РАЗДЕЛ 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
Основные направления развития детей
| Образовательные области
| Физическое развитие
| «Физическая культура»
| «Здоровье»
| Познавательно-речевое развитие
| «Коммуникация»
| «Чтение детям художественной литературы»
| «Познание»
| Художественно-эстетическое развитие
| «Музыка»
| «Художественное творчество»
| Социально-личностное развитие
| «Социализация»
| «Труд»
| «Безопасность»
|
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
^ базируется на следующих принципах:
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности.
^
Образовательная область «Физическая культура»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
^
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
| По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| «Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)
«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)
«^ » (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования).
«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)).
«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений детей)
| «^ » (использование художественных произведений, музыкально-ритмической и продуктивной деятельности с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики)
|
^
Комплексные и специализированные программы
| Педагогические технологии
| ^
| - Программа «Радуга» , автор Т.Н. Доронова Москва Просвещение1994 год;
Методическое руководство для воспитателей , работающих по программе «Радуга» / под редакцией Т.Н. Дороновой , В.В. Гербовой , Т.И. Гризик / 2004 год
| - «Физическая культура дошкольникам»/ младший возраст/ Л.Д. Глазырина М.: Владос 2001 год
- «Физическая культура дошкольникам» / средний возраст/ Л.Д. Глазырина М.: Владос 2001 год
-«Физическая культура дошкольникам» / старший возраст/ Л.Д. Глазырина М.: Владос 2001 год;
| - «Двигательная активность ребенка в детском саду» М.А. Рунова М.: Мозаика – синтез 2000 год;
- «Плоскостопие у детей 6-7 лет» В.С.Лосева М.: Творческий центр Сфера 2004 год
- «Спортивные праздники в детском саду» З.Ф. Аксенова М.: Творческий центр Сфера 2004 год
- «Движение день за днем» М.А . Рунова М.: Линка-пресс 2007 год ;
- «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» Е.И. Подольская В.: Учитель 2008 год ;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев , Б.Б. Егоров М.: Линка-пресс 2000 год ;
- «Са-фи- дансе» Ж.Е. Фирилева , Е.Г. Сайкина С.П.: «Детство – пресс» 2001 год ;
- «Физкультурные праздники в детском саду» В.Н. Шебеко , Н.Н. Ермак М.: Просвещение 2001 год;
- «Веселая физкультура для детей и их родителей» О.Б. Казина Я.: Академия развития 2005 год;
- «Здоровый ребенок» М.Д. Маханева М.: Аркти 2004 год
- «Картотеки подвижных игр , упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н.В. Нищева С.П.: Детство – пресс 2008 год;
- «Физкультурные занятия с детьми» Л.И. Пезулаева М.: Просвещение 1990 год
- «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» Е.И. Подольская «Учитель» 2010 год;
- «Двигаемся, играем, радуемся»- пособие по развитию движений Л.А.Соболева, В.П. Панина г. Пермь - 1993 год
- «Оздоровительные досуги для детей дошкольного возраста» М.Ю. Картушина «Сфера» - 2004 год;
| ^
Содержание
| Возраст
| Совместная деятельность
| Режимные моменты
| Самостоятельная деятельность
| Взаимодействие с семьей
| ^
-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;
строевые упражнения; ритмические упражнения.
^
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения 5.Активный отдых
| 3-5 лет, вторая младшая и средняя группы
| Занятия по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
В занятиях по физическому воспитанию:
-тематические комплексы
-сюжетные
-классические
-с предметами
-подражательный комплекс
Физ.минутки
Динамические паузы
| Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика:
-классическая
-сюжетно-игровая
-тематическая
-полоса препятствий
Подражательные движения
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Подражательные движения
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна:
- коррекционная
-оздоровительная
-сюжетно-игровая
-полоса препятствий
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Подражательные движения Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
День здоровья (ср. гр.)
| Игра
Игровое упражнение Подражательные движения
| Беседа, консультация
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Совместные игры
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
Консультативные встречи.
Совместные занятия
Мастер-класс
| Содержание
| Возраст
| Совместная деятельность
| Режимные моменты
| Самостоятельная деятельность
| Взаимодействие с семьей
| ^
-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;
строевые упражнения; ритмические упражнения.
^
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Спортивные игры
6.Активный отдых
| 5-7 лет, старшая и подгот.
к школе группы
| Занятия по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
-по развитию элементов двигательной креативности
(творчества) В занятиях по физическому воспитанию:
-сюжетный комплекс
-подражательный комплекс
- комплекс с предметами
Физ.минутки
Динамические паузы
Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр
| Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика:
-классическая
-игровая
-полоса препятствий
-музыкально-ритмическая
-аэробика (подгот. гр.)
Подражательные движения
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Подражательные движения
Занятие-поход (подгот. гр.)
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна
-оздоровительная
-коррекционная
-полоса препятствий
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Подражательные движения Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
День здоровья
|
Игровые упражнения
Подражательные движения
|
Беседа, консультация
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Совместные игры
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
Консультативные встречи.
Совместные занятия
Мастер-класс
|
^ Цель: охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Примерные виды интеграции области «Здоровье»
^
| По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| «^ » (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей)
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни)
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека)
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)
| «^ » (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)
«^ » (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)
|
^
Комплексные и специализированные программы
| Педагогические технологии
| ^
| - Программа «Радуга» , автор Т.Н. Доронова Москва Просвещение
Методическое руководство для воспитателей , работающих по программе «Радуга» / под редакцией Т.Н. Дороновой , В.В. Гербовой , Т.И. Гризик / 2004 год
- «Росточки» Н.Ю. Баландина Пермь 2000 год ;
| - Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1998
| - «Здоровейка в гостях у малышей» Л.А. Меньшикова , Пермь 2005 год ;
- «Уроки Мойдодыры» Г.Зайцев СПб.: Акцидент 1997 год;
- «Уроки этикета» С.А. Насонкина СПб.: Акцидент 1996 год;
- «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова М.: Олма-Пресс 2000 год ;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев , Б.Б. Егоров М.: Линка-пресс 2000 год ;
- «Здоровый ребенок» М.Д. Маханева М.: Аркти 2004 год ;
- «Оздоровительные досуги для детей дошкольного возраста» М.Ю. Картушина «Сфера» - 2004 год;
|
|