Создание и обновление предметно-развивающей среды




Скачать 79,98 Kb.
НазваниеСоздание и обновление предметно-развивающей среды
Дата публикации16.06.2013
Размер79,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Создание и обновление предметно-развивающей среды

Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ является правильная организация предметно-развивающей среды. Развивающая среда» рассматривается  педагогами МБДОУ как  комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей  детей в организованном пространстве.

Цель создания развивающей среды в МБДОУ - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой в МБДОУ образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Ценностным ориентиром  для педагога МБДОУ в предметно - развивающей  среде является содействие развитию ребенка как личности. Это предполагает:

  обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

  формирование начал личности,  развитие индивидуальности каждого ребенка.

Проектирование  предметно-развивающей среды в МДОУ осуществлялось    на основе:

  требований нормативных документов;

  реализуемой в МБДОУ образовательной программы;

  материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

  предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

  общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

  времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного  года;

  освоенности  - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;

  стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.

Опираясь на современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей среды педагоги МБДОУ во всех возрастных группах создают оптимальные материально-технические условия. Организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимым материалом: художественной литературой, наглядным материалом, развивающими играми. Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Во всех возрастных группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Для активизации эстетических впечатлений используются различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

В детском саду оборудованы: медицинский, процедурный кабинеты, изолятор.

 Выделены специальные помещения для коррекционной работы с детьми:

- логопедический кабинет, где созданы все необходимые условия для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

С целью укрепления и сохранения здоровья воспитанников в МБДОУ оборудованы в соответствии с современными требованиями:  спортивный зал, музыкальный зал

В рамках решения поставленных задач в МБДОУ оформлены музей «Русская изба».

Большое значение в МБДОУ отводится и оформлению  пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация образовательного процесса в МБДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Такие составляющие, как пространство, время, предметное окружениепозволяют представить все особенности жизнедеятельности ребенка в предметно-развивающей среде  и правильно организовать ее.

Использование пространства

Влияние предметно-развивающей на физическое развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на познавательно-речевое развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие  ребенка

Многофункцинальное использование всех помещений МБДОУ.

 

Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки

Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах.

Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе

Возможность использования полученных знаний в различных ситуациях

«Зонированное» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении)

Двигаясь по «зонированному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом

Развивается ориентировка в пространстве, чувство сопричастности с окружающей действительностью

«Уголки уединения» в зонированном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт, эмоциональную надежность, безопасность. Улучшается социальный климат в целом

Появляется возможность заниматься любимым видом деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, художественным конструированием

Все пространство «разделено» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование, развивающий материал

Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим

У ребенка есть возможность целенаправленно, сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Развивается концентрация внимания, усидчивость

Развиваются навыки социокультурного поведения

Возможность заниматься любимым видом деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной и т.д.)

 

Использование времени

Влияние предметно-развивающей
на физическое
развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на познавательно-речевое развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие ребенка

Временная последовательность разных видов жизнедеятельности.

Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья ребенка  в целом.

Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время.

Упорядоченное времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе.

Развивается чувство сопричастности с окружающей действительностью

Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и самостоятельной деятельности

Отсутствует утомляемость

Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня.

Возможность разнообразного общения.

В процессе самостоятельной деятельности у ребенка появляется возможность использовать разнообразные изобразительные материалы и действовать с ними.

Время для общения по схемам:

«я - я»

«я - педагог»

«я - друг, друзья»

«я - все»

Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности

Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире

Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами

Возможность заниматься самостоятельной и совместной творческой деятельностью со взрослым и сверстниками

 

Использование предметного окружения

Влияние предметно-развивающей на физическое развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на познавательно-речевое развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на социально - личностное развитие ребенка

Влияние предметно-развивающей среды на художественно- эстетическое развитие ребенка

Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты)

Активизация двигательной активности

Ориентировка в окружающей действительности

Упражнение в различных социальных ролях

Накопление впечатлений - цветовых, звуковых, осязательных, составляющих фундамент на котором зарождается интерес к прекрасному.

Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном для ребенка месте

Развивается усидчивость, внимания

Разностороннее развитие.

Обеспечение активного общения.

Появляется простейшая эстетическая избирательность

 

Таким образом, предметно-развивающая среда МБДОУ обеспечивает реализацию целей, задач и содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Похожие:

Создание и обновление предметно-развивающей среды icon«Создание предметно – развивающей средыв группах по нравственно –...
Как уже было раннее отмечено, одно из основных условий по нравственно –патриотическому воспитанию в доу является создание предметно...
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconФедеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей...
Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной...
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconМатериальное поле урока
Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды учебного кабинета
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconСоисполнители (подразделения, учреждения, которые организуют мероприятия)
Индивидуальное консультирование воспитателей по вопросам планирования и организации предметно-развивающей среды в группах
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconСоздание коррекционно–развивающей среды в процессе учебно–воспитательной...
А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала. Создание...
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconТема: «Игра как приоритетное средство развития Дошкольника»
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для игровой деятельности и определить...
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconДоклад за 2010-2011 учебный год Публичный отчётный доклад о деятельности...
Характеристика предметно-развивающей среды и методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса по
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconПрограмма развития
«Создание обогащенной коррекционно-развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей доступность качественного образования...
Создание и обновление предметно-развивающей среды icon«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения»
Недостаточность знаний об особенностях организации коррекционной направленности образовательного процесса коррекционно-развивающей...
Создание и обновление предметно-развивающей среды iconСоздание развивающей среды на участке Бархатовского детского сада
Первого сентября 2011 года наш детский сад распахнул свои двери для ребят от 2 до 7 лет
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница