В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально




Скачать 146,24 Kb.
НазваниеВ практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально
Дата публикации16.06.2013
Размер146,24 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Декоративно-прикладного искусств

В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась "довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными ви­дами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.). Зачастую эти занятия проводятся в сту­дии. Традиционную форму представля­ет и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициа­тиве самих детей. Для этого и создают­ся в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности и т.п. Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных, быстро развивающихся направлений в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако приходится констатировать: в плане художественного развития ре­бенка дидактическая игра еще не нашла адекватного применения. Итог весьма печален: в образовательном простран­стве, реализующем задачи художест­венного развития, игра все более вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мне­ния: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нуж­ны, в том числе и об искусстве. Но дело в том, что именно игра может выпол­нить в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последователь­ного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, "насмотренности" подлинно художественны­ми произведениями народного искус­ства, умение высказывать доказатель­ные суждения и оценки увиденного». Такова одна из задач в работе с до­школьниками, сформулированная в программе «Детство». Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Дидактическая игра представляет со­бой многоплановое, сложное педагоги­ческое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство раз­вития личности ребенка. Мы можем назвать значительное число различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошколь­ников. Однако рассмотрим лишь те, ко­торые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-при­кладным искусством.

Условно разделим игры на несколько групп - на те, которые

• помогают различать виды рус­ского прикладного искусства по ос­новным стилевым признакам -особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;

• сосредоточивают внимание на сти­левых особенностях элементов узора;

• знакомят с композиционным по­строением узоров, использованием ритма, симметрии.

В основе этих игр лежат традицион­ные принципы, но их содержание — ос­воение особенностей декоративно-прикладного искусства. Игры первой группы, которые мы приводим ниже, направлены на развитие общего эстети­ческого восприятия предметов. Вот не­сколько примеров: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Магазин сувени­ров», «Художественный салон».

«Найди лишнее»

Дидактическая задача. Учить нахо­дить предметы определенного промыс­ла среди предложенных: развивать вни­мание, наблюдательность, речь-доказа­тельство.

Материал. Три-четыре изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

^ Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и смо­жет объяснить свой выбор.

Ход игры. Выставляются четы­ре-пять предметов. Следует найти лиш­ний и объяснить почему, к какому про­мыслу относится, что ему свойственно.

Варианты. В игре может быть посто­янный ведущий. Тот игрок, кто правиль­но ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Художественный салон»

Дидактическая задача. Учить устно описывать выбранный предмет, разви­вать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы на­родных промыслов или их изображе­ния, фотографии.

^ Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры. Предметы «Художествен­ного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные иг­рающие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать

вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, о продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Закрепляв представление о какой-либо росписи развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узора; разных предметов и уметь объяснять из

Материал. Предметы разных промыслов.

Игровые правила. Игрок, первый заметивший изменение, должен быстр поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры. Воспитатель (или ведущий ставит перед игроками пять предмете! различных росписей. Внимательно рас смотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задачи решена, выбираете другой ведущий, игра продолжается.

Варианты. Игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

С помощью следующей групп игр - «Лото», «Домино», «Найди пару «Узнай элементы узора» - можно закрепить знания о стилевых особенности элементов узора. Иными словами: внимание детей педагог сосредоточивает и на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре в разных изделиях. Так, например, кольцо ( в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено по верх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Хохломские трилистники отличаются друг от друга формой самой листочка, способом обработки края ли ста, прожилками. Городецкие розам могут быть выполнены в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой и т.п.

«Узнай элементы узора»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внима­ние, память и быстроту реакции, вы­звать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшен­ные какой-либо росписью, в нижней части которых три—четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдель­ными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цве­том, деталями.

Игровые правила. Определить, ка­кие из предложенных карточек с изоб­ражением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рас­смотрев их, играющие выбирают те эле­менты, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Веду­щий следит за правильностью выполне­ния задания.

Варианты.

• Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на боль­шой карте, забирает его себе. Выигры­вает тот, кто первым соберет все эле­менты своего узора.

• Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Чтобы полу­чить нужную карточку, игрок должен описать ее, например: «Мне нужна кар­точка на красном фоне, на которой есть черная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

• До начала игры воспитатель состав­ляет комплект из трех—четырех малень­ких карточек, элементы которого соот­ветствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игро­ки получают по одному-двум наборам, Их задача: к имеющемуся набору эле­ментов подобрать карту с изделием. Вы­игрывает тот, кто первым выполнил за­дание.

«Домино»

Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, приду­манными мастерами промысла, разви­вать наблюдательность, внимание, быст­роту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки выкла­дывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответст­вовало такому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. За ход мож­но выложить только одну карточку.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкла­дываются в центр стола рисунками вниз - это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры первым делает ход тот, у кого есть кар точка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет ну» ной, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст - пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

«Лото»

Дидактическая задача. Та же, что

игре «Домино».

Материал. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой либо росписью. По краям карт по шесть клеток с изображением элементов дан ной росписи. Карточки с вариантам элементов узора, отличающихся цвете» деталями.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каж­дому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной маленькой карточке, ведущий спрашива­ет, что за элемент на ней изображен и ко­му нужна такая карточка.

Варианты. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколь­ко карт для одновременного заполнения.

«Найди пару»

Дидактическая задача. Та же, что в

игре «Домино».

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элемен­тами узора, другая - пустая. Карточки с ва­риантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.

Игровые правила. Игроки подбира­ют карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, ма­ленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбира­ют пару элементам на своих карточках.

Варианты.

• После выполнения задания игрок на­зывает все элементы росписи. Если на­звание дано неверно, карточка не засчи­тывается.

• Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

• «Ручеек» - из числа играющих со­ставляются две команды; одна получает двойные карточки, другая - парные кар­тинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой груп­пы с такой же карточкой, чтобы образо­вать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет пра­вильность выбора. Образуется «ручеек».

• «Передай по кругу» - у игроков по три большие карточки, маленькие пере­мешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, ^грающий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит - пара найдена. Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

Игры второй группы обладают значительным преимуществом: атрибуты % ним изготавливают сами дети. Тем самым реализуется одно из классичес­ких положений дошкольной дидактики, сформулированное в свое время А.Л. Усо­вой. Речь идет о сочетании в образова­тельном процессе трех форм - заня­тий, дидактических игр и упражнений. В нашем случае это сочетание может быть представлено первоначальными представлениями об особенностях раз­ных видов декоративно-прикладного искусства, которые дети усваивают на занятиях (в ходе бесед, знакомства с из­делиями, экскурсий в музеи, на выставки , и т.п.), когда, рисуя, учатся изображать \1 элементы узора; когда под руководст­вом воспитателя готовят материалы к дидактическим играм, т.е. упражня­ются в рисовании отдельных элемен­тов. В этой работе прослеживается весьма важный мотив - точное повто­рение одного и того же элемента. Имен­но точное, иначе игра не получится.

Третью группу составляют игры («Составь узор», «Разрезные картинки», «Одень барышню») с композицион­ным построением узоров, представ­ляющих различные промыслы - городецкую с гирляндами, хохломскую с волнистыми линиями, гжель с росписью букета, где в центре - главный цветок.

«Составь узор»

Дидактическая задача. Учить со­ставлять декоративные композиции -Располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, разви­вать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов; элементы Росписи, вырезанные по контуру; образы Украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов

узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять учас­тие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, иг­рающие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составля­ют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, при­меняемых в разных промыслах, упраж­нять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к дости­жению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. Два одинаковых плоскост­ных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части

(можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь ча­стей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответст­вии с образцом.

Ход игры. В игре может принять учас­тие один ребенок или группа. Воспита­тель показывает образцы, дает возмож­ность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо из­делия. Выигрывает тот, кто первым спра­вится с заданием.

Варианты.

• Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изо­бражение двух предметов.

• Игроки собирают изображение без образца.

• Игроки используют силуэты одинако­вых предметов, украшенных по-разному.

• Игроки получают два одинаковых из­делия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен соста­вить два предмета.

Дидактические игры и игровые упраж­нения воспитатель может а) применять как один из методов проведения самих занятий, так и с целью расширить, уточ­нить, закрепить знания и умения детей; б) проводить в одно время с занятиями по изобразительной деятельности (вариан­ты: опережать занятия или завершать их).

«Дымковская барышня. Ткань на юбку»

Дидактическая задача. Вызвать ин­терес к росписи дымковской игрушки, за­крепить знания об элементах дымков­ской росписи, учить располагать узор на геометрической форме - квадрат, прямо­угольник, сочетая их по цвету, ввести в ак­тивный словарь понятия, связанные с росписью: «булочка», «горошина», назва­ния игрушечных барышень: «водоноска», «франтиха», «нянька».

Предварительная работа. Дидакти­ческие игры «Узнай элемент», «Найди па­ру», «Домино».

Материал. Демонстрационный: кос­тюм воспитателя - расписанный кокош­ник, длинная юбка; три образца из альбо­ма Е. Ковальской (№ 1, 2, У). Раздаточ­ный: для каждого ребенка - листы белой бумаги размером 15x15, 23x18; красная, синяя, желтая, зеленая гуашь; кисти № 2,3.

Ход занятия

Воспитатель (в наряде дымковской мастерицы). Здравствуйте, ребятушки! Уз­нали меня? Я мастерица из Дымково. При­шла к вам по делу. Скоро у нас в селе будет праздник, именуемый Свистунья. На этот праздник все приходят нарядные, краси­вые. Много барышень собрались приехать к нам, а наряды-то все поизносились. От­правили меня в магазин за тканью для юбок Да вот беда: не продают в наших ма­газинах такую ткань, чтобы можно было сшить из нее юбку для дымковской ба­рышни. Ведь не всякую юбку барышня на­денет. Дали мне в дорогу вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась (выставля­ются образцы № 1,2). Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они от­личаются? Верно, здесь нарисованы коль­ца, а здесь линии. Кольца на ткани круп­ные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета? (Ответы^) Почему все одинаковые по цвету? (Ответы?) Как рас­положены полоски на ткани? (Показать жестом, что линии находятся на одина­ковом расстоянии) Зачем между линиями оставлено место? (Ответы?)

А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от первых двух? Правильно, эта ткань в клетку. Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточ­ки? Конечно, рисовать линии на одина­ковом расстоянии. Что расположено в клеточках? (Ответы.) Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой -булочку? Почему нельзя? (Ответы.)

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымков­ской барышне. Наверное, не все худож­ники знают их. Потому в магазинах нет таких тканей. Пока найду, уж и праздник подойдет, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь? Тогда рас­пишем ткани! Покажите, как будете ри­совать прямые линии. Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получилась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо. (Показ сухой кистью на образце?) А как можно нари­совать булочки, чтобы все они получи­лись одинаковыми? Вот ведь какие до­гадливые! Конечно, примакиванием.

Посмотрите, на ткани есть еще круп­ные точки. Как их ласково называют? Пра­вильно, горошины. Как их можно нарисо­вать? Если в вашем узоре будет много го­рошин, лучше рисовать их тампоном, тог­да все они будут одного размера, и узор от этого станет еще краше. Но дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор не будет виден издалека, поэто­му старайтесь рисовать крупно. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, на­пример полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку Тогда краски будут чистые, яркие.

А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в узоре они смот­релись красиво. Ткани могут быть украше­ны линиями, кольцами или клеточками.

Входе самостоятельной работы педа­гог наводящими вопросами помогает оп­ределить красивые сочетания цветов. По окончании работы все рисунки собира­ются на трех столах в соответствии с типом композиции узора (кольца, линии,клетка). Рассматривая совместно с де­тьми ткани, педагог обращает внима­ние на то, как один и тот же узор, укра­шенный линиями, в зависимости от цве­та смотрится по-разному. Обращает внимание на ткань, украшенную больши­ми кольцами, которые видны издали; на одинаковый размер колец в узоре; на тка­нях в клетку особо отмечает ритмичное расположение линий (вертикальных и го­ризонтальных), обеспечивающих равные клетки в узоре.

Если кто-либо из детей допустил ошибки, педагог предлагает составить узор, пользуясь материалом к дидакти­ческой игре «Составь узор»

«СОГЛАСОВАНО»

И.о. заведующей ДОУ

д/с № 320 «Голубка»

______ АртамоноваО.Ф.


Роль народного творчества в

нравственном воспитании детей.

Консультация для воспитателей

подготовила и провела восп. Ятманова О.З.

___________________

Дата проведения:

________________

Похожие:

В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconПримерное тематическое планирование (всего 270 ч) Содержание курса
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упраж­нениями по укреплению здо­ровья человека
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconВторой. Криминалистическая техника
Параллельно разрабатывались собственно криминалистические средства и приемы. Так, в рамках криминалистики сложилась стройная система...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconПоложение о безотметочном обучении
Безотметочное обучение, являясь одним из условий успешности реализации в школьной практике, направлено на решение основной задачи–...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально icon2. 11. Банковская система: понятие, элементы
Система, чаще всего под термином понимается состав чего-либо. В фз «о ЦБ рф» отмечается, что банковская система включает ЦБ и кредитные...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально icon2. 11. Банковская система: понятие, элементы
Система, чаще всего под термином понимается состав чего-либо. В фз «о ЦБ рф» отмечается, что банковская система включает ЦБ и кредитные...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconБилеты информатика 9 класс (практика)
В банке данных хранится достаточно универсальная, необходимая для решения разнообразных прикладных задач, информация об определенной...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconФинансовая отчетность компании n
В приложениях к лекции 10 «Анализ финансового состояния предприятия» рассматриваются примеры экономического анализа на примере некой...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconТематическое планирование содержание курса
Физическая культура.( 4ч.) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья...
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconРешение: а
Обратите внимание: во всех определениях фигурирует числовое множество X, являющееся частью области определения функции: X с D(f)....
В практике художественного вос­питания дошкольников сложи­лась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально iconМоу «Лицей №112» Апробация форм и методов контекстного обучения. Учитель: Паврозник Н. Г
Технология контекстного обучения имеет широкий спектр методов и форм, которые активно освещаются в теории и практике обучения. Методы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница