Лекция № Культура Древней Руси




НазваниеЛекция № Культура Древней Руси
страница1/15
Дата публикации01.04.2013
Размер1.83 Mb.
ТипЛекция
pochit.ru > Культура > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Введение в историю культуры

Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо рас­крыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в рус­ском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъем­лющей является следующая дефиниция (определение): «Культу­ра» — это все, созданное человеком, — ибо животные не имеют культуры. Культура — продукт исключительно человеческой дея­тельности».

Под термином «культура» мы будем понимать не только все ма­териальные, но и духовные ценности, созданные человеком в кон­кретный период его существования и на определенной террито­рии, а также дух эпохи, нации (то, что принято обозначать словом ментальность). Это даст нам право классифицировать мировую культуру по следующим принципам:

  1. По временным характеристикам (античная, средневековая, культура Нового времени и т. д.)

  2. По территориальному признаку (арабская, китайская куль­тура и т. д.).

Цель настоящего пособия — познакомить читателя с историей всемирной культуры, некоторыми терминами, которые должен знать каждый образованный человек, а также дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, вы­делить доминирующие в той или иной культуре ценности, их зна­чение и смысл.

К сожалению, мы не сможем рассмотреть мировую культуру полномасштабно в рамках настоящего пособия. За его пределами останутся такие интереснейшие ее страницы, как культура ин­дейцев Америки, африканская культура и др. Однако мы надеем­ся, что данное пособие найдет применение в учебном процес­се и станет стимулом для самостоятельного расширения своих знаний.

3

^ ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси

1. Культура языческого периода

История Древнерусского государства началась задолго до при­нятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о ревнерусской культуре содержат­ся в «Повести временных лет» — первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.

Главный бог руссов — Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты — гром и молнию, топор. «Скотий бог» Велес также за­нимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с день­гами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество — Мокошь-прядильщица — богиня судьбы (нить — судьба). Самый веселый и разгульный бог — бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в ос­новном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло По­ток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никити­че и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, ис­кусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что ар­хитектура — это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие мо­лельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве рус­ский человек прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточ­ными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окру­жающей природой. Если деревянная архитектура восходит в ос­новном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как из­древле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древ­ние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но ар-

4

хитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных соору-жениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской дере­вянной архитектуры была характерна многоярусность строений, ув­енчивание их башенками и теремами, наличие разного рода при­строек — клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, — но в ис­ключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульп­туры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые за­тем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струн­ных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

2. Быт Руси

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседнев­ной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Недаром дочь Ярослава Мудрого Ан­на Ярославна, вышедшая замуж за французского короля в XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы.

В Киеве сияли своими куполами златоверхие храмы, поража­ли изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволо­да Ярославича; удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ побед русского оружия.

Дома украшались коврами, дорогими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управ­ление княжествами, здесь судили и рядили, сюда свозились дань и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текли заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Гусляры услаждали слух имени­тых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.

5

Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястре­биная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и ог­ромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и бой­кие, юркие лодочки.

Длинными зимними вечерами при свете лучин женщины пря­ли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минув­шие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказитель­ниц былин.

^ ЛЕКЦИЯ № 2. Христианская культура Руси

1. Достижения христианской культуры Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, тех­ника деревянного строительства.

Не позднее конца IX — начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки — кириллица и глаголица. Созданные во вто­рой половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и имевшие первоначальное распространение в за­паднославянском государстве Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности яв­ляется русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение обществен­ной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры — с другой, способствовали широко­му распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты — письма на бересте разнообраз­ного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода).

В XI — начале XII вв. на Руси распространяется большое ко­личество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним от­носятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амар-тола». В это же время происходит становление оригинальной ли­тературы.

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерус­ской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Илла­риона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Илларио­ном, первым (и единственным в период от принятия христианства до середины XII в.), русским по происхождению, главой русской церкви. (С 1051 г., будучи назначенным Ярославом Мудрым без

7

санкции константинопольского патриарха, и, вскоре после смерти Ярослава, вынужденным этот пост оставить). Основная идея «Слова о Законе и Благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распростра­нения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Рус­ской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». Во второй половине XI — начале XII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых — князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, на­писанное монахом этого монастыря Нестором.

2. Жанр летописи

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Некоторые исследователи полагают, что его появление можно отнести уже к концу X в., когда и был создан первый лето­писный свод. В «Повести временных лет» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть все­мирной истории (история библейская и римско-византийская). Автор использовал ряд переводных византийских источников, устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других: произведения, принадлежа­щие руке князя Владимира Мономаха, — «Поучение детям» и пе­речень «путей» — походов и поездок, которые Мономах совершал в течение жизни).

3. Сооружение церквей

От Византии Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчленен­ный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Первые русские храмы, в том числе Деся­тинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими масте­рами в строгом соответствии с византийскими традициями, но Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и визан­тийских традиций: на основу крестово-купольного храма были

8

поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенча­тая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского де­ревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверж­дения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольско­му Софийскому собору.

4. Церковное искусство

Христианская церковь внесла в живопись, скульптуру, музыку совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Оно создавалось в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христиан­ским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконописи, мозаике, фресках), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это было свойственно ви­зантийскому искусству. Если та или иная религиозная, богослов­ская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было нести эту идею лишь раз и навсегда установленным обра­зом; художник становился послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

ЛЕКЦИЯ № 3. Русская культура эпохи раздробленности

1. Общие особенности культуры эпохи раздробленности

1. Эпоха раздробленности охватывает XII—XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середи­ны XII—XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. Главную роль в этом процессе играли крупные и сильные княжества, такие как:

  1. Галицко-Волынское;

  2. Владимиро-Суздальское;

  3. Великий Новгород. К середине XIV в. набирает силу в борьбе за власть новое на

политической арене княжество — Московское. Широко разви­вается летописание. Каких-либо серьезных памятников в области материальной и духовной культуры XIII в. после монголо-татар­ского нашествия не сохранилось. Со второй половины XIII в. до­шло незначительное, по сравнению с предыдущим периодом, количество летописей, причем они отличаются более кратким и сухим изложением, нежели летописи предыдущих периодов. Ак­тивно развивается литература. Широкое распространение до Ку­ликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском.

Церковная («житийная») литература также получила широкое распространение. «Житие» Дмитрия Донского раскрывает глубо­кий патриотизм и единство русского народа. Талантливые церков­ные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митропо­лита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Ра­донежского — основателя Троице-Сергиева монастыря.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV—XV вв. Расширялись и восстанавливались крупные города Руси. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Логофетом, — всемирная

10

история, включавшая историю Руси. Продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Ви­зантии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

2. Культура Владимиро-Суздальской Руси

Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произ­ведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточ­ника».

На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершен­ствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Бе­локаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени прав­ления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечатель­ной чертой древнерусского искусства.

Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий за­ложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основан­ном им городе Переславле-Залесском.

Преемник Юрия князь Андрей решил сделать столицей уна­следованного им княжества молодой город Владимир. Под Влади­миром Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвище Боголюбского. Андрей не пожелал вла­деть Киевом: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, ко­торый не уступал бы прославленному образцу.

Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, вхо­дили в город через Золотые ворота (^ 1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158—1160 гг.), заложенный Андреем, по вы­соте превосходил все соборы Святой Софии на Руси. Стены и столбы в нем были тоньше, чем в постройках Юрия Долгоруко­го; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток сооружались плоские 4-гранные полуколонны.

Впервые владимирские горожане увидели резные каменные рельефы. На одном из них грифоны (фантастические существа с львиным туловищем, орлиными головой и крыльями) возноси­ли на небо Александра Македонского.

В Боголюбовое есть постройка, ставшая символом древнерус­ской архитектуры, — знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Князь велел поставить ее там, где р. Нерль впадает в Клязь-

11

му, в память о сыне, юном Изяславе, погибшем в бою с волжски­ми булгарами.

3. Культура Великого Новгорода

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился много­людностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгород­ский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о на­личии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с вопло­щением византийского архитектурного сознания, по выразитель­ности и лаконичности он родственен характеру северной природы.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возоб­новили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).

4. Создание особого стиля храмового строительства

Во второй половине XIII — середина XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Малые размеры церквей диктовались не только тем, что для церковных построек более не использовались средства общегородской каз­ны. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собст­венные интересы и возможности.

Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к то­му, чтобы их церковь отличалась изяществом форм и оригиналь­ностью декора. Фасады храмовых зданий стали покрываться ма­ленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арок и треугольников. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зод-12

чих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.

Новгородские зодчие послемонгольской эпохи перешли к дру­гим строительным материалам: церковные здания выкладывались в основном из грубо обтесанных известняковых плит и валунов.

В Новгороде Великом, помимо церковной, развивалась свет­ская архитектура. Была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Новгородская школа живописи сложилась позднее школ других княжеств. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображе­ния, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где, при всей византийской условности облика Ангела, чувствуется тре­петная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Неруко­творный» (также XII в.), на которой Христос со своим вырази­тельным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в ли­цах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедев­ров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, на­пример, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

5. Московское княжество

В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активнейшее строительство. В центре Кремля, на Собор­ной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове).

Противоречивы сведения о первом каменном храме Москвы. Летопись называет Успенский собор, построенный в 1327 г. при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. Но через полтора столетия после постройки здание собора сильно обветшало и в на­чале 70-х гг. XV столетия было разобрано при строительстве но­вого Успенского собора. Строительство велось без задержек, и спустя два года стены храма были почти готовы. Но ночью 20 мая 1474 г. неожиданно рухнула северная стена доведенного до сводов здания.

Существовало несколько версий причины катастрофы. Со­хранилось известие, что собор разрушился из-за землетрясения. После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь Иван III. По совету Софьи, второй жены, долгие годы жившей в Риме, он остановился на Аристотеле Фио-13

раванти из Боши. Через четыре года (1479 г.), строительство бы­ло завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в.

Фиораванти сумел органично соединить традиции и принципы русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. В 1484—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была соору­жена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, полу­чившая свое название от «граней», украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его трон­ным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, зо­лоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внеш­няя роспись стен.

6. Живопись XIV—XV вв.

Живопись XIV—XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее — в Москве в конце XIV — начале XV в. работал худож­ник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а так­же участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произ­ведение «Троица». Для творчества Рублева арактерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV—XV вв. достигло русское прикладное ис­кусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведе­ний шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал разви­тие великорусской народности.

14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Лекция № Культура Древней Руси iconКультура и искусство Древней Руси Фольклор
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси
Лекция № Культура Древней Руси iconУрок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
Лекция № Культура Древней Руси icon1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Лекция № Культура Древней Руси iconКультура Древней Руси
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передача
Лекция № Культура Древней Руси iconИстория России Билет №1. Крещение Руси и его значение
Культура и быт древней Руси (устное народное творчество, литература,художественное ремесло, зодчество)
Лекция № Культура Древней Руси iconКультура Древней Руси
Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т к материальная культура рассматривается в связи...
Лекция № Культура Древней Руси iconТема “Святые Древней Руси” в вузовском курсе “Русская духовная культура”
Александре Ошевенском)* // Культура исторической памяти: Материалы научной конференции (19-22 сентября 2001 года)
Лекция № Культура Древней Руси iconТема: Культура Древней Руси. Цели
В словаре существует 8 разных толкований того, что такое культура. В историческом контексте культура определяется как определённый...
Лекция № Культура Древней Руси iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси»
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси
Лекция № Культура Древней Руси iconРусская культура IX-XVII веков
Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница