Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях»




НазваниеРешением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях»
страница1/6
Дата публикации11.06.2013
Размер0,65 Mb.
ТипРешение
pochit.ru > Культура > Решение
  1   2   3   4   5   6
Приложение 6.

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы

«Я – Гражданин своей страны» на 2011 – 2015 гг.

ТМБОУ «Диксонская средняя общебразовательная школа»

Основание для разработки: Программа разработана в соответствии с решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» от 21 марта 2011 года.

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

^ Задачи программы:

  • создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и условий для её успешной реализации;

  • осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

  • координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

^ Сроки реализации: 2011 – 2015 годы

Ожидаемые результаты:

  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

  • приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

  • снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;

  • сохранение патриотического и культурного наследия;

  • возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.

^ Программа духовно-нравственного воспитания

младших школьников «Я – Гражданин своей страны»

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

^ Актуальность проблемы

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативным тенденциям общества. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

^ Главная задача школы: создание педагогических условий для духовно -нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

  • ФГОС на начальной ступени обучения

  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

  • Декларация прав и свобод человека

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Устав школы

Внеурочная деятельность Базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса составляет 20%.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественнополезные практики и т. д.

Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы образовательного учреждения и планов классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий (социальная работа и проектная деятельность).

К осуществлению внеурочной деятельности предъявляются валеологические требования – форма проведения занятий отличная от урока, соблюдение динамической паузы (40–50 минут) между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

^ Примерный учебный план образовательного учреждения

Учебные предметы


Количество часов
1 класс

Внеурочная деятельность

спортивно-оздоровительная

2

художественно-эстетическая

2

научно-познавательная

2

гражданско-патриотическая (краеведение)

2

социальная (трудовая волонтерская, социальное творчество, детское объединение, КТД)

2

Всего к финансированию

10

Согласно Базисному учебному плану программа Духовно- нравственного развития и воспитания учащихся в 2011- 2012 учебном году реализуется через кружки дополнительного образования:

  1. "Бисеринка"

  2. Кукольный театр

  3. "Веселый английский"

  4. Моделирование и конструирование

  5. Клуб "Почемучка"

  6. "Уроки предков"

  7. "Юный инспектор движения"

  8. Основы проектной деятельности

Основная педагогическая цель:

формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

^ Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

^ Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

^ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания «Я – Гражданин своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconРайонная программа «Воспитание подрастающего поколения в современных...
Воспитание подрастающего поколения в современных условиях социокультурного сетевого взаимодействия сельских поселений
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconВоспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории
Основная часть: формирование гражданственности и патриотизма стр. 5
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconКлассный час для учащихся 5-х классов по теме: "Государственная символика России"
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconПрограмма дополнительного образования детей «Краеведение»
Воспитание патриотизма у детей начинается прежде всего с любви к своему дому,селу или городу,в котором они живут, к людям их населяющим....
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconПриказ от 12 ноября 2012 года №755 г. Абинск о проведении слета «Земля отцов моя земля»
«Дом детского творчества» муниципального образования Абинский район, в целях воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего...
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconПедагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание подрастающего...
Выступление Досжановой А. Б. по теме «Нравственное воспитание школьников на основе национальных обычаев и традиций»
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconМетодическая разработка заседания педагогического совета по теме:...
Форма проведения: защита презентаций проблемных и инициативных групп по теме педсовета
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconВоспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconГражданско-патриотическое воспитание в современных условиях это целенаправленный,...
Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического...
Решением заседания Педагогического совета школы по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях» iconВоенно-патриотическое воспитание в школе
В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница