Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979




НазваниеГеоргий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979
страница1/9
Дата публикации04.08.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр. и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979



Народный художник Карельской АССР Георгий Адамович Стронк принадлежит к числу ведущих художников Карелии. Вся его творческая деятельность связана с республикой лесов и озер, с суровой и неповторимой красотой Севера. За свою жизнь (родился в 1910 г.) Г. А. Стронк исходил И изъездил всю республику. Перебираясь из района в район, художник глубоко изучил жизнь, быт и характеры своих будущих героев, делал многочисленные зарисовки.

Неизгладимое впечатление произвели на художника встречи с замечательными народными сказителями Заонежья, Пудожского района, Беломорья, вдохновившие его на создание целой серии выразительных портретов.

Стронку посчастливилось встречаться с крупными общественными и политическими деятелями, он много общался с нашими ведущими писателями, художниками. Стремясь воссоздать подлинную атмосферу встреч с этими интересными людьми, Стронк дополнил портретные зарисовки литературными воспоминаниями.

В книге «По Карелии» автор выступает как художник и очеркист. Читатель найдет здесь яркие страницы о Беломорье, Заонежье, Ладоге и других районах Карелии, через которые пролегли жизненные пути художника.

Издание 2-е, исправленное и дополненное.



Каждый, кто хоть раз побывал в Карелии, навсегда запомнит своеобразную и неповторимую красоту этого края. Недаром многие художники своим творчеством были связаны с землей Калевалы.

Еще студентом заинтересовался Карелией и я. Перелистывая в библиотеке Академии художеств страницы дореволюционных изданий, я много любопытного узнал об истории Олонецкого края, а когда представилась возможность поехать туда в составе фольклорной экспедиции, с готовностью согласился и не был обманут в своих надеждах и ожиданиях. Эта поездка решила мою дальнейшую судьбу: после окончания учебы я, не раздумывая, отправился в Карелию на постоянную работу, и с тех пор вся моя жизнь связана с этим удивительным краем, его замечательными людьми, природой.

Каждое время года в Карелии имеет свою прелесть, и глаз художника находит что-то привлекательное даже в непогоду.

Хорошо в Карелии весной. В лесу еще много снега, но он сильно осел и потерял белизну, а местами засыпан хвоей. На кустах резко очертились ветки. Опали последние зимовавшие на деревьях листья и лежат на снегу в углублениях, словно придавив его своей тяжестью. Деревья стоят в черных блюдцах из подтаявшей земли.

- А как чист и прозрачен воздух! Им не дышишь, его пьешь, как живительный бальзам, он бодрит, наливает мышцы силой.

На снежных полянках и среди деревьев - следы четвероногих и птиц. Время от времени попадаются глубокие вмятины, оставленные тяжелым животным. Тут прошел лось - гордость северных лесов.

Особенно хорошо в эту пору побывать где-нибудь на берегу озера, еще одетого в серо-синий ледовый панцирь. Его задумчивая тишина нарушается лишь вкрадчивым шелестом тающего у берегов льда.

Весеннее солнце, быстро расправившись со снегом, пронзило своими лучами лед - он стал рыхлым, игольчатым, по нему уже опасно ходить. Удивительно красива его цветовая гамма. В нее входят приятные тепло-белые и серо-синие тона богатые различными оттенками. Если выбросить кусок льда на берег он, словно груда битого хрусталя, зажигается бесчисленными яркими огоньками, отражающими весь солнечный спектр. Вся эта цветовая симфония быстро меняется от первой набежавшей тучки: краски становятся неприветливыми, хмурыми, а на озере - даже угрожающе темными. Но вот тучка пробежала мимо, молодое ясное солнце вновь ласково озарило все вокруг, и старые прибрежные камни засверкали обнаженными лысинами - они первыми скинули зимние шапки, приветствуя красавицу весну.

На северных склонах гор пугливо прячутся от солнца потускневшие заплаты снега. Но стоит их только копнуть поглубже, как под ногами весело заискрятся огоньки алмазных россыпей. Эти последние яркие вспышки уходящей зимы так привлекательны, что с детской восторженностью запускаешь руки в обжигающие холодом кристаллы и лепишь из них тяжелые снежки. Руки быстро мерзнут, краснеют, пальцы становятся непослушными, деревянными, но до чего ж хорошо на душе!

Когда вдруг увидишь первого муравья, который, озабоченно шевеля усиками, неуверенно прокладывает себе путь по осевшему снегу, когда услышишь веселое журчание талых вод или робкое пение какой-нибудь птахи, сердце закипает радостью. Острое чувство жизни заполняет все твое существо, зовет к творчеству.

А какая поистине неземная красота воцаряется на земле Калевалы в белые ночи! На все созданное природой и людьми как бы опускается прозрачный таинственный покров. Нет, наверно, на земле человека, которого не взволновали бы жемчужные сумерки Севера .

... Не очень улыбчиво лето в нашем суровом краю, тем острее чувствуешь его тепло. Солнце с девичьей нежностью обнимает тебя и ласкает. Хочется как можно дольше испытывать это чудесное ощущение. Совсем не так на юге, где солнце жжет настойчиво и грубо.

В летний наряд оделись не только растения, но и огромные валуны, скинувшие ранней весной белые шубы и украсившие себя полупрозрачными одеждами из мхов и лишайников.

Лесные лужайки, словно пестрыми конфетти, засыпаны цветами.

На полях среди нагретых солнцем камней показались первые ягоды земляники.

Лето, словно опытный живописец, создает сложную зеленую гамму с бесчисленным количеством оттенков и окрашивает в нее поля, луга и леса.

Но пройдет время - и желтизна, как седина, пробьется в кудрях берез и осин, тяжелее станут воды Онего, и реки все больше будут напоминать свинцовые ленты. Погаснут в лесу и у озер костры туристов



Георгий Стронк. Ворота в Ладогу
1974 г., офорт, 36,7х75,4 см.

и рыбаков, и небо без солнца станет печальным и слезливым. И все-таки есть свое, ни с чем не сравнимое очарование в этом времени года.

Хорошо ранней осенью побродить в лесу, посидеть у озера. Еще не холодные ветры гонят на берег волны. Их шум и ритм удивительно успокаивают нервы. Невольно залюбуешься красотой кружевной пены, ее замысловатым, будто вышитым бисером, рисунком. А пройдешь в глубь леса - словно окажешься в уютной квартире. Звук прибоя затихает, и ветра не чувствуешь, только где-то вверху шепчутся кроны.

В детстве я любил в осенние непогожие дни забираться на самое высокое дерево и с его верхушки наблюдать за разгулявшейся стихией. Крепко вцепившись руками и ногами в ствол и раскачиваясь вместе с ним, я, как мне казалось, проникал в ее тайны. Но однажды это увлечение едва не кончилось печально. Взобравшись как-то на высокую, стоявшую отдельно от других сосну, я промерз настолько, что счел благоразумным спуститься на землю. Где-то вдали слышались раскаты грома, и молния судорожно перечеркнула хмурое небо. Едва я отошел от дерева, как неожиданно был сбит с ног, оглушен и ослеплен какой-то страшной силой. Не знаю, сколько я пролежал, но, когда пришел в себя, увидел, что моя могучая сосна рассечена до самых корней ...

Настоящую осень замечаешь не постепенно, а как-то вдруг. Обычно это случается в солнечный день, когда остывшее светило отдает природе свое последнее тепло. Запылают огнем лиственные красавицы и станут кокетливо глядеться в синие зеркала озер. Но безжалостный осенний ветер налетит и с разгона вцепится в трепетные листья, сорвет и бросит на землю, породившую их.


... Первые заморозки. На открытых местах легкий снежок припудрил землю. Какое удовольствие шагать в это время по лесу, по богатому желто-красному ковру из листьев, чувствовать ногами его пружинистую мягкость.

Поздней осенью пейзаж утрачивает свою живописность, становится графичным. Белизна снега подчеркнута серым небом и почти черной водой. На фоне серо-свинцовой цветовой гаммы необыкновенно красиво выглядят отороченные снегом черные смоляные карбасы. Их уже вытянули на берег, на зимний отдых. А какими неземными кажутся обыкновенные карельские «баинки» и амбарчики, уютно расположившиеся у самой кромки воды! Их крыши под первым слоем снега смотрятся нарядно и празднично. В безветренную погоду отражения этих построек в черном зеркале воды таинственны и загадочны.

Но вот, наконец, пришла зима. Под пушистым белым одеялом угомонилось и уснуло Онего. Засыпаны снегом крестьянские избы и изгороди. Почему-то, глядя на все это, вспоминаешь детство, волшебные сказки и еще что-то далекое и приятное.

Удивительна тишина зимнего леса с причудливыми очертаниями деревьев, пней, разлапистых веток, пригнутых к земле пушистой тяжестью снега. Почти музыкальным кажется шум скользящих лыж, так мягко нарушающих эту заповедную тишину. Много потерял тот, кто не бывал в зимнем лесу на лыжной прогулке, не видел этой чарующей снежной фантазии, не слушал зимних сказок карельского леса. Скользишь все дальше и дальше - грудь наполняется чувством ликующего счастья жизни, здоровья ... Да, поистине неописуема красота карельской природы во все времена года!

* * *

Когда я приехал в Карелию, передо мной, молодым художником, открылись заманчивые перспективы. Отдел народного изобразительного искусства научно-исследовательского института культуры, где я получил должность научного сотрудника, ставил своей задачей собирать образцы вышивки и ткачества, изучать их национальные особенности и, что меня особенно интересовало, - делать зарисовки пейзажей и портретов сказителей. Все это было связано с частыми выездами в районы республики. Мы знакомились с вышивкой, ткачеством и резьбой по дереву, за короткое время приобрели чудесные полотенца, станушки, подзоры, украшенные старинным, с большим мастерством и вкусом выполненным орнаментом. Некоторые образцы наших находок и сейчас служат украшением коллекций Карельского государственного краеведческого музея и Карельского филиала Академии наук СССР.

Значительно реже встречалось шитье жемчугом. Нам все же удалось приобрести несколько образцов такого шитья. Особенно красивы были серьги из мелких жемчужин, напоминавшие ширококрылых бабочек.

6

Перебираясь из района в район, из деревни в деревню, я все больше восхищался талантливостью местных умельцев, проявлявшейся в самой различной форме. Сколько образцов подлинного декоративного искусства встретили мы в карельских деревнях! Среди них были удивительные вышивки на полотенцах, скатертях и простынях, плетенные из бересты предметы домашнего обихода, резьба по дереву и роспись на прялках, сундуках, ларцах, милые по форме и пропорциям ушаты с крышками, кадушки, деревянные крынки и т. д. Во дворе можно было увидеть красивые расписные сани, дуги, хомуты. Поражали своей изысканностью детали домовой резьбы: чудесные резные крыльца, наличники, «полотенца» И другие.

я: пришел к выводу, что северный Край - неисчерпаемый кладезь разнообразных талантов. Передвигаясь на лодке, пешком, иногда и на волокушах, я знакомился с жизнью, бытом и характерами моих будущих героев. Замечательные народные умельцы, сказители, с которыми меня столкнула судьба за четверть века работы в этом чудесном крае, навсегда остались в памяти, многие из них запечатлены в моих работах.

В дни, когда отмечалось 100-летие первого издания карело-финского эпоса «Калевала», я в составе праздничной комиссии прибыл в село Ухту (теперь Калевала) - центр Калевальского района, названного в честь великого народного эпоса.

Это древнее село раскинулось на берегу озера Среднее Куйто.

Ознакомившись с селом и желая с максимальной пользой использовать имевшееся в моем распоряжении время, я почти сразу же приступил к зарисовкам местных сказителей. Любезные хозяева района предоставили для моей работы большой кабинет в помещении только что отремонтированной поликлиники. Оборудование еще не успели установить, и она пустовала. В помощь мне дали «курьера» С лошадью, запряженной в сани. В его обязанность входили розыски и доставка необходимых мне людей. За день я рассчитывал сделать несколько набросков.

7

Мне удалось зарисовать внучку знаменитого певца былин Архипа Перттунена - Татьяну Алексеевну Перттунен. Довольно крупная голова прямоугольной формы, в повойнике зеленого цвета, высокая фигура, не согнувшаяся под бременем лет, строгость и неторопливость в движениях - такой мне запомнилась эта женщина. Она жила одна и сама выполняла все мужские работы. С виду неласковая, неразговорчивая, она оживлял ась только в кругу хорошо знакомых людей, с которыми говорила на родном карельском языке. Молча, с достоинством сидела народная поэтесса на стуле. Только изредка вздрагивали ее тяжелые, нависшие веки и плотнее сжимались тонкие губы.

Я знал, что Татьяна Алексеевна гордится своим происхождением из рода Перттуненов, что она, унаследовав дар сказителя, создает самобытные произведения народного творчества. Как и Еуки Хямяляйнен и Мария Михеева, потомки старых рунопевцев, хранившие древние песенные традиции, Татьяна Перттунен воспела новое Сампо, которое принесло народу счастье.

Марию Ивановну Михееву я тоже рисовал. Это была небольшого роста, очень живая женщина. Она знала много рун и сказов, которые слышала еще в детстве от отца и бабушки. Обладая исключительной памятью, запоминала руны с одного прослушивания.

Изучая ее привлекательное, с мягкой улыбкой лицо, я старался постичь, откуда у этой женщины берутся силы и смелость одной выезжать на рыбалку даже в ветреную, ненастную погоду. Как-то раз я с тревогой и восхищением наблюдал, как Мария Ивановна, застигнутая штормом в открытом озере, выгребала на берег. Дул свирепый ветер, И, казалось, волны вот-вот захлестнут лодку. Когда Михеева наконец сошла на землю, я смотрел на нее как на победителя стихии, а она, по всему было видно, не придала этому эпизоду никакого значения...

Б Калевальском районе я зарисовал еще двух сказительниц - Мayру Максимовну Хотееву и Марию Андриановну Ремшу, с которыми познакомился еще в Петрозаводске, в Институте культуры.

Особенно запомнилась мне Мария Ремшу - бойкая восьмидесятилетняя старушка. Сложнейший лабиринт морщин и морщинок покрывал все ее лицо. Она была большая любительница посмеяться. Мне почему-то всегда казалось, что смеется она над своим возрастом, не мешавшим ей быстро ходить и опережать меня, когда мы поднимались на второй или третий этаж. Когда мы ходили по городу, она непременно брала меня под руку и, отчаянно кокетничая, изображала из себя увлеченную девушку. А ходила она так быстро, что буквально волочила меня за собой. Несмотря на то, что мы не понимали друг друга, с ней всегда было весело.

8

С Ухтой У меня связан курьезный случай. Расположившись в предоставленном мне для работы пустовавшем кабинете поликлиники, я отправил своего «курьера» за одной из местных жительниц, с которой намеревался сделать портретную зарисовку. Минут через двадцать она уже была у меня. Не зная финского языка, я жестом показал ей на стул и предложил раздеться, а сам стал прикалывать бумагу и готовить принадлежности. Когда я обернулся, моя натура уже снимала ... рубашку, как потом выяснилось, приняв меня за доктора. Мой незадачливый помощник не потрудился объяснить, куда и зачем везет ее. На следующий день об этом происшествии знал весь поселок.

Все эти милые моему сердцу люди из Калевальского района были широко известны и любимы в нашей республике. За творческие заслуги они не раз отмечались правительственными наградами. А теперь, когда их уже нет, на домах, где они жили, установлены мраморные мемориальные доски.

Как реликвию, жители поселка Калевала охраняют сосну, под которой, по преданию, доктор Лённрот записывал руны и беседовал с ухтинскими сказителями. Калевальцы гордятся тем, что их родные места так тесно связаны с созданием памятника мировой культуры «Калевалы».

Для художников, любителей старины и природы, для всех, кто интересуется культурой деревни, ее художественным творчеством и особенностями северного искусства, Заонежье - обетованная земля. Из-за трудности сообщения с этим краем сюда долгое время не проникали ни грамотность, ни новая мода, ни какое-либо иное городское влияние. Потому-то здесь и сохранились надолго дедовские обычаи, старинные сказания, былины и песни, чистый, подлинно русский язык.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconЛитература 13 Агеева Г. А., Лаврова К. Г. цветы в нашем доме издательство «Карелия»
Агеева Г. А., Лаврова К. Г. цветы в нашем доме издательство «Карелия» 1988, Петрозаводск 176. с. 13
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconМихайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском...
Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. М.: Издательство «гном и Д», 2000. 96 с
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconПостановление правительства республики карелия от 23 ноября 2010...
В соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconЗахаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России:...
Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр и перераб. — М.: Издательство бек, 2002. — 560 с
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconУчебник. 2-е изд., испр и доп
Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. (под редакцией В. П. Ревина, доктора юридических наук, профессора,...
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconПостановление от 14 января 2013 года №8-п г. Петрозаводск о территориальной...
Июня 2005 года №876-зрк «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан в Республике Карелия» и в целях обеспечения конституционных...
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconУчебное пособие Владивосток Издательство тгэу 2010
Горшков М. В. Экологический мониторинг. Учеб пособие. 2-е изд испр и доп. – Владивосток: Изд-во тгэу, 2010. 300 с
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconУчебник. Изд. 2-е, испр и доп
Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр и доп./Под ред доктора юридических наук, профессора Е. П. Ищенко...
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 icon«Долго будет Карелия сниться »
С этой песни началась официальная церемония открытия Дней Карелии в Санкт-Петербурге
Георгий Стронок. По Карелии. Путевые записки и воспоминания. Изд-е 2-е испр и дополн. Издательство Карелия Петрозаводск. 1979 iconМ. В. Сухарев Эволюция общества, как движение идей
Опубликовано в сборнике: Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение Карелии, Петрозаводск, Карнц ран, 2001 г. – 458...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница