Скачать 1,63 Mb.
|
Федор Ермошин АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ И ТОМАС МАНН Глава из кн.: «Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая литература» 2010 г. Федор Ермошин 1 АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ И ТОМАС МАНН 1 Предисловие 3 Метод 4 1. Замыслы фильмов по произведениям Манна на страницах «Мартиролога» 16 «Хорошо бы поставить "Иосифа"…» 17 «Ливеркюн – фигура очень и очень понятная…» 21 Значимое отсутствие 34 2. Кинематографическая практика Тарковского и творчество Т. Манна 37 2.1. Дитя сидит у бездны: «Иосиф и его братья» и образная структура «Иванова детства» и «Зеркала» 37 2.2. Творчество Манна и «Андрей Рублев»: жанровые переклички 39 2.3. Творчество Манна и «Андрей Рублев»: сюжетные и мотивные переклички 43 2.4. Влияние творчества Манна на поэтику «Соляриса» и «Сталкера» 49 Время 50 Пространство 50 Местный идиолект 53 «Страна, Откуда Никогда Не Возвращаются» 54 Воздействие среды 56 «Поливание науки» 58 Музыка и шум 62 2.5. Творчество Манна и элементы мотивной структуры «Зеркала» 65 Прекрасное – безобразное 66 Тонио Крегер и Алексей 68 «Вернуться туда невозможно, и рассказать нельзя» 70 Память как боль 72 2.6. Манн и «Гофманиана» 73 Болезненный гений. Здоровый бюргер 74 Любовь – смерть – музыка 77 На грани слышимости 78 2.7. «Надоели все ваши красоты…»: творчество Манна и фильм «Ностальгия» 82 Сосновский – Горчаков – Доменико – Леверкюн 83 «Так называемые здоровые» 85 2.8. Творчество Манна и «Жертвоприношение» 88 Ницше 91 «Странные люди, эти актеры…» 92 3. Тарковский и Манн: концепция художника и творчества 95 Женские образы 97 Художественная философия времени 98 Проблема творческого рационализма 103 Заключение 106 Библиографический список 108 Источники 108 Рерберг Г., Чугунова М., Цымбал Е. Фокус на бесконечность. Разговор о «Сталкере» // Искусство кино. - 2006. - №4. С. 107-125 [Интернет-ресурс]: http://www.kinoart.ru/magazine/04-2006/pabl0406/Rerberg0406/ 108 Исследования 110 Summary 112 Предисловие Томас Манн (1875-1955) входил в круг писателей, наиболее любимых и ценимых Андреем Арсеньевичем Тарковским. Прямые и косвенные отсылки к произведениям немецкого писателя пронизывают творчество русского режиссера. «Но разве "Фауста" Гете читают все подряд? "Волшебную гору" Томаса Манна или "Преступление и наказание" Достоевского? Все знают, но читают немногие»1, – так Тарковский не раз говорил в ответ на вопрос, почему он не желает идти на уступки «простому» зрителю. Произведения Т. Манна в таких случаях оказывались одним из примеров неподкупного искусства, которое существует, «как часть природы, часть истины независимо ни от их автора, ни от публики»2. Существенно, что Тарковский неоднократно ставил Манна в один ряд с Ф.М. Достоевским и В. Гете. Например, в интервью 1985 г.: Вот, скажем, "Фауст", можно ли его прочитать? Ну, конечно, можно – достаточно заплатить деньги и купить "Фауста". Но ведь ты никогда не купишь Гете! Ты пойдешь в книжный магазин и купишь фотороман или какой-то бестселлер, который принято покупать. <…> У тебя не возникнет потребности приобрести Томаса Манна или Гессе, Фолкнера или Достоевского. Хотя все это можно купить3. Тем не менее, несмотря на значимость для Тарковского творчества Манна, анализ того, как именно это влияние проявлялось, до сих пор не был произведен. Впрочем, можно назвать многочисленные попытки сопоставительных работ подобного рода, посвященных Тарковскому в его взаимодействии с теми или иными художниками. Это направление исследований вполне оправданно, ведь изучение интертекстов и влияний помогает обозначить творческие ориентиры режиссера. Тем более, что сам Тарковский считал понятие культурной преемственности основополагающим для духовной жизни: «Мне необходимо ощущать свою преемственность и неслучайность в этом мире, – говорил он. – <…> Для меня всегда было очень важно установить свою принадлежность традиции, культуре, кругу людей или идей»4. Уже в этой черте можно усмотреть сходство с концепцией творчества Манна. Как пишет известный германист Т.Дж. Рид, “tradition is an obvious guiding concept for a study of Thomas Mann. There can be few writers whose concern with the legacy of the past good and ill, was so conscious and intensive, and very few in whose works the materials of a cultural tradition are so prominent”5 [«Традиция – очевидный ориентир при изучении Томаса Манна. Не много найдется писателей, чье внимание к наследию прошлого, хорошему и дурному, было столь сознательным, острым, и очень мало таких, в чьих произведениях принадлежность культурной традиции была бы настолько заметной»]. |
![]() | Томас Мор «Утопия» Томас Мор [1478—1535] — первый социалист-утопист, писатель и выдающийся государственный деятель Англии | ![]() | Андрей Николаевич Андрей Николаевич Краснов Дата рождения Батуми, Аджария (по другим сведениям — Тбилиси). Похоронен в Батумском ботаническом саду |
![]() | Проклятье фараонов Герои: Андрей, Катя, Миша, Юлиана, Григорий Антиподов, Нелли Угарова, Андрей Пузяев, Наталья Мурлыкина, Юлия Пенджабова, Сергей Копеин,... | ![]() | [•] Известный ученый, православный богослов диакон Андрей Кураев... Отец Андрей, можно ли ваши пользующиеся огромным успехом лекции о Православии назвать проповедью? |
![]() | «Куртис Фейс. Путь Черепах: Из дилетантов в легендарные трейдеры»:... Оригинал: Curtis Faith, “Way of the Turtle. The Secret Methods that Turned Ordinary People into Legendary Traders” | ![]() | Дальше будет новый день Красивая мебель, огромный стеклянный стол, несколько картин, в цвет подобранные шторы. Много разной бытовой техники. На кухню заходит... |
![]() | Андрей Кураев "Мастер и Маргарита" Диакон Андрей Кураев аргументированно отвечает на самые острые вопросы, вызываемые как романом, так и его современной экранизацией.... | ![]() | Т. Манн Генрих фон Клейст и его повести Текст предоставлен порталом "Журнальный Зал" (архив журнала "Иностранная литература") и воспроизводится по изданию: "Иностранная... |
![]() | Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» На самом деле в книге два отца и два сына Болконских: старый князь Николай Андреевич и князь Андрей, а также князь Андрей в роли... | ![]() | Доктор Рахматуллах Марзуки 1 Хорас Манн убежден, что либерально-демократическая система нуждается в образованных граждан, которые, познавая законы общественного... |