А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети




Скачать 288,63 Kb.
НазваниеА. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети
страница1/2
Дата публикации22.07.2013
Размер288,63 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
  1   2


А.М.Цирульников

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ1
Сети являются одним из инструментов и результатов применения социокультурного подхода в образовании, и, вместе с тем, феноменом, несмотря на популярность, мало изученным. Для практиков, управленцев сеть – прежде всего, форма организация образования. Примечательно, что первоначально она возникла не в центре, а на периферии, не в крупном городе, а в сельской местности. И это понятно. Чтобы сохраниться и развиваться, малочисленные школы ищут близкие и удаленные связи, иные ресурсы, сложные кооперации. Возникает необходимость в иных, в сравнении с традиционными, подходов к организации школьного образования. На рубеже прошлого и нынешнего столетий в разных районах страны стали появляться горизонтальные, так называемые, сетевые формы самоорганизации образования. И первые работы по их концептуальному осмыслению.
^ Ключевые характеристики сетевого образования

Сеть - не только один из современных перспективных подходов к образованию. В равной степени сетевую организацию образования можно назвать направлением и особым типом инновационных процессов, иной образовательной или управленческой парадигмой, образовательной культурой, неким предметом, адекватным мотивационному полю обучения («не на сеть должен ориентироваться ученик, а она на него» - перефразируя В.Ландсберга) и другими феноменами, которые скрупулезно анализируются приверженцами и критиками этой формы образовательной деятельности.

Начало ее теоретического осмысления было положено в работах А.М.Цирульникова, 2002г. (14), а затем развито в процессе сетевой дискуссии в ряде изданий, включая Интернет (13).

В качестве ключевых характеристик сетевого образования были выделены следующие: образование не вертикальная, иерархически организованная система, а горизонтальная самоорганизующаяся сеть; в сети нет организаций и «организованностей» в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает общность, сообщество; в отличие от правильно организованной системы, для сетевого образования характерны неоднородность, неправильность, сложность; узлы сети – не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы; сеть строится не на похожести образовательных инициатив, а на возможности их вклада в разрешение определенной социокультурной проблемы («неключевые компетентности»); в сети несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации; сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обычной массовой школы(А.М.Цирульников (14, с.6-9).

Основные характеристики сетевого управления – децентрализация и отсутствие единого центра принятия решения; частичное лидерство при ответственности за удержание общего пространства смыслов и деятельности; широкая специализация, предполагающая решение «пограничных проблем»; сочетание профессионального и неформального, клубного характера отношений членов сети.

Условия сетевого взаимодействия - возможность совместной деятельности и общее информационное пространство.

Становление сетевого взаимодействия есть последовательный, постепенный процесс, включающий уровни: информации, распределения обязанностей, формирования социально-педагогических норм, ресурсного обмена между участниками сети, реализации образовательных программ(И.М.Реморенко (13, с.18-21).

Интерес взаимного обращения в сети друг к другу - в востребованности результатов деятельности каждого участника другими, имеющими свои цели. Управление сетью – возникающие и особым образом укореняющиеся соглашения, конвенции (А.И.Адамский (13, с.101-103).

Образовательная сеть конкретизирует понятие общественно-государственной системы образования и переводит разговоры об образовательной политике в инструментарий практики (А.М.Цирульников (13, с.9).

По мнению исследователей сетевого образования, его становление связано с разрешением как внутренних проблем (иное содержание образования, его организация, обеспечение), так и вопросов взаимосвязи и взаимодействия – с инновационным движением и неординарными социокультурными явлениями, с одной стороны, и массовой педагогической практикой – с другой.

Подчеркивается, что сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети, Интернета (хотя новые информационные технологии являются его элементом). Образование в сети не сводится к использованию компьютера и связано с новым содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры.

В качестве примера сошлемся на опыт подготовки педагогов так называемого вероятностного образования (А.М.Лобок), где формируются принципиально иные учебно-методические комплексы, связанные с такими понятиями, как «избыточная культурно-информационная среда», «библиотечные каталоги деятельностей», личные и коллективные архивы, проблематизирующие практикумы и т.д. Перспективным для развития сетевого образования является опыт Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета (Р.М.Шерайзина): новое научно-методическое сопровождение деятельности педагогов через создание служб консультантов, консультантов-супервизоров, модераторов. При сетевой организации образования происходит также существенная переориентация традиционных ИПК, они приобретают, действительно, региональный характер, этнокультурное содержание и, вместе с тем, определенную специализацию в современной образовательной проблематике (А.М.Цирульников (13, с.7-9).

Принципиально важно, что сетевое образование нельзя создать извне, сверху, аппаратным способом (в этом случае под именем сети будет действовать старая бюрократическая система). Складывание сетевого образования происходит как естественный, эволюционный процесс человеческой самодеятельности, путем добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития в образовательной сфере.
^ Развитие практики сетевой организации образования

В последнее десятилетие в разных районах страны начали появляться различные виды образовательных сетей: «простое товарищество» «сообщество именных школ», «траекторно-сетевая организация образования в сельской местности», сеть ФЭП, «сетевой университет», региональные и межрегиональные инновационные сети и др. (1, с.129-130)

По форме и содержанию они представляют значительное разнообразие.

Движение, так называемых, «именных школ» включило более двух десятков общеобразовательных школ Пензенской области (школы имени Лермонтова, Радищева, Ключевского, Бурденко и др.), авторскую «школу доминанты совершенствования личности по А.А.Ухтомскому» (г. Рыбинск, Ярославская область), «школы Л.Толстого» (Тульская область) и другие. Заметим, что это мемориалы, не школы «изучения жизни и творчества». Имя и разворачивающийся за ним культурно-исторический пласт являются лишь толчком (материалом анализа, диалога, дискуссии) для выработки собственной авторской позиции и концепции развития школы. Примечательно, что такие уникальные культурно-исторические школы притягиваются друг к другу, в результате складывается «сообщество именных школ» вместо системы безымянных (13, с.7).

Другой вид сети, названный «простым товариществом», возник в Красноярском крае. Этот вариант непосредственно связан с взаимодействием нескольких, не слишком далеко находящихся друг от друга школ. Идея товарищества в следующем: если одна из школ обладает ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, эти образовательные учреждения могут объединяться и обмениваться ресурсами. При этом возможно создание общей сетевой образовательной программы, объединяющей уникальные программы каждого учреждения. Проблема в том, как преодолеть бюджетные, иные препоны, не позволяющие перераспределять финансирование и другие ресурсы от одних школ к другим. В Балахтинском и Шушенском районах Красноярского края опробовали на практике следующую схему реализации сетевой образовательной программы.

Сначала на уровне региона издается разъяснительное письмо о значимости и возможности сетевого взаимодействия в сфере образования(психологический, стимулирующий фактор для глав муниципальных администраций). Затем, образовательные учреждения – участники сетевого взаимодействия, согласовав с учредителем, заключают договор простого товарищества по осуществлению совместной деятельности (согласно главе 55 Гражданского кодекса). В нем указывается, что школы консолидируют усилия в целях оказания более качественных современных образовательных услуг. Предусматривается процедура реализации договора, который начинает действовать, когда на уровне муниципалитета будет принят бюджет. В уставах школ согласно ст. 41 п. 1 Закона РФ «Об образовании» фиксируется, что образовательные учреждения финансируются в соответствии с необходимостью реализации созданных образовательных программ.

Следующий шаг – разработка школьных программ с учетом договора простого товарищества. Теперь в программах легитимно предусматривается совместная деятельность (общие материальные ресурсы, переезды учителей, совместные детские и взрослые мероприятия, повышение квалификации и пр.). Бюджеты образовательных программ школ, образующих в целом общую сетевую программу, обсуждаются и утверждаются депутатами на районном совете.

В итоге, создается некоммерческая организация, позволяющая группе образовательных учреждений привлекать дополнительные финансовые средства, иметь общий попечительский совет, органы самоуправления. В эту же группу привлекаются попечители, депутаты, бывшие выпускники, все заинтересованные в развитии сетевого образования.

По мнению И.М.Реморенко, данная схема содержит ряд проблем, связанных с мобильностью процесса (инертность казначейских норм финансирования и распределения), но перспективна в целом с точки зрения развития культурно-образовательных инициатив на селе (12, с.155-156).

Так, в немалой мере, благодаря простым товариществам сложилась «Красноярская региональная общественная организация сельских педагогов и родителей», куда вошли не только учреждения образования, но культуры и здравоохранения. Ассоциация помогает решать проблемы сохранения малочисленных сельских школ за счет включения их в разного рода сети, придания экспериментального статуса, наделения новыми функциями в условиях социокультурного комплекса; стимулирует складывание локальных сетей, развитие социального партнерства с местным сообществом, проектирование индивидуальных образовательных программ школьников и использование возможностей дистанционного обучения.

В Омской области, благодаря сетевому взаимодействию удалось создать механизм, когда не сельские школьники уезжают учиться в город, а вузовские преподаватели приезжают к сельчанам. В селе Нововаршавка более 300 студентов, все они учатся в четырех вузах, проходят учебную практику непосредственно на селе. При этом у вузов появляется потребность обмениваться преподавателями, согласовывать учебные курсы, разрабатывать общие учебные планы. Подобное влияние сельские студенты оказывают и на производственную практику села (12, с.280-281).

Еще один вариант сетевого взаимодействия - модульная организация образования в сельском районе (И.Г.Осадчий, Украина). Ее суть - в дифференциации обучения в условиях районной очно-заочной разнопрофильной школы. Она выступает в качестве образовательного модуля, обеспечивающего дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин в общеобразовательной школе. ОЗШ представляет совокупность межшкольных факультативов и курсов по выбору, организованных на базе тех школ района, которые имеют достаточную материальную базу, высококвалифицированных специалистов, старшую профильную школу.

Сеть факультативов и курсов создается на основе анализа образовательных запросов учеников и их родителей, предложений педагогов и образовательных учреждений, который систематически проводит специально организованный в районе центр социально-педагогической диагностики и мониторинга. Обучение ведется по авторским программам, проходящим экспертизу в районном методическом кабинете. Широко практикуется проведение конкурсов, олимпиад, выставок, семинаров, ученических конференций. Управляет ОЗШ объединенный совет, в который входят представители учреждений, где действуют межшкольные факультативы и курсы по выбору. Используются как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования. Проектно-модульный подход реализуется и в организации районного методкабинета, создании ряда функциональных модулей – центра диагностики, логопедической помощи, информационный центра. В целом, благодаря реализации модели, небольшой сельский район получает в свое распоряжение систему общего образования, которую может себе позволить только большой город (13, с.71-73).

Вообще говоря, профильное обучение стало сегодня преобладающей проблематикой использования сетей, одобряемых вертикалью. Отношение органов управления вполне прагматично – управленцы поняли, что решать задачи модернизации без сетевого взаимодействия невозможно. Больше того. В разного рода документах и рекомендациях говорится о важности создания открытого образовательного пространства, которое складывается из многообразия образовательных программ, а не только представляет совокупность территориально и фактически изолированных друг от друга учреждений (11, с.47).

Практически все разработанные по заказу Министерства образования и науки модели профильного обучения в регионах («модель межшкольного распределения профилей», «муниципальный ресурсный центр», «школа-ресурсный центр», «модель ассоциации школ» и др.) имеют сетевой характер, предполагая разные формы и отношения: использование комплекса, равноправной сети, «иерархической сети», договорных отношений (10).

Обзор будет неполным, если не упомянуть о важнейшей роли в развитии образовательных сетей в стране института образовательной политики «Эврика» с его сетью федеральных и возникших впоследствии в субъектах федерации региональных экспериментальных площадок. По словам А.И.Адамского, главная гипотеза проекта ФЭП состояла в том, что для отработки новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления - наиболее эффективным условием является сетевой характер взаимодействия образовательных институтов (13, с.101).

Таким образом, буквально за десятилетие возникло новое явление, появились опыты, варианты образовательных сетей, помогающих решать разные задачи.

Рассмотрим подробней на примере одного региона эволюцию сетевого подхода, действующие модели и результаты.
^ Образовательные сети в республике Саха (Якутия)

В ряду первых сети стали возникать и в Якутии. При этом можно констатировать определенные этапы развития: первые сетевые культурно-образовательные инициативы (Таттинский район); складывание тенденции, влияние сетевого взаимодействия на образовательную политику в регионе (появление Ассоциации инновационных образовательных учреждений республики, объединившей большое количество сельских школ и детских садов); отработка и поиск новых связей - создание улусных (районных) сетей; повышение квалификации и подготовка кадров для села (ресурсные сетевые центры); переход к общественно-государственному управлению развитием республиканской системы образования - проект «Общественно-государственное самоуправление», использовавший сетевое взаимодействие в процессе выборов в муниципальные и республиканские органы власти (13, с.35-36).

Образовательные сети в Якутии также складывались как инструмент решения разных задач и имели разнообразный характер: сетевое взаимодействие культурно-образовательных инициатив и инновационных образовательных учреждений (ассоциация «Эврика-Кэриэн-Уhуйуу»); сетевое взаимодействие школ по территориальному признаку (межулусное учебное объединение «Амма»), типу или профилю деятельности(сеть президентских школ, аграрного профиля, сеть кочевых школ и т.д. (4, с.67-83); сетевой ресурсный центр «Чурапча», корпоративная информационная сеть образовательных учреждений Якутии и др. Особый интерес представляет опыт участия в сетевом образовании детей, складывание проекта сетевого взаимодействия ученических коллективов республики(совместная с учителями разработка программ и учебных планов курсов, реализация межшкольных исследовательских и социальных проектов, республиканская Детская академия «Мета» и др. (9).

По мере развития сетевой организации образования стали формироваться сети как бы «второго», «третьего» порядка - управленческие (сеть школьных округов республики), общественно-образовательных объединений граждан (попечительские сети, управляющие общественные советы, ассоциации родителей, некоммерческих организаций), «проектные сети» - по созданию новых сетей (Свободный образовательный центр ОбрАз – «Образование – взгляд из Азии»).

Таким образом, процесс развертывания сетевой организации образования получил активное развитие.

В Якутии, с ее огромными пространствами (по площади республика занимает пятую часть России) и низкой плотностью населения (в среднем 0,1 чел. на кв.км, а в Арктике – на 100 кв.км.), как нигде остро проявляется территориальная разобщенность, отдаленность, изолированность школы, невозможность решать в одиночку проблемы современного образования. Трудности помогает преодолеть именно сетевое взаимодействие образовательных учреждений – нескольких, находящихся, подчас, на значительном расстоянии друг от друга школ. В основе их свободного (подчеркнем это) объединения лежит отмеченная выше идея: если отдельные школы обладают какими-то ценными особенностями, которых нет у других, это может быть основанием для обмена ресурсами. В таком случае школы реализуют общую сетевую программу.

Рассмотрим несколько опытов образовательных сетей, которые могут выступать модельными.

^ Межмуниципальая сетевая модель. Опыт объединения «Амма» - один из первых проектов межмуниципального, межшкольного взаимодействия. Разработчики проекта использовали понятие образовательной сети еще до введения в стране концепции профильного обучения.

Ситуация, в которой разворачивается проект, такова (7, 9, с.17-46). В учебном округе Заречье имеется группа малокомплектных сельских школ. Все школы расположены в пойме одной реки – Амга (на якутском - «Амма») – и имеют не только сходные проблемы организации учебного процесса, но одну природно-климатическую и ландшафтную среду, общие культурно-исторические традиции, уклад и образ жизни населения. При этом школы находятся в ведении разных органов управления (принадлежат трем разным районам), между тем, как расстояния от школ до райцентров больше, чем расстояние между школами.

Таким образом, возникло межрайонное объединение «Амма», которое включило восемь школ и построило свою деятельность на разных формах сетевого взаимодействия и кооперации. Проект был активно поддержан районными органами управления и Министерством образования республики, получил научно-методическое обеспечение, статус экспериментальной площадки. Возникли необходимые условия для развития опыта как модельного.

Кратко о закономерных этапах, которые он прошел.

На первом (2000-2002 гг.) происходило оформление межшкольного объединения, куда были вовлечены 1400 учащихся и 280 учителей восьми малочисленных сельских школ из трех районов (заключение договора, официальная регистрация объединения, разработка проекта). Усилия были направлены на выработку модели взаимодействия малокомплектных школ, каждая из которых в процессе самоопределения выбрала свое направление деятельности и его последующее распространение в другие учреждения сети «Амма» (например, «Интеграция деятельности учителя», модель «образовательная деревня» и др.).

Взаимодействие школ решило ряд важных проблем, но пока еще слабо сказывалось на повышении качества образования сельских детей, поскольку не затрагивало собственно учебного процесса.

На следующем этапе (2003-2005гг.) начали формироваться условия для создания индивидуальных образовательных траекторий развития детей, склонных и способных к углубленным занятиям в какой-либо предметной области.

За счет сокращения на одну неделю в четверть занятий в школах (путем реструктурирования и уплотнения учебного материала) было выделено время для коррекции знаний учеников, не усвоивших курс, а также углубленных занятий по программам повышенного уровня сложности. Обучение учащихся 9-11 классов происходило у учителей с наиболее высоким уровнем профессиональной подготовки и в тех школах, где для изучения предмета созданы наилучшие условия. Профильная неделя («углубленного обучения») включала не только уроки, но «погружения», экскурсии, интеллектуальные марафоны, посещения мастер-классов известных педагогов и ученых, что обеспечивало более эффективное решение задач, чем в условиях отдельно взятой сельской малочисленной школы.

Организационная структура учебной четверти строилась следующим образом: занятия в своих школах в течение 5 недель (обязательный компонент обучения), 6-я неделя в учебном плане – по выбору учащихся. Профильная составляющая обеспечивалась очно-заочной формой обучения и включала самостоятельную работу учащихся по заданиям учителя в периоды между сессиями, организацию летней школы.

Реализация проекта сопровождалась комплексным обеспечением: анализ общественного мнения, мониторинг запросов учащихся и родителей, повышение квалификации учителей, разработка программ и единого режима учебной работы школ, обеспечение подвоза детей и создание условий для их проживания и т.д.

Ряд эффектов, возникших на данном этапе.

Помимо результатов, обусловленных дифференциацией обучения (интенсификация учебного процесса, усиление его инновационности, педагогического сотрудничества, внимания учителя к индивидуальности ребенка и др.), отметим собственно «сетевые эффекты».

Один из них - в малочисленной сельской школе развивались новые или слаборазвитые до этого виды деятельности (Например, сеть активизировала научно-исследовательскую деятельность сельских школьников, стимулировала детские проекты, возникли научное общество учеников, ежегодная научно-практическая конференция «Амгинские чтения»; врозросло количество участников, победителей олимпиад, поступивших в вузы. Дети попробовали себя в разных школах у разных учителей, побывали в разных ситуациях, расширили представление о родном крае, приобрели новых друзей).

Сетевое объединение создало благоприятные условия для педагогических и социальных инициатив (появилась региональная сеть общественного экологического мониторинга, социальной и правовой защиты населения). Расширились формы самоуправления (объединенный педсовет, совет объединения, совет молодых учителей и др.). Кооперация позволила преодолеть бытующее учительское одиночество – активизировались контакты, совместная деятельность и общение, начали создаваться молодежные семьи, появились «сетевые» дети, то есть, происходило укоренение людей в селе.

Вместе с тем, пришло осознание того, что образование в сети связано с иным содержанием и организацией. Наличие единых программ и спланированных сценариев жизни, характерных для обычной практики школы, противоречило сетевому подходу. Логика развития опыта требовала более широких обобщений.

С 2005г. начался следующий этап, состоявший в освоении комплексного стратегического проекта. Содержанием деятельности сети стали интеграционные процессы, как социальные (школа и разные сферы общественной деятельности), так и собственно педагогические (интеграция межпредметная, разновозрастная, воспитательных воздействий, школьных традиций и новаций). Начала действовать модель ресурсного образовательного центра, функции которого может выполнять в сети каждая школа; вырабатываться адекватные управленческие и педагогические технологии.

Получила практическую реализацию идея общественно-активного образования, школы все больше становились инициаторами развития окружающего их сообщества. Они не только выстраивали взаимосвязь со своими социумами, но и взаимосвязь социумов своих сел друг с другом.

Это вело к новым социально-образовательным эффектам.

Учащиеся овладевали навыками гражданской активности и самореализации в общественно-значимой деятельности, осваивали ее новые виды и формы (работа над социально значимым проектом, групповая деятельность, мониторинг запросов, социальная экспертиза), создавали собственные сети для реализации детских проектов. Учителя овладевали партнерскими взаимоотношениями с родителями, населением, которое превращалось в соседское сообщество. Благодаря сети происходило взращивание в сообществе традиций и практики гражданской активности, благотворительности, добровольчества, и этот процесс становился самоподдерживающимся и саморазвивающимся (7, с.87).

Отметим, что данный опыт по своему характеру и тенденциям очень напоминает примеры из проекта Европейского Союза по развитию сельских территорий и сообществ (программа LIEADER)(5).

^ 2. Школьная сетевая модель.

Совершенно другая ситуация.

Сельская малочисленная, удаленная от районного центра школа, у которой отсутствует возможность частого непосредственного взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Здесь, помимо самого факта ее нахождения в сети и участия в ключевых совместных акциях района и региона (ежегодная сельская педагогическая ярмарка, конкурс экспериментальных площадок и пр.), помимо налаживания дистанционных форм обучения и взаимодействия в сети – принципиально изменение самой позиции малочисленной сельской школы и отношения органов управления к ее возможностям. Известные недостатки могут быть при определенных условиях использованы как преимущества. А сетевой подход - найти выражение не только во внешних связях, но в иной структуре учебного процесса малочисленной школы.

Эта идея была реализована в педагогической сети Таттинского улуса(района), в Хара-Алданской средней школе.

Последняя расположена на левом берегу р. Алдан, на границе трех улусов, в 120 км от районного центра и 40км (практически непреодолимых в период ежегодного половодья) от ближайшего населенного пункта. В Хара-Алдане проживает 315 жителей, трудоспособная часть занята, в основном, подсобным хозяйством, рыбалкой и охотой, в школе обучается около ста детей. Следует отметить традиционно сильное влияние школы на социум. Четверть века назад это было спивающееся село, но благодаря школе сельский сход принял решение о сухом законе – в селе перестали продавать спиртные напитки, благодаря чему было спасено сообщество.

Тема, над которой работает педагогический коллектив Хара-Алдана - индивидуализация образовательного процесса как ключевого фактора самореализации личности в условиях малочисленной сельской школы самоопределения. Проблематика развития школы - формирование открытого инновационного образовательного пространства. Для этого, по мнению педагогов, необходимо организовать в школе и сельском социуме деятельность, направленную на создание гражданских инициатив. И, в первую очередь, проектировать эту деятельность в самом образовательном процессе.

Образование в Хара-Алдане осуществляется в сетевом взаимодействии, на принципах кооперации и проектной деятельности. Основание для возникновения такой внутренней сети - культурно-образовательные инициативы, на которые опираются образовательные программы. Школа строит содержание образования от вопроса ученика. Поэтому появляется возможность структурировать содержание образования по способам вхождения в культуру, а не по набору предметов. Такая сеть представляет собой сообщество образовательных способов (образовательных культур) (2, с.47).

В школе организовано сетевое взаимодействие образовательных траекторий учащихся.

Индивидуально-ориентированным программам старшеклассников предшествует определенная деятельность детей других возрастов. Ученики младшей школы в клубной форме овладевают навыками взаимодействия и элементами кооперации, выступают соавторами групповых творческих проектов. В 5-7 классах это направление развивается, на разных уроках дети получают информацию, необходимую в дальнейшем для продвижения по собственным образовательным маршрутам. В седьмом классе начинается мониторинг потребностей всех участников образовательного процесса, анализ «карты пересечений» разных потребностей и способностей для организации групповой работы и дифференциации обучения в последующем. Создаются клубы по интересам учащихся 8-9-х классов, дети и взрослые разрабатывают совместные проекты (проектирование катамарана, работа над спектаклем и т.п.). Маршруты разных учащихся могут соприкасаться, идти параллельно, сходиться и снова расходиться. При этом дополнительное образование становится основанием (ядром) для образования академического. То есть, трансформируется в основное, определяющее содержание образования в целом.

Интересно, что в ходе осуществления проекта обнаружилась лакуна между этим, очевидно, инновационным опытом сельской школы(деятельностью клубов по интересам, проблемными профилями) и государственными задачами профилизации общего среднего образования. Неизбежность перехода учащихся 10 класса к стандартным профилям по набору предметов обострило противоречие между государственной вертикалью и горизонтальным взаимодействием культурно-образовательных инициатив членов школьных клубов по интересам. Эта проблему Хара-Алданской школе удалось решить путем построения сетевого горизонтального взаимодействия индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов, включающих ряд блоков - индивидуальный профильный, общий профильный и базовый (3, с.6-7).

Данная модель малочисленной удаленной сельской школы (получившей статус ФЭП, «знак качества образования», ставшей школой года России 2005, ведущей активные выездные курсы для учителей других районов, опубликовавшей ряд статей и книг о своем опыте) была положена в основу проекта Положения о профильном обучении по индивидуальным учебным планам в общеобразовательных учреждениях республики Саха (Якутии) (8).

^ Муниципальная сетевая модель.

Реализуется в Оленекском национальном эвенкийском районе.

Район расположен в северо-западной части республики, за Полярным кругом. По площади крупнейший в Якутии, занимает 10,1% ее территории. Расстояние от райцентра до Якутска воздушным путем - 1270 км, наземным (зимником) - 2020 км., водным путем (по реке Оленек, несудоходная) - 3390 км

В районе 4 населенных пункта, расстояние от райцентра до одного из них – более 300км, до другого – около 600км. Общая численность населения 4200 человек. Основное направление хозяйствование – резко сократившееся в последние десятилетия оленеводство; действуют локальная программа восстановления коневодства в родовых общинах, изыскательская и золотодобывающая Ленская экспедиция, есть некоторые связи с алмазодобывающей промышленностью.

Таким образом, Оленек и другие поселки представляют собой весьма удаленные от центров, небольшие населенные пункты. Детство ребенка протекает в природе, часто в экстремальных условиях, в семье, занятой постоянным жизнеустройством: обеспечение водой (льдом), заготовка топлива (дров), охота, рыболовство и т.д. При всей замкнутости и специфике такого образа жизни, отметим, что на особенности коммуникаций накладывает высокий процент персональных компьютеров (1/4 семей) и телевизионных спутниковых тарелок.

Развитие сетевого взаимодействия в районе первоначально было связано с локальным проектом кочевой школы. Нужно было найти такое организационно-педагогическое решение, которое, с одной стороны, сохранило возможность жизни и воспитания детей в семьях (кочующих оленеводов), а с другой, обеспечило качественное образование учащихся. Проект получил название: «Взаимодействие базовой и кочевой школ по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий учащихся(включая дистанционное обучение с использованием интернет-коммуникаций)». Обучение проходит в нескольких взаимосвязанных режимах. Половину учебного года(3-4 учебные четверти) дети учатся в базовой средней школе в поселке Харыялах(в трех километрах через реку от районного центра). Другую половину года(1-2 учебные четверти) 10 детей разного возраста и несколько дошкольников живут на основной базе стада (где имеется помещение для занятий) и кочуют вместе с родителями и педагогом. Последний выполняет несколько функций: учителя начальных классов, тьютора для детей среднего возраста(которые периодически приезжают в поселок для получения заданий и их проверки учителями-предметниками), консультанта индивидуальных образовательных программ и проектов старшеклассников, модератора, специалиста по отбору и первоначальной подготовке к педагогической деятельности(из числа мам, чум-работниц). Обе школы – стационарная с детским садом и кочевая – работают взаимосвязано, дополняя и поддерживая друг друга (в стационарной школе используются система развивающего обучения, новые информационные технологии, развита клубная деятельность, проектируются индивидуальные образовательные траектории учащихся; в учебный план кочевой школы-сада входят такие предметы как «уроки предков», «дитя природы», «национальное шитье» и др., идущие не столько в форме теоретических занятий, сколько практического освоения опыта жизни и деятельности оленеводов). Таким образом, проект включает кочевой блок, стационарный, экстерн, и базируется на разнообразных формах сетевого взаимодействия – школ друг с другом и иными образовательными учреждениями и институтами (районного центра и других поселков, Министерством образования республики, сетью федеральных инновационных площадок, сетью кочевых школ ЮНЕСКО и т.д.).

Вместе с тем, развитие опыта привело к необходимости более широкой сетевой организации муниципальной системы образования.

Созданию сети предшествовал углубленный социокультурный анализ, показавший, что в поселках имеет место ситуация «бывшего очага культуры». Продуктивная стратегия состоит в том, чтобы сохраняя и поддерживая локальные культурно-исторические традиции, менять характер современного социокультурного фона. Эта ситуация общая для циркумполярных районов, и ее проблемы решаются на уровне территориально-региональных программ, путем создания различных образовательных сетей. Одна из них, муниципальная, обеспечивает образовательную поддержку социально-экономического развития района в условиях местного самоуправления.

Это означает горизонтальное взаимодействие инновационных культурно-образовательных инициатив; создание поля для авторских проектов; для вложения ресурсов в производство информации и знаний; образовательное сопровождение социально-экономических программ.

В районе был сформирован ряд стартовых точечных проектов: «Кооперация сельских образовательных учреждений с производственными структурами в целях создания новых рабочих мест» (пос. Оленек); «Образовательное взаимодействие сельских ОУ и Нижнеленской экспедиции по организации дуального образования» (село Джелинда); «Агрошкола в циркумполярной зоне» (проект деревни Эйик) и ряд других. Возникла сеть консультантов и партнеров, в их числе предприятия алмазной и золотодобывающей промышленности, оленеводческие хозяйства, социально-образовательный центр «Эргир» (Якутск), Агентство образовательного сотрудничества (Петербург), Институт управления образованием РАО (Москва).

В настоящее время идет активное расширение направлений и форм деятельности муниципальной сети: создание районного сайта, участие в деятельности сети региональных и федеральных площадок, формирование института сетевой экспертизы, инициация образовательных сетей в других циркумполярных районах республики, включение в общероссийские и международные проекты.

Предполагаемые социальные результаты: многообразие авторских проектов и рост культурно-образовательных инициатив, влияющих на уровень социокультурного фона в населенных пунктах; задание вектора развития района, оформление гражданского образовательного заказа; моделирование в образовательной сфере будущих социальных, экономических процессов. Отработка в районе продуктивной модели государственно-общественного управления образованием. По мнению участников сети, ожидаемые результаты будут способствовать определению малочисленными сельскими школами оптимального пути, спасающего село от непродуманной, подчас, реструктуризации образовательных учреждений.
Кратко еще о нескольких интересных проектах на основе сетей.

Проект «Трасса», охватывает несколько районов Вилюйского куста, мимо которых проходит федеральная трасса Якутск-Мирный. Начавшись с попыток кооперации расположенных неподалеку от трассы двух маленьких сельских школ, проект получил социально-философское осмысление. Трасса была рассмотрена как модель цивилизации, с ее плюсами и минусами, сложной динамикой и возможностями, с которыми могут взаимодействовать находящиеся как бы «на обочине» села-школы, регионы-культуры, человеческие сообщества. Причем, не только использовать трассу (заметим в скобках, именующуюся федеральной, но больше похожей на лунно-марсианскую поверхность), но и предлагать ей то, что имеется в социокультурном опыте и возможностях школ и сел.

Идея получила активное развитие. Опустим технологию создания и развертывания проекта (от использования его участниками метода анализа СКС, составления социальных портретов куста сел и т.д. до создания серии ситуаций, стимулирующих проявление частной и общественной инициативы). Отметим лишь, что одним из результатов стало создание кустового сетевого образовательного центра. В числе партнеров сельские и городские образовательных учреждения, местные социумы, ассоциации, например, народных мастеров, общественные организации. Начата работа школ нескольких районов над созданием путеводителя по трассе, историко-культурного справочника, реализация общей экологической программы (используя, в частности, уникальные возможности рыбацкого села Лекечен с его озерами, этнографическим музеем, образовательными курсами по рыболовству, создаваемой базой отдыха и туризма с участием близлежащих сел), проекта профессиональной подготовки молодежи к работе в местной промышленности. Летом 2009 г. вдоль трассы Якутск-Мирный прошли республиканские спортивные игры им. В.Манчаары, для участников которых сельские школы, инициаторы проекта, провели театрализованное представление по мотивам народного эпоса Олонхо, открыли чайные, киоски с работами учеников и народных мастеров и т.д.. Таким образом, «находившиеся на обочине» школы и социумы путем сетевого взаимодействия и сотрудничества постепенно становятся важным и полезным для «трассы» (и самих себя) сообществом.

Другой, крайне интересно развивающийся проект - действующая уже семь лет и передвигающаяся по Якутии, ежегодная республиканская ярмарка «Сельская школа» («Новая марка»). В свое время мы вместе с якутскими коллегами попытались заложить ее именно как сетевой проект, обеспечивающий встречу различных культурно-образовательных инициатив по правилам ярмарочного действа с его особым укладом и содержанием, пестротой участников(педагогов, детей, родителей, народных мастеров, музыкантов и бардов, спонсоров и меценатов), между которыми возникают разные контакты и завязываются отношения. Сетевое ярмарочное действо играет роль своего рода авторской микромодели культуры. Сеть ярмарки «сплетается» уже в процессе самой ее подготовки из множества диалогов на сайтах, в режиме «оn-line», где вырабатывается каждый раз новая тематика образовательных программ и проектов, их навигация(экспертиза) и возможность трансформации в ходе всей ярмарки, включая ее виртуальную часть. Культурно-информационная среда образовательной ярмарки принципиально избыточна и существенно превышает потребности участников. Это обеспечивает возможность их свободного образовательного путешествия по павильонам, мастерским, выставочным салонам и дискуссионным площадкам ярмарки, непрерывно развивающейся за счет деятельности самих же участников. Еще одна особенность ярмарки – предваряющая ее официальное открытие научно-педагогическая экспедиция по маршруту движения участников из разных городков и сел и представляющая собой ряд событий, из которых складывается сетевое образование. В целом, по мнению наших якутских коллег, ярмарка представляет собой модель открытого общества и открытой школы, суть которой – гуманитарный диалог. Диалог, из которого возникает нечто третье.

Среди других, формирующихся в Якутии социокультурных проектов, укажем два ключевых для страны. Один связан с развитием образования в так называемых «опорных населенных пунктах», местах прихода в регион железной дороги, которая должна быть проложена от Транссиба до Магадана (мы забываем, что она уже не первый раз, и не первый век приходит в Россию, и современные решения в области образования, как и в других сферах, должны смягчать историко-культурные «минусы» и усиливать «плюсы»). Другой, на наш взгляд, фундаментальный образовательный проект, неразрывный с общероссийской экономикой, связан с грядущим «вторым пришествием» на Север, Сибирь и Дальний Восток добывающей промышленности. В сравнении с первым (печальные последствия которого хорошо известны), этот приход «сырьевой экономики» будет, по всей видимости, еще жестче, без всяких следов создания соцкультбыта, основанный на вахте. До сих пор для этого использовалась заезжая рабочая сила. Но в этот раз, по планам освоения территории до 2020г., для местных кадров должно быть открыто около 15 тысяч рабочих мест. В них крайне нуждается Якутия, и профессиональной подготовке кадров служит развертывающийся сегодня в республике, основанный на германском опыте, проект так называемого «дуального образования». В то же время, следует отдавать себе отчет в том, что вахта – это не только метод, форма организации работы, но определенная идеология «вычерпывания» природных ресурсов. Психология «временщиков» может быть привита и местным кадрам. Чтобы этого не произошло, необходимо внести в проект гуманитарную составляющую, мировоззренческие начала, экологическое законодательство, правовую культуру, то есть формировать проект профессионального образования и подготовки именно как социокультурный.
  1   2

Похожие:

А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconА. М. Цирульников Социокультурный подход к развитию системы образования
Существует ряд сильных, на наш взгляд, аргументов, которые вынуждают переосмыслить роль социокультурных и энорегиональных факторов...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconСоциокультурный подход
Е. А. Тюгашев. Православная реформация в России: социокультурный подход // Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово,...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconДополнительные образовательные программы
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconЧто стоит за названием?
Охватывает любое преступление, которое может совершаться с помощью компьютерной системы или сети, в рамках компьютерной системы или...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconСодержание программы
Информатизация общества на рубеже 20-21 века. Изменение парадигмы образования. Когнитивно-информационный подход. Личностно-ориентированный...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети icon1. Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
Образовательные ресурсы сети Интернет в помощь участникам образовательного процесса
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconТрудовая деятельность (даты, место работы, должность)
Высшее техническое, бгуир (1998-2003), факультет «Компьютерных системы и сети»(КСиС), специальность «Вычислительные машины системы...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconНовые технологии на службе культуры
Происходит демократизация сети, которая позволяет наиболее широкий подход к Интернету, представляющему общественный интерес: сети...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconГеографические информационные системы. Образовательные ресурсы сети...
Таким образом, гис позволяют пользователям искать, анализировать и редакти­ровать цифровые карты, а также дополнительную информа­цию...
А. М. Цирульников социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети iconА. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев
Г68 Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница