Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение




НазваниеЭкспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение
страница1/3
Дата публикации10.06.2013
Размер0,56 Mb.
ТипИсследование
pochit.ru > Культура > Исследование
  1   2   3
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Выполнила: учитель технологии МОУ «СОШ №7» г. Алатырь

Зимина Елена Алексеевна

Введение.

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

^ Цель исследования – изучение проблемы развития творческих способностей учащихся основной школы на уроках технологии.
Задачи:

  1. Исследовать уровень креативности учащихся

  2. Определить уровень оригинальности, уникальности, гибкости учащихся при выполнении творческих заданий

  3. Выявить возрастную динамику развития творческих способностей в процессе деятельности на уроках технологии.

^ Объект исследования – учебный процесс на уроках технологии в 5-8 классах основной школы.

Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся 5-8 класса в учебном процессе.

^ Методы исследовани - эксперимент, включающий анализ продуктов деятельности испытуемых; наблюдение за процессом выполнения творческих заданий; диагностика уровня творческих способностей учащихся.



Гипотеза – При условии создания мотивации; благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся; устойчивого интереса к творческой деятельности, ориентированной на познание, создание,

преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений на уроках технологии, с возрастом у учащихся будет наблюдаться динамика роста показателей творческих способностей.


Теоретическое обоснование исследовательской работы

Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [2] Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью

^ Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.
^ Условия, влияющие на развитие творческих способностей

Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся:

  1. стереотипы

  2. излишняя ориентация на одобрение

  3. заниженная самооценка

  4. недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:

  1. критика

  2. стресс

  3. дефицит времени

Преодолеть эти барьеры ученикам может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.

В исследовании Е.Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями, к которым можно отнести следующие:

  1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим

  2. не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему

  3. уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением

  4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий

  5. безоценочность к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

  6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать

  7. творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса

  8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка

  9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам

  10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление

  11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности; дружелюбную интонацию голоса

  12. использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.

^ Психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Основным в обучении творчеству Дж. Смит [2] считает создание следующих условий:

  1. условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

  2. условия социально-экономические, т.е. создание у детей чувства внешней безопасности, когда они знают, что их творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

  3. психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Учителю необходимо [2]:

  1. Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться

  2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка

  3. Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идем ребенка

  4. Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом

  5. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка

  6. Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В своей работе необходимо использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;

  • исследовательский;

- проблемный;

  • поисковый

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках технологии, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы

  • Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

- представьте, что…; - изобретите…;

- предложите гипотезу…; - придумайте…

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и,

наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.

У каждого учителя свои принципы взаимодействия с учеником. Жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения, каковы же критерии выбора форм и методов сотрудничества?

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.

Теплов Б.М. писал. Что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Методика исследования

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

    1. отсутствие ограничения по времени;

    2. минимизация мотивации достижения;

    3. отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

    4. отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН
^ Опросник креативности Джонсона (ОК)

Диагностическая цель: фокусирует внимание на элементах, которые связаны с творческим самовыражением, это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности.

Опросник может быть использован только как метод экспресс-оценки. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной окружающей среде ( в классе, во время выполнения какой-либо деятельности, на занятиях)

^ Процедура тестирования: Заполнение опросника требует 10-20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по пятибальной шкале. [ 18 ]

Лист ответов

Дата………….. Школа………Класс………… Возраст…………….

Респондент( Ф.И.О (заполняющий анкету)…………………………………

Инструкция. Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы:

1 – никогда

2 – редко

3 – иногда

4 – часто

5 – постоянно






Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1































2

































^ Текст опросника.

Контрольный список характеристик креативности:

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость)

  4. Предлагать дополнительные детали, идей , версии или решения (находчивость, изобретательность)

  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать свои возможности (воображение, способности к структурированию).

  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность, продуктивность)

  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность)

  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

^ Обработка результатов.

При работе с ОК можно быстро произвести подсчеты. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов)

^ Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8


^ Диагностика невербальной креативности

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Тест Торренса «Незавершенные фигуры» предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей. Тест представляет собой серию незавершенных фигур.

^ Диагностические цели: исследование развития одаренности учащихся; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами

Контингент: все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

^ Условия проведения:

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности . Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Обстановка не должна быть напряженной и нервозной, необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения

воображения и творческой свободы. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин.

При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят, но нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, очень важно достичь полного понимания инструкции.

Предлагаемый вариант теста «Незавершенные фигуры» представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте отражаются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). Оригинальность – это психическое явление, при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций, при чем этот созданный образ присущ только одной личности. Оригинальность – является одним из наиболее наглядных критериев развития творческого воображения, а также длительности памяти.

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе наиболее повторяющихся рисунков).


Фамилия…………………Имя…………..Возраст……. Класс……………

Закончи рисунок

На листе нарисованы незаконченные фигурки, если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать, сделай ее полной и интересной, придумай и напиши название к каждой картинке.


















Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но стимульный вариант представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи. В тесте отражаются следующие показатели креативности:

Гибкость (Гб) мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.

Гибкость мышления включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Таким образом, гибкость мышления занимает особое место в любой деятельности человека. Для исследования гибкости творческого мышления учащихся был выбран тест Е. П. Торренса. В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося образа, графического контура.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений. Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги.

Для выполнения задания дается определённое время (20 мин.). Главный показатель гибкости творческого мышления – количество идей воспроизводимых ребенком.


Фамилия………………..Имя………….Возраст……….Класс………
Дорисуй незаконченные фигурки, постарайся придумать интересные, непохожие, разнообразные сюжеты.









Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

После инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый указал фамилию, имя и дату.

При обработке выполненных заданий надо:

  1. Определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. соответствует ли он заданию.

  2. Каждую идею следует отнести к одной из категорий ответов, определить баллы

  3. Определить показатели беглости, гибкости (зачеркиваются повторяющиеся номера категорий ответов и подсчитываются оставшиеся)

Суммарный балл определяется сложением всех без исключения баллов по определяемой категории.

^ 2.3.Анализ результатов исследования и выводы.

Исследования проводились в Алатырской средней общеобразовательной школе №7 среди учащихся 5 – 8 классов. Определение уровня креативности учащихся происходило в процессе длительного наблюдения (период обучения учащихся в среднем звене) за социальными взаимодействиями учащихся (в классе, во время творческой деятельности на уроках технологии, во внеклассной деятельности). Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Джонсона, позволили определить уровень креативности учащихся 5–8 классов. Из представленных ниже материалов

видно, что уровень креативности учащихся средней общеобразовательной школы №7 г.Алатырь с возрастом растет.

^ Лист ответов
Дата 3.04.06…. Школа…№7……Класс…5Б……… Возраст 10-11лет.

Респондент ( Ф.И.О (заполняющий анкету) Федосеева Г.П.







Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1

Настя Б.

3

3

3

2

2

3

2

2

20

2

Лена М.

2

3

2

2

3

2

2

2

18

3

Олеся М.

3

3

2

2

2

2

2

2

18

4

Юля С.

3

3

2

2

2

2

2

2

18

5.

Лариса Т.

2

2

1

2

2

2

2

2

15


Уровень креативности в 5 классе : Средний – 20 %

Низкий – 80%
У учащихся 5 класса показатель уровня креативности низкий, то есть ребята не способны выдвигать и выражать большое количество неординарных идей во время занятий творческой деятельностью, на уроках во время выполнения творческих заданий, во внеклассных мероприятиях.

^ Лист ответов

Дата 13.04.06…. Школа…№7……Класс 6А… Возраст 11-12 лет.

Респондент( Ф.И.О (заполняющий анкету) Тимошенко А.В.






Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1

Татьяна А.

4

3

4

4

3

3

3

3

27

2

Анна В.

4

3

3

4

3

3

4

3

27

3

Татьяна Г.

3

3

3

4

3

3

4

3

26

4

Ирина Г.

2

2

3

3

2

2

2

2

18

5

Дарья З.

3

3

2

3

2

3

3

2

21

6

Анастасия К.

4

3

3

3

4

3

3

4

27

7

Мария Н.

3

2

2

2

2

2

2

1

16

8

Светлана Т.

3

4

3

3

3

4

2

3

25

9

Татьяна Ю.

2

3

2

2

2

2

2

1

16

10

Татьяна Я.

3

3

2

3

2

2

2

2

19


Уровень креативности в 6 классе : Высокий – 30%

Средний – 30%

Низкий - 40%

Более половины класса 60% учащихся показали высокий и средний уровень креативности, из них у 30% высокий уровень креативности. Ребята начинают проявлять свою индивидуальность, творческие способности в деятельности, поведении, решении проблем.
^ Лист ответов

Дата 10.04.06…. Школа…№7……Класс…7Б……… Возраст 12-13лет.

Респондент( Ф.И.О (заполняющий анкету) Краснова А.А.






Характеристики креативности

сумма

фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

баллов

1

Екатерина А.

4

5

4

5

4

5

5

5

37

2

Вера А.

3

3

4

4

4

3

4

3

28

3

Ольга Д.

3

3

2

3

3

3

3

3

23

4

Светлана К.

2

3

3

3

2

2

3

2

20

5

Мария К.

3

2

2

3

3

2

4

3

22

6

Наталья М.

4

4

4

4

4

3

4

3

30

7

Наталья М.

3

3

3

2

2

2

3

2

20

8

Ирина С.

3

3

2

3

3

3

3

4

24

9

Наталья Т.

3

2

2

2

3

4

3

3

22

10

Ирина Ш.

4

4

4

3

3

4

4

4

30



Уровень креативности в 7 классе: Очень высокий – 10%
  1   2   3

Похожие:

Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconУчебная программа: «Работа с природным материалом» Разработала: учитель...
Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки природного материала. Программа рассчитана на два года обучения,...
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconМоу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconРешение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает...
Моу «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconРазвитие творческих способностей учащихся игровыми методами на уроках технологии
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconУроках изобразительного искусства Для развития творческих способностей...
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconСостав мо гуманитарного цикла
«Использование технологии модульного обучения с целью развития творческих способностей учащихся»
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconМоу «сош №7» мастер-класс
...
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconИгровые технологии на уроках физики и внеклассных мероприятиях как...
Юрченкова Наталья Ивановна, учитель физики и информатики моу куровская сош №6
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconВопросы здоровья на уроках технологии Учитель: Зотова И. В
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как...
Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии учитель технологии моу «сош №7» г. Алатырь Зимина Елена Алексеевна Введение iconМетодическая разработка «Неделя физики в мбоу сош с. Синодское» Автор:...
Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница