Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (




Скачать 113.71 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (
Дата публикации30.05.2013
Размер113.71 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Культура > Пояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под редакцией доктора педагогических наук В. С. Кузина - М.: Дрофа, 2010) с учетом Стандарта основного общего образования области «Искусство» (Изобразительное искусство).

Рабочая программа реализует следующие функции:

  • информационно – методические;

  • организационно - планирующие;

  • контролирующие .

Рабочая программа «Искусство (ИЗО)» рассчитана на 122 часа, в 5,6,7 классах – по 35 часов, 1час в неделю, в 8 классе – 17 часов, согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» на 2011-2012 учебный год.
^ Цель программы:

формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;

  • Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации, элементарного дизайна;

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.


Содержание курса изобразительного искусства включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировые мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

Основное содержание программы направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся на основе деятельного подхода эмоционально - ценностного восприятия искусства. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные содержательные линии:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись)

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция)

  • декоративная работа

  • лепка

  • аппликация с элементами дизайна

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.


Внесенные изменения в авторскую программу обусловлены сокращением количества часов по данной дисциплине в учебном плане школы в 8 классе с 35 до 17. Вследствие этого произведена корректировка в изучении следующих тем:

^ Распределение учебных часов по темам курса


п/п

Темы блоков программы

Классы

5

6

7

8

5

6

7

8

количество часов по программе В.С. Кузина

количество часов по рабочей программе

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

14

12

14

13

14

12

14

5

2.

Рисование на темы и иллюстрирование (композиция)

9

11

8

8

9

11

8

5

3.

Декоративная работа (аппликация)

б

7

10

8

б

7

10

5

4.

Лепка

(конструирование)










4










1

5.

Беседы об

изобразительном искусстве

6

4

2

2

6

4

2

1




Итого

35

35

35

35

35

35

35

17



^ Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
^ В основу программы положены:

  • Тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • Единство воспитания и образования обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве»

  • Познавательно - эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах: беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно - прикладного искусства;

^ При проведении уроков бесед учитываются:

  • Яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно - прикладным искусством, как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • Система межпредметных связей (литература, русский язык, музыка, окружающий мир, технология, история), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

  • Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве учащихся среднего звена и младших школьников.

  • Развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо.
^ Рисование с натуры включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению. Задания могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски, зарисовки 7-15 минут). Рисунки могут выполняться простым карандашом или акварельными красками. В разделе «Живопись» обучение направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами. Давая возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие, данные занятия помогают им становиться духовно богаче, развивают художественный вкус.

^ Рисование на темы - рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных, целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Эта работа направлена на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

^ Обучение декоративной работе — осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно - прикладного искусства. В содержании данного раздела раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учит их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

Особое внимание в изобразительном искусстве занимает раздел «Лепка», где у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Аппликация - это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги.

^ Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Образовательные технологии, применяемые на уроках:

  • здоровьесберегающие;

  • проектного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • интерактивные и интегрированные.


Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • устный опрос (индивидуальный, фронтальный);

  • тематические беседы;

  • защита рефератов;

  • индивидуальные исследовательские работы с применением компьютерных презентаций;

  • проверочные работы в форме тестирования;

  • проведение художественных викторин;

  • проверка выполнения творческих заданий (рисунков, аппликаций, работ с пластилином и т.п.);

  • организация выставок.


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать/ понимать

  • Основные виды и жанры изобразительных искусств.

  • Основы изобразительной грамоты (цвет, гон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция).

  • Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения.

  • Наиболее крупные художественные музеи России и мира.

  • Значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества.

Уметь

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности.

  • Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция).

  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Восприятие и оценка произведений искусства.

  • Самостоятельную творческую деятельность; в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно - конструктивных работ (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Список литературы


  1. Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс.-М., 2006;

  2. История русского искусства ,В.Н. Александров, Минск «Харвест»,2004 г

  3. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей /B.C. Кузин. - 2-е изд., доп. и перераб.-М.:Просвещение, 1999;

  4. Кузин B.C. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ B.C. Кузин.-М.:Агар, 1997;

  5. Кузин В. С. Программно-тематические материалы. Изобразительное искусство в средней школе / В. С. Кузин, В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004;

  6. Кузин, B.C. Наброски и зарисовки / B.C. Кузин - М. ,1980;

  7. Легенды мировой живописи, В. Н. Сингаевский М., изд. «АСТ», «Полигон», «Харвест» 2009 г.

  8. Мастера русской живописи, изд. «Белый город», М., 2007

  9. Сокольникова, B.C. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов./ B.C. Сокольникова, B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина.-Обнинск:Титул, 1999.

  10. Школа изобразительного искусства М., Изобразительное искусство, 1988 г.


Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8...
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1–9 классы общеобразовательной школы»...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8...
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1–9 классы общеобразовательной школы»...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа Грачёвой Татьяны Ивановны, II квалификационная...
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса II ступени обучения основной общеобразовательной...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа по изобразительному искусству 5, 6, 7, 8, 9 классы
Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» ( iconРабочая учебная программа «Искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница