«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление




Название«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление
страница1/13
Дата публикации03.08.2013
Размер1.75 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Ю.А. ГУСЕВ

ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РОССИИ

(русская экология духа)
«Есть ценностей незыблемая скала

Над скучными ошибками веков»

Гаврила Державин

«Человек не существует, а становится»

Михаил Мамардашвили
С О Д Е Р Ж А Н И Е:


  1. ВСТУПЛЕНИЕ

  2. Глава первая «Этапы культурной эволюции России»

  1. МИФ (древне-славянский, языческий этап);

  1. НОРМА (православный этап, Киевская и Московская Русь);

  1. ФАКТ (от Петра до ХХ века)

  1. ИННОВАЦИЯ (ХХ1 и последующие века)

  1. Постинновационный Переход (после Второго Пришествия Христа)

  1. Глава вторая «Механизмы торможения эволюции России»

  1. мифологическое торможение;

  1. нормативное торможение;

  1. фактологическое торможение;

  1. инновационное торможение;

  1. предварительные итоги.

  1. Глава третья: «Развитие личного творческого потенциала как способ решения

кризисных проблем»

  1. Глава четвертая: «Системные законы культурного развития»:

  1. маятниковое равновесие;

  1. поддержание целостности;

  1. определенная направленность развития;

  1. концептуальность развития;

  1. духовная дополнительность;

  1. «двойное подтверждение» развития;

  1. обмен «универсальности» на «эффективность» в развитии;

  1. соответствие внутренних импульсов вызовам внешней среды.



  1. Глава пятая «Духовные ресурсы творческого развития России»:

  1. отстаивание духовных и творческих традиций;

  1. культ «баланса и равновесия;

  1. сдерживание погони за прогрессом;

  1. борьба за реальное будущее;

  1. опора на системность;

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  2. БИБЛИОГРАФИЯ




ВСТУПЛЕНИЕ

Начнем с перефразированного лозунга Иосифа Сталина «Лидеры приходят и уходят, а народ остаётся!» Народ действительно остаётся, хотя лидеры приходят не из Космоса, а из того же народа. Но у каждого из них есть конкретная биография, дата рождения и смерти, а вот как у народа? «Народ» - более таинственная категория… Пора бы в ней разобраться!

Великие народы, как и их культуры, уходят в Вечность, поэтому отобразить их полностью не удаётся. Остаётся описывать историю культуры народа, что с великими народами постоянно и делается. Именно в культуре более всего выражена подноготная народа, его подлинные страхи и ценности.

Для чего же нужна история? Прежде всего, чтобы ответить на вызовы сегодняшнего времени, сформулировать из неё не столько экономические, сколько творческие и нравственные выводы. У русских еще есть время, чтобы все окончательно понять. Если верна гипотеза Льва Гумилева, у нашего народа, сформировавшегося на поле сражения в Куликовской битве, осталось в ХХ1 веке еще не менее четырех веков до его окончательного распада. (См. в Библиографии пункт №2). Можно ещё многое успеть, а главное, - выполнить своё мессианское предназначение.

Нас в особенности интересует логика культурной, духовно-творческой эволюции России, ведь в ней скрыты ответы, если не на все, то на многие беспокоящие нас сегодня вопросы. В истории России есть одна важная закономерность, подмеченная Василием Ключевским, писавшим, что в нашей истории не так уж много побед, но ошибки и просчеты носят характер таких исторических уроков, забывать которые весьма опасно для её руководителей.

^ Но с нашей историей дело обстоит, к сожалению, так, что никаких выводов из неё руководство страны никогда не делало, за редким исключением, и не делает.

Нам бы хотелось сформулировать эту «незыблемую скалу ценностей над скучными ошибками веков», характерных, впрочем, не только для российских руководителей, но и мировых лидеров всех мастей и рангов.

Как исследователей российской системы духовных и творческих ценностей, нас интересует ответ на вопрос, почему с математической закономерностью в культурах разных стран, а прежде всего в России, языческое, природное сознание сменяется монотеизмом, который в свою очередь вытесняется атеистической наукой. А что дальше, куда же ведет их современный синтез?

Почему современная квантовая физика подошла к ситуации, когда без признания некоего Высшего Разума, Великого Первоначала, Абсолютного Ничто она не может теоретически объяснить полученные экспериментальные данные?

В частности, один из создателей теории физического вакуума академик Г.И.Шипов писал: «Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений А.Эйнштейна, в которых появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того! Я не знаю, как это Божество устроено, но Оно реально существует. Нашими методами его познать и изучить невозможно». (Библиография, № 1, стр. 4)

Объяснить некоторые экспериментальные факты, полученные современными физиками, без допущения существования Бога, (например, «туннельный эффект», сопряженный с получением сверхсветовых скоростей, а, следовательно, обратным течением времени), атомная наука уже не в состоянии без привлечения гипотезы о наличии Высшего Разума во Вселенной. К этим же выводам пришел и английский физик Дэвид Бом, крупный специалист по квантовой механике, создавший голографическую концепцию Вселенной.

В нашей теоретической модели мы пытаемся объяснить механизм действия «духовных бифуркаций», то есть переходных состояний, пограничных для разных этапов существования культуры и духа нации, одновременно разделяющих и скрепляющих устойчивость всей культурной системы. Это для нас крайне важно, потому что накануне такой бифуркации мы и находимся.

Целостность духовно-творческой системы России проявляется в её постоянном стремлении к равновесию, балансу между «универсальностью», - специфическим «духовным глобализмом», и локальной «эффективностью существования».

Язычество (политеизм) стало универсальной идеологией «русов» (ругов), хотя сложилось оно не на местной почве, а было привнесено из-за рубежа вместе с мигрирующими славянами. Но славянское язычество было весьма специфичным, ибо ему было свойственно трехипостасное понимание Бога, не характерное для других видов политеизма.

Православие, напротив не было всегда универсальным, а имело локальную реализацию в Греции и Византии. Но именно в России оно стало по ряду обстоятельств «универсальным». Почему? Во-первых, преданность Иисусу Христу духовно импонировала менталитету славян, привыкших к преданности своему царю или духовному учителю.

Во-вторых, богослужение шло не на незнакомой латыни, а на родном древне-славянском языке, только немного подправленном святителями Кириллом и Мефодием.

^ В третьих, Православие обладало «открытостью», выраженной в тезисе «свободы воли», которая предполагала не насильственное принятие религии, а свободный выбор, тем более, что в концептуальных началах было много общего («троичность Бога»).

^ В четвертых, и для Православия и для славянского язычества характерен один и тот же базовый остов теории – вера в Троебожие Божества .

Можно говорить и о некоторых других аспектах «приемлемости Православия» для славян, но главное - «оно легло им на душу», сделавшись доминирующим мировоззрением русской земли.

Однако, сам факт «крещения русской земли» князем Владимиром еще не сделал Русь православной. Чтобы страна ею стала, надо было пройти испытание татаро-монгольским нашествием, которое и было свыше нам послано.

Как правило, в русской истории значимые события имеют «двойное подтверждение» со стороны Духа. Для укрепления Православия в России, а, следовательно, и возрождения русской нации кроме событий на физическом уровне - победы над врагами во время Куликовской битвы, одержанной Дмитрием Донским, необходимо было еще пройти «монастырскую колонизацию» России, начатую преподобным Сергием Радонежским.

Духовное подтверждение обычно следовало за событиями на физическом уровне, но так бывает не всегда, иногда оно даже опережало события, как, например, в нынешние времена.

Однако, глобальных «исторических бифуркаций» в ходе развития России было всего три:

  1. татаро-монгольское нашествие;

  1. раскол Церкви и реформы Петра 1;

  1. глобальная катастрофа в конце ХХ - начале ХХ1 веков.

На первую Русь ответила образованием сильного государства и явлением Сергия Радонежского с его идей «монастырской колонизации» Руси; на вторую - Пушкиным и Серафимом Саровским, на третью - русской религиозной философией и идеей «ноосферного Перехода», разработанной русскими мыслителями.

Это показывает, что каждый раз политическое решение дополнялось и не могло существовать без духовного подкрепления. Так реформы Петра 1, чтобы нормально вписаться в историю России, были духовно скорректированы со стороны двух выдающихся культурных деятелей Х1Х века - Серафима Саровского и Александра Пушкина.

Со стороны Петра 1 это было столь решительным надругательством над российским менталитетом и российской традицией, что потребовалась корректировка, как на уровне Православной Церкви со стороны Серафима Саровского, так и на уровне отечественной культуры - со стороны Александра Пушкина.

Многие события последней бифуркации на физическом уровне еще предстоят, а на духовном они уже сформулированы в работах русских религиозных философов на рубеже веков, трудах академиков В.И.Вернадского и Н.Н. Моисеева и плеяды русских специалистов по продвижении «ноосферного сознания» и ноосферных технологий, созданных для выживания России в предстоящей глобальной экологической катастрофе.

Внимательный читатель заметит, что расстояние между событиями, которые мы называем «историческими бифуркациями», примерно равно четырем векам, следовательно, и последний этап инновационной духовности будет длиться около четырех веков, что полностью подтверждается и предсказанным Львом Гумилевым «временем существования русской нации».

Именно реформами Петра 1 Россия от своей «православной эффективности» качнулась в сторону «европейского универсализма», чреватого для нас, как победами, так и поражениями, когда мы отступаем от своего духовного лица.

Даже такой чуткий к Православию поэт, как А.К.Толстой, оценивал эту эпоху довольно благосклонно:

«Хоть это было жутко, Петра я не виню:

Больному дать желудку полезно ревеню».

(«История государства российского от Остомысла до Тимашева»)

Однако именно Петром 1 были посеяны все семена, которые пышным цветом разрослись и привели к неизбежности глобальной экологической катастрофы в России, да и во всем мире. Однако они вызвали к жизни и новую ноосферную философию и сами идеи ноосферного Перехода.

Глобальная катастрофа даст свои плоды, прежде всего, в том, что в ходе её преодоления Россия обретает новые способности:

  1. духовной универсальности в диалоге с Богом;

  1. целостного мировоззрения, построенного на любви к Природе и ко всем людям;

  1. преодоление отрыва от Иномира, то есть, понимание, что «наверху то и внизу».

Однако, если наша концепция верна, этот последний этап через четыреста лет кончится и наступит новая глобальная бифуркация, а потому ждать Страшного Суда для России раньше ХХУ века маловероятно. Хотя всё воздается «по грехам нашим». Что заслужили, то и получим.

Теперь мы попытаемся выразить основные закономерности культурно-духовной эволюции не только в масштабах России, планеты, но и всего Космоса.

Матрица № 1:

УРОВНИ

Замысел

Бога

Эфирное

сгущение

Зарожде-

ние

жизни

Огненный

откат

Стабили

зация

Центра


Флора и

фауна

РАЗУМ

Преодо

ление

старения

ПЕРЕ-

ХОД

Космос

Решение

и Большой

взрыв


Формиро

вание

звезд и

планет

Зарождение

жизни в

воде

Испытание

огнем

Орион

Озелене-

ние

Распрос-

ранение

цивили-

заций

Меры Бога

по преодо-

лению

Пролайя

Солнечная

Система


План

Создания

Постепен-

ная стаби-

лизация

планета

Земля

Солнечный

ветер

Солнечный

баланс

Озеленение

Земли

Возникно-

новение

Разума

Бифуркации

Разру-

шение

Планета

План

творения

Материаль

-ное

творение

Формирова-

ние матери-

ков в воде

Пожары

и оледене-

ния

Появление

первых

людей

Озелене-

ние

планеты

Смена

цивили-

заций

Рост

духовности

Второе

Пришест-

вие

Страна

Поселение

людей

Формиро-вание

вание го-

сударства

Националь

ный мента-

литет


Войны и

завоевания

Стабили-

зация

культуры

Любовь

к Природе

Усиление

Разума

Борьба за

выживание

Финал

Культура

Зарождение

История

Первые

Гении

Борьба с

антиподами

Стабилиза-

ция

Осозннаие

роли

Природы

Шедевры

Умирание

Конец

Город

Город

будет!

Строитель

ство

Обеспечение

Водой

Борьба с

пожарами

Укрепле-

ние

Озелене-

ние

Развитие

городского

интеллекта

Распад

структрур

Смерть

Село

Приход

людей

Строитель-

ство села

Снабжение

Водой

_»_

Создание

храма

_»_

Школа

Старение

Смерть

Дом

Решение

Строитель

ство

Водопровод

Пожарная

безопасность

Часовня

_»_

Интеллект

Хозяев

Старение

Финал

Человек

Решение

отца и

матери

Совокуп-

ление

Беремен-

Ность

Рождение

Детство

Формиро-вание

вание

Любви

Интеллект

Просвет-

Ление

Пере-

ход

Сущности

Святой

Дух

Эфир

Вода

Огонь

Земля

Дерево

Металл

Эфир

Святой

Дух

Понимание связей между весьма различными сферами духа и материи, выраженное в этой матрице, ложится в основу всего нашего подхода к эволюции России.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconДуховная специфика энергии «эфира-разума»: (размышления на духовную...
Левое и правое движение Духа: смещение «точки сборки» в сторону Хаоса Бытия или в сторону повышения Негаэнтропии мира
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconКнига для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста
Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов алчность, он становится счастливым
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление icon© Человек тогда превзойдёт мрак, Когда его – совесть – станет Вселенскою…...

«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление icon© Человек тогда превзойдёт мрак, Когда его – совесть – станет Вселенскою…...

«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconКоллективное принятие решений
Следовательно, теория выбора и принятия решений существует столько же, сколько существует разумный человек
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconИсследовательская работа «бегство от удивлений, или поиски живой и мёртвой воды»
Мне очень захотелось узнать, существует ли живая и мёртвая вода как реальное природное явление? Если существует, то что она собой...
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconВступление
Михаил Михайлович Ферин родился в 1956 году в городе Туле в семье военнослужащего, затем жил в Рязани. Там закончил среднюю школу,...
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconЮрий Мучник Михаил Прусс Леонид Кельин Как самостоятельно избавиться от курения
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире 1,26 млрд человек курят табак, ежегодно от последствий табакокурения умирает...
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconОбщество в человеке и человек в обществе
Социально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек существует...
«Человек не существует, а становится» Михаил Мамардашвили содержани е: вступление iconТрансформация
Бог располагает. Выходит, человек обусловлен, конечен выявлением Того Существа, Кого мы называем Богом. Но бог живёт на небе – думаем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница