45. Творчество Рембрандта (живопись и графика)




Скачать 239,35 Kb.
Название45. Творчество Рембрандта (живопись и графика)
Дата публикации07.08.2013
Размер239,35 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
45.Творчество Рембрандта (живопись и графика).
Вершиной Голландской культуры является творчество Хармена Герритса ван Рейна. Искусство гениального мастера как бы подводит итог всем достижениям голландской художественной школы и выводит их за пределы своей страны и своей эпохи. Творчество Рембрандта на редкость разнообразно: он был в равной мере живописцем и графиком, портретистом и мастером сюжетных произведений. Оставленное им художественное наследие свидетельствует о необычайно напряженной творческой деятельности. Рембрандт стоит особняком, его нельзя вписать ни в одну из группировок. Сила таланта с годами не только не ослабевает, а нарастает и не имеет ограничителей. Ограничитель только смерть. Рембрандта отличает сложность восприятия. Прошел через разные эпизоды, от богатства до разорения, бедности, пережил всех любимых ему людей. Однако, все эти эпизоды не отразились на творческой жизни мастера. Нет свидетельств слома интересов.

Родился 15 июля 1606 года в городе Лейдене в семье мельника Хармена Герритса ван Рейна. Учился в латинской школе, в мае 1620 года был записан в число студентов Лейденского универси­тета, где пробыл недолго. Вскоре поступил в ученики к лейден­скому живописцу Якобу Изаксу ван Сваненбургу. Около 1624 года отправился в Амстердам, где в течение приблизитель­но полугода учился у известного художника Питера Ластмана. По некоторым сведениям, после Ластмана обучался еще у Яна Пейнаса. По возвращении в Лейден начал работать самостоя­тельно (с 1625 или 1626); в эти годы был близок с Яном Ливенсом. В начале своей деятельности Рембрандт пишет сухо, жестко и тщательно («Меняла» 1627, «Апостол Павел» 1627); приемы его тяжелы, краски густы, коричневаты, непрозрачны. Но изумительна композиция. Художника занимает свет, щедро заливающий все предметы. Его влечет к гармонии голубого, бледнозеленого и розовато-желтого. Ранний период творчества Рембрандта следует рассматривать в контексте влияния итальянского искусства на голландскую живопись. Уже в лейденские годы начала проявляться оригинальность Рембрандта в его способе разрабатывать сюжеты. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта — «Меняла» ( Притча о неразумном богаче)  1627, «Введение во храм» 1628, «Христос в Эммаусе» 1629. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной - это первый дошедший до нас автопортрет Рембрандта (1628 ). Первые самостоятельные работы относятся к 20 годам: «Побиение камнями святого  апостола Стефана» 1625, «Паламедеи перед Агамемноном» 1626, «Крещении евнуха» 1626, «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) 1626, «Давид с головой Голиафа» 1627, «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) 1626, «Валаам и ослица» 1627.

Писал картины на библейские и евангельские темы, портрет­ные головы—обычно небольшого размера. К 1628 году относятся первые датированные офорты. Тогда же у него появился уче­ник — Герард Доу. За короткое время Рембрандт приобрел известность не только в родном городе, но и в Амстердаме, куда перебрался в 1631 или 1632 году.

Еще в 1629 году художника заметил секретарь штатгальтера Константин Хёйгенс, поэт и меценат, Р. представлен бюргерской элите, становится популярным. Главная сфера его популярности – портреты. Никто не оставил такую галерею автопортретов. Рембрандт стоит рядом с Франсом Хальсом. В 1630-ые годы Р. часто пишет себя – автопортреты 1625, 1640, 1669 годов.

1620-1630 годы – время поисков Рембрандтом своего пути и творческого метода. Внимание к внутренней жизни человека определяет своеобразие первых сюжетных картин Р.- «Товий и его жена» 1625-26, «Апостол Павел в темнице» 1627. Акцент на психологическом переживании события особенно ярко выражен в «Христе в Эммаусе» 1629. Три знаменитых полотна «Урок анатомии» 1632, «Гильдия амстердамских стрелков» (т.н. «Ночной дозор») 1642 и «Синдики» 1661 символизируют три периода деятельности Рембрандта. Рембрандт никогда не отказывался от одной манеры творчества, чтобы перейти к другой. Он не подвергался никаким влияниям, кроме влияния своего учителя Ластмана, и развивался логически, находя причины к изменению лишь в самом себе. Можно сказать, что у него была лишь одна «манера», его собственная.

В Амстердаме он получает первый крупный заказ на групповой портрет амстердамских медиков «Анатомия доктора Тульпа» («Урок анатомии») 1632. Важное явление голландского общества – публичные уроки анатомии - анатомический театр. Картина - заказ гильдии амстердамских врачей, 1-ый групповой портрет. Доктор Николас Тульп, выдающийся амстердамский хирург, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Композиция достаточно оригинальна, она не соответствует обычной схеме. Фигуры не выстраиваются в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, в соответствии с господствовавшей в то время традиции формализма, а закомпонованы в пирамидальную композицию увлеченных процессом людей. Законченная манера живописи, характерная для этого периода. Источники света - слева вверху, караваджистский прием. Но есть особенности: художник сдвинул точку зрения с участников на труп, то, что их объединяет. В ногах - учебник анатомии.

В 1634 году женил­ся на Саскии ван Эйленбург, происходившей из богатой патри­цианской семьи. Пользовался большой популярностью, получал много заказов, в своем доме собирал коллекцию картин, рисун­ков, гравюр, восточного оружия, одежды. В его мастерской обучались в 1630—1640-е годы Ф. Боль, Г. Экхоут, Г. Флинк, Ф. Конинк, К. Фабрициус и немало других живописцев. В этот период Рембрандт исполнил очень много заказных портретов, но продолжал работать и над библейскими и мифологическими темами, писал автопортреты, портреты близких людей.

Рембрандт часто будет писать свою жену. Так в 1634 он превратит ее в «Вирсавию», в «Артемиду», «Данаю» и «Флору». «Вирсавия» виртуозное по мастерству изображение женщины - сосредоточенная, погруженная в себя. В руках письмо от царя Давида, не знает, что делать, стоит перед выбором. – можно говорить об эволюции метода Рембрандта, стиля, содержит линию от внешнего движения к внутреннему сосредоточению. «Портрет Саскии на коленях» - себя и жену превращает в героев, расширяя рамки мифов.

Ян Сикс 1654 изображен в момент полной погруженности в себя: он остановился, замерла рука, натягивающая перчатку. В его взгляде видны печаль и скрытая неудовлетворенность. Письмо Р. необыкновенно- широкий свободный мазок, эскизная «открытая» манера.

По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Многофигурный портрет приобретает в 17 веке более сложную структуру. Для Рембрандта такого тапа портрет и парный и в тоже время жанровый – основа портретной концепции в целом.

  «Судостроитель и его жена» 1633 (Портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс). Художник размещает супругов в частной обстановке. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник секты меннонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» 1641. Композиция достаточно неожиданная, фигуры сдвинуты вправо и занимают только половину холста. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.

В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Многие имеют овальную форму. Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. «Мартен Лоотен» 1632, «Человек, чинящий перо» 1632, «Женщина с книгой псалмов» 1632, «Мужчина с остроконечной бородкой», «Альберт Кейпер» 1632, « Якоб де Гейн Третий» 1632 и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Более поздние портреты исполнены мастером вне заказа: «Портрет стариков евреев», «Портрет старушки», «Портрет старого мужчины». В этих работах важен фактор света, как правило, в двух местах: в лице и руках. Р. использует любимый эффект тени, падающей на глаза. Он передает не божественный свет, а свет, который исходит от портретируемого.

В ^ 1642 году художник создал одно из крупнейших своих произведений - групповой портрет амстер­дамских стрелков «Гильдия амстердамских стрелков». Художник должен был написать композицию, где глава стрелков объявляет сбор к мероприятию. Но картина до сих пор является загадочной:

Откуда праздничное освещение, если люди взялись за оружие, как попала сюда карлица, зачем развешаны по колоннам зеркала? Жест капитана гильдии Кука обращен к источнику света. Пространство картины выходит в зрительный зал. Групповой портрет для Рембрандта действо, он видит содержание происходящего, а не просто расставленных героев. Заказчики остались недовольны. «Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта.

^ С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии Рембрандта происходит перелом. Определяются и постепенно складываются в законченную систему его творческие принципы. Этот процесс завершается к 50-м годам, которые открывают последний этап деятельности мастера.

В этом же 1642 году умерла его жена Саския, оставив маленького сына Титуса. Хотя в 1640-е годы Рембрандт оставался знаменитым мастером, к концу десятилетия стало явным расхождение между искусством Рембрандта и рас­пространенными в бюргерском обществе эстетическими вкусами. Число заказчиков постепенно уменьшалось, Рембрандт все боль­шее внимание уделял сюжетной картине, портретам близких людей, в офорте — пейзажу.

В 40 годы Р. перерабатывает «Данаю», которая была написана в 1636. В 1647-1648 Р. переписывает центральную часть картины, включающую Данаю и служанку - удивительно точная передача эмоционального состояния героини. Изменяется живописная манера художника. Усложнились функции света – он получает как бы самостоятельный, многозначный духовный смысл.

Так во 2-ой половине 40-х годов утверждается проблематика творчества зрелого и позднего Рембрандта; тогда же формируется его новая живописная система.

В легендах Священного писания Р. стремится найти близкое каждому «человеческое» начало – нравственное достоинство и красоту он видит в обычном человеке и в обычных явлениях жизни. Не случайно так привлекает Р. в 1640-х годах лирическая тема. «Святое семейство» 1646, «Товий и его жена» 1645, «Иаков, теряющий сознание при виде одежды Иосифа», «Авраам, принимающий ангелов», «Милосердный самаритянин», «Путники в Эммаусе» 1648 года.

В 1650—1660-е годы еще более резко обозначилась противопо­ложность творческих устремлений Рембрандта и тех требований, которые бюргерское общество предъявляло к искусству. У худож­ника оставались друзья, почитатели его гения и ученики (около 1650 г. у него учились Б. Фабрициус, Н. Мас, около 1660 г.— А. де Гельдер). Изредка он получал крупные заказы — в 1656 году он вторично пишет групповой портрет амстердамских медиков «Анатомия доктора Деймана» - на картине изображен профессор Дейман, в руках у него верхняя часть черепа. В том же году исполнен «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», «Отречение апостола Петра».

В ^ 1662 году по заказу цеха суконщиков — групповой портрет цеховых старшин, знаменитые «Синдики». В картине все: порядок, мера, спокойствие, сила и мудрость. Лучшая живопись и лучшая композиция. Преобладание черного и коричневого и великая мощь красного, сосредоточенного на коврах. Возникает блистательно решенная ситуация. Портрет правления гильдии, но потенциально представлена вся гильдия. Полное взаимодействие с залом - ощущение присутствия всех остальных Р. дает в неимоверной достоверности.

Но многое свидетельствовало и о том, что произведения Ремб­рандта не отвечали вкусам верхушки общества: так, была возвра­щена художнику огромная картина на историческую тему «Заго­вор Клавдия Цивилиса», предназначенная для новой ратуши в Амстердаме (1661 —1662). Уменьшение количества заказов и запутанные денеж­ные дела привели Рембрандта к разорению: в 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, в 1658 году его коллек­ции и имущество были распроданы с аукциона. В последние годы жизни художнику пришлось пережить немало горя: в 1662 году умерла его вторая жена Хендрикье Стоффельс, в 1668 году — сын Титус.

При всем том ^ 1650—1660-е годы были временем наивысшего расцвета творчества Рембрандта. Именно тогда он создал свои самые значительные сюжетные композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» 1660, «Блудный сын», ок. 1669 - самые проникновенные портретные образы (автопортреты, портреты Хендрикье и Титуса); «Еврейская невеста» (Исаак и Ребекка), их супружество было тайным. Здесь есть знаки предельной связи двух людей, жесты интимного характера связаны неразрывно. В эти годы раскрылся во всей полноте творческий метод Рембрандта, который позволил художнику передать сложную внутреннюю жизнь персонажей его картин. Стиль Рембрандта – это поиск тех изобразительных средств, которые позволяли художнику перемещаться от внешнего эмпирического к внутреннему духовному. Это и есть жизнь людей. Поэтому его произведения вне времени. Эволюция живописного мастерства художника идет по пути освобождения кисти. Иной фактор освещенности. В начале жизни свет носит караваджистский характер, в конце - иррациональный. Это свет, который определяется другими факторами, раскрывает внутреннюю духовную драматургию – безразличие Рембрандта к структурированию пространства. Выявление исключительно важных элементов и создание сложной в плане нанесения красочной массы на холст. Рембрандт - мастер корпусного письма, активно выражен массив красочного слоя. В поздних работах («Возвращение блудного сына») такой подход исчезает.

Рембрандт умер 4 октября 1669 года и был похоронен 8 октября в Вестеркерке в Амстердаме.

Творчество Рембрандта на редкость разнообразно: он был в равной мере живописцем и графиком, портретистом и мастером сюжетных произведений. Оставленное им художественное наследие свидетельствует о необычайно напряженной творческой деятельности. Сохранилось около шестисот исполненных им картин. Шесть из них принадлежат московскому Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Они были созданы в различные периоды жизни мастера и дают представление о его творческом развитии.

Учитель Рембрандта Ластман привил ему навыки работы над «историей»—так назы­вали в ту эпоху картины на сюжет из священного писания, мифологии, античной истории и литературы. Эта область живописи пользовалась наибольшим уважением, она требовала от художника широкой культуры, опиралась на великие традиции эпохи Возрождения. Именно в форме «истории» художники решали самые общие, самые значительные вопросы, занимавшие умы их современников. В Голландии XVII века «историю» вытесняли бурно развивавшиеся недавно возникшие новые жанры: быто­вая сцена, пейзаж, натюрморт. Произведения этих жанров изображали жизнь такой, как она есть; именно их имеют в виду, когда говорят о блестящем расцвете голландского реа­лизма.

Рембрандт начинает свой творческий путь в эпоху формирования национальной реа­листической школы. Свойственные его поколению напряженные поиски нового миро­понимания, нового художественного языка он переносит в «историю». Сцены из древних легенд Библии и Евангелия обретают под его кистью новую жизненную убедительность.

К числу самых ранних его произведений относится картина на евангельский сюжет «Изгнание торгующих из храма» — Христос изгоняет из иерусалимского храма тор­говцев и менял, осквернявших святыню. Совместима ли религия с погоней за житей­скими благами? Этот вопрос, чрезвычайно остро стоявший в эпоху реформации, про­должал волновать людей и в XVII веке. Евангельский эпизод, изображенный юным Рембрандтом, недвусмысленно дает на него отрицательный ответ, что расходится со всей общественной практикой бюргерской республики, в которой жил художник. Светлый колорит напоминает Ластмана, фигура разгневанного Христа с занесенной плетью заимствована из гравюр XVI века, рисунок не всегда анатомически правилен, композиция перегружена. Однако в этой работе начинающего можно уловить намек на такие черты, которые впоследствии будут характерны для сложившегося художни­ка: повышенную эмоциональность, интерес к психологически выразительной мимике, жесту, позе.

Вскоре Рембрандт открывает для себя область портрета. По утверждению современ­ника переезд художника из родного Лейдена в Амстердам был связан с ответствен­ными заказами на портреты.

В первое десятилетие своей жизни в Амстердаме (1632—1641) Рембрандт завоевы­вает громкую славу как портретист и «исторический» живописец. Представление о рембрандтовской «истории» 1630-х годов дает «Неверие Фомы» (1634). Одна из любимых тем Рембрандта — проявление божественной силы в тот момент, когда люди не ожидают ее вмешательства, - воплощена здесь в эпизоде из Евангелия: в ответ на слова апостола Фомы, что он не верит в воскресение Христа, перед ним чудесным образом появился сам воскресший Христос и приказал вложить персты в раны, нане­сенные ему во время казни. Фома в ужасе отшатывается, другой апостол падает на колени, третий любопытствует и хочет разглядеть раны Христа, четвертый молится. Наконец, один из апостолов спит, не подозревая о происходящем. Внимание худож­ника сосредоточено на психологической стороне события, однако, это еще неглубокий, внешне понятый психологизм. Он сводится к изображению аффекта, острого пережи­вания минуты. Фигура Христа излучает свет, озаряющий центр картины; на его фоне темным силуэтом выделяется апостол, упавший на колени. Контрасты освещения, бурные эмоции, патетические жесты, несколько театральный характер сцены в целом— все это типично для искусства Рембрандта тех лет.

В сороковые годы (примерно с 1641 —1642 по 1648) происходит постепенное изменение творчества мастера. Меняются основы его мировосприятия, во многих произведениях звучит нота своеобразного трагического стоицизма. Исчезает шумный успех, сопутст­вовавший ему в 30е годы, круг ценителей и почитателей его искусства резко сужается. Поздние автопортреты Рембрандта рассказывают историю творческого одино­чества, горестей и утрат. Именно в эти годы Рембрандт-художник достигает вершины своего пути.

К позднему периоду его творчества (ок. 1648—1669) относятся четыре произведения. Началом этого периода датируют «Портрет старушки» (ок. 1648—1650). Красивый костюм не совсем соответствует моде того времени; так, «поэ­тической вольностью» художника является большой темно-красный платок, от которо­го зависят плавные очертания величественного силуэта. Рембрандт очень точно пере­дает характерное строение умного немолодого лица и широких рук, привычных к домашней работе. Сдержанная, внутренне сложная гамма красок придает произве­дению высокую эстетическую выразительность.

Исполненный несколько позже другой «Портрет старушки», а также «Портрет Адриа­на ван Рейна, брата художника» (оба 1654) необычайно характерны для позднего творчества Рембрандта. Во втором из них старик, погруженный в неясное, не лишен­ное горечи раздумье, сидит, отвернувшись от потока золотистого света. Прозрачная тень, обволакивающая лицо, создает ощущение особой, не только физической, но и духовной атмосферы, в которой живет изображенный человек. Работая над карти­ной, Рембрандт сделал только одно, но очень показательное исправление: он записал первоначально нанесенную полоску белил у ворота. Вероятно, у позировавшего ему человека был виден белый край рубашки, но в ходе работы стало ясно, что яркая полоса «спорит» с мягкой живописью затененного лица, и Рембрандт закрыл ее тем­ным. «Портрет старушки» 1654 года относится к числу самых выдающихся произведений мастера. В картине с замечательной четкостью и последовательностью выражено кредо Рембрандта-портретиста, воплощена система его художественных взглядов и приемов, как она сложилась в его позднем творчестве. Суть картины — лицо; поток света вы­деляет его из мглы, темно-красный платок окружает его, подобно раме. Сложенные руки служат основанием, опорой для всего изображения. Снизу от белой одежды на лицо падают светлые блики, а от платка — красноватые. Вокруг глаз красноватые пят­на становятся лиловыми, мертвенными. На лицо ложатся холодные серо-пепельные тени. Разнообразными, выразительными приемами пишет Рембрандт лицо, мерцающие складки красного платка, белую ткань на груди. Лицо старой женщины несет печать горестей и забот. Целиком уйдя в свои мысли и воспоминания, она смотрит в сторону остановившимся, ничего не замечающим взглядом. Настроению отрешенности соответ­ствует замкнутость композиции. Психологическая характеристика портретируемой глубоко индивидуальна, но Рембрандт воспринимает свою модель с такой широтой обобщения, что образ предстает как воплощение мудрости и величия старости.

Замечательным образцом поздней «исторической» живописи Рембрандта является картина «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660). В молчании, погруженные каждый в свои мысли, сидят за пиршественным столом герои библейской легенды: вавилонский царь Ассур, его жена прекрасная еврейка Эсфирь и враг еврейского народа царский люби­мец Аман; спасая свой народ, Эсфирь задумала гибель Амана. На картине Рембранд­та нежная, прекрасная Эсфирь, одетая в золотую парчу, окруженная сиянием жемчу­гов, противопоставлена поникшему, окутанному тенью, предчувствующему свою смерть Аману. На лице царя — неясное раздумье, судьба Амана еще не решена. Любопытно сопоставить тонкую, усложненную психологическую характеристику героев у Рембрандта с патетическим описанием изображенной ситуации в литературе того времени.

Рембрандт — художник, который раскрыл духовную жизнь человека с неповторимой полнотой, художник, который пошел в истолковании человеческой психики так далеко, как это вообще возможно в изобразительном искусстве.
В истории рисунка творчеству Рембрандта принадлежит особое место.

К 1632 относится лист с набросками, где объединены фигуры бродяг и автопортрет; этот лист как бы завершает его лейденский период. На смену мотивам ранних офортов приходят романтические автопортреты в пышных одеждах, воображаемые портреты людей восточного типа, аллегории. Но ведущей темой 30-х гг. становятся библейские и евангельские сюжеты, исторические, как тогда называлось, композиции.

Рембрандт на всю жизнь сохранил интерес к библейской тематике, и именно он оказался самым значительным художником этого жанра в Голландии. И как раз именно в офортах наиболее отчетливо заметны изменения в историческом жанре: постепенно исчезают приемы внешней драматизации, углубляется тема, усиливается человеческое, духовное начало в его искусстве.

Наиболее характерен из них лист «Благовестие пастухам». Вся композиция офорта построена на диагоналях и на резком и очевидном противопоставлении света и тьмы. Неожиданное ночное появление ангела и сверкающие лучи, его изображающие, вызывают панический страх на земле.

В «Изгнании торгующих из храма» бурное движение, усиленная мимика и жестикуляция, драматическая напряженность ситуации соединяются с множеством повествовательных, бытовых деталей, находящихся подчас на грани гротеска.

И еще из этой группы офортов «Возвращение блудного сына», сюжетно предвосхищающий эрмитажную картину и во всем ей противоположенный. Офорт наполнен шумом и действием: отец и сын бросаются друг к другу, посох катится по каменным ступеням, слуги сбегаются, неся одежду. Рембрандт понимает здесь евангельскую притчу как чисто жанровый рассказ, опрощая и героев и самое драматическую поэтичность притчи, но тем самым возвращая ей и жизненную повседневность и человеческое содержание.

Как нельзя лучше заметен сдвиг мировоззрения Рембрандта, расширение и углубление философского начала в его искусстве, а одновременно с этим - большая сдержанность и простота художественных средств в офорте «Смерть Марии». Немногочисленные фигуры апостолов и учеников, окружающие постель умирающей Богоматери, почти театральными жестами выражают горе и отчаяние. Но центральная сцена с умирающей и стариком выделяется удивительной простотой и интимностью. Эта естественность и человечность людей в предсмертные мгновения неожиданно раскрывает тему смерти в ее неизбежности, в ее закономерности.

^ Ранние пейзажи Рембрандта, исполненные в 1640-1642 годах,- это всегда изображение уголков амстердамского пригорода с плоским горизонтом, редкой растительностью и далеко друг от друга разбросанными домиками. Это природа Голландии в ее будничном виде.

Рембрандт рисует мелкими штришками, позволяющими ему подчеркнуть объем, скурпулезно выявить все детали предметов, показать индивидуальные черты каждого из них. Он любовно вырисовывает хижины, сеновалы, мельницы, он улавливает тени, бегущие по дюнам, выразительно передает огромное низкое небо Голландии, используя при этом лишь белый тон самой бумаги. Таковы его «Хижина с сеновалом», «Хижина с большим деревом», «Мельница».

Но уже в ^ 1643 году появляется наиболее знаменитый из пейзажных офортов «Три дерева». Над равниной, где высятся кроны трех деревьев, только что промчалась гроза. Здесь не только раскрыта стихийная мощь природы, вечное изменение в движении,- в этом офорте взволнованность самого художника, запечатлевшего победу светлого начала над темным. «Три дерева» - это один из самых ярких примеров героического пейзажа в искусстве. Эта работа стоит особняком среди офортных пейзажей Рембрандта. Внимание художника сосредотачивается непосредственно на внутреннем смысле явления, тогда как раньше Рембрандта интересовали главным образом черты внешнего проявления.

Уже в группе пейзажных офортов, выполненных в середине 40-ых годов, несмотря на кажущуюся их близость к ранним пейзажам, обнаруживаются черты иного стиля. Здесь исчезает скурпулезная детализированность, штрих становится более эскизным, подвижным и широким, природа выступает в образе цельном и живом.

^ В пейзажах 50-х годов пространство бесконечно расширяется, изображение становится предельно емким. Художник предпочитает здесь узкий горизонтальный формат, выбирает отдаленную и высокую точку зрения, часто сводит композицию почти к схеме расположения пространственных планов, и от всего этого пейзаж словно распространяется вширь и вглубь, вбирая в себя просторы земли, небесные дали,- весь безграничный мир природы.

Наиболее выразителен из этих офортов - «Поместье взвешивателя золота».

Позднейшие пейзажи Рембрандта выполнены почти целиком в технике сухой иглы, то есть процарапыванием иглой непосредственно по металлу. Эта техника, при которой отсутствует процесс травления, придает более выразительный характер линии, с другой стороны, она дает в оттиске более глубокий, насыщенный краской тон. И именно обратившись к этой технике, Рембрандт смог наполнить таким богатством колористических оттенков «Пейзаж с хижиной и башней»¸насытить дали воздухом , преломляющим и стушевывающим очертания, в «Пейзаже с охотником», наконец создать такой шедевр постижения световоздушной среды, как «Дорога вдоль канала», где с удивительным мастерством переданы солнечный свет, глубокие тени под деревьями, как бы пронизанные лучами солнца.

Это – последние офортные пейзажи Рембрандта, позже ни в гравюре, ни в живописи он не обращался больше к этому жанру.

Однако как ни был значителен пейзажный этап в творчестве Рембрандта, основной темой его искусства всегда был человек, во всей сложности его внутренней жизни.

Наиболее отчетливо мировоззрение художника выявилось в ведущем жанре его творчества позднего периода - в фигурных композициях сюжеты из священной истории (почему они и назывались в то время «историческими»), который был одним из основных жанров всего тогдашнего европейского искусства. Как раз в историческом жанре Рембрандт создает лучшие и наиболее значительные офорты.

Библия была настольной книгой каждого протестанта в 17 веке. Самые простые люди в то время прекрасно разбирались в сюжетах и символике священного писания. Поэтому, обращаясь к темам Ветхого и Нового заветов, Рембрандт как бы использует готовые, всеми знакомые положения: евангельские притчи и библейские легенды, жизнь Христа и патриархов. Но не только популярность библейских сюжетов привлекала Рембрандта. Основная причина постоянного обращения художника к Библии более глубока и важна.

Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Рембрандт стремится как бы возвысить своего героя-плебея и для этого делает его действующим лицом библейской легенды.

Уже в «Смерти Марии» художник стремится к раскрытию темы в человеческом, психологическом плане. В офорте 40 года «Христос, исцеляющий больных» (получил при жизни название «Листа в 100 гульденов», так высоко ценился) Рембрандт подводит итог всем своим поискам психологической выразительности. Одновременно этот лист открывает серию непревзойденных по психологической глубине поздних офортов. Христос окружен больными, увечными, которые жаждут исцеления. Характерно, что обратившись много лет спустя к сходной теме, он разрешает ее совсем по-иному и создает один из своих шедевров - «Проповедь Христа» - одна из вершин Рембрандта – психолога. Главное в этом офорте сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, есть вера в чудо.

Именно в этот период художник создает свои самые зна­менитые гравюры, начиная с гравюры сухой иглой «Три крес­та» (датирована 1653 годом в третьем состоянии), «Пропове­дующий Христос» («La petite tombe»), «Доктор Фауст», «Слепой Товит, «Давид на молитве», «Христос в Гефсиманском саду» ,«Святой Иероним, читающий в итальянском пейзаже», «Бегство в Еги­пет (на доске Геркулеса Сегерса)».

В пределах одного офорта Рембрандт воплощает само тече­ние времени: в последовательно сменяющих друг друга состо­яниях гравюр «Три креста» (известно пять состояний) и «Се Человек» (известно восемь состояний) он заставляет появлять­ся одних и исчезать других героев; изменяет, следуя логике еван­гельского повествования, освещение, создавая таким образом изобразительный аналог словесного текста. Например, в раз­ных состояниях гравюры «Три креста» герои изменяют позы. Художник долго работал над этим офортом. Он известен в 4 состояниях. Первые 3 состояния датированы 1653 годом, последний относится к началу 60-х годов. В «Трех крестах» мастер добивается такого монументального размаха и напряжения чувств, как, возможно, ни в одном другом офорте.

1653—1655 годы можно с полным основанием назвать года­ми расцвета Рембрандта как гравера. В эти годы его главной те­мой становится история земной жизни Христа, он фактически создает собственную версию Евангелия — «Евангелие от Рем­брандта». В 1654 году он исполняет в технике офорта целую серию эпи­зодов детства Христа, шесть небольших (около 10x15 см) гори­зонтального формата гравюр: «Поклонение пастухов при свете лампы», «Обрезание в хлеву», «Мария с Младенцем (лист со змеей и кошкой)», «Бегство в Египет (переход через ручей)», «Хри­стос и книжники», «Христос, возвращающийся с родителями из Храма». За ней следует группа из трех офортов, сюжеты ко­торых заимствованы из заключительной части евангельского повествования (на этот раз — вертикального формата, все три размером 21x16 см): «Снятие с Креста», «Положение во Гроб» и «Христос в Эммаусе». Цикл этот создавался в течение нескольких лет, и посвящен он эпизодам евангельской легенды. Так называемые «ночные сцены».

В «ночных сценах» художник использует весь диапазон средств гравюрной техники, находит новые, почти живописные возможности языка офорта. Он применяет сухую иглу, глубокое травление, густую затяжку, непосредственное наложение пятен краски на поверхность доски – в результате добивается максимальной силы эмоционального выражения.

Трудно сказать, отчего Рембрандт оставляет работу над офортом в 60-ые годы. Но одно из самых последних его произведений «Три креста» величаво завершает его офортное творчество и словно подводит окончательные итоги поискам и глубоким раздумьям над жизнью.

Завершение этого грандиозного гравированного аналога Священному Писанию, над которым мастер трудился всю жизнь, — лист в технике сухой иглы «Се Человек» («Христос перед народом»), второй по значению после «Трех крестов» шедевр Рембрандта в гравюре, замыкает кольцо изобразитель­ного повествования от эпизодов детства Христа к истории по­следних дней Его земной жизни. За три последних года своей карьеры гравера Рембрандт исполнил собственную версию глав­ной темы западноевропейского искусства — Библии, — встав вровень со своими великими предшественниками и соперни­ками, мастерами искусства гравюры Альбрехтом Дюрером, Лукой Лейденским и Жаком Калло.
Как и в эпоху Ренессанса, ^ В XVII в. рисунок обычно служил в качестве предварительного наброска для разработки большой композиции, этюда отдельных деталей будущей картины или наносился на картон, а затем переводился на поверхность, предназначенную для росписи. Очень редко рисунок мыслился как законченное произведение искусства; часто после выполнения проекта рисунки выбрасывали. Каждый рисунок Рембрандта – исследование природы явлений и попытка уловить характер момента или предмета.

Для Рембрандта рисунок перестает быть только подготовительной ступенью к живописи. Его графика с трудом поддается строгой классификации — деления на штудии, наброски, эскизы и законченные работы, поскольку даже рабочие этюды и эскизы несут печать художественной самостоятельности, завершенности в самих себе.

^ От ренессансной графики рисунки Рембрандта отделяют еще два принципиально важных обстоятельства. В первую очередь в них появляется среда: человек изображается в неразрывной связи с бытовой обстановкой, которая несет черты его характеристики, а также в единстве с атмосферой. Примечательно, что такой подход распространяется и на фигурные штудии, и даже обнаженные модели для Рембрандта не являются этюдами «идеальной телесности», но даны в связи с окружающей средой, со светом и воздухом. Фигуру и среду объединяет свет; он же становится выразителем эмоционального начала, а в поздних работах — и глубоко духовного содержания.

О том, с каким вниманием и серьезностью относился Рембрандт к своим графическим работам, дает представление инвентарь его имущества, составленный в 1656 году при подготовке к аукциону в связи с банкротством художника – в нем перечислено двадцать(!) альбомов с композиционными эскизами и рисунками с натуры (naer het leven), сгруппированными в свою очередь по темам: пейзажные, рисунки обнаженных мужских и женских моделей, рисунки животных, зарисовки со статуй, с антиков. Острота и своеобразие рембрандтовского восприятия окружающего мира сказались в этих многочисленных и разнообразных листах с особой силой.

Ранние рисунки датируются первыми годами самостоятельной художественной деятельности Рембрандта, самые последние – годом смерти. Любимым рисовальным инструментом для Рембрандта очень рано становится перо – обычное, гусиное, позднее он полюбит тростниковое, позволяющее проводить широкие живописные линии, объединяющие контур и подчеркивающую его тень. Иногда он дополнял перовые рисунки работой кистью.

Манера рисовать, как и живописная манера Рембрандта, заметно эволюционирует на всем протяжении творческого развития мастера.

Однако, среди его ранних рисунков встречаются и карандашные. Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, хотя чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.

^ Портрет Саскии 1633 выполнен серебряным карандашом, который позволял делать очень тонкую штриховку.

Небезынтересно отметить, что Рембрандт рисовал не чисто черными чернилами, а коричневыми (сепия, бистр). Бумага его тоже была не чисто белая, но чаще всего с теплым, розовато-серым оттенком. Поэтому большинство его рисунков были, по существу, цветными, хотя и делались пером.

Рисунки «Женщина в кресле, читающая книгу», «Св. Григорий, сидящий за заваленным книгами столом» Чатсуорс, рисунок, приписываемый школе Рембрандта, выполнен тростниковым пером.



Пейзажи Рембрандта подтверждают с еще большей силой, что художник основывался преимущественно на динамических свойствах линии и штриха и почти целиком отказывался от штриховки тонового пятна. Для Рембрандта рисунок - это движение и напряжение линий (и штриха) во всевозможных ритмических и пластических сочетаниях. Рисунок, изображающий два крестьянских дома близ дороги, выполнен толстым пером и черными чернилами. В рисунке очень сильно выявлена фактура предметов. Художник подчиняет движение своего пера почти осязательному ощущению фактуры досок дерева, соломы на кровле.

Его рисунки, даже тогда, когда они являются минутными зарисовками какого-нибудь обыденного мотива, представляют собой законченное целое, вполне передающее все многообразие натуры.

Поздним рисункам Рембрандта (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры.
В безбрежном море рембрандтовской графики мы не встретим только одного вида рисунка – законченных и отделанных композиций, выполненных на заказ или предназначенных для продажи. Сравнительно подробно проработанные и завершенные композиции встречаются только в ранний период, и они очень немногочисленны, также, как и штудии сангиной и черным мелом.

У зрелого Рембрандта отдельный штрих или линия ничего не значат, они не обладают собственной эстетической ценностью, как у Рафаэля или Энгра. Они даже не вторят очертаниям той предметной формы, которую описывают. Форма лепится массой мелких штришков и закорючек.

Вторая важная черта: рисунки Рембрандта лишены объективности и идеализации. Это реальность, пропущенная через крайне субъективное восприятие, через строй личности художника. Возможно, поэтому графику Рембрандта так ценили в эпоху романтизма. Известны слова Гойи о том, что его учителями были «природа, Веласкес и Рембрандт». Очень высоко ставил рисунки Рембранда Делакруа.





Похожие:

45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconПрограмма учебного предмета «Прикладное творчество»
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «живопись», «декоративно-прикладное...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconЖизнь и творчество
Искусство гениального голландского живописца и рисовальщика Рембрандта Харменса ван Рейна принадлежит к наивысшим художественным...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconТематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) icon8 июля 2011 гг в 16. 00
Астраханской государственной картинной галерее им. П. М. Догадина открывается выставка «Роза Давитьян (1921-2001 гг.). Живопись,...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconКонкурс проводился по следующим номинациям: • живопись, графика;...
Формирование творческой разносторонне развитой личности 21 века с экологически ориентированным мышлением, эстетическим вкусом
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconПрограмма учебного предмета «Лепка»
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «живопись», «декоративно-прикладное...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconЭтьен Жильсон Живопись и реальность Жильсон Этьен. Живопись и реальность....
Музыканты работают со звуковым материалом, и возникает музыка; наконец, худож­ники пользуются для подражания разным вещам красками...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconХудожники России к 10-летию расстрела Дома Советов
Юнеско состоялось официальное открытие выставки художников «Черный «Белый дом»» (живопись, графика, фотопублицистика), организованной...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconМхк 9 урок Новгородская живопись. Творчество Феофана Грека. (слайд 1 )
Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, пред­ставленная главным образом иконами. (слайд...
45. Творчество Рембрандта (живопись и графика) iconКонкурс проводится по следующим номинациям: живопись, графика; плакат;...
Областной детский экологический центр (одэц) приглашает Вас принять участие в областном заочном конкурсе изобразительного искусства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница