубинно- пространственную композиции. - использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру; - владеть навыками формирования объемов в дизайне и архитектуре; - создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, роспись, панно, фреска); - выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику ( по собственному эскизу), аппликацию; - оформлять интерьер школы, своей комнаты; - изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего» - использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля; - применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки) при выполнении творческих работ; - использовать материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин); - создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению; - выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т.п.) ^ развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области изобразительного искусства, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки изобразительному искусству. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в обьеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. ^
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. (8ч) Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиции: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.). Прямые линии и организация пространства. Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиции. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах, Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Буква — строка — текст. Искусство шрифта Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. Многообразие форм полиграфического дизайна Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю-|цис конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. (8ч) Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиций как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а такж прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объем и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения н макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Важнейшие архитектурные элементы здания. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявленис сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи. Роль и значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.). Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (12ч) Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственнои среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци-онных блоков, блоков локального озеленения и т. д. ![]() Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лее, водоем, дорога, газон и т. д.). Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. (7ч) Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территория. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Бодиарт и татуаж как мода. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятелыюстью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязании личности на публичное моделирование желаемого облика. Моделируя себя — моделируешь мир Человек — мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты. Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры — используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.). Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественни-ками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.). Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной. Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать әти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств. Изучение конструктивных искусств в VIII классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной де-ятельности — изобразительный, декоративный, конструктивның). Формы и средства контроля
Перечень учебно-методических средств обучения Литература (основная и дополнительная)
Оборудование и приборы Аппаратные средства:
Программные средства:
|
![]() | Рабочая программа педагога нектовой Елены Владимировны, II квалификационная... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов | ![]() | Рабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... |
![]() | Рабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | Рабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... |
![]() | Рабочая программа Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» | ![]() | Рабочая программа педагога отморской Оксаны Николаевны II квалификационная... Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное... | ![]() | Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету... Фгос, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», что позволяет обеспечить требуемый... |
![]() | Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)»... Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под... | ![]() | Рабочая программа педагога якубович Сергея Филипповича, квалификационная... |