Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения




НазваниеПрограмма дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения
страница1/11
Дата публикации07.04.2013
Размер1,74 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества
Домашние обереги
Программа дополнительного образования

для детей 11-14 лет
5 лет обучения

Рассмотрено на МО Автор-составитель:

Протокол № ____ от ______ Л.А. Осипова,

Руководитель МО педагог

дополнительного

образования

Утверждена пед.советом

Протокол №____ от ______
Директор МОУ ДОД

Дома детского творчества
___________ Е.Ю. Панина

Тисуль

2007

^ Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Домашние обереги» детей является модифицированной художественно-эстетической направленности декоративно-прикладного направления.

^ Актуальность и новизна программы

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными повериями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, как первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных воздействий.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично входит в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира нашими предками.

^ Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности.

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность детям раскрыть свои способности. Занятия декоративно-прикладного характера способны расширить познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе.)

Цели:

- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества;

- формирование познавательных интересов, расширение познавательного кругозора при изготовлении оберегов;

Задачи:

- обучать ребенка конкретным трудовым навыкам при изготовлении оберегов;

- прививать чувство патриотизма (интереса к родному краю, культуре и искусству своего народа и его творчества);

- воспитывать аккуратность и трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;

- развивать эмоциональные сферы ребенка;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать мотивацию к творчеству.

^ Особенности программы

Познание истоков возникновения оберегов, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.

Включение детей в различные виды творчества: ручное и машинное шитье, частично-поисковую деятельность, - способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка, позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества при изготовлении изделий. Данный вид деятельности доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитать уверенность в своих силах. В образовательный процесс включена как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность.

Особенностью данной программы является и материальный аспект. Экономические возможности семей и материальная база большинства учреждений дополнительного образования заставляет ориентироваться на доступность и дешевизну материалов. Изготовление оберегов не требует больших финансовых затрат, все очень просто и доступно.

Партнерами в реализации данной программы становятся дети, педагоги, родители и люди старшего поколения.

^ Возрастные особенности обучающихся

Данная образовательная программа рассчитана на детей от 10 до 15 лет. Дети 10-11 летнего возраста (первый год обучения) достаточно осознанно делают выбор предметной сферы для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень обучаемости и познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив, интересуются историей и культурой своей страны.

Именно в этом возрасте у детей вырабатывается умение планировать свой труд, развивается логическое мышление, индивидуальность, самостоятельность, прививается чувство личной ответственности и уверенности в своих силах и любви к народному творчеству. Все эти качества позволяют детям успешно заниматься данным видом творчества. Очень важно в этот момент развития научить их грамотно организовать свой умственный и ручной труд.

Группы детей третьего, четвёртого и пятого годов обучения, в случае положительной мотивации, отличаются сравнительно высоким уровнем аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели позволяют участвовать в выставках и конкурсах разного уровня.

^ Форма и режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по два часа с перерывами в 10 минут.

Наполняемость групп - 10 человек. Это позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка, а затем в зависимости от качества усвоения материала, вносить коррективы в программу.

Программа предусматривает проведение разнообразных форм занятий: бесед, традиционных занятий, лекций, практических работ с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся. Хорошие результаты дает использование нестандартных форм занятий: выставки, выставки-продажи, экскурсии, конкурсы.

При изучении тем, связанных с символикой оберегов, занятия проводятся не только в помещении, но и на природе. Эта работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережному отношению к ней.

^ Приемы и методы

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный;

- репродуктивный,

- проблемный;

- частично поисковый или эвристический;

- исследовательский.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изученному материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

В ходе реализации программы применяется интегративный подход в обобщении и применении полученных знаний на таких предметах школьной программы, как математика, история, изобразительное искусство, технология, биология. Это обуславливает межпредметные связи при освоении программы обучающимися.

На занятиях широко применяются разнообразные наглядные пособия: плакаты, буклеты, памятки, коллекции фотографий и др.

В обучении применяются технические средства: магнитофон, компьютер.

Для качественного проведения занятий в кабине имеются:

- образцы практических работ;

- журналы, книги, буклеты, фотографии;

- инструкционные карты;

- шаблоны и лекала.

^ Ожидаемые результаты:

После освоения данной программы обучающиеся

Знают:

- исторические сведения о традициях, связанных с оберегами;

- способы изготовления оберегов;

- сведения о материалах и приспособлениях для изготовления оберегов;

- сведения о знаках и символах оберегов;

- о цветовом сочетании в изделиях;

- русские народные праздники.

Умеют:

- самостоятельно изготавливать обереги;

- разбираться в чертежах;

- работать по шаблону;

- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

- ориентироваться на качество изделий;

- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.

^ Формы подведения итогов реализации программы

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

^ Оценочные формы детских работ:

- оценка педагога;

-оценка учащихся;

- самооценка своей работы;

- отбор работы на выставки;

- участие в конкурсах.

Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.

Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.

Домашние задания отсутствуют. Однако, инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне занятия, поощряются.

В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. В той или иной мере используются все виды контроля:

- устный контроль;

- практический контроль;

- дидактические тесты;

- наблюдение.

Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.

^ Условия реализации программы

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

^ Оценочные формы детских работ:

- оценка педагога;

-оценка учащихся;

- самооценка своей работы;

- отбор работы на выставки;

- участие в конкурсах.

Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.

Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.

В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. В той или иной мере используются все виды контроля:

- устный контроль;

- практический контроль;

- дидактические тесты;

- наблюдение.

Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулирование деятельности детей: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.

^ Материально-техническая база.

- кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, гладильной доской и пр.).

-индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;

- технологические карты;

- альбомы с образцами, фотографиями и схемами,

- библиотека по прикладному творчеству,

- методическая литература по предмету;

- материалы, инструменты, приспособления;

- рабочий материал.

^ Внешние условия реализации программы:

- посещение выставок;

- участие в выставках;

- наличие методической литературы по предмету.

Учебно-тематический план

1 год обучения.


№ п/п

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

I.

Вводное занятие

2

2







II.

Из истории оберегов

7

7







III.

Символика оберегов

12

6

4

2

IV.

Технология изготовления оберегов

39

24

15




Итого:

60

39

19

2


^ Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.).

Включает в себя знакомство с группой; правила безопасной и личной гигиены; основные материалы и инструменты; путешествие в Страну Мастеров.

^ Раздел 2.История оберегов (7ч.).

Содержит сведения о народных приметах и поверьях; знакомство с домовым, где он живет и чем питается; а так же специальные упражнения для проверки- есть ли у вас домовой.

^ Раздел 3.Символика (12ч.).

Изучению раздела « Символика» следует уделять особое внимание. Нужно дать точные сведения по изучению символики, по правилам применения, совмещения и взаимодействия материалов. Также предусмотрены экскурсии для сбора и подготовки природных материалов.

^ Раздел 4. Технология изучения оберегов (39ч.).

Этот раздел в данном курсе является основным. Он включает в себя организацию рабочего места; материалы и инструменты для изготовления оберегов; применение выкроек и лекал; работу с инструментами, символикой и дополнительными материалами. Теоретические сведения закрепляются практикой. Заключительное занятия – творческий вечер с приглашением родителей. Выставка готовых работ. Изготовления оберегов: коса- домовой, домовенок Кузя, Дерево Счастья.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconОбразовательная программа «литературное краеведение» Возраст детей...
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Рассчитана на развитие детей среднего школьного возраста (11 13...
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconПрограмма дополнительного образования детей (12-14 лет) Пояснительная записка
Программа предназначена для учеников 5-7 классов и рассчитана на 3 года. Первый год (если речь идёт о первом годе, как начальном...
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconПрограмма дополнительного образования Драматическая студия «Школьный...
Программа рассчитана на два года обучения детей среднего школьного возраста и состоит из двух разделов
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Шахматы»
Цель программы  дополнительное шахматное образование для учащихся с 7 до 17 лет
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconПоложение о III открытой заочной Олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания...
К участию в Олимпиаде приглашаются юноши и девушки в возрасте от 12 до 18 лет: обучающиеся учреждений дополнительного образования...
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconПрограмма учебного курса «Цветовод»
Программа предназначена для предотвращения дополнительного образования в области эколого-биологического, декоративно-прикладного...
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconДошкольное детство чрезвычайно важный период развития человека, активного...
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста (5-6 лет), является модифицированной и разработана на основе программы...
Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconПрограмма по боксу для детей с 10 лет Срок освоения программы 13 лет

Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения iconРабочая программа художественного воспитания, обучения и развития...
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница