А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво




НазваниеА жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво
страница1/4
Дата публикации10.04.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


2. ПРИНЦИПЫ И ТАКТИКА ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ

2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Проблема образования – это  проблема формирования нашего будущего. Не секрет, что нынешняя система образования ориентирует на заучивание случайно или намерено поддерживаемых догм. Это, во-первых,  вызывает у учащихся стойкое отвращение к учебе, к наукам, к учителям, к учебникам, воспитывает стойкое  отвращение к  родному языку, родной литературе,  во-вторых –  это затаптывание творческого потенциала, зачатки которого есть во всех детях. Более результативное торможение развития  человечества  трудно себе представить. Всё и сразу перевернуть это невозможно. 

О целях и задачах образования спорят давно и часто безуспешно. Решить этот вопрос - это действительно значит определить цели и задачи существования человека, человечества. Мы сузим задачу и предложим на обсуждение следующий тезис: общее образование, школа нужна для того, чтобы подготовить детей к жизни, а жизнь всегда и сегодня - это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект НВО.

Итак, преподаваемые предметы - это то, что  как правило, никогда в жизни не сможет понадобиться. А то, что  и смогло бы,  стандартный учитель  не может, не научен это показывать. Это не говоря уже о том, что нетрезво влюбленные в свои предметы учителя, очевидно неосознанно соревнуясь между собой за влияние на учеников, задают им на дом ровно столько, чтобы их и только их предмет занял  всё свободное время ученика. А где-то и еще больше. Так что вклад школы в явление повального нездоровья школьников – основной.  И если бы эти потери кто-то подсчитал и предъявил школе к компенсации, школа бы просто рухнула.

Первоначально (2005 год) нами предполагалась идея организации  специальных  Академий творчества, но т.к. это слово уже основательно заезжено (напомним: от карточных игр и художественного творчества), то определимся точнее: университетов, а первоначально школ общественного развития, проще – школ творчества для формирования людей, ориентированных на создание  нового и общественно полезного.

         Вкратце, смысл предлагаемой реформы школы дан в предыдущем разделе. Он состоит в следующем. Суммарное время учащегося делится на 3 сектора: Часть - 30 % времени учащегося - отдается на Сектор общественного развития, сектор творчества по совершенно новым учебникам (сайт, п. 6.10), коллективно подготовленным с использованием имеющихся у нас и других специалистов (в том числе в Интернете) материалов – в основном для этого и будут необходимы дополнительные затраты, вместе с  временными доплатами учителям это порядка 4 млн. ам. долл. на 4 экспериментальные школы - расчет см. ниже. Предметный сектор (около 60 % времени) с обучением общепринятым предметам, но по объему, сокращенному в 1,5-3 раза  - на первых порах просто отчеркиванием на полях по 3-м уровням в специально отобранных наиболее удачно написанных  учебниках, пока без написания новых; при этом для занятий с особо заинтересованными учениками предусматривается оплата дополнительного учительского времени пропорционально числу заинтересовавшихся и времени занятий. И наконец, Личный сектор - это 10 % времени - отдается на углубленное занятие физкультурой, знакомству с природой и основами ее сохранения, музыке, чтению высокохудожественной литературы, знакомству и сопоставительному анализу основ разных религий и т.д. 

Видимо, едва ли  найдется одна, даже достаточно мощная организация, которая справится  с задачей осуществить такую школу сразу и главное –  признать ее официально. И  принять участие в разработке ее принципов и дать соображения по следующим вопросам, чтобы проще было превозмочь силы сопротивления в будущем:

1. Самые «выдающиеся» перлы из программ  школы или института. В школе нам удается  наблюдать  самые ужасные штуки, особенно в таких предметах, как русский и литература, что прямо и недвусмысленно вызывает у  учащихся  стойкое отвращение к русской литературе и русскому языку, вообще к литературе и языку.  Как и в других подобных случаях,  каждый раз, натыкаясь на новые и новые промахи,  встает  вопрос:  это так кем-то задумано  или проходит случайно?

2. Способы преодоления такого явления.

3. Учебные заведения, авторы учебников и преподаватели, готовые на глубинные изменения всего вышесказанного.

Ожидаемые материалы от Вас  будут публиковаться соответственно рубрикам, указанным на главной странице специально созданного сайта.

Нормальный ответ может содержать от одной до десяти страниц, но основные 1-2 тезиса должны быть выполнены максимально кратко в размере от 30 до 100 слов. Это нам максимально упростит обзор  материалов дискуссии.

^ Цель разработки проекта НВО: подготовка к созданию общероссийского высшего учебного заведения для обучения и воспитания творчески наиболее одаренных и общественно ориентированных учащихся по общественно наиболее важным дисциплинам.

^ Об актуальности создания учебного заведения нового поколения в России и таким образом снижения притягательности других стран для эмиграции.

Многократные после социалистической, а потом и капиталистической революций волны массовой эмиграции – это действительно существенное обеднение нашего национального генофонда, и снижение его интеллектуального потенциала. Что всему этому можно противопоставить?  - только понимание истинного положения дела  и соответственно организация общества на максимально возможное использование  остающегося пока в России интеллектуального потенциала тех, для кого судьбы  России не безразличны. Придется  нам также вспомнить  отработанные системологией  методы конструирования совершенных систем из несовершенных элементов. И терпеливо, поколениями, совершенствовать национальный генофонд. В том числе – но не в первую очередь - путем активного приглашения эмигрантов назад и главное за счет настойчивой позитивной реорганизации образования, начиная со школьного, т.е. с первых шагов встречи ребенка с социальной средой.

^ Задачи предлагаемого университета (школы) и всего проекта НВО были перечислены выше. Вкратце, это создание объединительного представления о Мире, максимальное развитие творческих способностей, воспитание лиц, способных инициировать и осуществлять нетрадиционные решения, воспитание социально ориентированной психологии, направленной на внесение вклада в ускорение общественного, прежде всего социального развития страны, разных стран и народов; разработка основ духовного, во всяком случае – социального единения конфессий, различных духовных сообществ, народов и рас; обучение теории и практике самооценки и оценки, т.е. общественной полезности своих и чужих нововведений, поиск узких мест в составе функций основных  общественных институтов Нашей Цивилизации, создание очага (очагов) распространения по Земле общественно направленной идеологии для творческого преображения планеты Земля в мир максимального благоденствия и гармонии человека и природы, с постепенной  конвергенцией разных социально-экономических и политических  систем в мировой общественный строй «ГУМАНИЗМ», оперативный поиск основ нового, гораздо более совершенного права, способного обеспечить неотвратимость и достаточную скорость такого развития.

Все это - задачи новой образовательной системы, для формирования которой и разрабатывается проект НВО и его начальные стадии «Школа творчества», начиная с экспериментальных реализаций на реальных школах, и «Университет общественного развития» - специальное учебное заведение.

О школе творчества достаточно подробно было сказано в предыдущем разделе, здесь есть смысл более подробно поговорить об университете, повторив некоторые положения, приведенные в разделе 1.

 Предполагается, что это будет университет общественно-государственный с минимальным базовым бюджетным финансированием и с возможностью вкладов от спонсоров и заказчиков будущих выпускников.

Это будет первичное или второе высшее образование. Предусматривается добровольный выбор предметов для углубленного изучения, в т.ч.: языков; истории и теории ускорения общественного прогресса; теории и практики творчества, микро- и макрооценки его результатов; стимулирования качества и экологической чистоты продукции и социально-экологической эффективности производств; основ религий и разделов философии; разных естественных и технических предметов; искусства сохранения и умножения физического и психического здоровья человека.

Обучение будет производиться путем погружения в каждый предмет на неделю или недели.

Всё это в конечном счете позволит выпускникам не искать работу менеджера или бухгалтера, а их нанимать. Профессия выпускника: инженер общественного развития (будет согласовываться).

^ Подбор студентов: Критерии отбора при смешанном финансировании в настоящее время отрабатываются. Видимо, для университетов будет предусмотрен специальный режим отбора: кроме определенного объёма знаний –  еще и по уровню талантов исследователя и главное – конструктора технико-экономических и социальных систем. Отбор будет происходить через оценку успешности решения конкурсных задач из разных сфер жизни с простыми коллизиями, понятными лицам из всех слоев общества и отбираемыми для каждого из абитуриентов по закону случайных чисел с анализом полученных анонимных ответов преподавателями с оценкой ими в баллах представленных ответов (естественно, с учётом заранее проставляемой сложности задач). Сумма баллов в последующем (поквартально или раз в полугодие) определит долю оплаты каждым  студентом относительно максимума, так что группа наиболее удачно справившихся с задачами (с учетом трудности задач) будет учиться без оплаты, а справившиеся наихудшим образом должны будут – в случае, если не будет оплаты от государства или от спонсоров - оплачивать учебу двух человек. Доли оплаты со стороны студентов будут в процессе обучения гибко меняться в зависимости от успешности регулярно проводимых тестирований и экзаменов.

Очное обучение с 10 до 30 лет, заочное – неограниченно.

^ Подбор преподавателей: через конкурсы, включающие оценку предложенных ими программ, освоенное ими искусство преподавания, преподнесения знаний и навыков (логика, образность, язык, этика общения с учащимися…). Официально для условий полного пансиона преподаватели приглашается на одну неделю без выезда с территории вуза. За эту неделю преподаватель обязан будет изложить все базовые основы своего предмета. Однако в зависимости от результатов оценок преподавателя самими студентами ему может быть предложено остаться на следующую неделю для чтения лекций в вечернее время (максимум ещё на одну - две неделю). Параллельно по каждому предмету будут работать два преподавателя с разными или даже противоположными взглядами (позициями). Это обеспечит активное погружение в каждый предмет с возможностью всесторонней оценки предмета.

Планируется приглашение лучших специалистов России, Запада и Востока. Будут привлекаться не только профессионалы-преподаватели, но и успешно состоявшиеся своим трудом и умением бизнесмены, изобретатели, конструкторы социальных изобретений, ученые, политики, управленцы и т.д.

^ Проведение занятий. В целом предполагается погружение в максимально благоприятную для творчески активных личностей социальную и культурную среду, с минимальной внешней телекоммуникацией (кроме актуальных сведений типа Последних известий). Наилучшим будет режим полного пансиона.

Кроме фундаментальной теоретической подготовки по отобранным предметам, будет обучение навыкам работать руками (например, на строительстве новых корпусов вуза), обязательная практика на предприятиях и в организациях, обязательная физическая подготовка, внедрение культуры общения, деловой и личной этики и т.д.

Как уже говорилось, все уроки будут идти с записью на аудио- и видеокассеты для использования менее успевающими студентами или отсутствующими (например, из-за присутствия на параллельно идущем уроке) и для продажи за пределами вуза.

Для отдыха и в воспитательных целях будут приглашаться наиболее талантливые театральные и музыкальные коллективы. Особо тщательный отбор музыкальных программ для музыкального фона – из наиболее достойных представителей всех музыкальных жанров.

^ Университет, как уже указывалось, не будет кастовым учебным заведением, ибо, во-первых, каждый может пойти в него учиться (но с оплатой обратно пропорционально своим творческим успехам); во-вторых, аудио- и видеозаписи, специально подготовленные учебники и учебные пособия будут распространяться и вне пределов университета.
Не будет преувеличением сказать, что любая реорганизация любого устоявшегося процесса, тем более социального, связана не только с дополнительными затратами средств материальных, но еще и со значительным перенапряжением общественных отношений, с затратами психологической энергии профессионалов на преодоление привычных стереотипов поведения. Смена целой вертикали образования, пусть в первую очередь в небольших «производственных масштабах» - двух-четырех школ, затем вузов и, наконец, специализированного Университета творчества - вопрос совсем не простой. Поэтому надо четко представить, ради чего стоит ломать копья.
Существующая система образования – именно как система, как устойчивое формообразование, совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующая в интересах обеспечивающей ее существование надсистемы, в данном случае общества, – выполняет цели средствами, определенными много сот лет назад: это насыщение учеников максимальным количеством знаний в соответствии с установленными требованиями государственных и международных образовательных стандартов по курсам учебных дисциплин на максимально возможном уровне и требование к учащимся их максимального понимания и даже просто запоминания. Для условий все ускоряющегося общественного прогресса, тем более в интересах объявленных в России в последние годы приоритетных целей инновационного развития и социализации экономики, это уже совершенно не соответствует требованиям времени.

Для анализа причин потенциального отставания такой системы от быстро меняющихся общественных интересов, а затем определения наиболее эффективных направлений ее развития, тем более радикальных, есть смысл рассмотреть ее подсистемы в виде последовательного ряда этапов-элементов ее организации, рассмотреть их роль во все ускоряющемся усложнении сегодняшних требований и увидеть возможные поворотные точки. Вот эти элементы в первом приближении:

  1. Определитель целей и задач образования, в том числе требований к качеству учебников, преподавателей и к набору выходных знаний учащихся, а также к уровню их социализации, приспособленности жить среди общества и для общества,

  2. Подсистема подготовки в соответствии с этими целями и задачами требований к учебникам и преподавателям, создание условий для жизнеобеспечения в школьной среде (психологических и физиологических),

  3. Производственная подсистема передачи и поэтапного контроля знаний и умений на уроках, лекциях, на отдельных занятиях и экзаменах,

  4. Мониторинг конечного уровня качества (полезности) образования «по плодам», - там, где оценка этого уровня может быть формализована.


Как можно видеть, практически все задается, начиная с первого пункта, там и потребуется некоторое переопределение целей и задач образования. Основная цель нового образования может быть определена как максимизация его общественной эффективности за счет повышения гибкости мышления человека при встрече с любыми непрерывно появляющимися новыми задачами, быстрая перестройка поведения в быстро меняющемся мире. Начиная с ранних лет делать это оказывается намного более эффективно, чем позже. Именно это позволит существенно снизить будущие затраты на переориентации людей на новые ситуации, сделать их менее болезненно для людей и более экономно для общества, то есть повысить общественный эффект и снизить существующие затраты (то и другое - всех видов) на единицу требуемых дополнительных затрат (тоже всех видов).
  1   2   3   4

Похожие:

А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconОтдел образования ошмянского райисполкома гуо «цуденишский учебно-педагогический...
А вот всегда ли это рационально? Домашнее хозяйство – это тоже потребление природных ресурсов, и каждый из нас способен изменить...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconФормирование здорового образа жизни как актуальная проблема образования Работу
Но, к сожалению, зная это, мы не всегда стремимся выполнять правила, способствующие сохранению здоровья. А когда теряем его, уже...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво icon10 ноября прошла V районная экологическая конференция «Экология и жизнь» 11 ноября
Это человек, который слышит от нас столько упреков, терпит столько наших истерик, проходит с нами через все трудности и препятствия…...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconКлассный час «Я человек, но какой?» 1 этап. Сообщается тема классного...
Льше эта Тень. Если нечто низкое осознается, у нас всегда есть шанс исправиться. Более того, тогда оно находится в постоянном контакте...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво icon„ а у нас…”
Мы благодарны вам за ваш труд и стремление не только научить нас определенным учебным дисциплинам, но и помочь нам стать лучше и...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconСочинение на тему «Молодёжь и выборы»
Наркомания, алкоголизм, спид – неужели только это удел моего поколения? Хочется верить, что нет. Ведь именно от нас, молодёжи, зависит,...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconКнига Небытия (Только для мёртвых) «Николаев»
Мужеством, ибо Вы тот, кто должен погибнуть! Та жизнь разума, которую Вы являете,- чиста, магична и самодостаточна, чтобы прорвать...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconУрок-экскурсия (экология, биология, химия) по теме «экология и быт»
Свою планету. Маленький принц жил на маленькой планете, ему легко было это сделать. А маленькая планета каждого из нас – это наш...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconВот и наша школа теперь имеет свою школьную газету! Это есть её первый выпуск. Нравится?
«Большой Перемены». Так как это первый выпуск, просим строго не судить. Мы только учимся, и сделаем всё, чтобы наша газета была интересна...
А жизнь всегда и сегодня это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект нво iconЛегализация эвтаназии в зарубежных странах
«стоимость» – жизнь. А что это, жизнь? Бытие, проблемы, чёрные и белые полосы, мимолётное счастье, серые будни, долгожданные выходные,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница