Об организации художественно-эстетической деятельности старших




Скачать 107,73 Kb.
НазваниеОб организации художественно-эстетической деятельности старших
Дата публикации30.05.2013
Размер107,73 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
«Ненаучные записки»

об организации художественно-эстетической деятельности старших

дошкольников в образовательном процессе.

(Из опыта работы)




Толстопятова Н.А., воспитатель, 1 кв. категория

ГБДОУ детский сад №65 Выборгского района Санкт-Петербурга

В методической литературе, адресованной воспитателю, часто называют пять основных личностных потенциалов, играющих наиважнейшую роль в процессе развития личности дошкольника: познавательный, коммуникативный, эстетический (художественный), ценностный (нравственный) и физический. Чтобы способствовать развитию названных потенциалов, мы, воспитатели, призваны обеспечить ребенку такие сферы деятельности, где все глубинные возможности личности ребенка будут развиваться гармонично и согласно главной заповеди работы воспитателя, будут способствовать здоровьесбережению и здоровьеумножению воспитанников.

Хочу поделиться своим опытом работы по организации художественно-эстетической деятельности старших дошкольников.

Этот пласт воспитательных процессов, связанный с творческой деятельностью детей, считаю наиболее благодатным для гармонизации личности ребенка, поскольку он несет в себе радость

творчества, созидания. Эта радость знакома каждому человеку и выражается она словами: «Это

я придумал, это я сам сделал, это у меня получилось». Считаю, что психическое и физическое здоровье ребенка находится в прямой зависимости от того, как часто мы предоставляем ему испытывать радость творческого самовыражения. Ведь психологи давно заметили, что радость творчества развивает те чувства, которые являются как бы пусковым механизмом всего психического аппарата человека: и чуткого восприятия, и острой наблюдательности и богатого воображения, и продуктивной памяти, и творческого мышления.

Остановлюсь на занятиях рисованием, аппликацией и занятиях по развитию речи.

Творческое развитие личности начинается с самого раннего возраста , дети любят рисовать именно по тем причинам, о которых я упомянула выше. Поэтому рисование в подготовительной группе нужно начать с выявления (очень осторожного) уже имеющихся умений и навыков детей , т.е. провести индивидуальную работу, сделав для себя определенные выводы. На последующих занятиях педагог работает с учетом выявленных индивидуальных умений и навыков. При этом не забывайте о «привлекательности» вашего занятия для детей,- чем интереснее оно прошло, тем выше результат деятельности детей, тем результативнее будет и последующее занятие. Дети будут ждать это следующее занятие, если они научились чему-то такому, чего не умели раньше, и если испытали радость творчества. Это не преувеличение, понаблюдайте, и увидите это сами!

Хочу привести пример. Есть в моей группе мальчик, назовем его Мишей, которого совсем не вдохновляли занятия рисованием, хотя он неплохо рисовал. При этом рисунки его были всегда неопрятны, Миша допускал множество помарок вокруг рисунка, поскольку не имел навыка работы с акварельными красками. От этого рисунки его сильно проигрывали даже на фоне неумелых ,но аккуратных работ других детей. Дети всегда дают оценку работам рядом сидящих, а также высказывают свое мнение по поводу выставленных в «Уголке творчества» работ.

Оценки работ мальчика были однозначны: «Некрасиво! Грязь какая!» и т.д. Я поняла, что автор теряет вдохновение из-за своей же небрежности, слушая оценки ребят. Сразу аккуратности не научить, порой с этой проблемой борешься дольше, чем с обычным отсутствием навыка рисования. Мне пришла в голову простая мысль: вырезать рисунки из грязного, закапанного краской листа, и наклеивать на чистый (иногда цветной) лист, иначе мальчик никогда не научится аккуратности, т.к. для этого нужно рисовать с радостью, а не потому, что заставили. А теперь Миша и аккуратности научился и рисует с удовольствием.

Чтобы заинтересовать изобразительной деятельностью детей еще больше, необходимо знакомить их с продуктами такой деятельности других людей, т.е. картинами известных художников. Необходимо рассказывать и о самих художниках , о том, как они пришли в мир искусства, какую прожили жизнь и т.д. Такое повествование должно быть доступным и понятным. «Необъятного не объемлешь»! Поэтому главное в образовательном процессе - не выходить за рамки предложенного программой времени, не утомлять детей, даже самыми интересными занятиями. Если ваш рисунок незакончен, не бойтесь отложить работу над ним до следующего раза! А ваши рассказы о творчестве русских художниках не обязательно должны проходить в рамках занятия. Разместите на стенах репродукции известных картин и в свободное время, ненавязчиво, рассказывайте детям об авторах этих работ, о том, что создано художниками. Дети не только проявят интерес к творениям известных мастеров, а также запомнят эти картины на всю жизнь. Вспомните себя,- порой мы помним о живописи именно то, о чем нам неравнодушно, вдохновенно поведали в школе учителя, рассказав и историю жизнедеятельности художника; но с большим трудом припоминаем столь же

известные полотна, которые когда-то просто промелькнули перед нашей зрительной памятью, без

близкого ознакомления.

Ваши занятия должны быть разнообразными. В ходе образовательного процесса дети знакомятся с понятиями «живопись», «скульптура», «архитектура» и т.д. Узнают о творчестве русских художников, начинают использование различных техник живописи (пальцевая, набрызг, монотипия и других), - и вполне вероятно, что рисунки детей станут лучше, техничнее, красивее.

Но не следует ожидать, что результаты будут выдающимися у всех детей! Не стоит подходить к детскому творчеству со взрослыми мерками. Пейзаж, созданный ребенком ,не совершенен ,но по-своему прекрасен. Хвалите почаще начинающих художников, создавайте для каждого участника творческого процесса ситуацию успеха. Это поможет детям обрести вдохновение и уверенность.

На мой взгляд, созданию ситуации успеха очень способствуют коллективные занятия по изобразительной деятельности. Мне такие занятия кажутся очень полезными для детского коллектива по нескольким причинам: работая коллективно, например, над созданием пейзажа,

дети учатся общаться и взаимодействовать, считаться с мнением других, учиться друг у друга и т.д.Каждый выберет в общей деятельности то, что лучше всего умеет и конечно, выполнит это лучше других. Педагог тоже может принять участие в общей работе - ведь это коллективная работа.

Чем больше времени дети занимаются рисованием, тем очевиднее полезность этого занятия. Вы станете отмечать со временем, что с вашей помощью дети усвоили понятие композиции рисунка, научились пользоваться не только карандашом, но и акварелью и гуашью. А тестирование покажет, как прогрессировали ассоциативное и пространственное мышление, а также воображение и фантазия ваших подопечных!

На мой взгляд, воздействие рисования на мир детей уникально и с точки зрения развития памяти и внимания, если мы , взрослые, приложим определенные усилия. Начинать это лучше с раннего возраста, в союзе с родителями, которым необходимо рекомендовать развивающие прогулки со своими малышами. На таких прогулках необходимо обращать внимание детей на окружающую природу, птиц ,- все, что может заинтересовать ребенка-, цвет листьев , бегущие облака. Вернувшись домой, можно предложить ребенку нарисовать то, что он видел. Такие прогулки полезны на любом этапе развития изобразительных навыков и умений детей. В своей группе я провожу развивающие прогулки, а на занятии по рисованию мы вполне уместно можем вспомнить, что первый снег улегся нежным белым слоем на горизонтальные ветви ясеня, а вертикальные оставались при этом голыми и черными… Мы вспоминаем, рисуя деревья, какая шершавая , толстая, в извилистых прожилках была кора старого тополя, растущего на нашем участке…

Разнообразить и «украсить» занятие рисованием помогает использование электронных образовательных ресурсов ; расписать доску в стиле традиционных народных художественных промыслов детям было интереснее , имея перед глазами большое расписное полотно на экране домашнего кинотеатра.

Еще раз подчеркну, что нет надобности ставить целью занятий по изобразительной деятельности сделать всех детей художниками. Ведь главное в другом: рисование – это труд, а с другой стороны - удовольствие.

Помочь ребенку стать трудолюбивым и получить удовлетворение от создания прекрасного своими руками - это и должно быть целью таких занятий.

Аппликация - в подготовительной группе детского сада это занятие должно быть не менее интересным, чем рисование. Если работа над рисунком с самого раннего возраста дает ребенку первые представления о цвете, тени, форме предметов, то выполнение аппликации способствует развитию пространственного мышления. Если дети мало подготовлены, начинать лучше с работ декоративного характера .Такие работы должны быть привлекательны яркостью, красочностью , простотой форм и линий. Для их выполнения сейчас очень много всевозможных доступных средств: от флюоресцентной бумаги , до самоклеющихся материалов. На этом этапе дети легко воспринимают аппликацию, потому что здесь пока нет трудностей объемного и перспективного изображения предметов. Постепенно усложняем задачи выполнения аппликации по технике и композиции. Так в своей группе мы пришли к выполнению пейзажа с использованием перспективы, усложненной композиции расположения предметов, и при этом использовали разные материалы для аппликации (цветную бумагу, гофрированную бумагу, шерстяные нитки и деревянные палочки). Тему выбрали благодатную - осенний пейзаж с удаляющейся перспективой изображения. Работу сделали коллективно, т.к. эта работа была первой среди сложных аппликаций и не все дети смогли бы осилить ее самостоятельно, а еще потому, что всегда стараюсь не забывать о создании ситуации успеха для каждого ребенка. Поэтому одни дети занимались вырезанием и наклеиванием разноцветных осенних холмов, уходящих вдаль на нашей картине; другие - подготовили и наклеили силуэты разноцветных осенних деревьев, третьи -изобразили голубую ленту речки. А еще сделали домик, лошадку и т.д. И все это разместилось на общем большом листе, создав картину осенней природы в ярких красках. В процессе работы у детей возникало желание добавить новые детали, новые краски и т.д. Это и есть творческое вдохновение! Значит, моя цель достигнута…

Выполнение в аппликации пейзажей, городских видов и даже портретов – несомненно, трудная задача для дошкольника, поэтому таким работам должна предшествовать определенная подготовка. Переход от предметной аппликации к сюжетной должен быть постепенным и ненавязчивым. Прежде мы совершим осторожный переход от аппликации из бумажных геометрических фигур к рваной аппликации, а затем – и к аппликации из ткани. В аппликации всегда важны условность и красочность,- и на начальном этапе и на последующем,- более сложном, - поскольку дети изображают мир чуть упрощеннее, но гораздо ярче, чем взрослые.

Это очень заметно, когда дети рисуют ,- они схватывают основные черты предметов, как- то стараются упростить их форму, уйти от сложности деталей. Этим рисунки детей приближаются к условности, ее мы встречаем и в народной игрушке, изображение которой бывает так доступно детям.

Для развития фантазии детей дайте им больше самостоятельности , не требуйте точности при выполнении аппликации , чем больше ребенок фантазирует, тем больше его желание творить прекрасное. .

Развитие речи - важнейшая составляющая в становлении личности вообще. С раннего детства в процессе познавательно- игровой деятельности очень важна роль и присутствие взрослого, который, участвуя в игре, предлагает правильно назвать предмет и ответить на вопрос какой?

Дети отгадывают загадки, учат стихи, пословицы и поговорки, постигают значение многих слов.

В подготовительной группе большинство детей могут подобрать синонимы и антонимы к словам, могут рассказать об увиденном на прогулке, пересказать сказку, описать картину. С детьми, которые не справляются с задачами такого рода, необходима индивидуальная работа. Ведь на этом этапе очень важно не дать угаснуть детской любознательности, постараться раскрыть особенности речевого общения детей, и ответить на все их вопросы, именно в это время дети запоминают наибольшее количество слов , которыми будут пользоваться всю жизнь. Несомненно, что воспитатель, с которым так много времени проводят дети, оказывает огромное влияние на то, какое количество слов они освоят и каких слов .Поэтому очень важна культура речи воспитателя, богатство лексики, которую мы используем в повседневной жизни. Прописная истина!- подумают многие, но позвольте, откуда же в нашем обществе берутся малокультурые люди, ведь все мы (или почти все) вышли из детских садов и школ. Очевидна и роль родителей, не менее значимая, поэтому считаю возможным, а скорее обязательным разговор с родителями , ребенок которых использует в речи «нелитературную» лексику, неприемлемые для ребенка выражения и т.д.

Работа над речью детей должна быть повседневной, обыденной и сделать ее ярче и эффективнее поможет нам детская литература. Дети с удовольствием пересказывают понравившееся им произведение, прекрасно понимают юмор, порой сами предлагают прочитать то, что им особенно понравилось.

Книги Виктора Драгунского, Николая Носова, Евгения Чарушина, Виталия Бианки и множества других авторов детской литературы не только прививают в детском возрасте любовь к чтению, но

способствуют развитию речи ,помогают детям осваивать многие жизненно важные понятия , нравственные категории. Трудно переоценить значение поэзии в развитии речи детей. Красота и напевность поэтической речи привлекают детей любого возраста, важно научить детей понимать поэзию; для этого необходимо заострять внимание маленьких слушателей на красоте и необычности поэтического слова и объяснять его значение. Если детям понятен поэтический образ, они без труда заучивают стихотворение. Вот, например, настоящий шедевр лирической поэзии М.Исаковского, - стихотворение, которое хотелось рассказать наизусть каждому ребенку в моей группе:
Осторожно ветер

Из калитки вышел.

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

А потом, расправив

Молодые крылья,

Побежал куда-то

Вперегонку с пылью.
Детям понятно все в образе ветра-озорника, метафора воспринята ими как абсолютно им понятная, мне пришлось объяснить лишь одно слово из устаревшей лексики – «пожурил», а еще мы вместе посмеялись над тем ,что воспитатели тоже могут «пожурить» …

Уже на раннем этапе творческой работы по развитию речи детям важно понять, что со словом,- как с пластилином, бумагой, кистью,- тоже можно играть, творить, создавать что-то своим трудом и воображением. И поэтому после прочтения литературных шедевров дайте детям возможность что-то сочинить самостоятельно. Например, попросите их описать пролетающие за окном облака, или описать мамин образ. Можно дать подсказку, задать вопрос или сочинить первое предложение, и обязательно получится. Но этой работе должно предшествовать какое –то эмоциональное переживание , оно и разбудит детскую фантазию. Например, хорошая сказка или рассказ из детской литературы. Эмоциональное .переживание является важнейшим условием для развития творческого потенциала детей, т.к. порождает желание высказать свои мысли и чувства.

Богатейшим материалом в работе по развитию речи является устное народное творчество, именно потому , что содержит накопленную в веках народную мудрость. Используя этот благодатный материал, частицу этой мудрости, видишь, насколько народное творчество интересно детям, особенно загадки и сказки. Предложите детям сочинить сказку самостоятельно. Сначала она получится неуклюжей, нескладной, но чем больше продолжается ваша работа по этой теме, тем лучше станут результаты совместных занятий – дети смогут составлять довольно удачные предложения (устно), при этом развивается память, обогащается словарный запас. И пусть не получится такой сказки, которая сподвигла детей к творчеству - которую вы прочли,- но сочинительство этой детской сказки помогает ребенку самореализоваться, в ней - его фантазия и мечта. А воспитателю такие «шедевры» дают возможность лучше понять детей .

Не буду говорить о том, что ценность любого творческого процесса – в его арт- терапевтичности;

и о важности этого уникального свойства в эпоху стрессов и глобальных потрясений,- не только

для детей, но и для взрослых. Это интересная отдельная и большая тема, которую я хотела бы

освоить.
Толстопятова Н.А., воспитатель подготовительной группы, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №65 Выборгского района Санкт-Петербурга

Похожие:

Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconПрограмма дополнительного образования детей художественно-эстетической
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направления составлена на основе авторской программы «Художественная...
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconМастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических...
Ценность предметов художественно-эстетической направленности в воспитании младших школьников
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconПрограмма «Волшебная кисть»
Программам Волшебная кисть по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному...
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconПрограмма художественно эстетической направленности «Непоседы»
Строителей, д. 6, мкрн. Вынгапуровский, г. Ноябрьск, янао, 629828, тел./факс 374-156
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconПрограмма художественно эстетической напрвленности «Веселая кисточка»
Строителей, д. 6, мкрн. Вынгапуровский, г. Ноябрьск, янао, 629828, тел./факс 374-156
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconТема: «Управление художественно- эстетическим развитием дошкольников...
«Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое обращение взрослого с живой душой ребенка»
Об организации художественно-эстетической деятельности старших icon«Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки…»
Кулагина Т. В., воспитатель мдоу №10, руководитель Художественно-эстетической кафедры мдоу №10
Об организации художественно-эстетической деятельности старших icon«Анкета для учеников старших классов»
В этой связи актуальной является проблема развития саморегуляции учебной деятельности у старшеклассников. Овладение учащимися старших...
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconВ 1976-м году в школу пришла работать Колпакова Лидия Ивановна учителем...
Ные приёмы и методы работы, способствующие активизации мыслительной и художественно-эстетической деятельности учащихся. Она щедро...
Об организации художественно-эстетической деятельности старших iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Эстетика, эстетическое и эстетичность. Самотворчество конкретности комического, драматического и трагического в художественно-эстетической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница