Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42




Скачать 115.07 Kb.
НазваниеКалендарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42
Дата публикации10.04.2013
Размер115.07 Kb.
ТипТематическое планирование
pochit.ru > Культура > Тематическое планирование










Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №42







__________ О. Ю. Куликов




«__» ___________ 20___ г.


Календарно - тематическое планирование

факультативного курса по русскому языку

«Культура речи»

для 8 класса МБОУ СОШ № 42
Учитель: Агафонова Н. Е.


Рассмотрено на заседании

ШМО учителей русского языка

и литературы




Согласовано

Заместитель директора

МБОУ СОШ №42 по УВР

Протокол №__

от «__» _______________ 20___ г.




__________ С. А. Куранова

«__» ___________ 20___ г.

Руководитель ШМО _________ Агафонова Н.Е.


^ Пояснительная записка.

Тематическое планирование элективного курса «Культура речи» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура речи», автор – составитель С. И. Львова (Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2011.)

^ Всего уроков 34; в неделю 1ч.

Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основ­ными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистичес­кая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достиже­ния максимальной эффективности общения.

Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, пони­мания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонети­ки, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использова­ния языковых средств в разных условиях общения. На этой основе разви­ваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в ре­зультате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию на­выков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведе­нию, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в со­ответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах рече­вого поведения в различных сферах общения; совершенствуется уме­ние не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и ре­чевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письмен­ные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.


п/п

Тема

Количество часов

Содержание работы и деятельность

учащихся

^ Языковая норма и её виды

1.

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.

Нравственность человека и речевая культура. (1ч)

Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся. Информирующая лекция учителя о нелитературных формах языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки. Наблюдение над лингвистическим материалом.

2.

Языковая норма и её признаки. Исторические изменения норм. Вариативность норм. (1ч.)

Знакомство с нормированностью как отличительной особенностью русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Исторические изменения и вариативность норм. Работа с лингвистическим материалом.

3.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники (1ч.)

Знакомство с орфоэпическим, толковым словарями, словарём грамматических трудностей, орфографическим словарём и справоч­никами по русскому правописанию.

^ Культура речи

4.

Понятие о культуре речи (1ч.)

Знакомство с основными аспектами культуры речи: нормативными, коммуникативными и эстетическими. Работа с лингвистическим материалом, устные выступления.

5.

Основные требования к речи

(1ч.)

Познакомить с основными требованиями к речи: правильность, точность, яс­ность, логичность, чистота, выразительность, уместность употреб­ления языковых средств.

6 – 7.

Секреты хорошей речи. Урок – практикум (2ч.)

Выступления учащихся с речью, учитывая выбор и организацию языковых средств в соответствии со сфе­рой, ситуацией и условиями речевого общения.

^ Коммуникативный аспект культуры речи

8.

Точность речи (1ч.)

На примерах образцов ораторского искусства показать точность словоупотребления. Объяснить основные причины нарушения точности речи. Выступления учащихся. Коррекция неточно сформу­лированной мысли.

9.

Ясность речи (1ч.)

Знакомство с основными условиями достижения ясности, понят­ности речи. Формировать умение разъяснить смысл малопо­нятных слов, употреблённых в речи.

10.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи (1ч.)

Познакомить с разными способами смыслового выделения ключевых слов текста (позиционным, интонационным, лексическим, графи­ческим). Отработка выразительности речи.

11.

Логичность речи. Композиция речи (1ч.)

Познакомить с ошибками, связанными с нарушением логичности речи. Выступления учащихся. Коррекция прослушанной речи.

12.

Чистота речи (1ч.)

Дать понятие о речевых штампах, шаблонах, клише и канцеля­ризмах, приводящих к обезличенности речи, пустословию; жарго­низмах, словах-паразитах; словах и выражениях, отвергаемых норма­ми нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

13.

Богатство и разнообразие речи (1ч.)

На основе языковедческого материала показать лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка; доказать, что словообразование - источник речевого богатства, а заимствования - один из источни­ков обогащения русского языка. Работа со словарями.

14.

Выразительность речи (1ч.)

Выступления учащихся на тему «Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразова­тельная, грамматическая синонимия; многозначность слова, анто­нимия и др.»

15.

Звуковая сторона русской речи (1ч.)

На примерах образцов ораторского искусства показать благозвучие речи, роль словесного ударения в стихотворной речи, интонационное бо­гатство родной речи. Работа над выразительностью речи.

16.

Выразительные возможности, русского словообразова­ния (1ч.)

На примерах художественных текстов познакомить учащихся с индивидуально-авторскими новообразованиями; словообразовательным повтором как изобразительным средством (повтор однокоренных слов; слов с кор­нями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели) и использованием их в художественной речи.

17 - 19.

Лексическое богатство русского языка (3ч.)

Выступления учащихся на темы:

«Троп как оборот речи»

«Ос­новные виды поэтических тропов»

«Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

«Изобразительные возможности си­нонимов, антонимов, омонимов»

«Особенности употребления фра­зеологизмов в речи»

«Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи»

Наблюдение над лингвистическим материалом. Работа над выразительностью собственной речи.

20 - 21.

Грамматические средства выразительности речи (2ч.)

Выступления учащихся на темы:

«Грам­матическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»

«Стилистические функции некоторых синтаксичес­ких средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов»

Наблюдение над лингвистическим материалом. Работа над выразительностью собственной речи.

22 - 23.

Грамматические средства выразительности речи. Стилистические фигуры (2ч.)

Выступления учащихся на тему:

«Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свой­ствах русского синтаксиса»

Наблюдение над лингвистическим материалом. Работа над выразительностью собственной речи.

24 - 25.

Паралингвистические средства выразительности речи (2ч.)

Выступления учащихся на тему:

«Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика)»

Наблюдение над лингвистическим материалом. Работа над выразительностью собственной речи.

26 - 27.

Уместность речи (2ч.)

Выступления учащихся на тему:

«Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи»

Наблюдение над лингвистическим материалом. Работа над выразительностью собственной речи.

28 - 29.

Лексическая и грамматическая синонимия (2ч.)

Выступления учащихся на тему:

«Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, стилистической уместности и выразительности речи»

Осоз­нанный выбор учащимися из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

30 - 34.

Практическое занятие (4ч.)

Оценка учащимися точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности собственного речевого высказывания и оппонента, его соответствия нормам современного русского литературного языка.


^ Список литературы

Для учащихся

Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.

Колесов В.З. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.

Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

Львова С.М. Речевой этикет — М., 1995.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.

Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.

Норман Б.Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.

Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.

Скворцов Л.Л. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

Словари

БалакапА.Т. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.

Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами — М., 2000.

Для учителя

Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма.—М., 1981.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура ре­чи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. — М., 2006.

ВведенскаяЛА. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону 2001.

Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма — Л 1978.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературно­го языка. — М.. 1994.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.

Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.

Минеева С.Л. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.

Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование сти­листического мышления). М., 1994.

Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.

Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистичес­кий и методический аспекты. — М., 2006.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.

Уайтпсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.


Похожие:

Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование для 8 класс
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по русскому языку и литературе на 2012-2013 учебный год
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование для 6 класс
Календарно-тематическое планирование для 6 класса по русскому языку и литературе на 2012-2013 учебный год
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование элективного курса «Культура русской речи»

Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов...
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 класса Учитель: Кушакова Т. Н
Учебник: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. М. 2011г
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconТематическое планирование по русскому языку для 9 класса. 2010-2011...
Тематическое планирование по русскому языку для 9 класса. 2010-2011 учебный год
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 5 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 5 класса
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по литературе в 11 классе
Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по русскому языку 2004...
Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку на 2011-2012 учебный год 9 класс

Календарно тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42 iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку Классы 5-е
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница