Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий»




Скачать 428,15 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий»
страница1/4
Дата публикации17.06.2013
Размер428,15 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
С. А. Силантьева1

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«КОНФЕРАНС И ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Возраст обучающихся – 11-15 лет

Срок реализации программы – 3 года

Количество часов в год:

первый год – 108;

второй год – 144;

третий год – 216

К содержанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша земля – наше наследие».

Она может быть рекомендована для реализации педагогами, прежде всего, в системе дополнительного образования детей, но также и в студиях художественного слова, самодеятельных театральных коллективах, театрах школьной эстрады.

^ Актуальность и педагогическая целесообразность.

Характерной чертой последнего времени, на которое с тревогой обращают внимание не только филологи или педагоги, но и люди самых различных профессий, стало падение уровня речевой культуры, особенно заметное в средствах массовой информации (телевидение, радио), но всё чаще проявляющее себя и в таких видах искусства как эстрада, даже театр.

Причин у этого негативного явления много. Конечно, сказывается «наступление» массовой культуры, ориентированной на стереотипное, бездумное «потребление», при котором «живое слово» теряет свою уникальность, неповторимость и превращается в один из инструментов «продажи культурного товара».

Но не менее важную роль играет снижение контроля за речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствуют акцент на тестовые технологии образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени на непосредственное речевое общение преподавателя с учащимися и самих учащихся между собой в ходе уроков.

В результате, окончив школу, многие юноши и девушки сталкиваются с немалыми трудностями при попытках получить профессии, связанные с необходимостью постоянного речевого общения. Это касается не только тех профессий, в которых подобное общение является необходимым условием (политики, психологи, журналисты, актёры и т.д.), но и, например, такой современной массовой профессии, популярной среди молодёжи и востребованной экономикой, как менеджер.

Несмотря на все достижения техники, значение публичной речи сейчас не падает, а, наоборот, возрастает. Можно сказать, что любой современный образованный человек заинтересован в том, чтобы точно, грамотно, ясно, а при необходимости, и образно, доносить свои мысли до других людей, уметь не просто читать с выражением напечатанный на бумаге текст, но и произносить его, сохраняя живой контакт с собеседниками, слушателями, публикой.

Поэтому чрезвычайно важно с детства прививать ребёнку интерес к звучащему слову, научить его стремиться к гармонии между мыслью и словом, так развить его речевые способности, чтобы он не боялся свободно говорить в любой аудитории, умел устанавливать полноценный речевой контакт и со своими сверстниками, и с более старшими людьми, в том числе и с учителями в школе.

К сожалению, возможности общего среднего образования в этом отношении сильно ограничены, предмет «риторика» преподаётся достаточно редко и факультативно. В определённой мере эту проблему помогает решить система дополнительного образования, в рамках которой возможна реализация программ, специально направленных на формирование и развитие речевой культуры.

На это ориентирована и настоящая программа, но её новизна и отличие заключаются в том, что обучение искусству звучащего слова и развитие с его помощью общей речевой культуры осуществляется на основе приобщения детей и подростков к жанру конферанса и овладения ими основами самостоятельного написания сценарных планов, литературных «подводок» к концертным номерам различных жанров, текстов ведущих к открытию и закрытию массовых мероприятий различных форматов; а также – к исполнительскому искусству конферансье2.

Этот жанр, хотя и возник сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX вв., но имеет, по сути, глубокую традицию, восходящую ещё к устному творчеству поэтов-импровизаторов, известному в Древней Греции и Риме. Выразительное звучащее слово составляло основу фольклорного искусства самых разных народов, в том числе и славянских.

Многие русские поэты, по свидетельствам современников, также славились талантливым исполнением своих произведений: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др.

Основоположником искусства звучащего художественного слова в России считался выдающийся актёр М. С. Щепкин. Многие великие русские актёры (П. Садовский, И. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, И. В. Ильинский и др.) часто выступали на эстраде, демонстрируя эталонные образцы не только художественного чтения, но и живого общения с аудиторией. Кроме выступлений с исполнением тех или иных произведений, они также вели тематические вечера, концерты, массовые мероприятия различного формата, что считалось неотъемлемой частью владения искусством звучащего слова.

Искусство конферанса в значительной мере возникло и развивалось в нашей стране в тесной связи с театральным искусством. Появление этого жанра в России обычно относят к началу XX века и связывают с именем Н. Ф. Балиева. Известна высокая оценка его непринуждённой, импровизационной манеры ведения концертов, данная самим К.С. Станиславским.

ХХ век дал в нашей стране немало примеров блестящих конферансье: А. Райкин (он начинал свой творческий путь в этом амплуа), Б. Брунов, Л. Миров, Е. Дарский, П. Рудаков и В. Нечаев, Ю. Тимошенко и Е. Березин, Э. Радов, О. Милявский и др. Жанр конферанса развивался на протяжении десятилетий, в нём появлялось много нового, но основа оставалась неизменной – высочайшая речевая культура и умение «видеть и слышать» любую аудиторию.

Приобщение к жанру конферанса, овладение даже его азами требует развития самых разных личностных качеств. Как точно подметил выдающийся конферансье А.Г. Алексеев, чтобы стать конферансье «нужно, прежде всего, быть хорошим профессиональным актёром, также и режиссёром, немножко писателем, желательно владеть иностранным языком и ещё много чего нужно…».

Мастерство конферансье придаёт любому концерту или другому публичному мероприятию динамичность, злободневность, юмор, позволяет установить живое общение «сцены и зала». Это невозможно без умения конферансье хорошо говорить, но также требует от него остроумия и тонкого чувства юмора, общительности и находчивости,

владения хорошим вкусом, позволяющим отличать искусство от подделок под него. Кроме того, конферансье должен уметь выполнять и некоторые организационные функции: определять очёредность выступлений, а, при необходимости, их продолжительность, вносить необходимые коррективы в программу выступлений.

Таким образом, овладение искусством конферанса требует комплексного подхода, который также является отличительной чертой настоящей образовательной программы: развитие речевой культуры обучающихся соединяется с совершенствованием предпрофессиональных навыков по технике речи, искусству звучащего слова, литературному творчеству.

Наконец, отличительной чертой программы можно считать использование эвристической методики различных форм и методов ведения массовых мероприятий.

Исходя из отмеченных особенностей конферанса и особенностей программы, в неё включено два взаимосвязанных, но различных направления: 1) искусство чтеца, ведущего; 2) литературное творчество – написание текстов и сценарных планов массовых мероприятий.

Сами занятия включают три обязательных раздела: 1) техника речи; 2) конферанс и основы ведения массовых мероприятий; 3) искусство звучащего слова.

Цель программы – формирование у обучающихся высокой речевой культуры (логически осмысленной, ясной и грамотной речи) как средства личностной самореализации в области конферанса (исполнение художественных произведений и ведение концертов и массовых мероприятий различного формата).

^ Задачи программы

Обучающие:

  • овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;

  • обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;

  • обучение овладению содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова;

  • освоение особенностей ведения массового мероприятия в соответствии с его форматом.

Развивающие:

  • развитие ассоциативного, образного и логического мышления;

  • формирование культуры восприятия актёрского исполнения;

  • приобретение умения управлять собственным вниманием, активизировать фантазию и воображение;

  • развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающего мира, поведения людей;

  • развитие культуры речевого общения;

  • ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;

  • приобретение умения грамотно анализировать сценарий предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную задачу и выстраивать сценарий под её решение.

Воспитательные:

  • овладение правилами публичного поведения (на сцене, при посещении культурно-массовых мероприятий в качестве зрителя);

  • формирование самоорганизованности и трудолюбия;

  • воспитание любви к родному языку, его красоте, чистоте, поэтичности, выразительности;

  • закрепление чувства коллективизма и взаимопомощи.

^ Возраст обучающихся – 11-15 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю.

На третьем году обучения занятия проводятся по индивидуальной программе по всем разделам, одновременно обучающиеся третьего года присутствуют на занятиях по конферансу в группах второго года обучения, помогая младшим студийцам.

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки

После первого года обучения.

По технике речи дети будут уметь:

  • в игровой форме провести по 3-5 упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике, мимический массаж;

  • делать 2-3 упражнения на развитие силы голоса с элементами гимнастики;

  • выполнять цикл из 5 основных упражнений «Минутка» для подготовки речевого аппарата юного чтеца перед выступлением;

  • выполнить тематическое задание «Беседуем скороговорками и пословицами»;

  • уметь различить и, по возможности, исправить недостатки собственной речи: вялость, нечёткое произношение начала и конца слов, «проглатывание слогов» и отдельных звуков в середине слова.

^ По конферансу и основам ведения массовых мероприятий дети смогут:

  • применять полученные знания по современному литературному произношению на основе специально подобранных текстов для закрепления правил орфоэпии;

  • принять участие в создании простейших текстов на заданную тему для ведения массовых мероприятий различных форматов (концерт, молодёжный вечер, викторина и т.д.);

  • начать ведение массовых мероприятий в заданном формате;

  • провести 1-2 конкурса в рамках работы с залом.



По искусству звучащего слова обучающиеся:

  • примут участие в коллективной композиции «История басни» и исполнят басню в стихах и прозе, предварительно разобрав идейно-тематическое содержание, авторское и личное отношение к поставленной проблематике в соответствии со своей возрастной категорией;

  • примут участие в литературных тематических композициях.

После второго года обучения.

По технике речи дети смогут:

  • провести полный комплекс речевой гимнастики для своей возрастной категории с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга;

  • сумеют выполнить элементарный, общедоступный комплекс на раскрепощение мышц гортани и устранение зажима (до достижения эффекта зевка);

  • совершенствовать различные дикционные упражнения в игровой форме;

  • закрепить работу над скороговорками в медленном, среднем и быстром темпе с определённой сверхзадачей для развития интонационной выразительности;

  • дикционно чётко и ясно произносить текст, используя все модуляции голоса;

  • самостоятельно подобрать упражнения для устранения элементарных отклонений от норм произношения (авторская игра «Маленький логопед» под наблюдением педагога).

^ По конферансу и основам ведения массовых мероприятий обучающиеся будут:

    • уметь самостоятельно написать несложный сценарный план ведения тематического вечера из 5-6 номеров, включив собственное выступление в качестве чтеца;

    • уметь выполнить ведение тематического вечера по собственному сценарию в игровой форме на занятии с последующим разбором и обсуждением задания участниками студии под руководством педагога;

    • уметь выполнять упражнения для освоения элемента «Сценическое общение» и применять данную методику в действии, при совместном ведении мероприятий;

    • владеть элементарными знаниями в области «История конферанса»;

    • вести личную «Тетрадь конферансье» с заготовками для проведения различных тематических вечеров;

    • уметь импровизировать при объявлении номеров, отличая импровизацию, выполненную со вкусом и с учётом стилевых особенностей мероприятия, от некачественной импровизации.

^ По искусству звучащего слова:

  • будут уметь работать над исполнением стихотворного и прозаического произведения (логический разбор, главная мысль, проникновение в авторский замысел, сознательное отношение к выразительным особенностям стиля автора) как под руководством педагога, так и выполняя домашнее самостоятельное задание.

После третьего года обучения и в результате освоения всей программы.

По технике речи обучающиеся будут:

  • уметь самостоятельно проводить все вышеуказанные виды гимнастик;

  • продолжать систематический тренинг на пройденных упражнениях;

  • укреплять дыхание, работать над развитием гибкости, звучности голоса;

  • выполнять упражнения на использование темпа при одновременном повышении по строчкам напевным и речевым способом;

  • контролировать и слышать себя, подчинять свой голос определённым заданиям: повысить или понизить его на определённый интервал, удержать голос на некоторое время на заданной высоте, проверить его звучание в резонаторных полостях, слушать, как он распространяется в помещении, и уметь приспосабливать его к особенностям помещения на основе полученных знаний по данной теме, не форсировать звук, следить за свободой мышц, подтянутостью брюшного пресса, чёткостью и естественностью артикуляции, правильным использованием дыхания.

^ По конферансу и основам ведения массовых мероприятий обучающиеся смогут:

  • вести массовые мероприятия различного формата, как индивидуально, так и с партнёром;

  • составить и записать сценарный план для ведения мероприятия с учётом пожеланий режиссёра и возможных перемен в ходе действия концерта;

  • пользоваться сценической папкой конферансье;

  • владеть приёмами ведения «с листа» и импровизационного ведения;

  • применить полученные знания на практике при ведении массовых мероприятий различного уровня.



По искусству звучащего слова обучающиеся:

  • будут исполнять произведения различных жанров, в соответствии с рекомендациями для своей возрастной категории;

  • смогут подготовить к концу года не менее 5 произведений различной тематической направленности;

  • смогут выбирать произведения из своего репертуара и применять их к определённой тематике и жанру массовых мероприятий.

Проверка достижения результатов обучения проводится 2 раза в год в форме творческих зачётов по разделам.

Обучающимся, освоившим программу в полном объёме (после 3-х лет), выдаются свидетельства в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т.

Формами проверки также являются: участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей; выполнение самостоятельных работ по написанию сценарных планов и проведению мероприятий вне студии, т.е. в классах, учебных заведениях, в других коллективах (педагог консультирует обучающихся по мере необходимости).

При подведении итогов обучения по программе после трёх лет используются следующие оценочные показатели:

Владение голосом:

  • правильное использование дыхания;

  • чёткость и естественность артикуляции;

  • интонационная выразительность;

  • звучность.

Исполнительское мастерство:

  • сценическое поведение: свобода мышц, сценическое обаяние, естественность, артистизм, знание основ этикета, владение микрофоном;

  • владение элементами техники словесного действия: внимание, воображение; память, оценка события; подтекст; внутренний монолог;

  • умение исполнять произведения различных жанров (басня, сказка, юмористический рассказ, лирическая поэзия, эстрадный монолог, публицистика и т.д.).

Мастерство конферансье:

  • умение установить контакт с залом, создать благоприятную атмосферу мероприятия;

  • культура речи;

  • умение импровизировать при объявлении номеров, с учётом особенностей темы и формата мероприятия;

  • умение логически простроить связь номеров;

  • умение составить и написать сценарный план для ведения мероприятия с учётом возможных перемен в ходе действия;

  • владение приёмами ведения «с листа»;

  • умение выбирать произведения различных жанров из своего репертуара для исполнения в программе массового мероприятия, соответственно тематике и формату.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего




^ Вводное занятие

1

-

1

1

Техника речи

6

28

34

1.1

Разделы техники речи

1

-

1

1.2

Дыхание и голос

1

5

6

1.3

Орфоэпия и дикция

1

7

8

1.4

Культура речи

1

5

6

1.5

Развитие силы голоса

1

10

11

1.6

Итоговое занятие. Зачёт

1

1

2

2

Конферанс и основы ведения массовых мероприятий

10

30

40

2.1

Конферанс как жанр

1

1

2

2.2

Структура массового мероприятия

2

2

4

2.3

Основы мастерства конферансье

1

4

5

2.4

Виды конферанса

1

4

5

2.5

Блокнот и дневник конферансье

2

8

10

2.6

История конферанса

2

-

2

2.7

Практическое ведение массовых мероприятий

-

10

10

2.8

Итоговое занятие. Зачёт

1

1

2

3

Искусство звучащего слова

9

24

33

3.1

Проблемы звучащей речи

1

1

2

3.2

Логика речи

2

2

4

3.3

Репертуарная тетрадь чтеца

1

2

3

3.4

Основы мастерства актёра и чтеца

2

12

14

3.5

Разбор литературного произведения. Особенности исполнения произведений различных жанров

2

3

5

3.6

Антология басни

1

2

3

3.7

Итоговое занятие. Зачёт

-

2

2




Итого

26

82

108


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Вводное занятие.

Знакомство с группой. Ознакомление с программой. Техника безопасности: правила поведения на занятиях, правила дорожного движения.
^ Раздел 1. Техника речи.

  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Секция большого тенниса»
«Школа тенниса для детей» – это динамичная образовательная программа учреждения дополнительного образования, воплощающая единство...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconТиповая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» городского округа город Кумертау...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОсновная образовательная программа дополнительного образования детей...
Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconПлан работы муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Совершенствование механизмов организации и проведения спортивно – массовых мероприятий среди школьников, детей дошкольного возраста....
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Представленная Программа обосновывает направления развития образовательного пространства учреждения в условиях модернизации образования,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «живая планета»
Автор: Логинова Марина Николаевна – педагог дополнительного образования второй квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconПлан мероприятий учреждения на 2012-2013 учебный год №
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» города...
Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс и основы ведения массовых мероприятий» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство»
Т. Я. Шпикаловой, рекомендованной для использования в работе художественных школ и учреждений системы дополнительного образования....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница