Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей»




Скачать 142,05 Kb.
НазваниеУрок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей»
Дата публикации01.08.2013
Размер142,05 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Культура > Урок
Обобщающий урок по теме:

«В мире басен И.А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей»

Цели:

  • создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова;

  • стимулировать индивидуальное творчество и групповую организационную работу;

  • расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова;

  • расширение и обогащение словарного запаса крылатыми выражениями из басен;

  • развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике;

  • воспитание у детей навыка общения, культуры поведения.

Оформление кабинета:

    1. На доске - эпиграф:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.

(М. Исаковский)

    1. Портрет И.А. Крылова, фотография памятника баснописцу в Летнем саду.

    2. Выставка книг: разные сборники басен И.А.Крылова, книги о нем и его творчестве.

    3. Иллюстрации Е.Рачева, А. Лаптева к басням, выставка рисунков ребят.

    4. Стенгазета "Басни И.А.Крылова" (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории).

    5. Конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

    6. Пластинки и кассеты с записью басен И.А. Крылова.

    7. Атрибуты для инсценирования басен: два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья), стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья (ободок с усиками, сапожки), лисы (шапочка).

    8. Для кукольного театра: фигурки животных.

^ Ход урока

Входит девочка с котом на руках, навстречу ей — мальчик. Учитель сначала будто наблюдает за детьми со стороны, потом подходит к ним поближе и вмешивается в их разговор.

Мальчик. Опять ты со своим котом носишься?

Девочка. Не ношусь, а гуляю. Надо же и ему воздухом дышать.

Мальчик. Мышей ему надо ловить — вот что!

Девочка. У нас нет мышей.

Учитель (подходит). Какой у тебя славный котик! Как его зовут?

Девочка. Васька.

Учитель. Васька! Да он у вас не из Края ли Говорящих Зверей?

Девочка. Нет, мне его подружка подарила на день рождения. Это сын ее кошки Муськи. А что это за Край Говорящих Зверей? Никогда не слышала про такой.

Учитель. Не слышали? Печально, печально. Неужели в наше время у вас нет никакой информации?

Мальчик. Ничего подобного! Только сядь к компьютеру, войди в Интернет — и все у тебя будет на блюдечке!

- Учитель. Э, друг мой, вы заблуждаетесь. В компьютере такой информации ни за что не сыскать.

Мальчик. Это почему же? Там все на свете есть!

Учитель. Все да не все. Все, что зафиксировано в научных работах, информационных изданиях, различной литературе, записано и снято на аудио- и видеоматериалах. А то, о чем говорю я, не фиксируется техническими приборами и даже не всегда записывается на бумаге, потому что Воображение и Фантазия так буйны, непредсказуемы, что не поддаются никаким расчетам, и владеют ими только люди, наделенные этим даром от природы. Среди них немало известнейших писателей Гауф, Перро, Андерсен, Киплинг, Уайльд.

Девочка. Да ведь это все сказочники!

Учитель. Конечно, сказочники, но и не только они. И великие баснописцы тоже Эзоп, Лафонтен, Крылов. Именно им лучше всего известен Край Говорящих Зверей.

Мальчик. А где же этот край находится?

Учитель. В Стране Басен на континенте Чудес.

Девочка и мальчик (хором.) Никогда не слыхали!

Учитель. Не слыхали — не беда. Теперь вот узнали. А басни читали?

(Вопрос может быть обращен ко всему классу.)

Девочка. Конечно, читали! «Стрекоза и Муравей», например, «Слон и Моська», «Мартышка и Очки».

Мальчик. Еще «Волк и Ягненок».

Учитель. Вот и чудесно! Хотите своими глазами увидеть Край Говорящих Зверей?

Мальчик. Еще бы!

Девочка. А это не опасно?

Мальчик. Что ты! Звери-то не обыкновенные!.. А как туда попасть?

Учитель. Очень просто. Чтобы попасть в Край Говорящих Зверей, достаточно выбрать из предложенных вам портретов тех зверей и птиц, которые стали героями басен (Учащимся даются рисунки или фотографии медведя, лисы, осла, кенгуру, вороны, петуха, жирафа, попугая, фламинго, льва, журавля, дикобраза, обезьяны, панды и т.п. Дети делают выбор) Отлично! Полдела сделано.

- Ребята, так вот что нам предстоит сегодня на уроке - отправиться в край говорящих зверей, в мир басен. Согласитесь, это необычно, а вместе с тем, очень ответственно. Ведь мы будем гостями, а гости должны показать себя с лучшей стороны. Поэтому цель нашего урока, нашего путешествия - повторить и обобщить все то, что нам известно о баснях, о великом баснописце И.А. Крылове, показать свои высокие знания, творческие способности, умение внимательно слушать, грамотно и красиво отвечать. А в конце урока мы подведем итог и выясним, кто у нас окажется самым эрудированным, кто наберет больше всего волшебных жетонов за правильные ответы. Итак, в путь!

  • Ребята, но прежде чем войти в Край говорящих зверей, необходимо пройти первое испытание. Давайте вспомним, что такое басня? Кто является героями басни? Что такое мораль? Откуда берет свои истоки басня? (впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен).

  • Да, родоначальниками басни признаны Эзоп, Лафонтен. А как зовут знаменитого русского баснописца? Что мы можем о нем сказать?

Выходит экскурсовод. Подождите, подождите. Перед тем, как попасть Край говорящих зверей вы должны обязательно посетить музей великого русского баснописца И.А. Крылова. Почему мы говорим русский? Почему великий? На протяжении всей своей жизни Крылов гордился своей Родиной, любил всё русское: язык, народ, природу, искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое поклонение перед всем заграничным (сейчас это особенно актуально). Крылов глубоко и серьёзно работал над своими баснями. Посмотрите, перед вами выставка его книг.

Иван Андреевич Крылов... Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками.

А вот в Петербургском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чем-то,

бронзовый Иван Андреевич Крылов в окружении зверей-героев своих басен. О

чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство.

Родился Иван Андреевич Крылов в семье армейского офицера, который до

капитанского чина дослужился от рядовых. Десять лет было мальчику, когда отец

умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Крылов вынужден был много трудиться, а на досуге он самостоятельно изучал

французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Вы знаете, что всю свою жизнь И.А. Крылов учился, повышал уровень своих знаний. Это достойный пример для вас, ребята. Учитесь, старайтесь, и из вас выйдут такие же замечательные, грамотные, достойные люди, каким был И.А. Крылов.

Темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Учитель. Что ж, ребята, вот мы и в чудесном Крае. Ой, смотрите, кто это

там?

^ Инсценировка басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Беседа.

Учитель. Назовите мораль басни "Ворона и лисица".

^ Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.

Учитель. Как изображена Ворона в басне?

^ Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.

Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?

Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр,...



^ Ворона и лисица проводят викторину.

Ворона. Гости дорогие, покажите-ка свои знания и умения. И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями. На доске вы видите слова М. Исаковского, посвященные юбилею И.А. Крылова. Прочитаем их. (Читает один ученик).

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

  • Почему выражения называются "крылатыми"? А сейчас проведём конкурс "крылатых выражений". У нас волшебный цветок. На каждом лепестке строчка из басен Крылова. Вам надо угадать басню.

  • В сердце льстец всегда отыщет уголок" ("Ворона и Лисица")

  • "Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей")

  • "А ларчик просто открывался". ("Ларчик")

  • "А Васька слушает, да ест". ("Нот и Повар")

  • "Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!" ("Слон и Моська")

  • "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь." ("Квартет")

  • "Сильнее кошки зверя нет". ("Мышь и Крыса")

  • "В семье не без урода". ("Слон на воеводстве")

  • "Как белка в колесе". ("Белка")

  • "У сильного всегда бессильный виноват" ("Волк и Ягненок").

^ Лисица. Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Учитель. Послушайте, как хорошо поют в лесу.

Инсценировка басни «Кукушка и петух». Беседа.

  • ^ Что высмеивает автор в своей басне?

Ответ: здесь разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество.


    1. Предметы из посылки Название басни

      вопрос. Какими вы представляете себе героев басни?

Ответ; кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное "ку-ку" сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет "мой милый петушок", "мой куманек". Она утверждает, что он поет "лучше райской птички", хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

    1. вопрос. Встречали ли вы в жизни таких "петухов" и "кукушек"?

Ответ: Да. Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают.

    1. вопрос. Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?

Петух. Кукушка, вчера я получил посылку, в которой обнаружил очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо):

«Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы, что иллюстрируют эти рисунки».

Жемчужина Сыр Очки Ларец

Тарелка и ложка

Зеркало Ноты Бочка
Кукушка. Что ж, пусть помогут нам наши гости.

"Петух и Жемчужное Зерно"

"Ворона и Лисица"

"Мартышка и Очки"

"Ларчик"

"Демьянова уха"

"Зеркало и Обезьяна" "Квартет" "Обоз", "Две бочки"

Кукушка и петух. Молодцы, гости, все знают. А не устали ли наши гости с дороги? Давайте немного разомнемся (физпауза).





^ Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания - руки вперед).

^ Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания - руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)





Учитель. Размялись немного. Передохнули. Смотрите, да ведь это герои басни «Стрекоза и муравей».

^ Инсценировка басни «Стрекоза и муравей». Беседа.

- Ребята, а в чем мораль данной басни?

Стрекоза. Дорогие гости, мы наслышаны, что вы замечательные знатоки басен. Умницы! А справитесь ли вы с нашими заданиями? Разгадайте-ка кроссворд.
Вопросы

      1. Героиня басни "Квартет".

      2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

      3. Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?

      4. У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?

      5. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?

      6. Любимое блюдо Демьяна.

      7. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".

      8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

Муравей. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето".

Ответ. Стрекоза. Стрекоза. Да, это я.

Муравей. А теперь мое задание. Игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?

        1. "Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит". Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

        2. У. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!" Д. Надо: "Петушок".

        3. У. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись". Д. "Взялись".

        4. У. "Ворона гавкнула во все воронье горло". Д. "Ворона каркнула".

        5. У. "Мартышка к старости слаба ушами стала". Д. "Глазами".

        6. У. ""Соседка, перестань срамиться" - ей бабка говорит". Д. "Шавка говорит".

Муравей. Да, молодцы. Друзья, для вас задание приготовили еще медведь с обезьяной. Наведайтесь к ним.

^ Инсценировка басни «Обезьяна и зеркало».

- Назовите главных действующих лиц. Какими вы их себе представляете? Чему учит нас басня?

Медведь. На доске написаны пословицы, которые являются народной мудростью, призванные учить и воспитывать. Подберите, если возможно, к басням Крылова, которые мы прочитали, пословицы и объясните, почему вы так считаете.

На доске:
Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

Д. Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».

- Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».

Обезьяна. Ребятки, к басням нашего любимого Ивана Андреевича создано множество иллюстраций. Их авторы - Яровой, Нарбут, Строганова, Алексеев и многие другие. Ваша задача сейчас - отгадать, к какой басне нарисованы каждая из картинок.

Учитель. Спасибо вам большое, Говорящие звери. Вы нам очень помогли, ваши басни нас многому научили. Верно, ребята? А чему учат нас басни? А все это мы с вами познали благодаря удивительным произведениям замечательного русского писателя И. А. Крылову. Именно благодаря его творчеству у нас сегодня состоялось путешествие в Край Говорящих Зверей. Понравилось вам оно? Что вы нового для себя вынесли из него?

Мне было очень приятно видеть вас такими организованными, грамотными. Давайте посчитаем, кто же у нас оказался самым эрудированным? Молодцы. Да, И.А. Крылов создал поистине замечательные творения, многие фразы из которых стали, как мы с вами выяснили, крылатыми. Басни многому нас учат, мораль их важна. И я заметила, что вы следуете советам И.А. Крылова.

Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно прочитать мораль к одной из


басен И.А.Крылова.

Дело

нет

лад

на

в

не

согласья

их

/

когда

пойдет

товарищах




Ответ. "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет."

Крылов учит нас быть честными, открытыми, дружными.

Д/з. Мне очень хочется, чтобы наше путешествие не прошло для вас бесследно. Поэтому предлагаю вам написать небольшое сочинение-размышление «Чему учат нас басни И.А. Крылова».


Похожие:

Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconСодержание: Введение I. Язык басен Крылова II. Речевая характеристика...
Муниципальное образовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок по теме «Сопоставительный анализ басен Эзопа, А. П. Сумарокова...
Урок по теме «Сопоставительный анализ басен Эзопа, А. П. Сумарокова и И. А. Крылова о Вороне и Лисице» (программа по литературе Меркина...
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок литературного чтения в 4-м классе. Тема урока: «Басни И. А. Крылова»
Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И. А. Крылова
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconТема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели
Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить Лафонтеном, басни которого известны нам в...
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок природоведения в 4 классе по теме «Наш край»
Ребята, мы с вами отправляемся в очередное путешествие по родной стране. Наш помощник- компьютер. Нам надо ввести код в компьютер....
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество»
Метапредметный урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» (Влияние факторов среды на биоценоз)» биология 7 класс
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок №4. Художественный мир И. А. Крылова
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего...
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок в 7 классе по теме : «Путешествие по северным материкам»
Цель урока: Систематизировать и проконтролировать ранее полученные знания учеников по данной теме
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок по теме: «В мире басен И. А. Крылова. Путешествие в Край Говорящих Зверей» iconУрок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя"
Урок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя". Критика "общественного договора" Ж. Ж. Руссо. Мораль...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница