Пути повышения качества экологического образования старших школьников




Скачать 150,38 Kb.
НазваниеПути повышения качества экологического образования старших школьников
Дата публикации26.07.2013
Размер150,38 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Культура > Реферат


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.А. Сычёва, Забайкальский многопрофильный лицей-интернат

Изменения в современном образовании, в частности, введение федеральных государственных образовательных стандартов («второго поколения») предъявляют новые требования к образовательному процессу. В сфере экологического образования повышения его качества можно достичь, учитывая уровни его усвоения.
В современной научной литературе содержание термина «экология» понимается шире, нежели это было определено Э. Геккелем. Сегодня оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как система отношений человека к себе, обществу, природе, как интегральная по своей сути дисциплина. Как показывает анализ научной литературы, большинство ученых и педагогов, работающих в сфере экологического образования, поддерживают идею метапредметности науки, отмечая ее мировоззренческий, надпредметный, прогностический, междисциплинарный характер.

Непонимание вышеназванных положений, как показывает практика, находит свое отражение и в преподавании предмета «экология» (вариативный компонент базисного учебного плана), когда, подменяя истинную его цель и сущность, учитель пытается вооружить учащихся лишь комплексом экологических знаний.

Организуя работу по экологическому образованию в Забайкальском многопрофильном лицее-интернате («Региональная экология», 8 класс), мы ознакомились с современными исследовании в этом направлении. Поскольку целью экологического образования является становление экологической культуры, мы рассмотрели сущность этого понятия: экологическая культура – это реализованные в деятельности (поступках, поведении) экологические мировоззрение и сознание. Для нашей работы важны выводы многих исследователей (М.Ю. Гильденков [1], А.Н. Захлебный [2] и др.) о большом влиянии деятельности на формирование экологической культуры у школьников. Именно деятельностный подход к образованию и его результатам значительно отличает экологическое образование от других предметных областей.

Таким образом, экологическое образование, на наш взгляд, одна из немногих образовательных областей, ставящая перед обучающимися серьезную и глобальную цель – формирование экологической культуры. Поэтому овладение знаниями является не главной целью, а лишь средством для становления на их основе экологической культуры личности.

Мы считаем, что при формировании экологической культуры школьников, являющейся комплексным результатом экологического образования, необходимо главный акцент сделать на формировании экологической компетентности через организацию практических видов деятельности, основой для осуществления которых будет система экологических знаний и умений, ценности и отношения.

Формирование экологической компетентности возможно лишь при организации реальной практической деятельности учащихся преимущественно в ближайшем социоприродном окружении. Поэтому, определив универсальный, мировоззренческий характер экологического образования и экологическую культуру как основной, комплексный его результат, мы видим необходимость отметить далее, что основная роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения принадлежит образовательной среде школы как фактору, способному обеспечить формирование эколого-ориентированного сознания растущего человека.

Таким образом, экологическое образование как процесс и результат становления личности, обладающей определенным уровнем экологической культуры, многоаспектно. Осмысление рассмотренных выше идей и мнений позволило выделить специфические черты экологического образования, которые мы учитываем при осуществлении экологического образования, в частности, такие как:

  • универсальность, междисциплинарный, мировоззренческий характер, прогностичность экологического образования, целостный характер воздействия на все сферы личности (эмоциональную, ценностную, когнитивную, деятельностную);

  • активная направленность на формирование ценностей, в частности принятие экологического императива, которым следует руководствоваться в дальнейшей жизни и принимать в соответствии с ними самостоятельные решения;

  • подчиненность экологического образования современным идеям «образования для устойчивого развития», которое призвано переориентировать всю систему образования в соответствии с идеями устойчивого развития; следовательно, экологическое образование как часть образования также будет совершенствоваться и дополняться в направлении изменения стереотипов поведения, стиля жизни, формирования ценностей и отношений, стимулирования социоприродной активности;

  • направленность на активное формирование практических и проектных умений, в частности, принимать целесообразные решения и разрешать экологические проблемы, осуществлять значимую для социоприродного окружения деятельность.

Поскольку мы рассматриваем качество экологического образования старших школьников, кратко рассмотрим сущностные характеристики этого возраста.

Анализируя работы ученых-психологов и педагогов[3; 4] , мы отметили особенности данного возрастного периода: стремление старших школьников и активное развитие аналитико-синтетической деятельности, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами; развитие и проявление инициативы, творческих способностей; становление системы ценностей, самоанализ, критичность и самокритичность; стремление к общественно значимой и полезной деятельности. Следовательно, на первый план в данном возрасте выходят не фактологические знания, а их осознание, формирование на их основе системы ценностей и реализация в значимой для окружения деятельности.

Кроме того, необходимо в процессе экологического образования учитывать уровни усвоения его содержания. Данное положение, несмотря на его давнюю научную обоснованность [5], до сих пор не находит должного применения на практике.

Несмотря на различие предлагаемых классификаций, мы отмечаем общие закономерности: «понимание» стоит на ступень выше «знания», «репродуктивное применение» выше «понимания», а «творческая деятельность» – на самом высоком уровне. Причем каждый последующий уровень включает в себя предыдущий в новых связях и отношениях.

Высший уровень, который мы считаем целесообразным выделить и определить как проектный (для экологического образования), включает в себя поисковую творческую деятельность, исследовательскую, проектную деятельность.

В нашей работе особенно значимо то, что «метод проектов», как отмечают ученые, являясь интегральной педагогической технологией, позволяет проверить достижение всех компонентов надпредметного содержания образования. На наш взгляд, проектную деятельность можно назвать комплексной, поскольку она включает самостоятельную постановку проблемы, определение средств, способов и механизмов ее решения с учетом ценностно-смыслового самоопределения личности, критическую оценку и личную ответственность за результаты осуществляемой деятельности.

Применительно к экологическому образованию, на необходимость и значимость практической, творческой, проектной деятельности указывает В.И. Панов [6]: «экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они закрепляются тренировкой экологически правильных действий» и «более важно – экологично мыслить и экологично поступать».

В рамках нашего исследования выделяем следующие уровни усвоения содержания экологического образования старших школьников:

  • описательный – характеризует умение осуществлять деятельность описательного типа;

  • объяснительный – характеризует умение осуществлять деятельность объяснительного типа, навыки работы с информацией;

  • практический (элементарная деятельность) – характеризует умение осуществлять деятельность практического типа – включает умение применять знания на практике, поступки, коммуникативные и организационно-деятельностные умения;

  • проектный (проектная деятельность) – характеризует умение осуществлять деятельность проектного типа – включает все общеучебные умения, ценностно-смысловое самоопределение, самостимулирование, рефлексию.

Таким образом, при формировании экологической культуры школьников мы уделяем особое внимание формированию экологической компетентности через организацию практических видов деятельности (практический и проектный уровни), средством осуществления которых будет система экологических знаний и умений, ценности и отношения. В ходе активного вовлечения учащихся в определенные виды деятельности формируются умения и навыки учащихся, относящиеся к практическому и проектному уровням (Таблица 1).

Таблица 1

Виды деятельности, формирующие умения и навыки учащихся, относящиеся к

практическому и проектному уровням

Уровень усвоения содержания экологического образования

Виды деятельности по экологическому образованию

практический

Анализ статей учебника, литературных источников, содержащих картографический материал

практический

Работа с приборами в соответствии с правилами получения и обработки данных

практический

Составление плана исследовательской или практической деятельности

практический

Выполнение практических заданий, научно-исследовательская деятельность, лабораторные работы

практический

Работа с учебником, составление развернутого плана-конспекта по какой-либо теме

практический

Составление схемы влияния автомобильного транспорта на природу и человека и др.

практический

Подготовка мини-сообщений, например, на какую-либо тему

практический

Обсуждение газетных статей в аспекте «Природоохранная деятельность государственных и общественных организаций» и т.п.

практический

Реферат, мини-доклад по каким-либо темам


проектный

Экспертная работа на научно-практической конференции, выполнение роли критика, аналитика во время деловой игры

проектный

Составление моделей демографических процессов в России и других странах, моделирование экологической тропы

проектный

Индивидуальная или групповая исследовательская работа, полевая практика

проектный

Представление проекта или исследовательской работы на конференции любого уровня, оформление статьи и ее публикация в СМИ, в сети Интернет

проектный

Участие в деловой игре, научно-практической конференции, экологическом слете

проектный

Осуществление групповой практической деятельности по очистке или озеленению школьной территории, участие в природоохранных акциях

проектный

Реализация проекта по улучшению социоприродного окружения в группе или самостоятельно


Деятельностный компонент экологической культуры необходимо учитывать при определении видов деятельности учащихся, методов и технологий, применяемых в экологическом образовании. В частности, С.С. Кашлев и С.Н. Глазачев [7] считают необходимым использовать следующую систему педагогических средств, таких как: организация целенаправленного общения учащихся с природой; организация разнообразной экологической деятельности учащихся; осуществление межпредметных связей в процессе формирования экологической культуры учащихся; организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования; осуществление педагогической диагностики уровня развития экологической культуры учащихся.

Осуществление такого рода деятельности способствует формированию ценностного отношения к природе, развитию экологической компетентности и возможно, по нашему мнению, лишь при учете средового подхода (деятельность в ближайшем социоприродном окружении) (Таблица 2). надержания ЭОя проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971

Таблица 2

Возможные виды деятельности в социоприродном окружении (практический и проектный уровни усвоения содержания экологического образования)

Практический

Проектный

Выполнить практическое задание, например, по осуществлению наблюдения в природе.

Создать, оформить и реализовать (например, в рамках школьного конкурса проектов, НПК) проект, направленный на исследование, улучшение социоприродного окружения; проект социальной направленности (включающий постановку цели, разработку плана, оценку необходимых ресурсов и материалов, определение сроков, участников, ответственных, планирование результатов, презентацию проекта и его реализацию).

Принять участие в рейде по очистке территории; по озеленению класса, школы и т.п..

Составить и оформить схему, таблицу, график, например, по одной из изучаемых тем для использования в учебном процессе.

Создать агитационные материалы (плакат, листовки) по какой-либо теме, возможно для внеклассного мероприятия «День Земли».

Принять участие в научно-практической конференции (различного уровня), подготовив исследовательскую работу на тему экологической направленности.

Подобрать литературные источники, например, по одной из изученных тем (включая Интернет-источники), грамотно их оформить.

Подготовить статью, например, по какой-либо теме и добиться ее издания в средствах массовой информации, в т.ч. в Интернет.

Написать и оформить реферативный доклад по понравившейся теме.

Принять участие в одном или нескольких этапах деятельности, связанных с использованием социоприродного окружения:

  • организовать и провести экологическую игру;

  • принять участие в создании экологической тропы или организации ее работы;

  • принять участие в экологическом походе, полевой практике;

  • принимать участие в улучшении класса, школьного помещения и пришкольного участка.


Выполнить отдельный элемент проектной деятельности, например, в группе с распределением обязанностей – организовать презентацию проекта, составить список участников и ответственных за осуществление мероприятия и т.п.

Осуществлять виды деятельности, связанные с использованием социоприродного окружения:

  • инициировать создание и обеспечить активную работу экологической тропы, проведение экологических рейдов, десанта;

  • инициировать создание экологических традиций, символики, проведение культурно-массовых мероприятий;

  • участвовать в НОУ с работой на экологическую тему (осуществление проектной деятельности (практические, исследовательские работы), участие в экологических конференциях);

  • инициировать и организовать улучшение школьного помещения и пришкольного участка, класса.


По итогам проведенной исследовательской работы нами были разработаны рекомендации педагогу для осуществления экологического образования:

  1. Определить уровень требований (описательный, объяснительный, практический, проектный), на который сможет выйти преподаватель в соответствии с условиями социоприродного окружения школы, уровнем учебных возможностей учащихся, а также со своими профессиональными и личностными характеристиками;

  2. Проанализировать цели, заложенные в программе, на предмет их соответствия содержанию курса и уровням усвоения содержания экологического образования; при необходимости доработать их;

  3. Проанализировать планируемые методы, приемы, средства, виды деятельности и формы организации обучения на предмет соответствия их целям и содержанию; при необходимости дополнить (Таблица 3);

  4. Определить возможные результаты, которых могут достичь учащиеся в процессе обучения в соответствии с поставленными целями, на данном предметном содержании при использовании необходимых методов, средств и т.п.;

Таблица 3

Дидактические средства вовлечения учащихся в социоприродное окружение

Формы работы

Направления работы

Методы, приемы, средства

  • проектная деятельность;

  • научное общество учащихся;

  • практическая природоохранная деятельность;

  • праздники, культурно-массовые мероприятия, акции;

  • групповое выполнение проектов.

  • работа со СМИ;

  • сотрудничество с дру­гими образовательными учреждениями и учрежде­ниями дополнительного образования;

  • исследовательская работа;

  • улучшение социоприродного окружения школьного помещения.

  • наглядный: видеозаписи о родном крае, мультимедиа-презентации и т.п.;

  • экологические игры, тренинги

  • эксперимент, моделирование, исследование.


Используя формы и методы работы, активно вовлекающие учащихся в практические, комплексные виды деятельности, позитивные для социоприродного окружения, которые соотносятся с возрастными особенностями старших школьников, учитель будет повышать качество экологического образования. Это положение подтверждается результатами исследования, проведенного на базе Забайкальского многопрофильного лицея. В исследовании принимали учащиеся восьмых классов (контрольная и экспериментальная группы), обучающиеся по программе и учебнику «Региональная экология» [8]. Результаты диагностики после проведения экспериментальной работы в течение учебного года приведены в Таблице 4 (методика «Натурафил» [9], различные компоненты отношения к природе). Наиболее изменившиеся параметры – когнитивный, эрудиция и общая интенсивность отношения к природе. Для изменения остальных параметров необходимо более длительное время эксперимента.

Таблица 4.

Уровень экологической культуры старших школьников

Оценка в баллах различных компонентов интенсивности отношения к природе


Группа учащихся

Перцептивно-аффективный

Когнитивный

Практический

Поступочно-инфлюативный

Натуралистическая эрудиция

Интенсивность

экспериментальная

5

4

4

4

5

52

контрольная

5

3

4

4

4

49


Таким образом, повышение качества экологического образования будет возможно при соблюдении основных условий: учет универсального, междисциплинарного, характера экологического образования, использование форм и методов работы, активно вовлекающих учащихся в практические, комплексные виды деятельности, позитивные для социоприродного окружения, преподавание с учетом уровней усвоения содержания экологического образования.

литература

  1. Гильденков М.Ю. Развитие новых форм организации экологического образования сельских школьников: дис…. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1991. – 151с.

  2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Интересы устойчивого развития общества как новый вектор личностно-ориентированного экологического образования. – Режим доступа: www.orc.baikal.ru/docs/forum2007 (5 июня 2006)

  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. – М: Издательский центр «Академия». – 456 с.

  4. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982. – 224 с.

  5. Алексеев С.В. Образование для устойчивого развития: возможные сценарии реализации // О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сборник материалов Всероссийской конференции. – М., 2007. – С. 46 – 51.

  6. Панов В.И. Экологическое образование и формирование экологического сознания // Экологическое образование. – 2001. – № 1. – Стр. 21.

  7. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогические условия формирования экологической культуры личности // О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сборник материалов Всероссийской конференции. – М., 2007. – С. 13.

  8. Горлачёв В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского бурятского автономного округа. – Чита: Экспресс-изд-во, 2007. – 210 с.

  9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. – М., 1995. – 147 с.



Похожие:

Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconОценка результатов экологического образования старших школьников
Защита состоится «24» октября 2008 г в 10. 00 на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций дм...
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconСправка о состоянии экологического воспитания обучающихся в школах Моздокского района
В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Управлением...
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconПрограмма экспериментальной площадки по теме: «Выработка единой языковой...
...
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconПлан повышения качества образования
Работа по изучению личности ребенка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconМоу дпо «Информационно- методический центр» Педагогический опыт:...
В современных условиях инновационный педагогический опыт выступает важнейшим инструментом повышения качества образования
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconПрограмма экологического воспитания школьников моу «Средняя общеобразовательная школа №1»
Программы экологического воспитания школьников «Я – житель планеты Земля» на 2006 – 2009 гг
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconСписок мероприятий для включения в план опытно-эксперментальной работы...
Всероссийская конференция с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям» совместно с пленумом Научного...
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconМотивация современных школьников и пути ее повышения
Мотивация современных школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации...
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconПоложение о мониторинге качества образования в моу сош №6 города Салехарда
Целью мониторинга является определение оснований для обобщения и анализа информации о состоянии качества институциональной системы...
Пути повышения качества экологического образования старших школьников iconПрограмма повышения качества образования. Цель Программы: Создание...
Отивацию и активность всех субъектов образовательного процесса. Такой подход системно обосновывает повышение качества образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница