Художественное образование и воспитание средствами искусства




Скачать 74,98 Kb.
НазваниеХудожественное образование и воспитание средствами искусства
Дата публикации30.05.2013
Размер74,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Художественное образование и воспитание средствами искусства

Островская Ю.С.,

заместитель директора по УВР

Художественное образование и воспитание средствами искусства является неотъемлемой частью любого полноценного образования, поскольку оно не только обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, и влияет на эмоционально-чувственное, духовное развитие детей.

Именно воспитание средствами искусства напрямую воздействует на развитие эмоциональной сферы личности ребенка, на формирование его художественных способностей, на творческую самореализацию в сфере искусства, на коллективную деятельность и общение в процессе обучения искусству.

Значение и роль искусства в школьном образовании трудно переоценить. Именно поэтому в расписании прочное место занимают такие учебные предметы, как ИЗО, технология, музыка, МХК. В нашей школе особое внимание уделяется развитию художественной культуры и творческих способностей учащихся. Не случайно важным направлением дополнительного образования в школе считаем художественно-эстетическое. Учащиеся имеют возможность развивать себя в разных областях искусства, посещая школьные кружки: театральная студия «Маски», вокальная студия «Сюрприз», музыкальный театр «Серебряная музыка», фольклорный ансамбль «Осьмушка». Именно поэтому стать участниками сегодняшнего разговора мы пригласили педагогов, работающих в системе дополнительного образования (Н. А. Наместникова), педагогов, ведущих предметы ИЗО и технология (Доронина Л. Г., Голубева С. Б.), а также учащихся, имеющих достижения в художественной деятельности (Плотникова Настя и Бурлева Света).

Оценить, насколько в школе созданы условия для развития детского художественного творчества поможет диагностика достижений учащихся в этой области. Но педагоги, работающие в образовательной области «Искусство» хорошо знают, что диагностика творческих достижений учащихся является одной из проблемных зон педагогических измерений. Трудности связаны с тем, что объектом контроля является такое сложное и многозначное понятие, как ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.

Мы с вами прекрасно понимаем, что культура – это не только материальные ценности, накопленные на протяжении всей истории, но и духовные ценности (совокупность идей, воззрений, знаний, способов художественной деятельности, системы ценностных отношений к миру, людям, себе, система оценок, вкусов, нравственных идеалов).

Художественная культура является также способом духовно – практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно – творческой деятельности, освоения произведений искусства, собственное участие в том или ином виде худ деятельности, создание новых произведений искусства, сохранение (защита, восстановление) художественных ценностей, распространение художественных знаний в просветительской работе, проектной деятельности, на концертных выступлениях…

Основные компоненты структуры художественной культуры личности могут быть условно выражены в следующей схеме:


^ Художественная культура личности




Художественное сознание, знание, идеи, мировоззрение. концепции, нравственные и идеологические позиции

^ Художественная деятельность, включая творческую деятельность и художественные способности

Система мотивационно – ценностных отношений и оценок, вкусов, суждений, интересов, предпочтений, мотивов, включая рефлексивные оценки


Как видно из представленных на схеме компонентов художественной культуры личности, диагностика столь многоаспектной и разноуровневой системы весьма сложна. Тем более, что все эти компоненты интегрируются в определенные качества личности и от уровня культурного развития личности зависит свобода оперирования знаниями в области искусства, осознание своего места и роли в искусстве, способность к их анализу, адаптации к постоянно изменяющимся жизненным ситуациям, к рефлексии, к выработке устойчивой жизненной позиции и многое другое.

Поэтому, конечно, данную модель необходимо конкретизировать с целью проведения диагностики достижений в художественном образовании и воспитании.

Формирование художественной и духовной культуры учащихся предполагает развитие умений ценить и понимать прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и обществ; пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа; посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

Целевые направления в формировании художественной культуры личности в начальной, основной и старшей школе можно обозначить следующими условными "девизами":

  • Начальная школа - ^ Почувствовать искусство
    (воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств).

  • Основная школа - Узнать искусство
    (Формирование первых основ художественной культуры подростков).

  • Старшая школа - ^ Осмыслить искусство
    (оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества)

Поэтому систему развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности мы представляем себе так:


^ 1 этап

Первоначальное развитие творческих способностей учащихся

1-4 классы




Развитие задатков первоначальных творческих способностей учащихся

1-2 классы

Развитие потребности в актуализации творческих способностей

3-4 классы




^ 2 этап

Развитие отдельных творческих способностей

5-8 классы




Формирование мотива удовлетворения творческих потребностей, поиск способов решения задач:

- художественные способности;

- театральные способности;

- музыкальные способности

5-6 классы

Развитие творческих действий учащихся, самоопределение:

- литературное творчество;

- образное творчество

7-8 классы




^ 3 этап

Творческая деятельность учащихся в разных областях знаний

9-11 классы


В начальной школе главное направление изучения искусства - формирование эмоциональных основ художественной деятельности и художественного восприятия как учебных форм эмоционального познания мира в системе искусств.

Изучение искусства в начальной школе позволяет учащимся:

  • учиться передавать свое эмоциональное отношение к окружающему миру;

  • развивать образное мышление, воображение, способность к самовыражению и импровизации в коллективных и индивидуальных формах художественной деятельности; способность к созданию художественного образа;

  • развивать "чувствование красоты" через зрение, слух и речь".

^ В основной школе главное направление изучения искусства - формирование художественной культуры, навыков понимания красоты в содержании разных видов искусства через освоение основ художественного восприятия и основ художественной деятельности.

Изучение искусства в основной школе позволяет учащимся:

  • научиться ценить искусство и понимать его образный язык; выбирать вид искусства для собственного творчества сообразно возрастной потребности;

  • развивать самостоятельность в работе над замыслом, в умении строить программу действий в личном творчестве;

  • анализировать качество результатов, оценивать и направлять технический процесс сообразно выражению содержания;

  • пользоваться сведениями об искусстве и добывать их в соответствующих источниках (выставки, концерты, общение с людьми искусства, музеи, библиотеки, телевидение, видеотеки, Интернет и др.);

  • развивать потребность в общении по поводу искусства со сверстниками в классе и группах по интересам;

  • получить представление о системах видов и жанров искусства; о шедеврах национального и мирового искусства.

В среднем возрастном звене (5 – 8 классы) на первый план выходит наглядно-деятельный, практически-ориентированный подход к искусству и культуре в целом. Это возраст увлечения декоративно-прикладными искусствами (лепкой, керамикой, вышивкой, резьбой, конструированием)

^ В старшей школе главное направление изучения искусства - формирование потребности в оценке Прекрасного в природе, в искусстве, в личной жизни и обществе.

Изучение искусства в старшей школе позволяет учащимся:

  • воспитать себя как духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство; уважающего традиции и культуру других народов; обладающего "инстинктом сохранения" культурных ценностей безотносительно к их национальной принадлежности;

  • развить художественный вкус, умение отличить истинные ценности от массовой культуры;

  • расширить исторический взгляд на культуру с позиций духовных /нравственных/ ценностей;

  • осознать личную потребность участия в процессах поддержания и обновления культуры общества;

  • развивать качества художественного мышления, необходимые в любой профессии.

В старшем возрастном звене (9-11 классы) на первый план выходит художественно-интеллектуальный подход к искусству, это время начинающегося интереса к истории искусства, к поисковой художественной деятельности и стремления получить интегрированные художественные познания.

Таким образом, конкретизируя структуру художественной культуры личности, мы выделяем 5 основных компонентов художественной культуры личности:

  1. Общие художественные способности и качества личности.

  2. Мотивы, побуждающие личность к выявлению и актуализации своих способностей и качеств.

  3. Комплекс общекультурных знаний.

  4. Комплекс умений, навыков, худ деятельности, включая умение осуществлять и творческую деятельность.

  5. Оценки, включая и рефлексивные оценки (осознание своих достижений в области искусства).

Естественно, что все эти компоненты в структуре личности неразрывно связаны между собой, нельзя их рассматривать в отрыве друг от друга.

Взятые в совокупности данные параметры позволяют выявить наличие или отсутствие тех или иных художественных знаний. Умений, навыков, способностей, творческих задатков, интересов. Вкусов. Художественных ориентаций учащихся. Дают возможность зафиксировать их характер и направленность в той или иной сфере искусства; а также констатировать наличие или отсутствие мотивов, побуждающих учеников к активному участию и самореализации в искусстве.

Сравнивая по всем указанным выше параметрам данной модели реальные возможности и успехи конкретного ученика, можно с достаточной степенью объективности и точности судить о зоне его художественного развития, об уровне его обученности и воспитанности в той или иной области искусства.

Похожие:

Художественное образование и воспитание средствами искусства iconМкоу «Совхозная сош» рассмотрена
Гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconСавенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства
Источник: Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с....
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconЗадача обучения: представить учащимся широкую целостную картину мира...
Российское образование в 2012 году отмечает знаменательную дату 55-летие системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconСеменова Ольга Александровна Полное название оу: Арылахская средняя...
«Художниками становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек» «Эстетическое...
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconТехнология диалога культур: воспитание гражданствености средствами иностранного языка
Поэтому воспитание в духе гражданственности рассматривается нашим правительством в качестве безотлагательного императива, ибо патриотизм...
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconИнновации сегодня, традиции завтра!
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие"....
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconПрограмма подготовлена на основе временных требований к обязательному...
Массовое музыкальное образование и воспитание должно опираться на принцип признания самоценности музыкального искусства, который...
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconРабочая программа курса изобразительного искусства
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconВоспитание нравственности, формирование духовных ценностей учащихся...
Целью библиотеки является воспитание человека, способного творить, создавать культуру, преображать национальные духовные и духовно-материальные...
Художественное образование и воспитание средствами искусства iconВыставка произведений претендентов на премию в области изобразительного...
Глазков В. Ф. окончил Астраханское художественное училище им. П. А. Власова в 1972г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница