Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство»




Скачать 309,42 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство»
страница1/3
Дата публикации30.05.2013
Размер309,42 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3


Государственное областное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Мончегорский детский дом»

Рекомендовано

Педагогическим советом

ГООУ «Мончегорский детский дом»

15.01.2010 года

Протокол № 2

«Утверждаю»

Директор

ГООУ «Мончегорский детский дом»

_________ И.В. Сиротина

20.01.2010


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Изобразительное искусство»

Возраст обучающихся 6-17 лет

Срок реализации – 3 года

Мусаева Н.Г. педагог

дополнительного образования

Мончегорск, 2010
^ Пояснительная записка.

Изучение искусства в изостудии детского дома призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности воспитанника заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у воспитанников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Программа «Изобразительное искусство» разработана на основе Программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла под редакцией Т.Я. Шпикаловой, рекомендованной для использования в работе художественных школ и учреждений системы дополнительного образования. (М.: Дрофа, 2000).

«Изобразительное искусство» как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись по керамике, ткани, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву ).

Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.
^ Целью программы является формирование и развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

Реализация цели программы выявляет систему ключевых задач:

  • формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;

  • становление умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. д.;

  • развитие у воспитанников художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, прекрасное и безобразное;

  • воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного;

  • создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха;

Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям.

Данная программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (изданной под грифом Министерства образования редакция выпуска 2000 г.) научный руководитель доктор пед. наук, профессор Т.Я. Шпикалова и имеет художественно-эстетическую направленность

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, и адаптирована к условиям детского дома.

В рамках модификации увеличено количество часов на изучение тем изобразительного и декоративно – прикладного искусства за счет сокращения часов на устное народное творчество, знакомство с народной культурой и фольклором осуществляется в комплексе с освоением изобразительной грамоты. Данные изменения обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс учебной практики по выполнению тематических композиций. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к природе, родному очагу, дому, семье.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что сохранение традиций народного творчества, формирование эстетических знаний и закрепление их в творческом опыте детей, позволяют по новому раскрыть связь изобразительного искусства с народной культурой, что является основополагающим в системе художественного образования.

Программа адаптирована для детей школьного возраста, воспитывающихся в детском доме. Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Программа разработана с учетом специфики данного учреждения, большое внимание уделяется коллективно-творческой деятельности воспитанников, что позволяет наладить межличностные отношения, улучить микроклимат в детском коллективе.

Программа предназначена для детей 6-17 лет, рассчитана на 3 года обучения. Форма организации занятий – индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. При этом воспитанникам в возрасте 6 -9лет целесообразно заниматься группой от 6 человек по 1 часу 2 раза в неделю, что связано с их возрастными особенностями и необходимостью уделять внимание каждому ребенку. Дети 10 -13 лет могут посещать группы по 8-10 человек и заниматься по 2 – 3 часа 2 раза в неделю,14-17 лет могут посещать группы по 8-10 человек и заниматься по 2 – 3 часа 3раза в неделю, что обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому воспитаннику, поскольку воспитанники, впервые занимающиеся изобразительной деятельностью, одинаково чувствуют беспомощность и необходимость поддержки. Так как состав воспитанников детского дома меняется в течение учебного года, то возможны изменения в возрастных и количественных составах групп. На индивидуально-факультативные занятия для каждой группы 1 раз в неделю отводится по одному занятию.

Формы и методы проведения занятий.

Программой предусматриваются следующие формы обучения:

  • групповая (во время занятий);

  • индивидуально-факультативная (для детей, пропустивших занятия из-за болезни, загруженности в школе и т.д., а также в целях коррекции; для одаренных детей).

  • Коллективная:

- совместно-индивидуальная форма работы (воспитанники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции);

- совместно-последовательная форма (предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников);

-совместно-взаимодействующая форма (представляет возможность вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности).

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;

  • декоративно-прикладная деятельность (основы декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна).

В изостудии применяются следующие формы занятий: экскурсия, конкурс, праздник;

методы работы на занятиях:

- словесные: слово учителя, беседа, анализ произведений искусства;

- наглядные: показ иллюстраций, работ педагога, произведений искусства;

- практические: показ приемов работы педагогом; индивидуальная работа воспитанников: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа;

- творческие: исследование, поиск, творческая работа.

В программе учтены традиционные конкурсы и мероприятия, проходящие в детском доме, часы на эти занятия даны приблизительно и могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от сложности темы.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей воспитанников при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Обучение изобразительному искусству в изостудии не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

В результате освоения обязательного минимума со­держания по изобразительному искусству и основам на­родного и декоративно-прикладного искусства воспитанники должны

Иметь представления:

об изобразительном искусстве, о народном и декора­тивно-прикладном искусстве, как видах искусства, об их роли в жизни человека;

об основных понятиях изобразительной грамоты;

о естественности многообразия понимания и выраже­ния в искусстве разными народами красоты природы, строений, одежды, традиционных трудовых процессов, празднеств, высших нравственно-эстетических ценностей;

о взаимосвязи изобразительного и других видов искус­ства;

о наиболее значимых музеях искусств России, о про­фессиональном и народном искусстве.

Различать (узнавать)

произведения традиционного (национального) искусства своего народа (архитектуру, народный костюм, предметы быта и др.) и иных нацио­нальных культур. Различать произведения школ народ­ного мастерства своего региона и страны.

Использовать при выполнении учебных и творческих работ на доступном для возраста уровне: образный язык пластических искусств;

основы цветоведения (три основных цвета, черный, белый, их смеси, теплые и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс);

основы изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении);

основы изображения лица и фигуры человека (про­порции частей, передача движения);

ритм, силуэт, цвет, композицию как основные средства художественной выразительности художественного образа.

Иметь опыт: работы с цветом, тоном, линией, пространством, фор­мой при создании графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию;

работы с художественными материалами: гуашь, аква­рель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезанная и обрывная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон и др.; коллективной творческой работы.

Приводить примеры произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены художественные традиции.

Применять творческий опыт в практической работе по оформлению комнат, помещений детского дома, создавая изделия декора­тивно-прикладного искусства из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды
Определять: в каком центре народных традиционных промыслов созданы художественные вещи (по главным отличитель­ным признакам: колорит, форма вещи, орнаментальные мотивы, традиционная технология); вид орнамента по характеру ритмических фигур (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфый).

Высказывать оценочные впечатления о шедеврах рус­ского и зарубежного изобразительного искусства и архи­тектуры о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России.

^ Диагностика успешности усвоения программного материала проходит поэтапно:

В начале обучения каждый ребенок проходит начальную диагностику или первичный этап мониторинга, который состоит из анкетирования, собеседования, контрольного задания и тестирования. Анкетирование включает в себя: ознакомительную анкету, которая дает необходимые официальные сведения о ребенке и анкету по выявлению индивидуальных способностей. Собеседование позволяет узнать уровень подготовленности ребенка, его интересы на момент поступления в объединение.

Контрольные задания выявляют специальные возможности каждого ребенка. Например: тест по выявлению самооценки и рисуночный тест «Кто вы?», а так же тест на изучение темперамента и творческих способностей. Так как на подготовительный этап обучения принимаются все желающие, то первичное тестирование сводится к знакомству с обучающимся.

^ Промежуточная диагностика необходима при работе на каждом занятии и на всех его этапах. Промежуточная диагностика часто проводится в скрытой форме. Наблюдения педагога за тем, как дети общаются между собой во время занятий и на перерывах, во время мероприятий, позволяют делать выводы об уровне воспитанности детей, их коммуникабельности и т. д.

Сбор всех результатов мониторинга дает полную картину о каждом ребенке и его возможностях. Конечным результатом этой работы является проведение итоговой аттестации в конце каждого года обучения.

^ Итоговый этап мониторинга представляет собой проверку знаний, умений и навыков, которые получил ребенок за год обучения в изостудии.

Содержание итоговой работы является в свою очередь первичной диагностикой второго, а итоговая работа второго - первичной третьего и т.д. годов обучения.

^ Начальная диагностика – сентябрь (октябрь): изобразительно-пластическая деятельность:

  • собеседование с детьми для определения начального их уровня развития.


Промежуточная диагностика – январь.

  • 1-й год обучения – дидактические игры, викторина;

  • 2-й год обучения – индивидуальные задания, терминологические тесты, выставка работ;

  • 3-й обучения – индивидуальные задания, терминологические тесты, выставка работ

Итоговый этап – май.

  • 1-й год обучения – занятие – игра, индивидуальные задания;

  • 2-й год обучения – выставка работ;

  • 3-й год обучения – защита творческой работы.

Уровни результативности освоения курса программы:

1. Достаточный.

Ребенок владеет знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой, умеет пользоваться ими в других видах деятельности.

2. Высокий.

Воспитанник самостоятельно выбирает художественный материал, технические и изобразительные приёмы. Стремиться к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов.

3. Недостаточный.

Ребенок не выделяет характерные особенности изображения. Не всегда правильно передаёт форму, строение, пропорции предмета. Не знает, какие цвета нужно использовать. Не владеет приёмами работы художественными материалами.

^ Критерием перевода на следующий этап обучения служит усвоение знаний, умений, навыков по всем темам образовательной программы текущего года.

В первый учебный год проводится итоговое занятие в форме игры (для оценки изопластического творчества предлагаются дидактические игры, упражнения, викторины), на котором ребенок показывает знание программного материала. Это позволяет выявить его уровень знаний и готовность к дальнейшему обучению.

^ Итогом второго года обучения является занятие, на котором ребенок представляет свою творческую работу по одному из разделов программы. Такой подход позволяет каждому обучающемуся проявить свои способности в том виде изопластической деятельности, который ему ближе.

^ Итоговые занятия для детей третьего года обучения проводятся в форме защиты творческой работы. Каждый воспитанник представляет изготовленный им предмет или композицию и небольшой рассказ о содержании, характерных художественных особенностях выполненной работы, соответствии ее определенным традициям.

Для проведения дополнительной диагностики интеллектуально-эсте­тического развития воспитанников специально для программы разработаны конспекты занятий, сцена­рии праздников.
Учебно-тематический план программы «Изобразительное искусство»



Тема

Количество часов в год

6-9 лет

10-13 лет

14-17 лет

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика




Вводное занятие

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Как и чем работают художники

16

4

12

30

6

24

52

6

47

2

Как говорит искусство

16

3

13

30

4

26

52

4

50

3

О чем говорит искусство

16

3

13

37

6

31

52

4

50

4

Реальность и фантазия

16

4

12

37

5

32

49

4

45

5

Праздник и итоговая выставка

7

2

5

9

1

8

10

1

9




Общее количество часов

72

144

216

  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconПрограмма «изобразительное искусство»
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconПрограмма «изобразительное искусство»
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Секция большого тенниса»
«Школа тенниса для детей» – это динамичная образовательная программа учреждения дополнительного образования, воплощающая единство...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconПрограмма «изобразительное искусство» (для четырёхлетней начальной школы)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)»...
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница