Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении




НазваниеПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
страница1/24
Дата публикации01.04.2013
Размер2.98 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Содержание:

Стр.

  1. Обязательная часть образовательной программы

  1. Пояснительная записка

    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении………………...……… 3

    2. Приоритетные направления деятельности

образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования………….… 4

    1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения

по реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования……………………………………………...….… 4

    1. Особенности осуществления образовательного процесса

(национально-культурные, демографические,

климатические и др.)…………………………..……………………...……... 5

    1. Принципы и подходы к формированию программы………………...……... 6




  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающее личностно – ориентирование организации всех видов детской деятельности………….….10

    1. Проектирование воспитательно образовательного процесса

в соответствии с контингентом воспитанников,

их индивидуальными и возрастными особенностями…………………...…18


  1. Содержание психолого – педагогической работы по освоению

детьми образовательных областей:

  • «Физическая культура»………………………………………………………25

  • «Здоровье»…………………………………………………………………….29

  • «Безопасность»………………………………………………………………..32

  • «Социализация»………………………………………………………………. 35

  • «Труд»………………………………………………………………………….42

  • «Познание»………………………………………………………………….….47

  • «Коммуникация»…………………………………………………………….…66

  • «Чтение художественной литературы»…………………………………….…74

  • «Художественное – творчество»………………………………………………79

  • «Музыка»……………………………………………………………………...86


4. Содержание коррекционной работы………………………………………………94
5. Планируемые результаты освоения детьми основной

общеобразовательной программы дошкольного образования…………..….…98
6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов

освоения основной общеобразовательной программы

дошкольного образования………………………………………………….…..107


  1. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса……………………………………………………………………...114




  • Условия реализации основной общеобразовательной программы ДОУ…120

  1. Обязательная часть образовательной программы




  1. Пояснительная записка


Общеобразовательная программа МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска» разработана в соответствии с:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 года) с изменениями от 20.12.2010 № 164;

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

- Методическими рекомендациями «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248);

- Базисная программа развития ребенка-докошльника «Истоки».

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе комплексной базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», которая предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

    1. ^ Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении


Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Программа «Истоки», реализуемая ДОУ, построена на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, и в ней уже заданы возрастные особенности детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

В детском саду функционирует 5 возрастных групп. Из них:

  • для детей раннего возраста – 1 группа;

  • для детей дошкольного возраста – 4 группы.


По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями от 20.12.2010 № 164 и «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 12 сентября 2008 г. N 666).

Все группы однородны по возрастному составу детей:

- ясельного возраста от 1,5 лет до 3 лет;

- младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет;

- среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет;

- старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет;

- подготовительной к школе группе с 6 до 7 лет.
Детский сад посещают дети с туберкулезной интоксикацией и контактные по туберкулезу II, III, IV групп здоровья.

С учетом данных групп здоровья выстраивается оздоровительная работа с детьми.
1.2. Особенностью деятельности детского сада является реализация основной примерной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Для реализации основного направления:

  • используется дополнительная «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» под ред. В.Т. Кудрявцева;

  • разработана модульная программа «Здоровье»;

  • используются оздоровительные технологии;

  • разработан особый двигательный режим.


1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей и социума.
Цель: обеспечить единую систему образовательных, медицинских, социальных услуг для создания каждому ребенку оптимальных условий для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи:

  • создавать условия для сохранения, формирования и укрепления физического и психического здоровья детей;

  • обеспечивать познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;

  • воспитывать у детей, с учетом их возрастных особенностей, нравственные общечеловеческие ценности, национальные традиции, любовь к окружающей природе, своей семье и Родине;

  • осуществлять необходимую коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • создавать условия для социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации социального заказа родителей;

  • привлекать родителей воспитанников к активному сотрудничеству в области решения задач здоровьясбережения и саморазвития детей.




    1. ^ Особенности осуществления образовательного процесса.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Режим работы учреждения устанавливается учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования учреждения, и является следующим:

  • пятидневная рабочая неделя;

  • длительность работы Учреждения – 12 часов;

  • график работы - 7.00-19.00;

  • 4 группы - 12-часового пребывания детей с 7.00 часов до 19.00 часов,

1 группа – круглосуточного пребывания;

  • выходные - суббота, воскресенье, праздничные дни.


В учреждении функционируют дополнительные помещения для реализации воспитательно-развивающего процесса:
Музыкальный зал Совместно организованная деятельность по музыкальному и физкультурному развитию детей (НОД, праздники, досуги, индивидуальная работа, релаксация и др.):

  • развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы.


Спортивный зал Утренняя гимнастика, НОД, коррекционная физкультура, спортивные праздники, досуги и др.:

  • укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений.


Кабинет педагога-психолога Комната психологической разгрузки:

  • коррекционная работа с детьми и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная работа;

  • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие деятельности и поведения детей.


Кабинет учителя-логопеда Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами:

  • развитие психических процессов, речи детей, коррекция звукопроизношения.


Живой уголок Совместно организованная деятельность по экологическому воспитанию детей, самостоятельная деятельность детей, дежурство и др.:

  • развитие познавательной, трудовой деятельности детей.


ДОУ находится в микрорайоне удаленном от центра города, что накладывает отпечаток на социальную характеристику семей: около 46% родителей имеют только среднее образование, у почти 6% родителей – неоконченное среднее образование, средне-специальное образование примерно у 42% и только 6% родителей имеют высшее образование. Контингент семей включает 18% неполных семей и 82% полных, 2% опекаемых и 5% многодетных семей. Образовательный процесс выстраивается с учетом социальных особенностей семей.

Национальный состав семей воспитанников не однородный: подавляющее большинство из них относится к русскому и татарскому населению. Данный аспект учитывается в построении воспитательно-образовательного процесса: проводятся календарно-обрядовые праздники, выставки, ярмарки и пр.

При реализации образовательной программы МКДОУ «Детский сад №42 «Аленький цветочек» учитываются климатические условия региона (морозная зима с низкими температурами). В связи с тем, что в холодное время года дети не могут осуществлять прогулки с учетом требований СанПиНа, программа предусматривает включение в двигательный режим, во время, отведенное для прогулок, спортивные, хороводные, подвижные игры, гостевые посещения, просмотры детских передач и мультфильмов и т. д., а так же закаливающие процедуры.


    1. ^ Принципы и подходы к формированию программы.


В основу построения программы были положены принципы, определенные Федеральными государственными требованиями:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволят решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

  • принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Плюс – принцип обогащения, амплификации детского развития, взаимосвязи всех его сторон, предусмотренный программой «Истоки». Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Кроме того при разработке Программы учитывались психолого-педагогические принципы, отражающие представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребенка:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

^ Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

^ Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

^ Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

^ Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

^ Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

^ Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

^ Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
При построении Программы в основу были положены и следующие методологические принципы развития:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка стр. … 1 Возрастные и индивидуальные особенности...

Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Большеключинский детский сад «Голубок»
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности 1 Возрастные...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении icon1. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Полазненский детский сад №8»
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбщеобразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбщеобразовательная программа (проект) Муниципального дошкольного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования бюджетного дошкольного
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница