Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители




НазваниеПрограмма внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители
страница1/5
Дата публикации27.07.2013
Размер0,84 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Программа

внеурочной деятельности младших школьников

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Авторы- составители

Мартынова Е.М.

учитель начальных классов

Егорова Е.И.

учитель начальных классов

Комсомольск 2011





2. Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, заниматься физкультурой и спортом.

  1. Создание атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, с учителем, с окружающими; освоение детьми моральных норм поведения.

  2. Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности в процессе использования новых возможностей- информационного потенциала Интернета, различных дистанционных форм деятельности.

  3. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», понимания необходимости учения.

Задачи:

  1. Формировать активную жизненную позицию, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

  2. Развивать коммуникативные навыки и навыки самоорганизации;

  3. Воспитывать потребность в освоении основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • Владеющий основами умения учиться; способный к организации собственной деятельности;

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Планируемые результаты.

Ученик получит:

  1. Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;

  2. Установку на здоровый образ жизни;

  3. Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  4. Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

  5. Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

  6. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;

  2. Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;

  3. Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  5. Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Программа внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 1 год и организуется по пяти направлениям развития личности: духовно- нравственное, спортивно- оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

Все эти дисциплины имеют самостоятельное значение, но, в то же время, взаимно дополняют друг друга.

  1. ^ Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания личности основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.

^ В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

    • Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально- ответственному поведению;

    • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно- продуктивной деятельности;

    • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;

    • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

    • укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество.

В сфере общественных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности выделяет базовые национальные ценности:

  • Патриотизм

  • Социальная солидарность

  • Гражданственность

  • Семья

  • Труд и творчество

  • Наука

  • Традиционные российские религии

  • Искусство и литература

  • Природа

  • Человечество.

Предлагаемая программа кружка «Народные игры и обряды» предполагает изучение традиций русского народа, в ходе которого решаются воспитательные задачи приобщения школьников к изучению истории своего народа, следованию традиций предков, воспитанию патриотических чувств.

  1. ^ Спортивно- оздоровительное развитие и воспитание личности.

В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработаны программы кружков «Быть здоровым» и «Народные игры». Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр, способам сотрудничества и общения, пополнят кругозор при изучении детского фольклора.

Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.

Задачи:

  • Сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;

  • Сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

  • Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

  • Сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

  • Формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе,

общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.

  1. ^ Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.

В данном направлении предполагается реализация следующих программ: тематического кружка «Вместе с книжкой мы растём» и научно- познавательного клуба «Почемучка». Тематический кружок «Вместе с книжкой мы растём» организован и ведётся при содействии ДК им. Комсомола, руководитель- заведующая библиотекой филиала Тисульской ЦБС Баяндина Н.В.

Формы организации интеллектуальной деятельности различны. Среди них наиболее эффективны- олимпиады, игры, КВН, творческие мастерские, викторины, тесты, кроссворды и другие.

Задачи:

  • Формирование умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

  • Формировать универсальные учебные действия при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

  • Развивать широкие познавательные интересы, инициативу, любознательность, мотивы познания и творчества

Ценности: интеллект, творческие способности, целеустремлённость, преодоление трудностей.

  1. ^ Общекультурное развитие и воспитание.

В процессе формирования личности ребёнка воспитание этики имеет существенное значение. Особую значимость приобретают нравственные знания и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умения жить среди людей. Данное направление представлено программой «Азбука этикета», изучение которой направлено на воспитание этической культуры школьников.

Общекультурное развитие и воспитание предполагает внеурочную деятельность в сфере художественно- эстетического творчества. Таким образом, решаются задачи приобщения детей к культуре и искусству. Поэтому целесообразно использовать во внеурочной деятельности разработанную и представленную программу кружка «Разноцветная палитра».

Задачи:

  • Формировать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, в природе;

  • Формировать стремление избегать плохих поступков, умение признаться и проанализировать;

  • Дать знания о правилах этики, культуры речи;

  • Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и малышам;

  • Формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира, развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Ценности: мораль, право, обязанность, уважение, доброжелательность, честность, культура

речи и общения, уважение к культурному наследию своего народа.

  1. Социальное развитие и воспитание.

Социальное творчество- это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно- новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество- это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: концерт для ветеранов, субботник по уборке территории, сбор вещей для малоимущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детского дома, выпуск газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток для ветеранов, экологическая экспедиция по очистке участка реки. Любое общественно- полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся. Данное направление представлено программой экологического клуба «Росинка»

Задачи:

  • Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере экологических сюжетов);

  • Формировать у детей стремление к самостоятельной общественно- значимой деятельности.

  • Учить сотрудничеству при организации КТД.

  • Учить ценить общественно- полезную значимость коллективной деятельности.

Ценности: ответственность, экологическая грамотность, милосердие, взаимопомощь, сотрудничество.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Комсомольская средняя общеобразовательная школа




^ Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

^ Отличительные особенности программы

  • Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.

  • Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.

  • Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.


Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.

^ Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования;

  • Приобщить обучающихся к творческой, исследовательской деятельности;

  • Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.

^ Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся 7 - 8лет.

^ Формы организации деятельности

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

^ Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

  • Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

  • Особенности традиционных календарных праздников;

  • Основные жанры фольклора, в том числе детского;

  • Основные игрушечные промыслы России;


Уметь:

  • Играть в народные игры;

  • Делать простые игрушки из глины;

  • Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.


Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

  • опросов по изучаемым темам;

  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;

  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

Учебно-тематический план.

Колич часов

№ п/п Наименование разделов и тем теорет. практич. Всего
1 Устное народное творчество 3 4 7

1.1 Введение. Жанровая система 1 1 2

1.2 Прозаические жанры русского фольклора 1 1 2

1.3. Детский фольклор 1 1 2

1.4 Обрядовый фольклор - 1 1

2 Игровая культура 4 6 10

2.1 Народные игры 2 3 5

2.2 Народные праздники 2 3 5

3 Этнография 2 2 4

3.1 Основные понятия 1 1 2

3.2 Народный костюм 1 1 2

4 Декоративно-прикладное искусство 3 3 6

4.1 Народные ремёсла и промыслы 1 1 2

4.2 Традиционные игрушечные промыслы 1 1 2

4.3. Народная символика 1 1 2

5 Методика исследовательской работы 2 3 5

5.1 Методы научного исследования 1 1 2

5.2 Методы собирания и изучения народных игр 1 2 3

6 Выпуск стенной газеты - 2 2

Итого 15 19 34


Содержание программы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconПрограмма внеурочной деятельности младших школьников Федеральный...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconПрограмма внеурочной деятельности 5-х классов в соответствии с федеральными...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconЧто такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconРасписание внеурочной деятельности
Усть–Лабинский район для 1 классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной...
Модуль Основная образовательная программа начального общего образования, реализуемая федеральный государственный образовательный...
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных...
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт...
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconПрограмма "Здоровье" Программа деятельности школы по сохранению и...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconОбразовательная программа внеучебной деятельности Ступени роста
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования Авторы- составители iconМбоу «Вознесенская сош №1»   Основная образовательная программа начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт           начального общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница