Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос»




Скачать 73,92 Kb.
НазваниеМастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос»
Дата публикации30.05.2013
Размер73,92 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Культура > Документы
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
План:

  1. Ценность предметов художественно-эстетической направленности в воспитании младших школьников.

  2. Цели и задачи художественно-эстетического воспитания по ФГОС НОО.

  3. Особенности внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.

  4. Необходимые условия для приобщения младших школьников к художественно-эстетическим ценностям.


Одним из эффективных аспектов формирования и развития личности является, как известно, эстетическое воспитание и художественное образование. Общеобразовательной школой задача художественного образования и эстетического воспитания решается с использованием самых разнообразных средств в различных видах учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Особое место в развитии школьника и видов его деятельности занимают предметы художественно-эстетического цикла.

На уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и художественного труда в школе происходит встреча детей с произведениями искусства. Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

Именно эти предметы в наибольшей степени решают задачи эстетического воспитания и занимают важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ними стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

В своей сущности предметы художественного цикла являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Всё это направлено на достижение цели художественного образования - развитие эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре.

Задачи, решаемые на занятиях изобразительным искусством:

  • развитие понимания явлений окружающей действительности;

  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование);

  • формирование практических навыков художественной деятельности;

  • воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусмотрена внеурочная деятельность. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе решает ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством глубже. Занятия изобразительным искусством во внеурочное время позволяют создать наилучшие условия для развития умения видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства, способствуют приобщению к художественно-эстетическим ценностям.

В содержание занятий внеурочной деятельности вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

При организации внеурочных занятий необходимо тщательно прорабатывать и стремиться создавать условия, необходимые для наиболее полной реализации воспитательного потенциала занятий художественно-эстетического направления. Рассмотрим некоторые из них.

Первое из условий успешного воспитания - наличие интереса, т.к. познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Интерес необходимо поддерживать (создавать на занятиях различные игровые ситуации, ситуации «открытия» искусства, проблемные ситуации, применять различные формы внеурочной работы и др.)

Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования духовно-нравственных и эстетических ценностей. Поэтому надо давать детям возможность «прожить» образ, «прочувствовать» художественное произведение.

Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету".

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания".

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. А научиться этому ребенок может только в процессе непосредственного участия в художественно-практической деятельности, воспринимая произведения искусства и обсуждая их, выражая свои мысли и чувства не только словами, но и в практической художественнной работе.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

Кроме того, учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка». Работа учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно организованной.

Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Руководителю кружка необходимо предусмотреть чередование индивидуального практического творчества учащихся и коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Похожие:

Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» icon2011 Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения фгос
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconО функционировании моделей внеурочной деятельности начальной школы в рамках фгос ноо
И начинать эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности внеурочной деятельности в рамках введения фгос
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconИнновационный опыт учителя начальных классов Щипковой Татьяны Ивановны...
Создание условий для воспитания гуманной, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества...
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мастер»
Программа внеурочной деятельности учащихся 1 класса по художественно – эстетическому направлению «Волшебный мастер»
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconСодержание открытие недели отборочные туры 1 класс класс класс класс...
Цель – углубление знаний школьников о природе, воспитание бережного отношения и любви к родной природе; создание условий для формирования...
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconПрограмма внеурочной деятельности младших школьников (для детей 1...
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconЛитература
Создание условий формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья» в процессе художественно-творческой...
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconПрограмма «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших...
...
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconПрограмма курса «риторика» Вид деятельности: творческое Возраст школьников:...
Все эти направления реализуют требования фгос. Данный курс внеурочной деятельности «Риторика» разработан в соответствии с требованиями...
Мастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках фгос» iconСправка «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница